Interested Article - Степанянц, Арменак Левонович

Арменак Левонович Степанянц ( Степанян ; арм. Արմենակ Լևոնի Ստեփանյան ; 15 июля 1900 , Елизаветполь 14 декабря 1974 , Москва ) — советский армянский скульптор . Брат скульптора Сурена Степаняна (1895—1971) и композитора Аро Степаняна (1897-1966). Работал в области декоративной скульптуры (особенно садово-парковой ) .

Биография

Родился 15 июля 1900 года в Елизаветполе (ныне Гянджа , Азербайджан ). Начал обучаться скульптуре в Баку у В. А. Сергеева. В 1921 году переехал в Москву и поступил на скульптурный факультет ВХУТЕМАСа , где его преподавателями были Б. Д. Королёв и И. М. Чайков .

После окончания вуза в 1925 году остался в Москве . В 1927 году познакомился с П. Д. Кориным , обучался у него рисунку. Под руководством Корина на протяжении нескольких лет выполнял рисунки с античных слепков в Музее изобразительных искусств имени Пушкина . В частности, он копировал на большом картоне слепок « Лаокоона », стремясь добиться детальной передачи формы . В тот период проявилось увлечение Степанянца искусством Леонардо да Винчи и Гвидо Рени , что сказалось на многих его карандашных портретах 1930—1940-х годов .

Одновременно он работал в творческой мастерской С. Д. Меркурова . Занимался работами по формовке вещей, переводу их из гипса в более прочные материалы. Помогал Меркурову в работе над образом В. И. Ленина . Опираясь на этот опыт, в дальнейшем создал бюст Ленина, который был установлен в Краснопресненском райисполкоме Москвы . 14 апреля 1930 года вместе с Меркуровым снимал посмертную маску с В. В. Маяковского .

Во время учёбы во ВХУТЕМАСе сделал в альбомах множество набросков, находясь на производстве. Вскоре после окончания вуза выполнил несколько барельефов на тему индустриального труда. Первыми скульптурами Арменака Степанянца были статуэтки из гипса, по форме напоминающие каменные изваяния , а также скульптурные вазы . В начале 1930-х годов выполнил ряд одиночных и многофигурных композиций, посвящённых актуальным в то время профессиям: «Трактористка», «Литейщик», «Металлург». В этих скульптурах автор изобразил рабочего человека в привычной производственной среде . К этим работам близки скульптуры на оборонную тематику: «Красноармейцы ударники за изучением пулемёта», «Победительница в состязаниях на значок ГТО», «Осоавиахим». С ними Арменак Степанянц впервые принял участие в художественной выставке «15 лет РККА» в 1933 году . Принимал участие в создании фриза на здании Правительства Армянской ССР в Ереване . В 1930-х годах выполнил 58 скульптур на спортивную тематику, в которых нашли отражение почти все виды спорта : «Пловчиха», «Девушка с мячом», «Бегунья» , «Гимнастка» , «Теннисистка» , «Физкультурник с мячом» , «Девушка с веслом» , «Футболисты» и другие. Эти скульптуры были изготовлены из бетона во множестве копий и установлены на спортивных площадках, в метро, и парках Москвы , Ленинграда , Еревана , Баку , Ростова-на-Дону , Сочи и других городов страны . В частности, две скульптуры физкультурников работы Степанянца украшали северный вестибюль станции метро « Охотный Ряд » , такие же скульптуры стояли у входа в Дворец физкультуры Московского завода имени Авиахима. Как отмечал журнал « Искусство », его «скульптуры и рисунки отмечены тонкой передачей гармонии человеческого тела» .

В 1941—1945 годах жил в Ереване. Работал вместе со скульпторами Н. Б. Никогосяном и , живописцами М. А. Асламазян и Д. А. Налбандяном . В этот период он в основном создавал произведения, посвященные Великой Отечественной войне : «Вперёд, за Родину» (эскиз памятника, гипс ), «Жертва фашизма» (гипс) . Его скульптуры «Рукопашный бой», «Санитарка», «Воин, спасающий старика и ребёнка из пожарища» экспонировались на выставке армянских художников. В работе над скульптурой «Защитница Родины» он обращался к образу армянской девушки Рипсиме, участнице битвы за Керчь . Великой Отечественной войне посвящены также его скульптуры «Сталь фронту» и «Всё для фронта, всё для Победы», экспонировавшиеся в Москве на выставке к 30-летию Победы в 1975 году .

В 1945 году он создал памятник Серго Орджоникидзе ( бронза , базальт ) для Ленинакана (ныне Гюмри ) . Совместно с ним над памятником работал скульптор Г. Г. Чубарян . После войны вернулся в Москву, создавал портретные скульптуры, образцы для гончарного производства . Выполнил скульптуру Раймонды Дьен (не сохранилась) . В 1950 году выполнил для МГУ портрет исследователя Камчатки С. П. Крашенинникова . В 1954 году совместно с выполнил композицию «Колхозник и колхозница», установленную на крыше павильона « Литовская ССР » на ВДНХ .

В последние годы обращался к мотивам армянской национальной классики. Ряд скульптур Арменака Степанянца был посвящён деятелям армянской культуры. В частности, фигуры Месропа Маштоца и Агатангелоса были установлены в Матенадаране . Скульптору была близка и тема материнства: «Мать, купающая ребенка», «Мать, кормящая ребёнка» . В портрете «Мой малыш» он запечатлел своего двухлетнего сына . Арменак Степанянц является автором ряда живописных работ, на которых изображены, в частности, архитектурные пейзажи Москвы и Подмосковья .

Более десятка работ Степанянца находятся в Национальной галерее Армении: «Мать, купающая ребенка» (1928, майолика ), «Материнство» (1940, фаянс), «Месроп Маштоц» (1966, фаянс) . Также его работы есть в Третьяковской галерее : «Портрет студентки» (1947, мрамор), «Летописец Мовсес Хоренаци» (1950, майолика) . Ряд его работ находится в собрании Музея Востока в Москве .

Жил в Москве на улице Грановского , 5 . Умер 14 декабря 1974 года .

Память

В 1976 году в Москве в выставочном зале МОСХ состоялась персональная выставка Арменака Степанянца . Скульптурный портрет Арменака Степанянца, выполненный А. М. Сарксяном в 1944 году, хранится в Доме-музее Ара Саркисяна и Акопа Коджояна в Ереване .

Семья

Примечания

  1. (арм.) / под ред. Վ. Համբարձումյան , — 1974.
  2. (арм.) / под ред. — Երևան: 2005.
  3. Покров М. Вместе со временем // Художник. — 1977. — № 6. — С. 32—33.
  4. Банковский Н. Интересная встреча // Московский художник. — 1976. — № 34 (12 августа).
  5. «15 лет РККА», художественная выставка. — М. : Всекохудожник, 1933. — С. 265. — 303 с. — (Каталоги художественных выставок. Выпуск 35).
  6. // . — Ереван, 1985. — С. 128. — (Հայկական սովետական հանրագիտարան = Армянская советская энциклопедия : в 13 т. / В. А. Амбарцумян ; 1974—1987, т. 11). — 100 000 экз.
  7. . — М. : Красная площадь, 2002. — С. 385. — (Скульптура XVIII–XX веков). 8 июля 2022 года.
  8. // Комсомолец. — 1985. — 1 мая. — С. 4 .
  9. Художественная жизнь Советского Союза // Искусство. — 1976. — № 11. — С. 77—78.
  10. Скульптура на стадионе «Электрик» // Искусство : журнал. — 1936. — № 1 . — С. 136—144 .
  11. // Вечерняя Москва : газета. — 1936. — 9 февраля ( № 32 (3662) ). — С. 3 .
  12. // Вечерняя Москва : газета. — 1939. — 11 июня ( № 132 (4661) ). — С. 3 . 8 июля 2022 года.
  13. // Вечерняя Москва : газета. — 1935. — 17 февраля ( № 40 (3369) ). — С. 2 .
  14. . mos.ru (3 февраля 2023). Дата обращения: 19 февраля 2023.
  15. Список абонентов Московской городской телефонной сети. Часть 4. Квартирные телефоны (индивидуальных абонентов с «С» по «Я»). — М. : Связь, 1972. — С. 275.
  16. . — 1966. — С. 154.
  17. . ashkf.am . Дата обращения: 14 июля 2022. 22 июля 2022 года.
Источник —

Same as Степанянц, Арменак Левонович