Interested Article - Цыганочка

Цыга́ночка ( Цыганская пляска ) — старинная парная русская пляска , известная с конца XVIII века. В XX веке исполнялась сольно . По темпу и манере исполнения настолько близка к Сербиянке , что некоторые исследователи считают их разновидностями одного танца . Пляска общенациональная, одна из любимых у русского народа . Возникла под влиянием цыганской пляски . Танец похож на пантомиму, изображающую небольшой семейный разлад между мужем-цыганом и его женой-цыганкой . Музыкальный размер — 4/4. Темп вначале медленный, ускоряющийся до стремительного .

Описание

Цыганочку пляшут мужчина и женщина, изображая из себя супругов: цыгана и цыганку. «Цыганка» садится между подруг, а мужчина начинает плясать, и как бы ищет цыганку.

Затем он находит взглядом свою пару и, продолжая пляску, поклонами приглашает её к себе, но цыганка, будто обиженная чем-то, не хочет выходить к нему. Наконец, настойчивость цыгана заставляет её выйти. Теперь они пляшут вместе. Цыган хочет поцеловать свою жену, но та от него отворачивается, а когда потом соглашается, то цыган, оскорблённый первым её отказом, уходит и садится на лавку. Теперь уже цыганка должна проделать всё, что было изображено её мужем. При этом она выражает своё огорчение слезами. Цыган, после некоторого сопротивления, забывает своё оскорбление и выходит к жене. Оба радуются, и пляска заканчивается поцелуем .

У казаков Восточного Забайкалья и мужа и жену изображали две девушки.

В Красноярском крае зафиксирован женский танец перед гармонистом. Начинался он плавным выходом танцовщицы в круг с хлопками. Музыка постепенно ускорялась, и пляска тоже увеличивала темп. Рисунок танца усложнялся, движения становились более разнообразными. Затем шла с подковыркой, дробные ходы и игра акцентами. Диалог между плясуньей и гармонистом накалялся и становился более активным и красноречивым. Завершалась пляска частой дробью и активным притопом ногой .

«Цыганочка» представляет собой редкий случай минорного лада в русском плясовом наигрыше. Начинается танец всегда медленно и постепенно ускоряется к концу. Для музыки наигрыша характерны хроматизмы , альтерированная гармония, задержания, разнообразная ритмика. Преобладают гитарные приёмы, характерные для цыганской музыки .

Пляска моряка (« Яблочко »), получившая известность после Октябрьской революции, изобиловала хлопушками, заимствованными из «Цыганочки» .

См. также

Примечания

  1. , с. 414.
  2. , с. 10.
  3. , с. 7.
  4. , с. 108.
  5. , с. 192.
  6. Ендржеевская З. В. от 3 октября 2021 на Wayback Machine ; ГЦНТ. — Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2018. — 84 с — С. 72
  7. , с. 25.

Литература

  • // Германов В. Г. . — М. : АСТА, 2009. — С. 414 . — ISBN 978-5-9901591-1-2 .
  • Настюков Г. А. Современность в танце // Клуб и художественная самодеятельность. — 1964. — № 5 . — С. 24—25 .
  • Широков А. . — М. : Советский композитор, 1988. — 134 с.
  • Шустиков А. А. // Живая старина : периодическое издание отделения этнографии Императорского русского географического общества. — СПб. : Типография князя В. П. Мещерского, 1902. — Т. 12, выпуск 2 . — С. 182—206 .
  • . — М. : Музыка, 2007. — 401 с. — ISBN 978-5-7140-0821-4 .

Ссылки

  • // Толковый словарь Ожегова
  • // Словарь Ефремовой
  • (youtube.com)
Источник —

Same as Цыганочка