Interested Article - Монастырь Преподобного Иова Почаевского (Мюнхен)

Монасты́рь преподо́бного И́ова Поча́евского ( нем. Kloster des Heiligen Hiob von Potschajew ) — мужской православный монастырь Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей , расположенный в , пригороде Мюнхена . При монастыре действуют епархиальное управление, свечной завод и типография.

Намечен переезд монастыря в выкупленный епархией замок Зайфридсберг в местечке Циметсхаузен .

История

В 1944 году Красная Армия приблизилась к восточной Словакии . Настроенная антисоветски братия монастыря Преподобного Иова Почавского в Ладомировой во главе с архимандритом Серафимом (Ивановым) была вынуждена переехать сначала в Братиславу , а потом в Германию и Швейцарию , где ждала разрешения на въезд в США . К концу 1945 года игумен , не получивший разрешение на переезд в США из-за болезни, организовал монашескую общину в подвальном помещении Синодального дома Синода РПЦЗ в Мюнхене в районе Богенхаузен . Датой рождения монашеского братства во имя преподобного Иова Почаевского в Мюнхене называют 29 декабря 1945 года. Новая монашеская община была организована по уставу прежнего монастыря, который, в свою очередь, заимствовал у Почаевской лавры . Кроме игумена Иова, в новую общину вошли духовник братии иеромонах Никодим (Нагаев) и четверо послушников . Иконостас в древнерусском стиле расписал в 1944—1946 годах иеромонах Киприан (Пыжов) .

В начале 1946 года для мюнхенских иноков было приобретено полуразрушенное двухэтажное здание бывшей школы гитлерюгенда (1939) рядом с замком Блютенбург . В журнале « Православная Русь » за 1947 год приводится такое свидетельство: «Когда мы въехали, во всем доме нашли только две широкие скамьи из раздевалки душа. Эти скамьи долгое время служили кроватями для двух братьев — остальные спали на полу… Деревянные кровати дали нам по знакомству американские учреждения <…>, но шкафов до сих пор не приобрели — их негде достать» .

4 марта 1946 года Архиерейский синод Русской православной церкви заграницей постановил: «1. Разрешить основному составу братства прп. Иова во главе с настоятелем архим. Серафимом отбыть в Америку, чтобы присоединиться к Свято-Троицкому монастырю и с ним вместе вести работу среди местного населения; 2. Образовать в Европе два подворья братства — временное в Женеве и постоянное в Мюнхене, для того чтобы эта часть братства послужила ядром для образования обителей в Европе; оба подворья сохранить в непосредственном подчинении Синода на правах ставропигии ; настоятелем подворья в Германии назначить игумена Иова (Леонтьева) с возведением в сан архимандрита» . В конце 1946 — начале 1947 года большая часть бывших насельников монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой эмигрировала из Швейцарии в США, где пополнила братию Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле .

Усилиями монахов и трудников из числа прихожан мюнхенских приходов здание было частично перестроено и приспособлено для монашеской жизни. В бывшем бассейне разместился свечной цех, а рядом с ним монахи установили типографский станок. Была обустроена домовая церковь: «Из Синода привезли образа, укреплённые на доске, в виде божницы … и аналой , сделанный тогда о. Геласием. Поставили их и молились перед ними <…> Братия с молитвой соорудили из полученного леса престол, жертвенник и лёгкий иконостас … Был праздник апп. Петра и Павла [то есть 12 июля по новому стилю], и в этот день в обители была отслужена первая литургия » . 28 августа 1946 года митрополитом Анастасием (Грибановским) была освящена церковь во имя преподобного Иова Почаевского , «причём освящены иконы, привезённые из Швейцарии и изготовленные иером. Киприаном (Пыжовым)… и водружённые на временном иконостасе… Убранство церкви, как-то: паникадила , хоругви , два подсвечника, часть образов, аналои были пожертвованы военнопленными лагеря Платтлинг, смастерившими их из подручного материала: консервных банок, алюминия от разбитых самолётов и др.» .

В 1947 году в монастырской церкви были установлены три киота : преподобному Иову Почаевскому , святителю Николаю Чутоворцу и святителю Феодосию Черниговскому . Художники К. И. Гусев, Л. А. Иордан, М. А. Янсон украсили стены храма орнаментом и изображениями святых .

В конце 1940-х годов архимандрит Иов открыл ещё два монастырских подворья: в Ницце ( Франция ) под руководством иеромонаха и в Германии с отдельным корпусом, домовым храмом и типографией при приходе святого Прокопия Устюжского в Гамбурге под началом архимандрита Виталия (Устинова) . Наиболее активным было Гамбургское подворье, при котором в 1945—1948 годах действовала типография преподобного Иова Почаевского, переведённая в 1948 году в лагерь русских беженцев Фишбек . В 1950 году епископ Нафанаил инициировал открытие ещё двух монастырей во Франции. Первый был открыт недалеко от Озуар-ла-Ферьер игуменом Никодимом (Нагаевым), второй — в Южной Франции, в городе По , где с 1867 года существовала Александро-Невская церковь ; ответственным за его создание стал иеромонах . Кроме них, для организации подворий из Мюнхена были откомандированы ещё четверо монахов . Однако вскоре эти подворья были закрыты, и единственным преемником ладомировской обители в Европе остался монастырь в Мюнхене .

В 1947 годы в монастыре проживали 32 человека, в 1948 году — 46 человек. Затем число насельников стало уменьшаться, так как они уезжали в США и Швейцарию. В 1951 году часть насельников во главе с иеромонахом переселилась на Святую Землю . Жить в Западной Германии , вблизи границ социалистического лагеря, казалось небезопасным. К концу 1954 года в обители остались 25 человек, среди них несколько немцев .

В 1950 году в монастыре возобновилось типографское дело, монахи издавали жития святых , молитвословы , церковные календари , периодику. В 1950-х годах в монастыре действовали двухгодичные пастырские курсы, которыми руководил протопресвитер Василий Виноградов. Со временем все подворья монастыря были закрыты .

Рядом с монастырскими стенами монахи посадили виноград , завели ульи, во дворе появилось много плодовых деревьев, преимущественно яблонь . При втором настоятеле архимандрите Корнилии (Малюшицком) православным монастырём стали интересоваться местные немцы, которым он рассказывал о Православной церкви и монашеской жизни. Некоторые из них жертвовали монастырю иконы и кресты, доставшиеся им в качестве военных трофеев .

В начале 1970-х годов в Мюнхене действовало эмигрантское Общество друзей обители преподобного Иова Почаевского, которое собирало средства для ремонта монастырского здания. Рядом с монастырём была поставлена деревянная часовня .

В 1980 года новым настоятелем стал архимандрит Марк (Арндт) . К тому времени из насельников монастыря остался архиепископ Нафанаил на покое и чтец . Вместе с Марком (Арндтом) из Висбадена переехала небольшая монашеская община, жившая по афонскому уставу .

30 ноября того же года архимандрит Марк был хиротонисан в викарного епископа Мюнхенского и Южногерманского. В этом монастыре он обустроил свою резиденцию. В 1981 году монастырь перестал быть ставропигиальным и перешёл в ведение Германской епархии РПЦЗ .

После поездки епископа Марка летом 1981 года на Афон в монастыре был введён афонский общежительный устав . Но сохранилось и почаевское влияние — и в послушании, приоритете работ по книгоизданию и, например, в пении . C 1981 года начал выходить «Вестник Германской епархии», налаживалось книгоиздательство на русском и немецком языках, производство свечей и ладана . Осенью 1982 года епископ Марк стал правящим епископом Берлинским и Германским, но продолжал жить в монастыре, откуда управлял своей епархией .

С 1983 года ежегодно 26—28 декабря в монастыре проводятся епархиальные молодёжные съезды, в которых участвуют делегаты различных земель Германии, Бельгии , Швейцарии и Франции , а также преподаватели богословских факультетов из Белграда , Афин и Фессалоников .

В 1990-е годы братия стала пополняться приезжими из бывшего СССР , что спасло монастырь от постепенного упадка, который грозил монастырю из-за оскудения русской эмиграции .

Монастырь был одним из тех мест, где готовился Акт о каноническом общении . Здесь сначала встречались архиепископ Марк с архиепископом Феофаном (Галинским) — главой Берлинской епархии Московского патриархата. В сентябре 2004 года в монастыре проходили заседания по диалогу комиссий РПЦЗ и Московского патриархата .

При монастыре действует типография, печатающая по большей части переводную православную литературу на немецком языке. На 2013 год монастырь насчитывал 10 насельников .

Современное состояние

Домовая церковь Иова Почаевского расположена на первом этаже единственного монастырского корпуса. Внутренне помещение разделено на две части чередой арок, стены расписаны цветочными узорами в пастельных тонах. Кроме храма на первом этаже находится монастырская библиотека. Здесь же находятся скромные покои настоятеля — архиепископа Берлинского и Германского Марка. В подвальном помещении расположена типографию и книжный склад. В мансарде под крышей расположены монашеские кельи .

Настоятель монастыря архиепископ Марк (Арндт) живёт в обители, здесь же у него и рабочий кабинет. Регулярно исповедует братию и каждый день он встаёт на молитву; в будние дни она начинается в 4 утра. Предпочитает служить в монастыре в основном иерейским чином. В этом же монастыре находится резиденция и епископа Штутгартского Агапита (Горачека) , викария архиепископа Марка .

Богослужебная жизнь монастыря так описывается на его официальном сайте :

Церковная молитва начинается с Полунощницы — раннего богослужения в 4 часа утра. <…> Утреннее богослужение завершается Божественной Литургией около 8 часов утра. Затем следует утренняя трапеза, являющаяся также частью богослужения — во время которой совершается чтение душеполезных святоотеческих творений. После этого монахи начинают свои послушания. Работа прерывается с 12 до 14 часов тихим часом — временем отведённым на краткий отдых, молитву и келейное чтение и потом продолжается до вечера. В 18 часов начинается вечернее богослужение. По окончании Вечерни около 19 часов братия и паломники собираются на вечернюю трапезу и после её завершения, около 20 часов, служится Повечерие — последнее богослужение дневного цикла, в конце которого братия и паломники благоговейно лобызают святые иконы, испрашивают благословение у Настоятеля обители на предстоящую ночь и просят прощение у друг друга. В 22 часа внешняя жизнь затихает, уступая место духовному созерцанию, непродолжительному ночному отдыху и келейным молитвам <…> Согласно уставу, келейная молитва совершается традиционно по чёткам, при этом количество поклонов, особенности и продолжительнось молитвенного правила определяется индивидуально Духовником обители, смотря по способностям и молитвенному преуспеянию монашествующих.

Как правило, во время богослужения здесь не используется электрическое освещение — только свечи и лампады . Литию в монастыре совершают снаружи, перед входом в храм. «Традиции пения здесь монастырские — негромко и лирично, без громкости и внешних эффектов, а манера пения напоминает о Почаевской лавре» .

Монастырь располагает современной типографией, в которой на двух языках выходит периодический журнал «Вестник Германской епархии РПЦЗ», на немецком языке этот журнал называется «Der Bote» .

Замок Зайфридсберг приобретён для монастыря

Свечная мастерская обслуживает своими свечами всю Германскую епархию, поэтому свечи приносят монастырю основной доход .

Рядом с монастырём существует монастырский сад с пасекой. Небольшое монастырское здание не сразу разглядишь за пышными кронами . Едят в монастыре дважды в день, а если пост, то один раз, но ещё пьют чай .

В декабре 2019 года Берлинской и Германской епархией был приобретён замок Зайфридсберг , расположенный в местечке Циметсхаузен , с целью перевода в него монашеского братства обители , так как старые помещения в пригороде Мюнхена не соответствуют более современным требованиям.

Настоятели

Примечания

  1. (нем.) . ol.wittich.de (2 декабря 2019). Дата обращения: 3 января 2021. 6 апреля 2020 года.
  2. Пидгайко В. Г., Бурега В. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXV : « Иоанна деяния Иосиф Шумлянский ». — С. 344—349. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-046-2 .
  3. . Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (10 ноября 2008). Дата обращения: 18 марта 2017. 19 марта 2017 года.
  4. Холодюк А. . Научный богословский портал « Богослов.Ru » (17 марта 2011). Дата обращения: 18 марта 2017. 19 марта 2017 года.
  5. Антонов В. В. . Искусство и архитектура Русского зарубежья (31 октября 2013). Дата обращения: 18 марта 2017. 25 февраля 2017 года.
  6. Шкаровский М. В. . Библиотека Якова Кротова. Дата обращения: 5 июля 2017. 14 февраля 2017 года.
  7. Шкаровский М. В. от 7 августа 2019 на Wayback Machine // Христианское чтение . — 2015 — № 6. — С. 219—272.
  8. Загуляев А. . Православный журнал « Нескучный сад » (23 июля 2013). Дата обращения: 5 июля 2017. 16 июня 2017 года.
  9. . Православие и мир (19 июля 2008). Дата обращения: 18 марта 2017. 19 марта 2017 года.
  10. . Русская Православная Церковь Заграницей. Дата обращения: 19 марта 2017. 3 июня 2017 года.
  11. . Светлое радио «Вера» (22 мая 2014). Дата обращения: 14 мая 2020. 29 июня 2022 года.
  12. . Официальный сайт «Монастырь Св. Иова Почаевского». Дата обращения: 18 марта 2017. 18 марта 2017 года.


Источник —

Same as Монастырь Преподобного Иова Почаевского (Мюнхен)