Interested Article - Самиздат

Типичный машинописный самиздат и плёнки с фотокопиями рукописей (для передачи на Запад с целью их публикации за рубежом) на выставке в Москве (2017)

Самизда́т ( иронич. портм. от советизмов — сокращённых названий крупнейших советских издательств « Госиздат », « Политиздат », « Воениздат », « Лениздат » в значении « сам остоятельное издат ельство») — способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР и связанный с этим явлением сегмент населения (издатели и распространители). Наряду с применением « эзопова языка » и разнообразных иносказательных , междустрочных, относительно легальных форм выражения своей мысли в подцензурной публицистике, самиздат являлся одной из нелегальных форм противодействия цензуре в СССР .

Копии текстов изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов власти , как правило машинописным , фотографическим или рукописным способами. Советские граждане шли на разные ухищрения, изготавливали самодельные машинки и печатные станки , собранные из похищенных, найденных или кустарно изготовленных деталей . По мере развития техники стали использоваться ксерокопировальные аппараты ранних образцов, магнитофоны и другие устройства, а в годы перестройки — также ЭВМ . Полёт технической мысли советской интеллигенции в сфере распространения своих идей и поиска единомышленников находил своё выражение в самых причудливых формах. Накануне распада СССР , в 1989 году, к моменту своей частичной легализации и ослабевания репрессий самиздат представлял собой целые альтернативные СМИ , функционировавшие параллельно официальной пропаганде . Согласно данным ИАС , было зарегистрировано 323 периодических самиздатских издания: 149 либерально-демократических , 54 марксистских , 33 молодёжных, 39 национальных, 4 пацифистских , 36 христианских , 4 экуменических , 2 кришнаитских и 1 толстовское издание .

Истоки самиздата

Хотя само слово «самиздат» появилось лишь в середине XX века , с древнейших времен запрещённые произведения передавались друг другу устным и рукописным способом. Ещё в XI веке был составлен список отреченных книг , а в XIV веке — индекс запрещённых книг, размещённый в «Погодинском Номоканоне» (впоследствии запрету на распространение также подверглись книги « литовской печати », еретические произведения и старообрядческие труды). Несмотря на такой статус, книги из этих списков пользовались на Руси большой популярностью и имели широкое распространение .
В XVII—XVIII веках, несмотря на преследования, в народе распространяют песни и сказания о Степане Разине и Емельяне Пугачёве , о чём свидетельствуют архивные документы: «„Дела“ отмечают следствия распространения „молв“, этих „врак“ и „болтаний“, этой „злодейской эхи“. Рассказчикам и передатчикам вырезают языки, наказывают кнутом и шпицрутенами , вкладывают в рот специальный кляп, ссылают под строжайшим надзором, с соответствующим внушением — забыть о своих рассказах» . Другой пример — это созданные в XVII веке новаторские сочинения протопопа Аввакума , которые долгое время распространялись исключительно в среде старообрядцев и были опубликованы для широкого круга читателей только в XIX веке. Важным пластом неподцензурной литературы также стала народная поэзия и демократическая сатира XVII века, распространявшаяся в рукописных сборниках среди грамотного крестьянства и средних слоёв городского населения .

В XVIII веке широкое распространение в ряде рукописных редакций получил «Плач — памфлет о крепостной доле » . Рукописным способом в XVIII веке также распространялись сатиры А. Д. Кантемира и А. П. Сумарокова . В просветительской деятельности XVIII века большую роль играла разночинная интеллигенция, активно распространявшая как печатную, так и рукописную литературную продукцию . Например, коллежский секретарь Ефим Разнатовский занимался тем, что переводил радикальные и антиклерикальные произведения французских просветителей и распространял их в рукописной форме при помощи своего сослуживца Степана Романова: «Нет сомнений, что Разнатовский, как и Романов, не был исключением; и многие другие представители разночинной интеллигенции пропагандировали различные философские и политические сочинения таким же образом и в той же читательской среде. Ведь не случайно несколько лет спустя митрополит Евгений указывал, что „письменный Вольтер у нас известен столько ж, как и печатный“» . По поводу читательской среды XVIII века М. Н. Сперанский отмечал, что различные книги «читались и списывались мелкопоместным дворянством в столицах и в провинции, мелким служилым людом, мещанством и купечеством, низшим духовенством и грамотным крестьянством» . Распространением запрещённой литературы в это время также занимался известный издатель и просветитель Н. И. Новиков .

В конце XVIII — начале XIX века «в списках» [ уточнить ] расходилось запрещённое произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» . В первой половине XIX века, во время активной деятельности тайных обществ, в Российской империи распространялись воззвания будущих декабристов , а позже — и « народников ». На следующий же день после смерти А. С. Пушкина , настигшей его 28 января (9 февраля) 1837 года, в Петербурге (а вслед за ним и в Москве ) начали ходить по рукам многократно переписываемые строчки стихотворения М. Ю. Лермонтова « Смерть поэта ». В то время это называлось «хождением в списках» (слово «список» обозначало рукописную копию). Так, «в списках», ходила комедия А. С. Грибоедова « Горе от ума », полный текст которой был опубликован только спустя несколько десятилетий после смерти автора — в 1862 году. В середине XIX века запрещённые в России произведения издавались и распространялись посредством Вольной русской типографии , основанной А. И. Герценом в Лондоне. В это же время распространение в народе получили листки с едкими поэмами вологодского опального священника Василия Сиротина (более всего известного как автора песни «Улица, улица, ты, брат, пьяна»). Также в рукописных «изданиях» распространялась гражданская лирика Н. А. Некрасова , стихотворения И. С. Баркова (по причине их непристойности) и непристойные тексты, приписываемые Баркову, но не имеющие к нему отношения. Во второй половине XIX столетия, на фоне роста революционного движения, нелегальная литература, брошюры, листовки и воззвания распространяются в студенческих и социально-демократических кружках при помощи машинописи , гектографов и мимеографов .

Во время Первой русской революции широкое распространение получают нелегальные прокламации, такие как «Петиция к царю петербургских рабочих 9 января 1905 года » и «К крестьянам», а также стихи с яркой социально-политической окраской . В перечень нелегальной литературы также входили статьи Ленина, работы Г. В. Плеханова , Августа Бебеля , К. Каутского и других. Распространение неподцензурной литературы, но уже другой направленности, продолжится после вооружённого переворота в октябре 1917 года. По мнению Виктора Кривулина, первый при большевиках «самиздат» в виде рукописных сборников известных литераторов появился в «Книжной лавке писателей» Михаила Осоргина в 1918 году . Однако зарождение «самиздата» в собственном смысле этого слова, по мнению того же исследователя, происходит только в 1930-е годы. Причём изначально он распространялся преимущественно в устной форме по причине тотальных арестов .

Терминология

Название « самиздат » появилось в народе как естественная пародия на названия советских государственных издательских организаций вроде « Госкомиздат », « Политиздат » и т. п. Вероятно, первым близкое по смыслу и форме слово «самсебяиздат» употребил поэт Николай Глазков , уже в 1940‑е годы ставивший это слово на изготовленных им раскрашенных и переплетённых машинописных сборниках своих стихов .

Согласно Александру Даниэлю , самиздат — это «специфический способ бытования общественно значимых неподцензурных текстов, состоящий в том, что их тиражирование происходит вне авторского контроля, в процессе их распространения в читательской среде» . Владимир Буковский в автобиографическом романе « И возвращается ветер… » дал следующее определение «самиздату»: «Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него» .

Слово « тамиздат » часто встречалось рядом со словом « самиздат »; иногда как противопоставление. «Тамиздатом» назывались запрещённые книги и журналы, изданные «там», то есть за рубежом . Эти книги также копировались или переснимались, и «незаконно» распространялись.

Термины «самиздат» и «тамиздат» стали интернациональными , как и некоторые другие слова, пришедшие из СССР, например, « спутник », « КГБ », « перестройка », « гласность ». В 1970‑х годах самиздат был столь широко распространён, что про него даже был сочинён анекдот: «Бабушка для внука перепечатывает на машинке „ Войну и мир “ — внук ничего, кроме самиздата, не читает» .

Евгений Попов пытался, наряду с «сам-» и «тамиздатом», говорить о «здесьиздате», приводя в пример неофициально и нелегально опубликованный в СССР альманах « Метрополь » .

Неофициальное распространение магнитофонных записей получило название « магнитиздат » или « магиздат » .

Примеры советского самиздата

В 1920-е годы одним из самых известных составителей рукописных сборников был поэт и литературовед Е. Я. Архиппов . Помимо рукописных сборников, распространяемых через московскую «Книжную лавку писателей» Михаила Осоргина в 1918—1922 гг. , популярностью в 1920-е годы также пользовались неофициальные машинописные журналы, такие как «Artifex» (литературного кружка «Вторники на Кузнецком»), «Гермес» (1922, под редакцией Б. В. Горнунга и Д. С. Усова ), «Мнемозина» (1924, под редакцией , А. И. Ромма и Б. В. Горнунга ; не путать с одноимённым литературным альманахом ), «Гиперборей» (1926, А. Г. Габричевский , братья Б. В. и Л. В. Горнунги , Б. И. Ярхо и др.; не путать с одноимённым журналом ) .

Типичным самиздатским памятником начала 1930-х годов является анонимное сатирическое обозрение, выпущенное под названием «Дом литераторов» (1930—1931 гг.). Часть текста была написана от руки, часть — напечатана при помощи популярной в начале XX века детской игрушки «Домашний печатник Гутенберг » . Обозрение включало в себя прозаические и драматические фрагменты, эпиграммы на современных литературных деятелей, журналы и творческие объединения. Здесь же приводилась «Эпиграмма по поводу кампании против Пильняка и Замятина » .

По сведениям Александра Даниэля, в сороковых — начале пятидесятых годов «в списках ходили почти исключительно стихи» . Ближе к концу 1950-х годов в самиздате начали распространять прозаические произведения и переводные тексты зарубежных авторов. В 1959 году, благодаря издательской деятельности Александра Гинзбурга , самиздат становится главным инструментом «второй культуры»: «Речь уже идёт не о рукописях, отвергнутых цензурой, а о рукописях, изначально не предназначенных для цензуры. Люди начинают „пи︎сать в Самиздат“, как раньше „писали в стол“. Иными словами, Самиздат становится социально︎-культурной институцией» .

С 1966 года начинается всплеск публицистики и правозащитной литературы, проявляется интерес к историческим и философским произведениям, возникают многочисленные неофициальные периодические издания . Развитие самиздатской деятельности в 1970-е годы характеризовалось возрастающей ролью «тамиздата» и проходило на фоне публичной травли писателя А. И. Солженицына и академика-правозащитника А. Д. Сахарова . В конце семидесятых годов наступает упадок и постепенное угасание самиздатской деятельности .

Поэзия

1940-е — 1950-е годы

конец 1950-х — п. п. 1960-х годов

в. п. 1960-х — начало 1970-х годов

после 1973 года


Проза

1950-е — п. п. 1960-х годов

в. п. 1960-х — начало 1970-х годов

после 1973 года

иностранная проза и исследования


В декабре 1978 года был издан « Метрополь » — машинописный сборник неподцензурных текстов известных литераторов ( Владимир Высоцкий , Белла Ахмадулина , Андрей Вознесенский , Юз Алешковский , Евгений Рейн , Генрих Сапгир , Юрий Карабчиевский , Юрий Кублановский и другие), а также авторов, не допускавшихся в « эпоху застоя » к официальной печати.

В виде самиздатовских копий — «списков» — также впервые получили хождение: машинописная статья Яна Майзельса «Мы» (о поклонниках В. Высоцкого ); стихи и проза Андрея Белого , Саши Чёрного ; анекдоты Игоря Губермана ; эпиграммы Зиновия Паперного ; эпиграммы Вал. Гафта на различных кино- и театральных артистов; анонимные переводы Д. Х. Чейза ; «Наследие звёзд» Клиффорда Саймака ; «Тварь» Микки Спиллейна ; «Путь в Версаль» и «Анжелика и король» Анн и Сержа Голон . [ источник? ]

Также самиздатом в 1970—1980‑х годах назывались самодельные книги, собранные из светокопий страниц журналов популярной литературы (из‑за малых тиражей не попадавших на прилавок), например: « В августе сорок четвёртого » Владимира Богомолова ; «Царь-рыба» Виктора Астафьева ; « Белая Гвардия » Михаила Булгакова ; романы Джеймса Хэдли Чейза . [ источник? ] Данный «самиздат» мог преследоваться не за содержание, а за « », то есть бумаги , ресурса светокопира (были все только в госсобственности), материала переплёта (отсутствовал в свободной продаже). [ источник? ]

Публицистика

В этот раздел входит публицистика , стенограммы, историко-философские произведения, правозащитная литература и «републикации самиздата», то есть произведения, опубликованные в СССР, но попавшие под запрет и не переиздававшиеся в течение десятилетий.

Завещание Ленина (листовка 1928 года)
« Завещание Ленина » (листовка 1928 года). В период борьбы левой оппозиции со Сталиным в 1927—1934 гг., текст этого письма, написанного лидером большевиков Лениным перед его смертью, использовался как аргумент против лидерства в партии Сталина

1950-е — п. п. 1960-х годов

Typewritten samizdat copy of The Trial of the Four by Pavel Litvinov. 1968
Самиздатская копия «Процесса четырёх» Павла Литвинова (1968)

в. п. 1960-х — начало 1970-х годов

после 1973 года

Тамиздат

Периодика

Титульный лист 11-го выпуска «Хроники». 31 декабря 1969 года
Титульный лист 11-го выпуска «Хроники текущих событий», 31 декабря 1969 года

Ранние самиздатские периодические издания были недолговечными и носили преимущественно литературный характер: поэтический альманах « Синтаксис » (1959—1960, под редакцией Александра Гинзбурга ), «Бумеранг» (1960, под редакцией Владимира Осипова ) или « Феникс » (1961, под редакцией Юрия Галанскова и Александра Гинзбурга ) . В середине 1960-х годов несколько самиздатских сборников («Здравствуйте, мы гении», «Авангард», «Чу!», «Рикошет» и др.), а также журнал «Сфинксы» были изданы литературным объединением молодых поэтов « СМОГ » .

С 1964 по 1970 год выходил «Политический дневник» Роя Медведева , содержащий аналитические материалы. Самым известным и наиболее продолжительным по времени издания периодическим самиздатским проектом является правозащитный бюллетень « Хроника текущих событий » (1968—1983), на протяжении более 15 лет фиксировавший факты нарушения прав человека в СССР. Другим значимым и долговременным периодическим изданием был политический и литературный журнал отказников , выходивший под названием «Евреи в СССР» (1972—1980, под редакцией Александра Воронеля , Марка Азбеля и Александра Лунца ) .

В конце 1980-х годов наблюдается очередной всплеск самиздатской периодики. В этой время выходят такие издания как «Гласность» (под редакцией Сергея Григорьянца ), «Экспресс-Хроника» (под редакцией Александра Подрабинека ), «Свободное слово» Демократического Союза , «Левый поворот» (под редакцией Бориса Кагарлицкого ), «Открытая зона» Клуба Перестройка, «Меркурий» (под редакцией Елены Зелинской ) и «Хронограф» .

Примеры самиздатских периодических изданий:

Магнитофонные записи

«Самиздатом» распространялись магнитофонные записи (так называемые магнитоальбомы ):

Неполитический самиздат

Возникновение советского самиздата после сталинской эпохи было в значительной степени связано с художественной литературой. Лилианна Лунгина вспоминает:

Поскольку книги величайших русских поэтов двадцатого столетия не переиздавались и их имена были вычеркнуты из истории культуры, Леонид Ефимович Пинский взял на себя инициативу разыскать старые книжки или заграничные факсимильные переиздания, чтобы сделать копии. Стихи Цветаевой , Мандельштама , Гумилёва , Ходасевича перепечатывали на машинке в четырёх экземплярах, а то и переписывали от руки, переплетали в маленькие брошюрки и их передавали друг другу. Многие из наших друзей последовали этому примеру .

По мнению искусствоведа Екатерины Дёготь , у бытования в СССР неполитического самиздата имелось и эстетически-культурологическое измерение:

Феномен книг, напечатанных на машинке в нескольких экземплярах, возник в СССР после Второй мировой войны , на волне распада тотальности и стихийной реставрации частного. Характерно, что самиздат не видел разницы между новыми текстами и переводами запрещённых авторов: перепечатывание было не механическим процессом, но родом личной апроприации , продиктованной неудовлетворённостью и страданием. Затем произошло очищение техники от этого ноюще личного характера — начали выходить самиздатовские журналы… После этого уже можно было осознать плохую «четвёртую копию» эстетически — как форму критики текста .

В дальнейшем наряду с откровенно диссидентскими трудами в самиздате распространялись и политически безобидные, но по тем или иным причинам не вошедшие в официальную «обойму» произведения, например переводы книг Туве Янссон и Джона Рональда Руэла Толкина .

В самиздате распространялись также:

Копировались и перекопировались топографические карты , переснимались порнографические материалы, модельные лекала и выкройки из западных журналов (например, « Плейбой », « Бурда-моден ») и прочее.

Были достаточно широко известны также самиздатные материалы и труды (например, , Феликса Зигеля ) по неприветствовавшейся и засекреченной тогда в СССР теме НЛО и уфологии .

Особняком в самиздате стоит фанфик — цикл романов, написанный неизвестными авторами по мотивам романов об Анжелике А. и С. Голон . Известно два произведения этого цикла (машинопись):

  • «Берберийская рабыня» (книга 4);
  • «Корона Плесси-Бельер» (книга 6).

Особая тема — : самодельные машинописные журналы « Рокси », «Ухо», «Зеркало» и другие, рассказывавшие об отечественной и зарубежной рок-музыке.

Бытовал мелкий коммерческий самиздат по продаже (особенно в поездах, электричках, на рынках) тех же рецептов, выкроек; а также календариков − например, с фотопортретами В. Высоцкого ; опального Сталина , Брюса Ли ; эротики , животных.

Церковный самиздат

Страница из самиздатовской машинописи «О царстве антихриста». Из собрания Е. Ф. Захаровой. Чебоксары, начало 1980-х гг.

Под церковным самиздатом в понимается комплекс текстов, растиражированных кустарным способом и распространявшийся в среде православных верующих без санкции церковных или светских властей. В условиях советской действительности церковная среда представляла собой глубокую периферию общественной жизни и формировалась из маргиналов, вытолкнутых советской властью на социальную обочину. Специфическое положение церковных людей в СССР определяло репертуар текстов самиздата, их идеологическую направленность. В форме самиздата в т. н. «прицерковной» среде распространялись: богослужебные тексты, кустарные копии дореволюционных изданий, духовные стихи , тематические сборники, произведения фольклора, апологетическая литература, эсхатологические и конспирологические тексты и др.

Прежде всего, самиздат решал проблему спроса на богослужебную и вероучительную литературу в условиях советского дефицита. Важной функцией церковного самиздата была трансляция неподцензурных текстов, которые формировали идеологию церковных людей. Создание, передача и владение текстами самиздата с одной стороны сплачивало воцерковленных в особый социум, с другой — сообщало церковным людям чувство сопричастности к некоему тайному знанию, отделяло прицерковную среду от советского общества неверующих. Наконец, тиражирование произведений самиздата могло рассматриваться как дополнительный заработок для верующих, которые, зачастую, были заняты на малоквалифицированных и низкооплачиваемых работах .

Технологии

Самодельный магнитофон на базе узлов м/ф «Тембр» (МАГ-59М), принадлежавший М. В. Крыжановскому

Изначально самиздат возник как дешёвая и доступная альтернатива массовой типографской печати и распространялся в рукописном варианте и в виде машинописных копий. Для ускорения процесса размножения использовалась копировальная бумага . При переписке вручную (шариковой ручкой) на газетной бумаге (50 г/м²) отчётливо получалось три копии, при использовании пишущей машинки — пять. На папиросной бумаге копий получалось больше, но ввиду её полупрозрачности можно было использовать только одну сторону листа.

В 1970‑х годах для размножения самиздата работники крупных советских институтов стали использовать принтеры (это были первые алфавитно-цифровые печатающие устройства (АЦПУ) больших вычислительных машин) и плоттеры , а также бумагу больших форматов. Для размножения машинописного самиздата в тех же институтах стало использоваться ксерокопирование . Одной из мер борьбы с подобным явлением со стороны властей и начальства являлся строгий учёт и контроль использования спецтехники со стороны так называемого « первого отдела ». Иллюстрации перед размножением фотографировались, печатались на фотобумаге как обычные фотографии и вклеивались вручную в готовое издание. Иногда фотографировалось (на стандартную 35‑мм плёнку ) всё издание целиком. Негативы использовались для передачи материалов за рубеж и для размножения.

Начиная с конца 1970‑х годов, в период распространения ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ — началось распространение самиздата в виде компьютерных файлов, переносимых от одного ВЦ к другому на магнитных лентах или, реже, дисках.

Методом самиздата распространялись не только литературные произведения, публицистика и изображения, но и музыка . Аудиопроизведения либо нарезались иглой самодельного фонографа на старых рентгеновских снимках (« на костях »; 1950—1960‑е годы) , либо записывались на магнитофон и впоследствии копировались друг у друга. В 1970—1980-е годы это породило феномен магнитоальбомов .

Репрессии против самиздата

Распространителей самиздата преследовали через прокуратуру и КГБ . Антология преследований (как и других репрессий) называлась « Хроника текущих событий » и тоже распространялась в самиздате. Распространение информации о репрессиях подавлялось особенно жестоко и тоже попадало в «хронику».

Преследование самиздата противоречило международным соглашениям, подписанным Советским Союзом в Хельсинки . Были организованы группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, см., например, Московская Хельсинкская группа . Документы Хельсинкских групп выходили как в «сам-», так и в « тамиздате ». Изготовление и распространение этих документов преследовалось властями; участников Хельсинкских групп выгоняли с работы, арестовывали и подвергали принудительному лечению ( карательная психиатрия ) .

Несмотря на репрессии, поток самиздата ширился. Председатель КГБ Ю. Андропов в 1970 году в секретном сообщении ЦК отмечал: «За период с 1965 года появилось свыше 400 различных исследований и статей по экономическим, политическим и философским вопросам, в которых с разных сторон критикуется исторический опыт социалистического строительства в Советском Союзе, ревизуется внешняя и внутренняя политика КПСС , выдвигаются различного рода программы оппозиционной деятельности» .

Шрифт каждой печатной машинки столь же уникален и неповторим как узоры пальца руки. Это позволяло КГБ быстро устанавливать происхождение текстов и задерживать напечатавших
Номер «Хроники Литовской католической церкви», спрятанный в обложке от художественной литературы. Экспонат в Музее оккупаций и борьбы за свободу

Параллельно с технологиями самиздата развивались технологии органов госбезопасности по противодействию ему. Со сталинских времён каждая печатная машинка и каждый образец типографского оборудования, как уже имеющиеся с царского времени, так и вновь производимые промышленностью или ввозимые из-за рубежа, подлежали обязательной инвентаризации . С каждой такой единицы инвентаря ещё на заводе брался контрольный образец печати — листок бумаги с оттиском (для печатных станков ) или напечатанными на нём всеми литерами и символами данного печатающего устройства, который затем передавался в соответствующее учётное подразделение КГБ, представлявшее собой картотеку с образцами печати всех проинвентаризованных печатных устройств на территории СССР. После того как советская промышленность стала производить пишущие машинки для индивидуального пользования, такой же листок отправлялся и из магазинов с ФИО покупателя индивидуальной пишущей машинки.

Процедура забора контрольных образцов проводилась вплоть до краха коммунистического режима и распада СССР. Каждая печатная машинка и каждый типографский станок имеет свои, сугубо уникальные микроскопические элементы , неповторимые как узор человеческого пальца , позволяющие по образцу печати точно определить его происхождение. По попавшему в руки сотрудников КГБ самиздатовскому материалу экспертам-криминалистам методом сличения образцов с имеющимися в картотеке в течение суток удавалось установить абсолютно точно, на каком объекте (предприятии, учреждении, квартире) зарегистрировано печатное оборудование, на котором был отпечатан данный материал. В качестве референтных значений для этого в лаборатории измерялись в микрометрах величины горизонтальных отступов ( ) между определёнными, наиболее часто употребляемыми сочетаниями символов с пробелами и без, — для каждой машинки (а так же типографских и матричных печатающих устройств) эти значения уникальны и не повторяются, — невооружённому глазу эти промежутки кажутся одинаковыми, но при использовании сравнительного криминалистического микроскопа с микрометровой шкалой или окулярным микрометром видимая разница между разными контрольными образцами колоссальна и легко замеряема: за реперные принимались геометрически серединные точки двух сопоставляемых оттисков — это позволяло нивелировать размазанные очертания контуров печатных символов, образующиеся в результате использования новой печатной ленты или нескольких слоёв копирки, поскольку эти значения постоянны и от нечёткости и тому подобных дефектов печати не зависят. Эта процедура, именуемая оценкой зависимости соотношения между печатными элементами и пробельными участками, путём замера двух и более сочетаний символов исключает возможность случайных совпадений , чтобы исключить ошибки субъективного порядка при сопоставлении.

Также замерялись диагональные интервалы до запятых и точек, и вертикальные отступы — оборот каретки (похожая криминалистическая процедура сравнения референтных числовых параметров микроизмерений применяется при разоблачении фальшивомонетчиков ). Благодаря этим числовым значениям все имеющиеся в картотеке образцы было легко проиндексировать и каталогизировать в хорошо структурированную цифровую базу данных поисковой системы и обращаться к ним при необходимости. За существенное упрощение поискового процесса разработчики названных методик были представлены к государственным наградам и премиям . Широкое введение в делопроизводство перфокартных считывающих устройств ещё более ускорило процесс поиска по картотеке, ранее осуществлявшийся архивистами . Схожая процедура проводилась при почерковедческой экспертизе образцов рукописного текста . Сложнее обстояло дело с иностранными, преимущественно восточногерманскими машинками, которые загранработникам удавалось тайно провезти в личном багаже в СССР. Но имевшиеся в картотеке образцы для сверки позволяли точно определить марку и модель машинки, что само по себе весьма сужало круг поиска и поимка неизвестного печатника становилась вопросом времени, — в таких случаях отрабатывался круг лиц, которые были за границей там, где производятся или продаются искомые иностранные печатные машинки, а также налажены связи с аналогичными органами в соцстранах для получения информации о покупателях иностранного печатного оборудования из числа советских граждан .

Отпечаток пальца на бумаге после обработки раствором нингидрина , что позволяет выявлять следы очень большой давности — до 30 лет

Кроме того, поскольку материалы самиздата обыкновенно передавались из рук в руки, путём обработки бумаг нингидрином (до 1960-х в СССР для этих же целей применяли железный порошок различной дисперсности и быстро улетучивающиеся пары йода ) определяли всех причастных по проявленным отпечаткам пальцев, оставленным на конфискованных материалах, — чтобы изготовить и передать самиздат при этом не оставив на нём своих следов необходимо было быть искушённым подпольщиком. В этих же целях власть всячески стимулировала юридическую безграмотность населения и неосведомлённость даже об элементарных розыскных приёмах, — для этих целей, многочисленная агентура влияния распространяла лживые слухи о том, что на бумаге «не остаётся» отпечатков пальцев, либо что они «быстро исчезают», что по машинописному тексту «невозможно отследить» напечатавшего, и тому подобную дезинформацию (такие профанные утверждения можно встретить в печати до сих пор ). Наконец, поскольку подавляющее большинство населения страны, включая интеллигенцию, жило в стеснённых условиях коммуналок и общежитий , где об уединении и какой-либо приватности можно было только мечтать, средством разоблачения инакомыслящих оставался донос соседей, сотрудников, соучеников и прочих окружающих. Эти и ряд других методов обеспечивали быструю поимку самодеятельных издателей. Кроме того, как стало известно уже после распада СССР, те или иные самиздатовские материалы были отпечатаны КГБ и распространены в диссидентской среде агентами-провокаторами для установления тех граждан, кто заинтересуется этими материалами, с последующим арестом незадачливых диссидентов, не знакомых с методами агентурно-провокационной работы КГБ: Как отмечал писатель и диссидент А. А. Амальрик , одним из методов агентурно-провокационной работы КГБ была дискредитация путём дезинформации. Иногда КГБ специально распространял слухи, что настоящий самиздат — дело рук КГБ для снижения эффекта воздействия такой литературы . Такой метод применялся в том числе по отношению к нему самому в связи с публикацией его книги-эссе « Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? »:

Мне кажется, что если бы действительно моя книга была делом рук КГБ, ее значение снизилось бы: в моем случае это был честный анализ, в случае КГБ — попытка дезинформации. … Почтенная писательница Вера Панова считала Бориса Пастернака опасным провокатором за то, что он написал „ Доктора Живаго “ и вызвал тем самым гнев властей против интеллигенции … По мнению г-жи , немецкой коммунистки, побывавшей в сталинских лагерях, весь самиздат — хитрая провокация КГБ для введения в заблуждение заграницы.
Андрей Амальрик. «Записки диссидента»

Прямо не заявляя о подложности материалов самиздата, британский писатель Джордж Оруэлл выстраивает сюжетную линию своего magnum opus « 1984 » таким образом, что книга, являющаяся «библией подпольщиков», — « », — трепетно передаваемая от подпольщика подпольщику с соблюдением строжайшей конспирации, в итоге повествования оказывается провокацией властей для выявления « мыслепреступников ».

В целях конспирации, чтобы скрыть от любопытных взглядов окружающих содержимое самиздата, он оборачивался в обложки от всевозможных официальных изданий и художественной литературы. Опытные подпольщики прибегали к разным ухищрениям, так Сергей Медведев вспоминает, что в «джентльменский набор диссидентов» входил паяльник , чтобы переплавлять шрифт и таким образом сбивать КГБ со следа . Как отмечается в книге «Филипп Бобков и пятое Управление КГБ», чтобы выявить как можно больше инакомыслящих, в погоне за показателями своей успешной деятельности, КГБ мог оставить на свободе того или иного задержанного, если тот соглашался на сотрудничество со следствием и выдавал всю цепочку известных ему читателей неподцензурного материала. После вскрытия всей цепочки от издателей до конечного читателя, все установленные лица задерживались, им устраивали допросы, очные ставки , чтобы заставить задержанных оговорить себя и друг друга, получить признательные показания .

Перестройка и освобождение слова

В конце 1980‑х годов гонения на самиздат практически прекращаются, машинописная и рукописная его формы уходят в прошлое, а основным инструментом размножения становится алфавитно-цифровое печатающее устройство (АЦПУ) и матричный принтер . Тогда же в самиздат приходит коммерция: распечатанные на принтере «Штирлиц» П. Асса и Н. Бегемотова , а также подборки политических анекдотов распространяются по почте наложенным платежом , копируются на дискетах и распространяются по сети « Фидо ».

С начала 1990‑х годов и до настоящего момента для изготовления первой копии издания используется лазерный принтер , а потом оно размножается на ксероксе или на ризографе . В связи с общедоступностью оргтехники и расходных материалов на лазерном принтере может быть распечатан и весь тираж издания (уже с середины 1980‑х на западе получили распространение так называемые «персональные издательства»). Машинописный самиздат сейчас практически не встречается, зато некоторые рукописные издания сами по себе являются художественными произведениями.

В середине 1990‑х годов в связи с массовым распространением персональных компьютеров и неразвитостью глобальных сетей были единичные попытки распространения самиздата на дискетах в виде интерактивных журналов с ASCII-картинками (см. ), однако электронная форма передачи быстро вытеснила как бумажные, так и магнитные носители.

Судьба термина

Во времена усиления « борьбы с пьянством и алкоголизмом » слова «самиздат» или «рукопись» были жаргонными названиями самогона .

В XXI веке слово « самиздат » иногда используется также в качестве обозначения зарегистрированных изданий, которые распространяются через Интернет и находятся в открытом доступе (соответственно, не являются «самиздатом» в исходном значении слова). Дискутируется вопрос, допустимо ли журналы, выходившие в последнее десятилетие XX века , да и любую не преследуемую издательскую деятельность, называть самиздатом .

Слово «самиздат» вошло в английский язык ( англ. samizdat ) как название неподконтрольной властям литературы в тоталитарных и авторитарных странах, включая Кубу и Китай .

Наследие самиздата

Крупнейшая по объёму коллекция советского самиздата хранится в архиве « Радио Свобода », вторая по объёму — в архиве общества « Мемориал » . Значительной коллекцией советского самиздата также обладают архив Института изучения Восточной Европы при Бременском университете и русский архив Университета города Лидс . Одна из крупнейших архивных коллекций самиздата в зарубежье находится в центре « » ( итал. « » ) в Сериате , Италия . Из частных коллекций известность получила «подпольная публичная библиотека» Вячеслава Игрунова и Петра Бутова.

Культура самиздата детально отображена в нескольких художественных произведениях, включая роман Людмилы Улицкой « Зелёный шатёр » (2010).

См. также

Примечания

  1. См. например историю строк « Никто не забыт, ничто не забыто » опальной поэтессы Ольги Берггольц .
  2. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР: новейший период. — М.: «Зацепа», 2001. — С. 49.
  3. , с. 17.
  4. Лященко А. И. Отреченные книги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Кобяк Н. А. Списки отреченных книг // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин, О. В. Творогов. — 1987. — С. 441—447.
  6. «Песни и сказания о Разине и Пугачеве». М. — Л.: Academia, 1935, с. XIX
  7. Русская демократическая сатира XVII века. — М.—Л. : Издательство Академии наук СССР , 1954, с. 137—138
  8. «Песни и сказания о Разине и Пугачеве». М. — Л.: Academia, 1935, с. XXXVI
  9. Учебно-методический комплекс «История русской литературы», Москва: РГГУ, 2005, с. 9
  10. М. М. Штранге «Демократическая интеллигенция России в XVIII веке», 1965, с. 214
  11. М. М. Штранге «Демократическая интеллигенция России в XVIII веке», 1965, с. 223
  12. М. Н. Сперанский «Рукописные сборники XVIII века» / «Материалы для истории русской литературы XVIII века». М., 1963, с. 86
  13. Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о книгах — М.: Изд. Всесоюзной книжной палаты, 1960. — 568 с.
  14. Л. П. Меньщиков «Охрана и революция», 1925, с. 359
  15. «Стихотворная сатира первой русской революции (1905—1907)», 1969
  16. «Русская стихотворная сатира, 1908—1917», 1974
  17. М. А. Осоргин «Книжная лавка писателей» / «Наше наследие», 1989, № 6
  18. Виктор Кривулин «Золотой век самиздата» / «Неофициальная поэзия. Антология»
  19. . Дата обращения: 25 августа 2010. Архивировано из 14 ноября 2010 года.
  20. . Дата обращения: 21 мая 2007. 5 июня 2007 года.
  21. Владимир Буковский « от 30 ноября 2015 на Wayback Machine ». NY. Хроника. 1978. С. 126.
  22. Георгий Янс. « от 28 сентября 2007 на Wayback Machine ». Одинцовская неделя . 05.03.2007, 13:25.
  23. N. Cornwell. « от 10 октября 2007 на Wayback Machine ». Tamisdat and Gosizdat publishing. 1917‑1991. The Literaty encyclopedia.
  24. Linda Mastalir. « от 5 октября 2006 на Wayback Machine ». Радио Прага, 19.09.2006.
  25. Согласно свидетельству современника, авторство принадлежит Н. Д. Вольпин . См.: Андреева О., Вишневецкая Ю., Идлис Ю., Мильчин К., Лейбин В, Тарасевич Г., Шпак В. // Журнал « Русский репортёр ». — 7 февраля 2013. — № 5 (283) . 8 мая 2014 года.
  26. Александр Кабаков, Евгений Попов. «Аксёнов». от 18 октября 2015 на Wayback Machine .
  27. / Сост. . — Калуга: ПО «Полиграфист», 1991. — 254 с.
  28. Артемий Троицкий , «Back in the USSR»: «Самодеятельные рок-записи были окрещены ёмким и зловещим словом „магиздат“ — по аналогии с диссидентским литературным „самиздатом“».
  29. Русские писатели. 1800-1917. Том 1. — Москва, 1989.
  30. Богомолов H.A., Шумихин С.В. Книжная лавка писателей и автографические издания 1919- 1922 годов // Ново-Басманная, 19. — 1990.
  31. Б.В.Горнунг, Г.А.Левинтон, М.О.Чудакова, А.Б.Устинов. Московская литературная и филологическая жизнь 1920-х годов: Машинописный журнал «Гермес» // Пятые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для обсуждения. — Рига, 1990.
  32. К. М. Поливанов. Машинописные альманахи «Гиперборей» и «Мнемозина»" (1920-е годы) // De Visu. — 1993. — № 6 . — С. 46—49 .
  33. Смирнов-Сокольский Н. Рассказы о книгах. — 5-е изд. — Москва, 1983. — С. 312—313.
  34. В. И. Безъязычный, В. Э. Молодяков. К истории раннего советского самиздата // De Visu. — 1993. — № 10 . — С. 28—34 .
  35. А. Даниэль. Истоки и смысл советского самиздата // Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е – 1980-е. — Москва: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005. — Т. том 1, книга 1 . — С. 18—34 .
  36. Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е — 1980-е. Том 1. — Москва: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005
  37. Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е – 1980-е. Том 1. — Москва: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005
  38. Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е – 1980-е. Том 2. — Москва: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005
  39. Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е – 1980-е. Том 3. — Москва: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005
  40. Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е – 1980-е. Том 2. — Москва: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005
  41. Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е – 1980-е. Том 3. — Москва: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005
  42. Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е – 1980-е. Том 3. — Москва: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005
  43. Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е – 1980-е. Том 2. — Москва: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005.
  44. Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е – 1980-е. Том 3. — Москва: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005.
  45. . Дата обращения: 23 октября 2022. 23 октября 2022 года.
  46. Студент. № 5—8, с. 3. — Лондон : Flegon Press, 1967
  47. Батшев В. С. СМОГ: поколение с перебитыми ногами. — Franc-tireur, 2009.
  48. [Документы Инициативной группы по защите прав человека в СССР / Составители Г. В. Кузовкин, А. А. Макаров. — Москва, 2009. ].
  49. . Дата обращения: 21 мая 2007. Архивировано из 20 февраля 2007 года.
  50. Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. — М.: Астрель, CORPUS, 2010. — С. 247.
  51. Е. Дёготь. «Русское искусство XX века». — М.: Трилистник, 2000. — С. 186.
  52. Игорь Халымбаджа. « от 30 сентября 2007 на Wayback Machine » // «Если». № 9, 1998
  53. , с. 278.
  54. Берман А. Г. от 3 апреля 2022 на Wayback Machine // Вестник Санкт-Петербургского университета . Философия и конфликтология. — 2021. — Т. 37. — № 1. — С. 162—175.
  55. Цитирование по: Н. С. <Н. Солженицына.>. Роман «В круге первом». Самиздат // Александр Солженицын: Из-под глыб: Рукописи, документы, фотографии: К 95‑летию со дня рождения. — М. : Русский путь, 2013. — С. 253 . — ISBN 978-5-85887-431-7 .
  56. К. Васин . // Румба : журнал. — Novosti Press Agency, 1989. — № спецномер . — С. 8 . 8 ноября 2022 года.
  57. Дата обращения: 30 сентября 2022. 30 сентября 2022 года.
  58. С. В. Калистратова . Заступница. Составитель Е. Печуро. «Звенья», 2003.
  59. от 12 ноября 2007 на Wayback Machine . Протокол от 21 декабря 1970 года.
  60. . / Под ред. О. Н. Коршуновой и А. А. Степанова. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — Т. 1 — С. 406—408.
  61. Более подробно о методах технико-криминалистического исследования печатных и рукописных документов см. [ Криминалистика. Исследование документов. / Под ред. М. В. Бобовкина и А. А. Проткина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2018. — С. 113—118.
  62. Медведев С. А. от 28 декабря 2019 на Wayback Machine (электронное издание) Радио Свобода . 20 января 2016.
  63. Панков А. С. (электронное издание). — М.: «Перо», 2017.
  64. Митюшёв В. П. от 17 апреля 2021 на Wayback Machine . — Т. 3 — С. 376—380.
  65. Блюм А. В. Цензура в Советском Союзе: 1917—1991: документы. — М.: РОССПЭН, 2004. — С. 452—541.
  66. Моисеева Т. О. от 11 апреля 2021 на Wayback Machine . Из книги: Комплексное криминалистическое исследование потожировых следов человека. — Науч. ред.: Майлис Н. П. — М.: Городец, 2000. — 223 c.
  67. Сорокин В. С. Усовершенствование способов фиксации следов пальцев рук. // Вопросы борьбы с преступностью . — М.: Юридическая литература, 1967. — № 5 — С. 152—153.
  68. С 1980-х гг. стали также применять пары цианоакрилата .
  69. Николаев Е. Б. . — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1984. — С. 302.
  70. См., например: Росгазета от 3 февраля 2011 пытается представить применяемую с 1950-х годов методику за научно-техническую сенсацию: « от 18 апреля 2021 на Wayback Machine : Смогут ли эксперты „взять“ след пальца? Сейчас правильный ответ таков: проблема решаема. Но для этого нужна новейшая (!) аппаратура. Она стоит дорого, но, как уверяют специалисты, того стоит ». Также см.: « от 15 августа 2020 на Wayback Machine » (электронный ресурс) mytypewriter.ru 09.04.2018.
  71. Амальрик А. А. от 14 февраля 2021 на Wayback Machine . — Анн Арбор: «Ардис», 1982. — С. 102.
  72. Hope, Warren . George Orwell. — L.: Greenwich Exchange, 2007. — P. 49.
  73. Макаревич Э. Ф. (электронное издание). — М.: «Литрес», 2017.
  74. Александр Никишин. Лекция 4. « от 29 ноября 2014 на Wayback Machine ».
  75. . Дата обращения: 21 мая 2007. 3 декабря 2009 года.
  76. . Дата обращения: 3 ноября 2012. 3 ноября 2012 года.
  77. [А. Даниэль "Истоки и смысл советского самиздата" / "Антология самиздата", том 1, книга 1, 2005, с. 32 ].
  78. . Дата обращения: 25 ноября 2012. 9 марта 2010 года.

Литература

  • Стасова Е. Д. . — М.: Государственная ордена Ленина библиотека СССР им. В. И. Ленина; научно-методический кабинет библиотековедения, 1955. — 166 с.
  • Богомолов H. A. , Шумихин С. В. Книжная лавка писателей и автографические издания 1919—1922 годов / / Ново-Басманная, 19. М., 1990
  • Горнунг Б. В. , Левинтон Г. А. , Чудакова М. О. , Устинов А. Б. Московская литературная и филологическая жизнь 1920-х годов: Машинописный журнал «Гермес» / / Пятые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для обсуждения. Рига, 1990
  • Поливанов К. М. Машинописные альманахи «Гиперборей» и «Мнемозина»" (1920-е годы) // De Visu. 1993. № 6. С. 46-49
  • Безъязычный В. И., Молодяков В. Э. К истории раннего советского самиздата // De Visu. 1993. № 10. С. 28-34
  • По страницам самиздата. / Сост. К. Г. Мяло , С. В. Соколов , В. И. Свердлов. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 300 с. — (Свободная трибуна). — ISBN 5-235-01204-6 .
  • Самиздат // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 929. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • Антология Самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е — 1980-е. / Под общ. ред. В. В. Игрунова. Сост. М. Ш. Барбакадзе. — М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005. — В 3-х томах, ил.
  • Константинова М. Глава III. Параллельный мир: самиздат // . — Амстердам: Университет Амстердама , 2009. — С. 203‑230. — 460 с.
  • Констриктор Б. « »
  • Русина Ю. А. — Екатеринбург, 2015.
  • Samizdat. Alternative culture in Central and Eastern Europe from the 1960s to the 1980s / Wolfgang Eichwede, ed. — Bremen, 2002.
  • Самиздат Ленинграда. 1950‑е — 1980‑е: Литературная энциклопедия / под общ. ред. Д. Северюхина; авт.-сост.: В. Долинин, Б. Иванов , Б. Останин, Д. Северюхин. — М. : Новое литературное обозрение, 2003. — 624 с. — ISBN 5-86793-216-8 .
  • Acta Samizdatica / Записки о самиздате: альманах / [сост. Б. И. Беленкин, Е. Н. Струкова, Г. Г. Суперфин ; Гос. публ. ист. б-ка России; Междунар. ист.-просвет., благотвор. и правозащит. о-во «Мемориал»]. — М. : ГПИБ России, 2012‑2013. — 500 экз. — 2012. — Вып. 1. — 135 с. — ISBN 978-5-85209-231-9 (ошибоч.) . — 2013. — Вып. 2. — 233 с. — ISBN 978-5-7870-0119-8 .
  • Берман А. Г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. — 2021. — Т. 37. — № 1. — С. 162—175.

Ссылки

Источник —

Same as Самиздат