Interested Article - Кастнер, Жан Жорж

Жан Жорж Кастнер ( фр. Jean-Georges Kastner ; 9 марта 1810 , Страсбург 19 декабря 1867 , Париж ) — французский композитор и музыковед . Отец Ойгена Фридриха Кастнера .

Биография

Начал учиться музыке у своего отца, органиста; сочинять начал в 16 лет, в 17 лет завершил фортепианный концерт. В 1827 1832 гг. изучал теологию в Страсбургском университете , не оставляя, однако, занятий музыкой. В год окончания университета он окончил и свою первую оперу «Густав Ваза», за которой последовали «Смерть Оскара» ( нем. Oskars Tod ; 1833 ) и «Сарацин» ( нем. Der Sarazene ; 1834 ); кроме того, Кастнер написал в Страсбурге три симфонии, пять увертюр, ряд произведений для духового оркестра (поскольку некоторое время руководил местным военным оркестром). Четвёртая опера Кастнера, «Царица сарматов» ( нем. Die Königin der Sarmaten ), была наконец поставлена в Страсбурге 13 июня 1835 года — с таким успехом, что муниципалитет предоставил молодому композитору стипендию для совершенствования мастерства в Париже.

В Парижской консерватории основными наставниками Кастнера стали Антонин Рейха и Анри Монтан Бертон , сразу высоко оценившие, прежде всего, теоретическое и педагогическое дарование 25-летнего музыканта: уже через год их ученик завершил работу над «Общим курсом инструментовки » ( фр. Traité general d’instrumentation ), годом позже изданным под грифом Королевской академии изящных искусств; книга была подписана в печать комиссией в составе авторитетнейших музыкантов эпохи во главе с руководителем консерватории Луиджи Керубини . Учебник Кастнера был немедленно принят для преподавания в консерватории и послужил моделью для опубликованного семью годами позже аналогичного трактата Гектора Берлиоза , который был много лет дружен с Кастнером: по словам видного исследователя жизни и творчества Берлиоза Д. Керна Холомена , в своём труде «Берлиоз как будто пытался опередить Кастнера в его же собственной концепции» .

Жан Жорж Кастнер (1867)

В дальнейшем Кастнер опубликовал множество других учебных пособий — как по инструментовке, так и исполнительству на самых разных инструментах, от литавр до саксофона , а также «Общее руководство по военной музыке для французских армий» ( фр. Manuel général de musique militaire à l'usage des armées françaises ; 1848. Русский перевод — Н. А. Арса ). Кастнер также составил собрание «Песни французской армии» ( фр. Les chants de l'armée française ; 1855 ), предварив его ценным историческим очерком.

Занятия композицией в меньшей степени занимали Кастнера в парижский период. Он сочинил ещё четыре оперы (и две неоконченные), из которых только «Маска» ( итал. La maschera ; 1841 ) была поставлена в Опера Комик , а «Последний царь Иудеи» ( фр. Le dernier roi de Juda ; 1844 ), интересная тем, что здесь впервые в оперной партитуре был употреблён саксофон, была представлена в концертном исполнении. Кастнер был и одним из первых композиторов, писавших специально для саксофона. Кроме того, к сравнительно позднему этапу творчества Кастнера относится многочисленная фортепианная музыка, особенно вальсы.

Отдельную своеобразную часть творческого наследия Кастнера представляют собой так называемые «книги-партитуры» ( фр. livres-partitions ) — произведения для хора и оркестра, сочинённые Кастнером в качестве приложения к книгам (литературный текст и партитура публиковались под одной обложкой). Три такие книги были выпущены Кастнером вместе с Эдуаром Тьерри : «Танцы смерти» ( фр. Les danses des morts ; 1852 ), посвящённые теме «музыка и смерть», «Голоса Парижа» ( фр. Les voix de Paris ; 1857 ), рассказывающие о криках и распевах уличных и рыночных торговцев от Средневековья до настоящего времени, и «Музыкальная паремиология французского языка» ( фр. Parémiologie musicale de la langue française ; 1866 ).

Кастнер также много печатался как музыкальный критик; в течение двадцати лет он работал над обширным музыкальным словарём, который остался незаконченным.

Примечания

  1. — 1808.
  2. // Perspectives in brass scholarship: Proceedings of the International Historic Brass Symposium, Amherst, 1995. / Ed. S. Carter. — Pendragon Press, 1997. — P. 171. (англ.)
  3. D. Hern Holoman. Berlioz. — Harvard University Press. 1989. — P. 356. (англ.)
  4. Веймарн П. П. // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .

Литература

  • Hermann Ludwig von Jan. Johann Georg Kastner, ein elsässischer Tondichter, Theoretiker und Musikforscher — sein Werden und Wirken . — Leipzig: Breitkopf & Härtel , 1886, 3 Bände.

Труды по музыковедению

  • G. Kastner. Manuel general de musique militaire. Paris, 1848

Ссылки

Источник —

Same as Кастнер, Жан Жорж