Interested Article - Великорусский шовинизм

Великорусский шовинизм шовинистический русский национализм , имеющий истоки в Российской империи . Может быть связан с понятием « русской идеи » .

В процессе Отечественной войны 1812 года увлечение высшего высших слоёв французской культурой начало уступать перед русским патриотизмом, что способствовало развитию русского национализма. Национализм этого периода составлял часть консервативной идеологии и в целом не выходил за рамки последней. Характерными чертами раннего русского национализма стали галлофобия, поскольку «безбожная революционная Франция» рассматривалась русскими консерваторами крайне негативно; борьба с польскими привилегиями; борьба с иностранным влияниям в сфере религии, моральных норм и культуры; апология мифологизированной и идеализированной истории России и русского народа, которые деятели русского романтического национализма воспринимали как полную противоположность революционной Франции .

Реакцией на французский революционный девиз « Свобода, равенство, братство » и развившееся на основе французских идей декабристское понимание национализма стал возникшая в царствование императора Николая I теория официальной народности . Эта концепция государственной идеологии Российской империи, была выражена в сформулированной графом Сергеем Уваровым триаде: «Православие, самодержавие, народность», формуле русского консерватизма. Согласно Уварову, важность народности заключалась в следующем: « Дабы Трон и Церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее. Вопрос о Народности не имеет того единства, какое представляет вопрос о Самодержавии; но тот и другой проистекают из одного источника и совокупляются на каждой странице Истории Русского народа » . Уваров призывал к отказу от «чуждых и бесполезных» «мечтательных призраков», «следуя коим нетрудно было бы, наконец, утратить все остатки народности, не достигнувши мнимой цели европейского образования». В официальную идеологию России вместо термина «нация» был введён термин «народность» (перевод фр. nationalitè — «национальность») .

В пореформенное время понятие « русский вопрос » оказалось тесно связанным как с «польским» и «остзейским вопросами», так и с социальной и религиозной проблематикой. Юрий Самарин первым заявил об ущемлении прав этнических русских в Российской империи. Позднее эта тема была развита Николаем Лесковым и Никитой Гиляровым-Платоновым . Во время Польского восстания 1863—1864 годов Катков призывал к силовому подавлению последнего и предлагал наделить землёй польское, украинское и белорусское крестьянство, которое, по его мысли, должны быть противопоставлено антироссийски настроенной польской аристократии. Демократический идеи были характерной чертой «русского направления» 1860-х — 1880-х годов. В этот период религиозные идеи в рамках русского национализма постепенно отходили на второй план. По мнению Каткова, следовало не бороться с католичеством, а переводить латинское богослужение на русский язык. Для Каткова центральное место занимало российское государство, верность которому понимал как главный критерий «русскости» .

В условиях постепенной либерализации общества ослабления влияния религии, в конце 1900 — начале 1901 года было основано «Русское собрание», являвшееся элитарным клубом националистически настроенных консерваторов, призывавших бороться с ситуацией, «когда любовь к отечеству была в забвении», «когда стало невыгодным быть русским человеком». Вскоре эта группа составила интеллектуальный центр русского правого движения . Большинство её участников понимали национализм в консервативном ключе, близком к концепции Уварова .

Революция 1905—1907 годов вызвала существенную реакцию со стороны монархически настроенных групп, получивших известность как черносотенное движение . Крайне правые организации черностенцев действовали в 1905—1917 годах. Они основывались на идеях русского национализма и использовали лозунги защиты монархии и православия. К их числу принадлежали Союз русского народа , Русский народный союз имени Михаила Архангела и др. Лидерами и идеологами черностенцев были Владимир Грингмут , Александр Дубровин , Павел Крушеван , Николай Марков , В. М. Пуришкевич . Черносотенцы включали в себя реакционные, контрреволюционные и антисемитские группы, которые с потворства властей осуществляли нападения на революционные группы и совершали еврейские погромы . Социальную основу этих организаций составляли разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, крестьяне, рабочие, мещане, ремесленники, казаки, полицейские чины, выступавшие за сохранение незыблемости самодержавия на основании уваровской формулы « Православие, самодержавие, народность » . После Февральской революции 1917 года организации черностенцев подпали под запрет .

Широкое участие в революции представителей этнических меньшинств, которые были недовольны своим положением, имело следствием рост националистических настроений, направленных, по мнению консерваторов, на защиту русского народа, воспринимавшегося правыми как носитель православных и монархических начал, а также — против «внутренних врагов», которыми были объявлены денационализированные члены русского общества, а также евреи, поляки, финны и другие народы, которые принимали участие в борьбе с самодержавием . По мнению историка А. В. Репникова , в этот период русский консерватизм «всё больше сосредотачивался на проблеме этнического самоутверждения русского народа как народа главенствующего», чем существенно отличался «и от славянофилов, и от мыслителей типа Леонтьева и Победоносцева» . Однако члены большей части правых партий начала XX века ( Союз русского народа , Союз русских людей , Русская монархическая партия , Русский народный союз имени Михаила Архангела и др.) в своих работах чаще пользовались термином «народность», а не «нация». «Народность» они рассматривали не как политическую или этническую общность, а в качестве «культурно-конфессионального объединение с открытыми границами» . По мнению Э. А. Попова, «правые партии в России не были собственно националистическими», поскольку национальный вопрос в их идеологии занимал существенное, «но всё же подчиненное значение», в сравнении с вопросом о сохранении российского самодержавия .

Новым этапом стало возникновение в 1908 году первой в России националистической партии — Всероссийского национального союза (ВНС), которая существенно отличалась своими идеями от правых монархических партий. Члены партии именовали себя именно русскими националистами. Идеология ВНС была разработана Михаилом Меньшиковым , Николаем Куплеваским , Павлом Ковалевским , Василием Шульгиным и другими членами партии и стала результатом развития западноевропейского национализма. Это выразилось в первую очередь в инверсии уваровской триады: нация была поставлена на первое место, тогда как православие и самодержавие имели ценность только как вера и строй, которые наиболее подходили русскому народу. Относительно самодержавия некоторые и этих идеологов делали оговорку: «в данный исторический момент». Правые традиционалисты обвиняли националистов новой формации в «национализме без веры и царя» и скрытой приверженности либеральным идеям.

В начале XX века ни одно из направлений русского национализма, в отличие от социализма, не смогло получить поддержки широких масс, и на некоторое время русский национализм сошёл с исторической сцены .

В Советской России и СССР в условиях интернациональной марксистской идеологии отрицались национальные интересы и велась борьба с «русским великодержавным шовинизмом ». Стремление к реализации ленинского варианта коммунизма в 1920-е годы выразилась, в частности, в отказе от культурных основ русского народа. Однако эта политика в целом потерпела неудачу .

По мнению большевиков, национализм нерусских народов был вызван в первую очередь реакцией на угнетение царским режимом, а также недоверием к великорусам. Ленин считал, что следует различать национализм угнетающих и национализм угнетаемых наций, из чего, в рамках антиколониального дискурса, следовал тезис о преимущественной опасности великорусского шовинизма в сравнении с национализмом угнетённых им, с точки зрения большевиков, народов. Сталин уточнял этот принцип, утверждая, что грузинский и некоторые другие национализмы также осуществляли подавление и эксплуатацию более «слабых» народов. Его высказывания против великорусского шовинизма сопровождались упоминанием об опасности, хотя и меньшей, местных национализмов .

В 1920-е годы формировалась советская марксистская историческая школа, лидером которой был историк М. Н. Покровский . В 1930 году было создано дело «буржуазных историков». За решёткой оказались известные учёные, в том числе академики Н. П. Лихачёв , М. К. Любавский , С. Ф. Платонов , Е. В. Тарле и ряд других. Историков обвиняли в великодержавном шовинизме и монархических взглядах . Покровский, борясь с шовинизмом, впал в противоположную крайность — национальный нигилизм . Вместе со своими учениками он резко осуждал арестованных историков .

Идеология коммунистической партии с течением времени приобретала национальные черты. Со второй половины 1930-х годов она постепенно трансформировалась в более националистический вариант большевизма, связанный с Иосифом Сталиным . Понятие «русскости» было восстановлено в общественном сознании, и фактически стало синонимом советской идентичности .

С началом «большого скачка», ускоренной индустриализации и коллективизации , советская политика коренизации начала свёртываться. Наиболее активным сопротивление коллективизации было в окраинных национальных районах. Усиление роли центральных ведомств в первую пятилетку привело к подрыву роли местных языков в администрации. Под воздействием объективных, в том числе финансовых, сложностей и сопротивления со стороны аппарата центральных ведомств задачи национализации в языковой сфере в 1920-е годы нигде не были решены окончательно. На рубеже 1920-х и 1930-х годов почти повсеместно вместе преобладания языка титульной национальности на практике имело место двуязычие. Когда начались поиски «козлов отпущения» за неудачные решения этого периода, произошла инверсия, и вместо постулируемой ранее главной угрозы советской национальной политке в лице великорусского шовинизма причиной стал считаться местный национализм, были проведены репрессии в первую очередь против «буржуазных националистов» и «попавших под их влияние» местных партийных функционеров .

С середины 1930-х годов официальная пропаганда сделала резкий поворот от идеи мировой революции к имперскому представлению о «великом русском народе». Взгляды Покровского были подвергнуты осуждению . Сталину импонировало самодержавие и наивный монархизм масс с его обожествлением государя. Ему понравилась монография «Наполеон» вернувшегося из ссылки Е. В. Тарле .

С середины 1930-х и в 1940-е годы в Советском Союзе развивался государственный шовинизм .

В учебниках, изданных до начала Великой Отечественной войны , традиционно писали о завоевательной политике царской России . В конце 1930-х годов стали говорить, что завоевание Россией было для народов окраин Российской империи «наименьшим злом». После войны усилилась шовинистическая кампания, выражение «наименьшее зло» ушло в прошлое, появилась универсальная формула « ». Народные движения против царского экспансионизма стали рассматриваться как антирусские и реакционные .

Великая Отечественная война вызвала подъём национального самосознания. В условиях Холодной войны , противостояния с западными державами, происходила дальнейшая трансформация советской идеологии в направлении почвенничества, «русификации» большевизма. На место идеи борьбы с «русским великодержавным шовинизмом» была поставлена борьба с «безродным космополитизмом» .

В 1949 году с редакционной статьи в « Правде » под названием «Об одной антипатриотической группе критиков» началась « борьба с космополитизмом ». Вскоре «безродных космополитов» и «антипатриотов» начали выискивать и «разоблачать» повсеместно. Слово «космополит» служило эвфемистической заменой слова « жид » .

В период хрущевской «оттепели» послевоенный «национал-коммунизм» из официальной идеологии начал трансформироваться в национально-патриотическое течение внутри КПСС , теряя влияние .

«Русская идея» в явной или скрытой форме присутствовала в рамках официальной идеологии, маскируясь под неё и проявляясь в таких сферах, как официальная пресса, литературное поле социалистического реализма и др. Эта идеология имела и низовые проявления. Наблюдалась идеологическая эволюция советских славянофилов и трансформация в шовинизм на социальном уровне. Имело место подпольное идеологическое поле самиздата , нецензурных нелегальных изданий, где славянофилы играли значительную роль .

В отношении постсоветского периода политологи рассматривают агрессивный шовинистический национализм как совокупность идеологий, заполняющих «идеологический вакуум», оставшийся после коммунизма. Отмечается также его исторические корни, в том числе в советской идеологии .

Примечания

  1. , pp. 217—242.
  2. , .
  3. , с. 143—157.
  4. , с. 486—487.
  5. , p. 71.
  6. .
  7. , с. 312.
  8. , с. 161.
  9. , с. 59.
  10. , с. 26—28.
  11. , с. 28—29.
  12. , с. 29—30.
  13. , с. 65.
  14. , с. 36.
  15. , с. 37.
  16. , том 1, с. 180—182.
  17. , с. 37—38.
  18. , с. 38—40.

Литература

  • Иванов А. А. , Казин А. Л. , Светлов Р. В. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2015. — № 4 . — С. 143—157 .
  • Кобрин В. Б. Под прессом идеологии // Известия АН СССР. — 1990. — № 12 . — С. 25—40 .
  • Миллер А. И. // Политическая наука. — 2004. — № 3 . — С. 57—69 .
  • Кобрин В. Б. . — М. : Московский рабочий , 1992. — ISBN 5-239-01376-4 .
  • Попов Э. А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Дисс. … канд. фил. наук.. — Ростов-на-Дону, 2006.
  • Репников А. В. Консервативные модели российской государственности. — Политическая энциклопедия. — М. , 2014.
  • // Хвойка — Шервинский [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 486—487. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9 .
  • Шнирельман В. А. / Российская академия наук , Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »). — ISBN 978-5-4448-0279-3 .
  • Klier J. Black Hundreds // Antisemitism: a historical encyclopedia of prejudice and persecution (англ.) / , editor. — Santa Barbara : ABC-CLIO , 2005. — Vol. 1 (A–K). — P. 71. — 828 p. — (Contemporary world issues). — ISBN 978-1-85109-439-4 .
  • Joo, Hyung-min (2008). . Communist and Post-Communist Studies (2): 217—242. ISSN .
  • Simon, Gerhard . Nationalism And Policy Toward The Nationalities In The Soviet Union. — New York : Routledge , 1991. — ISBN 978-0-429-04416-8 . — doi : .
  • (англ.) . Encyclopædia Britannica .
Источник —

Same as Великорусский шовинизм