Interested Article - Девушка со спичечной фабрики

«Девушка со спичечной фабрики» ( фин. Tulitikkutehtaan tyttö ) — художественный фильм 1990 года финского режиссёра Аки Каурисмяки . Его название отсылает к рассказу Ханса Кристиана Андерсена « Девочка со спичками » .

Сюжет

Главная героиня Ирис работает на спичечной фабрике. Жизнь её однообразна и скучна: работа неинтересна, дома её ждут мать и отчим , которые большую часть времени проводят за просмотром телевизионных новостей. Из развлечений у Ирис — только танцы в местном баре, где на неё никто не обращает внимания.

Однажды она знакомится в баре с состоятельным мужчиной и проводит с ним ночь. Она надеется на то, что мужчина поможет ей вырваться из душного мирка фабричной жизни, однако тот и не помышляет о длительных отношениях с нею. Вскоре Ирис узнаёт, что она беременна.

Отвергнутая мужчиной и родителями, Ирис попадает под машину и теряет ребёнка. Переселившись к брату, она приобретает крысиный яд, чтобы отправить на тот свет не только непосредственных виновников её несчастья, но и всех, кто попадётся у неё на пути…

Анализ

«Девушка со спичечной фабрики» завершает «пролетарскую трилогию» Аки Каурисмяки, начатую фильмами « Тени в раю » (1986) и « Ариэль » (1988). Как вспоминает режиссёр, в припадке человеконенавистничества ему пришла в голову идея снять фильм настолько медленный, что в сравнении с ним Робер Брессон показался бы создателем боевиков . Замедленный ход повествования, крайний минимализм диалогов помогают прочувствовать однообразность рабочих будней .

Как и в фильме « Гамлет идёт в бизнес », образная система фильма — конвейер по производству спичек в первых кадрах — указывает на то, что быт героев есть естественное продолжение господствующей системы производства, что именно в ней следует искать корень их бед . В том, что у Каурисмяки общество превращает людей в вещи, в объекты, что все они в той или иной степени жертвы капиталистической системы хозяйствования, Джонатан Розенбаум видит влияние Фассбиндера .

«Девушку со спичечной фабрики» называют самым беспросветным фильмом Каурисмяки . Подобно братьям Коэнам в голливудском мейнстриме , Каурисмяки фиксирует окружающий мир бесстрастно, реалистично, без сострадания, вынося неутешительный диагноз: выхода нет . Царящая в мире жестокость вызывает ответную реакцию со стороны героини.

Символично, что теленовости, показываемые в фильме, посвящены событиям 1989 года на площади Таньаньмэнь (в том числе простому китайцу с авоськами, который в течение получаса в одиночку сдерживал колонну танков, — реальному человеку, чья личность так и не была установлена и который вошёл в историю под условным именем Неизвестный бунтарь ), смерти аятоллы Хомейни , а также крупнейшей в истории СССР железнодорожной катастрофе, произошедшей в Башкирии в июне 1989 года .

Награды и номинации

Награды

Кати Оутинен за роль в этом фильме стала лауреатом финской национальной кинопремии « Юсси » в номинации « За лучшую женскую роль » (1991).

Номинации

Примечания

  1. Андрей Плахов : «Это новое воплощение андерсеновской „маленькой спичечной девочки“ — воплощение, полное тихого ужаса перед жизнью и вместе с тем дарящее катарсис , от которого, как утверждают знатоки, сладко затрещали бы кости Аристотеля ».
  2. от 3 октября 2009 на Wayback Machine
  3. от 18 апреля 2010 на Wayback Machine // AllMovie. (англ.) (Дата обращения: 8 декабря 2014)
  4. . Дата обращения: 28 июня 2010. 30 декабря 2010 года.

Ссылки

Источник —

Same as Девушка со спичечной фабрики