Interested Article - Гоббс, Томас

То́мас Гоббс ( англ. Thomas Hobbes ; 5 апреля 1588 года , Уилтшир , Англия 4 декабря 1679 года , Дербишир , Англия ) — английский философ, один из основателей современной политической философии , теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

Биография

Родился в Уэстпорте, который сейчас является частью Малмсбери в Уилтшире (Англия), 5 апреля 1588 года . Он жил в семье не отличавшегося глубокой образованностью вспыльчивого приходского священника , потерявшего работу из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма . Томас Гоббс родился раньше срока по причине того, что его мать, имя которой неизвестно, узнала о приближающемся вторжении испанской Армады . Позже Гоббс сообщил, что «моя мать родила близнецов: меня и страх» . О его детстве почти ничего неизвестно .

Воспитывался состоятельным дядей, который хорошо знал античную литературу и классические языки . В 1603 году он поступил в Оксфордский университет ( Magdalen Hall ), который окончил в 1608 году . Там его обучили схоластической логике и физике .

В том же году стал наставником Уильяма, старшего сына Уильяма Кавендиша , барона Гардвика, впоследствии первого графа Девонширского. До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, ставшим его покровителем. Благодаря ему Гоббс познакомился с Беном Джонсоном , Фрэнсисом Бэконом , Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. В 1621-26 гг. сотрудничал с Ф. Бэконом, что имело для Гоббса большое значение. После смерти в 1628 году Кавендиша (в 1626 г. унаследовавшего титул графа Девонширского) Гоббс получает место наставника сына сэра Джервейса Клифтона, а затем воспитывает сына своего старого патрона, Кавендиша, с которым совершает путешествие по Италии, где в 1636 году встречается с Галилео Галилеем .

В 1640 году в Англии фактически началась революция , и Гоббс вместе со множеством роялистов эмигрировал в Париж , где пробыл до 1651 года. Именно в Париже окончательно созрел план его философской системы. Когда революция в Англии пришла к диктатуре Кромвеля , Томас разошелся с роялистской партией и вернулся в Лондон. Уже в Лондоне в 1651 году он опубликовал на английском языке своё самое объемное сочинение « Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского ».

Воззрения

На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Френсис Бэкон , Галилео Галилей , Пьер Гассенди , Рене Декарт и Иоганн Кеплер .

Гоббс первым озвучил мнение о том, что Моисей не являлся основным автором Пятикнижия .

Философские воззрения

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма , соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции , доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной « природы человека ». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключённые ими соглашения. Остальные естественные законы (общим числом 19) могут быть, по словам Гоббса, резюмированы в одном лёгком правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

Социально-философские идеи о политике и праве

Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.

Как большинство политических мыслителей после Бодена , Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию , аристократию и монархию . Демократию он не одобряет потому, например, что « черни недоступна большая мудрость» и при демократии возникают партии, что ведёт к гражданской войне . Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства — монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделённой власти.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию « войны всех против всех ». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на всё», имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путём договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути — физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй — основанным на установлении, или политическим государством.

Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном . В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии . Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Томас Гоббс

Трактат «Левиафан»

Трактат «Левиафан» выделяет три момента становления политического организма:

  1. Естественное состояние
  2. Переход к государству (общество)
  3. Государственное (общественное) состояние.

В естественном состоянии происходит « война всех против всех ». Естественные законы (стремление к миру, выполнение заключённых условий, отказ каждого от части своих прав) не ведут к миру и безопасности. Закон может выполняться с помощью принуждения и силы. Такой силой является государство.

Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора .

Особое внимание Томас Гоббс уделял проблемам мятежей и восстаний в государстве — этому посвящена глава XII его произведения «De Cive», вышедшего в 1642 г. (в русск. варианте — ).

«В государстве, граждане которого устраивают мятежи, имеются налицо и должны быть отмечены три начала: во-первых, учения и склонности, противные миру, предрасполагающие людей к мятежу; во-вторых, те склонности, которые уже предрасположенных склоняют, призывают и направляют к отделению и к оружию; в-третьих, способ, которым всё это происходит, или само восстание».

«Для существования этой надежды нужны четыре условия: число, орудия, взаимное доверие и вожди».

«Если у людей, настроенных враждебно и измеряющих правомерность своих действий собственным судом, будут соблюдены эти четыре условия, для возникновения восстания и смятения в государстве не нужно больше ничего, кроме кого-нибудь, кто бы их подстрекал и возбуждал» .

По мнению современных исследователей, рассуждения и высказывания Гоббса о возникновении социального протеста дали основу двум популярным во второй половине XX в. теориям: теории относительной депривации и теории рационального выбора .

Последняя часть трактата посвящена религиозным воззрениям Гоббса. В ней, в частности, Гоббс поднимает проблему духовного спасения человека, которое, согласно ему, лежит лишь в исповедании учения о том, что Иисус есть Христос, и соблюдении гражданских законов. Остальные же догматы Гоббс либо выводит из упомянутых, либо считает необязательными или даже вредными.

Основные сочинения

Сочинения, опубликованные после смерти
  • A Dialogue between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England (написаны в 1666 году , опубликованы в 1681 году )
  • Behemoth, or The Long Parliament (написан в 1668 году, опубликованы в 1681 году )
Современные издания
  • Opera philosophica, quae latine scripsit…, ed. W. Molesworth, v. 1-5. — L., 1839 - 45 .
  • The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11. — L., 1839 - 45
  • В русском переводе:
* Левиафан СПб. , 1868 — запрещён цензурой.
* Избранные сочинения , т. 1-2. — М. Л. , 1926 .
* Избранные произведения , т. 1-2. — М. , 1964 ( , Т. 7, 8):
** Т. 1. «О теле», «О человеке», «О гражданине»; «Человеческая природа», «О свободе и необходимости».
** Т. 2. «Левиафан», Приложение к «Левиафану», «Бегемот, или Долгий парламент» (в сокращении).

Примечания

  1. Sorell T. Thomas Hobbes // (англ.)
  2. (англ.) / — Oxford: OUP , 2004.
  3. — 2012.
  4. . Internet Encyclopedia of Philosophy . UTM . Дата обращения: 17 февраля 2018 . . Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 5 июля 2011 года.
  5. Sheldon, Dr. Garrett Ward. (англ.) . — Peter Lang , 2003. — P. 253. — ISBN 9780820423005 .
  6. Lloyd, Sharon A.; Sreedhar, Susanne (February 12, 2012). . Stanford Encyclopedia of Philosophy . Дата обращения: 25 февраля 2014 . . Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 29 марта 2020 года.
  7. . Encyclopedia of World Biography . Advameg, Inc . Дата обращения: 24 июля 2009 . . Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 4 сентября 2018 года.
  8. от 23 декабря 2007 на Wayback Machine
  9. Hobbes, Thomas. // (неопр.) / (англ.) . — London, 1679. — Т. I. — С. 86.
  10. Jacobson, Norman; Rogow, Arnold A. (англ.) // (англ.) : journal. — W.W. Norton , 1986. — Vol. 8 , no. 3 . — P. 469 . — ISBN 9780393022889 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  11. Радлов Э. Л. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  12. . Oxford: . Дата обращения: 24 июля 2009. 15 июля 2018 года.
  13. Helden, Al Van . The Galileo Project . Rice University (1995). Дата обращения: 24 июля 2009. 27 апреля 2019 года.
  14. King, Preston T. (неопр.) . — Routledge , 1993. — С. 89. — ISBN 978-0-41508083-5 .
  15. , от 29 августа 2011 на Wayback Machine
  16. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. — М. -Минск: АСТ, Харвест, 2001. — С. 158, 167—168.
  17. Шульц Э. Э. Технологии бунта. (Технологии управления радикальными формами социального протеста в политическом контексте). — М. : Подольская фабрика офсетной печати, 2014. — С. 403—405. — 512 с. — ISBN 978-5-7151-0406-9 .

Литература

на русском языке
  • Гоббс, Томас / Б. Э. Быховский // Газлифт — Гоголево. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 6).
  • Закон и право в философии Гоббеса. М., 1900.
  • « Под знаменем марксизма ». — 1938. — № 6. (статьи Б. Э. Быховского, Л. Германа, М. Петросовой, Д. Бихдрикера).
  • Делёз Ж. Лекции о Спинозе. 1978—1981. — М.: Ад Маргинум Пресс, 2016. Лекции 3-4.
  • Зырянов А. Е. Феномен «страха» в политической философии Томаса Гоббса // Философия. Язык. Культура. Под редакцией: В. В. Горбатов, А. В. Марей Вып. 6. СПб.: Алетейя, 2015. С. 341—353.
  • Камбуров В. Идея государства у Гоббза. Киев.: Печатня С.П. Яковлева, 1906. 185 с.
  • Ланге Фридрих Альберт История материализма и критика его значения в настоящее время. Т.1. - М.: УРСС, 2010.
  • Маслаков А.С., Кондратьева С.Б. Томас Гоббс и парадоксы мышления раннего нового времени // Философская мысль. — 2023. - № 3. - С.33-72.
  • Мееровский Б. В. . — М. : Мысль , 1975. — 208 с. — ( Мыслители прошлого ). — 50 000 экз.
  • Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса. // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. — М. , 1990. — С. 104—122.
  • Михаленко Ю. П. Гоббс и Фукидид (о месте Гоббса в позднем английском Возрождении)// Историко-философский ежегодник . — М. , 1986. — С. 104—124.
  • Немченко И. В. Томас Гоббс о причинах и характере английской революции середины 17 в. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1999. — Вип. 9. — С. 233—246.
  • / В. В. Соколов // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 280. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8 .
  • В. В. Соколов . // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Оукшотт М. Моральная жизнь в сочинениях Томаса Гоббса // Оукшотт М. Рационализм в политике и другие статьи. — М.: Идея-Пресс, 2002.
  • Тесля А. А. . — 2006.
  • Филиппов А. В. Критика Левиафана // Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса / Пер. с немецкого Д. В. Куницына. — СПб: «Владимир Даль», 2006. — С. 5-100.
  • Фуко М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. СПб.: Наука, 2005. — С. 100-129.
  • Хеллман Х. Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов / пер. с англ. М.: «И.Д. Вильямс», 2007. С. 43-64.
  • Ческис А. А. Томас Гоббс. — М. , 1929.
  • Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса / Пер. с немецкого Д. В. Куницына. — СПб: «Владимир Даль», 2006. — 300 с.
  • Штраус Л. Естественное право и история. — М.: Водолей, 2007. — 312 с.
  • Ямпольский М. Физиология символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2004. — 800 с. ISBN 5-86793-279-6
на других языках
  • Balibar E. L’institution de la veritici Hobbes et Spinosa // Balibar E. Lieux et noms de la verite. — Paris: Ed. de l’aube, 1994.
  • Hepburn R. Hobbes on the Knowledge of Good // Hobbes and Rousseaul. Ed. by Mauricc Cranston and Richard S. Peters. Garden City: Dohbledey, 1972.
  • Tönnies F. Thomas Hobbes, der Mann und der Denker. — Osterwieck, 1912.
  • Polin R. Politique et philosophie chez Thomas Hobbes. — P. , 1952.
  • Peters R. Hobbes. — L. , 1956.
  • Piotrowski R. : Od materii Świata do materii Państwa. Z filozofii Tomasza Hobbesa. — Kraków, 2000.
  • Hobbes studies, ed. by K. C. Brown. — Oxford, 1965.
  • Marsche G. Zum «Leviathan» von Karl Scymitt // Smitt K. Leviathan in Staatslehere von Thomas Gobbes. Sinn und Fehlschlag eines politischen Symbols. Mit einev Anhang sowie mit einem Nachwort des Herausgebers. Köln: Hohenheim, 1982. S. 243—244.
  • McNeilly F. S. The anatomy of Leviathan. — N. Y. L. , 1968.
  • Gauthier D. P. The logic of Leviathan. — Oxford, 1969.
  • Skinner Q Review Article. Hobbes’s «Leviathan» // The Historikal Jornal.1964. Vol. 7, 2. P. 321—333.
  • Skinner Q . Visions of Politics. Volume 3. Hobbes and Civil Science. — Cambridge, 2002.
  • Warrender H. Politikal Theory and Historiography: a Reply to Professor Skinner on Hobbes. // The Historikal Jornal.1979. Vol. 33, #4. P. 931—940.

Ссылки

Источник —

Same as Гоббс, Томас