Interested Article - Цензура

Дозволено цензурою. Варшава, дня 18 Мая 1902 года
Цензура при коммунистическом правлении в Польше : Газета Wieczór Wrocławia от 20—22 марта 1981 года со снятой цензурой статьёй о профсоюзе « Солидарность » (под заголовками «Co zdarzyło się w Bydgoszczy?» (« Что случилось в Быдгощи ?»)

Цензу́ра ( лат. censura — «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика») — система надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства , кино - и фотопроизведений , передач радио и телевидения , веб-сайтов и порталов , в некоторых случаях — частной переписки для ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными .

Цензурой называют также органы светской или духовной власти, которые осуществляют такой контроль.

Причины

Цензура — неотъемлемая функция любого государства, которое реализует систему запретов и ограничений, а также механизм пропаганды . В противовес этому в гражданском обществе действует общественное и правовое обеспечение свободы слова .

Исследователи отмечают существенную разницу между цензурой в демократических и тоталитарных государствах. В демократическом правовом государстве цензура призвана обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность страны, стабильность государства и политического строя при условии соблюдения прав и свобод человека .

При тоталитарном характере власти роль цензуры существенно меняется. В таком государстве цензура осуществляет контрольно-запретительные, полицейские и манипулятивные функции, во многом совпадающие с функциями репрессивных органов. Цензура в тоталитарных государствах не только ограничивает распространение нежелательных сведений, но и вторгается в творческий процесс, профессиональную сферу и частную жизнь граждан .

Нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек объясняет причины этого явления тем, что для существования тоталитарного строя необходимо, чтобы навязанные людям внешние для них убеждения стали их собственными, и всё общество жило единой целью. Он писал:

чтобы люди безоглядно поддерживали общее дело, они должны быть убеждены, что как цель, так и средства выбраны правильно. Поэтому официальная вера, к которой надо приобщить всех, будет включать интерпретацию всех фактов, имеющих отношение к плану. А любая критика или сомнения будут решительно подавляться, ибо они могут ослабить единодушие. […]
В результате не останется буквально ни одной области, где не будет осуществляться систематический контроль информации, направленный на полную унификацию взглядов.

Виды и формы

Эдвин Лонг Вопрос пристойности (1870)

Исторически сложились такие виды цензуры по характеру регулируемой информации :

Цензура делится также на светскую и религиозную, а по типу носителей информации — на цензуру СМИ, книг, театра и кино, публичных выступлений, постов и комментариев в социальных сетях , перлюстрация переписки и т. д. Существуют и другие виды цензуры. Арлен Блюм отмечает «педагогическую цензуру» в отношении информации, допущенной к публикации, но ограниченной в распространении в определённых слоях общества, как то запрет на использование в качестве школьного чтения .

Цензура в русской книге 1886 года - цензурированные места заменены точками.

По способам осуществления различаются цензура предварительная и цензура последующая () .

При предварительной цензуре необходимо получить разрешение на выпуск в свет той или иной информации. Конкретная форма осуществления такой цензуры состоит в наличии некой формальной процедуры, согласно которой автор, исполнитель или издатель должен представить тексты, звуко- и видеозаписи, эскизы и прочее в государственный орган цензуры, чтобы получить разрешение на издание, исполнение, экспозицию, трансляцию по электронным каналам и так далее.

При последующей цензуре оценивается уже опубликованная информация и принимаются ограничительные либо запретительные меры в отношении конкретного издания или произведения: изъятие его из обращения, применение санкций в отношении физических или юридических лиц, нарушивших требования цензуры.

Карательная цензура налагает санкции на нарушителей цензурных требований. В России с 1865 по 1917 годы цензура рассматривала книги и журналы по их напечатании, но до выхода в свет. За нарушение цензурных правил налагался арест на издание, а автор и издатель привлекались к суду. Карательные функции имела и советская цензура .

Корпоративной цензурой называют согласование речей пресс-секретарей, сотрудников и деловых партнеров корпораций под угрозой денежных потерь, потери работы или потери доступа к рынку .

Существует также самоцензура как сознательное самоограничение автора в обнародовании информации на основе неких собственных соображений (например морально-нравственных ограничений, внутреннего конформизма ) либо из боязни наказания за нарушение цензурных правил . Самоцензура из соображений конформизма или страха — одно из характерных проявлений деформации гражданского общества .

История

Индекс запрещённых книг , издание 1564 года

По мнению доктора исторических наук Т. М. Горяевой , цензура возникла в тот момент, когда группа людей, обладавшая властью и имуществом, стала навязывать свою волю остальным. Само слово «цензура» произошло от лат. census , что означало в Древнем Риме периодическую оценку имущества для разделения людей на сословия. Второе значение было связано с разделением по праву пользования привилегиями гражданства. Таким образом, по мнению Горяевой, древний цензор следил за благонадёжностью политической ориентации граждан .

Атрибутом государственной и религиозной власти цензура стала в эпоху античности . Краткая еврейская энциклопедия приводит в качестве примера уничтожение иудейским царём Иоакимом свитка пророчеств Иеремии (608—598 до н. э.) . Энциклопедия Британника отмечает, что в Афинах (480—410 до н. э.) были сожжены книги философа Протагора о богах . Греческие комические драматурги позволяли себе ядовитые выпады в адрес реальных людей , поэтому Платон предлагал ввести комплекс запретов, ограждающих людей от вредного влияния художественных произведений . Он стал первым мыслителем, обосновавшим необходимость сочетания самоцензуры художника с предварительной общественной цензурой. Впоследствии цензура и репрессии за свободомыслие стали неотъемлемой частью политики Римской республики и Римской империи . В 213 году до н. э. китайский император Цинь Шихуанди приказал сжечь все книги, кроме медицинских, сельскохозяйственных и научных, чтобы защитить империю от предполагаемой опасности поэзии, истории и философии .

Первые цензурные списки восходят к неприемлемым апокрифическим книгам, перечень которых был составлен в 494 году н. э. при римском епископе (папе) Геласии I . Предварительная цензура на книги впервые была введена в 1471 году папой Сикстом IV . Далее последовали аналогичные решения папы Иннокентия VIII (1487) и Латеранского собора (1512) .

Позднее, при папе Павле IV в 1557 году выпущен « Индекс запрещённых книг » ( лат. «Index liborum prohibitorum») для инквизиционных трибуналов. Этот список был отменён только в 1966 году . А в 1571 году папа Пий V учредил лат. «Congrecatio Indicis» , согласно которому ни один католик под страхом отлучения от церкви не мог читать или хранить книги, не входившие в указанный папой список. На кострах религиозной цензуры часто сжигали не только запрещённые книги, но и их авторов. Период церковной Реформации также отличался нетерпимостью к инакомыслию . Европейское общество того времени было заражено агрессивной ксенофобией , а власти поддерживали церковную цензуру административными, судебными и силовыми мерами .

В дальнейшем появились критики цензуры, например, Пьер Абеляр , Эразм Роттердамский и Мишель Монтень , которые начали выражать сомнение в её пользе и целесообразности. Сторонниками жёсткой формы цензуры были Бернард Клервоский , Мартин Лютер и Томмазо Кампанелла . В эпоху Просвещения философы и политики провозглашали идеи свободы слова, печати и собраний . Британский философ Томас Гоббс считал, что если церковный запрет не подтверждён государственным законом — он не более чем совет. Поэт Джон Мильтон , выступая в английском парламенте 16 июня 1643 года, впервые специально рассмотрел особенности цензуры как общественного института . Его критический трактат « Ареопагитика » приблизил отмену предварительной цензуры в Англии, которая произошла в 1695 году .

Большинство мыслителей Нового времени (например, Б. Констан , Д. С. Милль , А. де Токвиль и другие) считало, что из-за изменения исторических условий общественное мнение в значительной мере стало выполнять цензурные функции. К середине XIX века предварительная цензура была отменена в большинстве стран Европы . В Российской империи , напротив, начиная со второй половины XIX века (со времён правления Александра III ) свобода печати значительно сократилась. Это время вошло в историю журналистики как эпоха большого количества репрессий в отношении издателей .

В конце XIX — начале XX века появились первые спецхраны , где складировалась литература с ограниченным доступом, а наряду с ними стали создаваться нелегальные или находящиеся за пределами страны библиотеки неподцензурной литературы . Впоследствии спецхраны увеличились во много раз и к концу существования СССР в некоторых из находилось до полумиллиона экземпляров книг и периодических изданий.

Сожжение книг в нацистской Германии 10 мая 1933 года

В XX веке тоталитарные режимы сделали цензуру частью репрессивного аппарата, массовой манипуляции и пропаганды . Советская цензура находилась под полным контролем коммунистической партии и носила идеологический характер . Нацистское министерство пропаганды держало под своим контролем все средства информации в Германии. Любое инакомыслие, противоречившее нацистским идеям или угрожавшее режиму, уничтожалось во всех опубликованных источниках .

В 2014 году правозащитница en в своем выступлении в штаб-квартире ООН сказала :

Крупнейшие гуманитарные катастрофы, принесшие рукотворные страдания человечеству на протяжении веков, — инквизиция , работорговля , Холокост , советский ГУЛАГ , геноцид в Камбодже или Руанде — не только включали, но и фактически требовали абсолютного контроля над выражением мнения, мыслями, порой даже совестью… Ненависть нуждается в цензуре и поддерживается ею, а цензура, в свою очередь, необходима для взращивания подстрекательства к совершению зверских преступлений.

С появлением новых средств передачи информации (в частности, электронных — радио, телевидение, Интернет) возникли новые формы цензуры. Необходимость контроля за информацией, поступающей из-за границы, привела к появлению средств « глушения » радиопередач и интернет-цензуре . СССР проводил глушение « антисоветского радиовещания » почти 60 лет, с большой интенсивностью — 40 лет . Сложности цензурного контроля за информацией в сети интернет привели к тому, что некоторые страны (например, Китай и Северная Корея ) осуществляют тотальный контроль за информацией, проходящей через стык национальных интернет-сетей с мировыми, а Иран заявлял, что планирует полностью изолировать внутреннюю сеть . Как отмечает Межправительственный совет Международной программы развития коммуникации ЮНЕСКО , международное законодательство разрешает предварительную цензуру только в исключительных обстоятельствах, таких как определённая угроза главным национальным интересам государства. Однако некоторые страны, подписавшие и ратифицировавшие международные договоры, касающиеся свободы слова, продолжают, тем не менее, налагать предварительный контроль, нарушая свои собственные законы или конституцию .

В 1988 году британский писатель индийского происхождения Салман Рушди опубликовал книгу « Сатанинские стихи ». Исламские организации сочли её богохульной и кощунственной. В 1989 году духовный лидер Ирана аятолла Хомейни приговорил писателя к смерти и призвал мусульман всего мира исполнить эту фетву . На 2023 год смертный приговор за литературное произведение в отношении Рушди не отменён, и писатель живёт под охраной спецслужб .

Однако в некоторых демократических странах существуют цензурные ограничения демонстрации насилия и тем более призывы к нему, возрастные ограничения для информации сексуального характера и др. Согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 года, допускается ограничивать свободу прессы по соображениям национальной безопасности или для установления общественного порядка .

Отношение к цензуре

Принципиально противоположные мнения в отношении цензуры высказывались уже с эпохи Просвещения . Противостояние по этому вопросу существовало также в немецкой классической философии . Иммануил Кант стоял на позиции свободы выражения личного мнения, а Гегель считал, что эта свобода должна регулироваться законом и полицейскими мерами .

Вводя различные формы цензуры, государственные органы, как правило, мотивируют это соображениями государственной безопасности, необходимостью борьбы с проявлениями экстремизма , распространением вредоносных идей, противодействием моральному разложению общества. Голоса в поддержку цензуры раздаются не только из государственных ведомств, но и от некоторых общественных и политических организаций, таких как партии, политические движения, церковь .

С другой стороны, по мнению критиков, цензура в действительности не решает социальные проблемы, а лишь помогает замалчивать их существование . К тому же, при росте числа авторов и наличии интернета, цензура становится просто нереальной .

Критики отмечают также, что призывы о введении цензуры нередко характеризуют бессилие государственных и общественных организаций решить те или иные социальные проблемы. Например, критики цензуры считают, что призывы религиозных организаций о введении в России «морально-нравственной цензуры», дабы не допускать падения морального духа нации, в действительности отражают неспособность религиозных организаций как-то влиять на моральный климат в обществе . С цензурой борется ряд международных организаций, например « Репортёры без границ » .

Обход цензурных ограничений

Методы обхода цензурных ограничений известны ещё со времен античности . Наиболее известным из них является эзопов язык — иносказание, намеренно маскирующее мысль автора. Для обхода цензурных ограничений информация может публиковаться и распространяться нелегально или за границей . Для преодоления фильтров в сети Интернет существуют и используются общедоступные технические решения.

Цензура в произведениях культуры

Одним из наиболее известных отражений тоталитарной цензуры в художественной литературе стал роман-антиутопия Джорджа Оруэлла « 1984 » . В романе цензурный орган под названием «Министерство правды» занимается фальсификацией прошлого, изменяя опубликованную ранее информацию под сиюминутные идеологические требования правящей партии.

В 1822 году А. С. Пушкин написал сатирическое стихотворение «Послание цензору», направленное против цензора (с 1821 по 1826 год) Александра Степановича Бирукова .

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Тема диссертации «История советской политической цензуры, 1917—1991 гг.», 2002
Источник
  1. (рус.) . Gufo.me — коллекция словарей и энциклопедий . Дата обращения: 21 марта 2016. 1 апреля 2016 года.
  2. Федотов М. А. Гласность и цензура: возможность сосуществования // Советское государство и право : журнал. — Наука, 1989. — Вып. 7 . — С. 80—89 . — ISSN .
  3. ↑ , с. 8—9.
  4. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. , с. 5.
  6. , с. 8—9, 138.
  7. (рус.) . Дата обращения: 22 марта 2009. Архивировано из 2 марта 2009 года.
  8. ↑ , с. 12.
  9. (рус.) . Газета.Ru . Дата обращения: 27 ноября 2020. 11 декабря 2020 года.
  10. Блюм А. В. (рус.) . Открытый текст (27 октября 2009). Дата обращения: 2012-8-12. 18 апреля 2012 года.
  11. , с. 130.
  12. Timothy Jay (2000). Why We Curse: A Neuro-psycho-social Theory of Speech . John Benjamins Publishing Company. pp. 208—209. ISBN 1-55619-758-6
  13. David Goldberg, Stefaan G. Verhulst, Tony Prosser (1998). Regulating the Changing Media: A Comparative Study . Oxford University Press. p. 207. ISBN 0-19-826781-9
  14. Гельман М. от 7 апреля 2014 на Wayback Machine
  15. Короченский А. П. от 17 мая 2021 на Wayback Machine , 2007
  16. Федотов М. А. // Новые Известия . — ЗАО «Газета «Новые Известия»., 18 сентября 2006. 7 апреля 2014 года.
  17. , с. 134.
  18. ↑ , с. 117.
  19. Мельничук Я. В. . — М. : РГГУ, 2010. — 381 с. — ISBN 978-5-7281-1156-6 . от 6 ноября 2016 на Wayback Machine (рус.) . Дата обращения: 6 ноября 2016. Архивировано 6 ноября 2016 года.
  20. (англ.) . Britannica Online Encyclopedia. Дата обращения: 2012-8-11. 24 октября 2012 года.
  21. МАРК КУШНИРОВ. (рус.) . Театръ (24 ноября 2011). Дата обращения: 2023-8-9.
  22. Поппер К. Примечания к главе 4. Глава 6. Тоталитаристская справедливость // Открытое общество и его враги = The Open Society and Its Enemies. — Феникс, 1992. — Т. 1. — 447 с.
  23. Левченко И. Е. // Социально-политический журнал. — М. , 1996. — Вып. 6 . — С. 179—192 . 4 февраля 2013 года.
  24. от 24 мая 2018 на Wayback Machine — Страница 463
  25. Яхнина Ю. С. (рус.) . Челябинская областная универсальная научная библиотека. Дата обращения: 2012-8-11. 12 мая 2015 года.
  26. ↑ , с. 118.
  27. «Литературная энциклопедия терминов и понятий». М., 2001
  28. John Milton. (англ.) . Essays, civil and moral, and The new Atlantis, by Francis Bacon; Areopagitica and Tractate on education, by John Milton; Religio medici, by Sir Thomas Browne, with introductions, New York P.F. Collier [c1909] The Harvard classics v. 4.. Дата обращения: 2012-8-15. 4 февраля 2013 года.
  29. Антонова Т.В. // ОТКРЫТАЯ ПОЛИТИКА. — 1996. — Вып. 11/12 . — С. 76—81 . 4 февраля 2013 года.
  30. , Борьба за свободу печати: 1905-1907 гг..
  31. Сидорова М. В. // Леонов В. П., Савельева Е. А. Книга в России : сборник научных трудов. — Библиотека Российской академии наук, 2004. — Т. 21 , вып. 21 . 4 февраля 2013 года.
  32. Латынина А. Н. // « Новый мир » : журнал. — М. , 2008. — № 10 . 14 июня 2011 года.
  33. (англ.) . the United States Holocaust Memorial Museum . Мемориальный музей Холокоста (США) . Дата обращения: 11 августа 2012. 16 августа 2012 года.
  34. (рус.) . Дата обращения: 2 апреля 2022. 1 апреля 2022 года.
  35. Римантас Плейкис. (рус.) . Дата обращения: 29 марта 2009. 11 марта 2012 года.
  36. Плейкис Римантас. // «КАРТА» : Российский независимый исторический и правозащитый журнал. — 2005. — № 43—44 . — С. 117—136 . 15 марта 2022 года.
  37. (рус.) . Газета.Ru (10 августа 2012). Дата обращения: 2012-8-12. 12 августа 2012 года.
  38. (рус.) . Международная программа развития коммуникации . ЮНЕСКО (2008). Дата обращения: 2014-8-30. 15 октября 2013 года.
  39. // Огонёк : журнал. — 1998. — 28 июня (№ 25 (4560)). — С. 3 . 9 ноября 2016 года.
  40. Рушди. Приговорённый / Газета «Коммерсантъ», № 73 от 24.04.1998. — С.13.
  41. (рус.) . BBC News Русская служба (13 июля 2023). Дата обращения: 2023-7-20.
  42. (рус.) . europeancourt.ru . Дата обращения: 15 декабря 2020. 1 декабря 2020 года.
  43. // Junge Welt . — Берлин, 3 января 2011. 13 октября 2014 года.
  44. Алексеев Игнатий. (рус.) Портал-Credo.Ru (16 марта 2007). Дата обращения: 15 декабря 2020. 12 мая 2021 года.
  45. (рус.) . NRegion . www.nregion.com (9 ноября 2007). Дата обращения: 1 января 2019. 1 июня 2019 года.
  46. Ольга Демидова. (рус.) . Журнал «Библиотечное дело» . СПб.: Агентство Информ-Планета. Дата обращения: 1 января 2019. 2 января 2019 года.
  47. Вачедин Дмитрий. (рус.) . DW (21 апреля 2020). Дата обращения: 15 декабря 2020. 19 апреля 2021 года.
  48. George Anastaplo. (англ.) . Britannica.com . Дата обращения: 15 июля 2015. 15 июля 2015 года.
  49. от 27 января 2021 на Wayback Machine / А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. — М.: ГИХЛ, 1959—1962. — Том 1. Стихотворения 1814—1822. — С. 195—198. (РВБ. Электронная публикация).

Литература

  • Цензура // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 1182—1183. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • Горяева Т. М. . — 2. — М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2009. — С. —9. — 407 с. — (История сталинизма). — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1179-2 .
  • « 100 запрещённых книг. Цензурная история мировой литературы » Автор: Маргарет Балд, Алексей Евстратов, Николас Дж. Каролидес, Дон Б. Соува Издательство: Ультра. Культура ISBN 5-98042-051-7
  • Дон Б. Соува. 125 запрещённых фильмов: Цензурная история мирового кинематографа = Forbidden Films: Censorship Histories Of 125 Motion Pictures / Пер. с англ. Ирины Тарановой. — 1-ое. — Екатеринбург: Ультра.Культура , 2008. — 542 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9681-0121-1 .
  • Жирков Г. В. История цензуры в России XIX—XX века. — Аспект-Пресс, 2001. — 368 с. — ISBN 5-7567-0145-1 .
  • Каратыгин П. П. от 24 октября 2012 на Wayback Machine // Исторический вестник, 1885. — Т. 22. — № 10. — С. 151—160.
  • Лебедев А. П. // Лебедев А. П. История запрещённых книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох: Исследования по истории Церкви Средних веков и Нового времени. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005, с. 5-43.
  • Пржецлавский О. А. от 13 марта 2016 на Wayback Machine // Русская старина, 1875. — Т. 13. — № 9. — С. 131—160.
  • Рыжов А. И. от 7 марта 2016 на Wayback Machine // Русская старина, 1874. — Т. 9. — № 1. — С. 106—125.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Jane Fae . // Телеграф , 12 сентября 2016. (англ.)

Ссылки

Same as Цензура