Interested Article - Битва лапифов с кентаврами (картина Джордано)

«Битва лапифов с кентаврами» — картина итальянского художника Луки Джордано из собрания Государственного Эрмитажа .

Картина иллюстрирует популярный сюжет « Кентавромахия », описанный многими античными авторами, в частности Овидием в « Метаморфозах » (XII, 210—468) и Плутархом в « Сравнительных жизнеописаниях » (Тесей, 30): на свадьбу Гипподамии и царя племени лапифов Пирифоя были приглашены кентавры , которые, напившись вина, впали в буйство и попытались похитить невесту с подругами, но встретили отпор от Тесея и подданных самого Пирифоя, поддержку которым оказали боги . В центре картины — кентавр Евритион удерживает вырывающуюся Гипподамию. Его атакует Тесей с обнажённым мечом.

Картина написана в конце 1680-х годов. В 1991 году был опубликован документ банка Сан Джакомо от 30 декабря 1688 года, в котором говорится, что по распоряжению графа Кингстона Луке Джордано выплачена полная стоимость картины «Nozze di Piteteo con la battaglia di centauri» («Свадьба Пирифоя с битвой против кентавров»). В семье графов и герцогов Кингстонов картина находилась вплоть до конца 1770-х годов. В 1777 году овдовевшая герцогиня Кингстон перевезла собрание картин своего умершего супруга в Санкт-Петербург , где коллекция хранилась до начала 1790-х годов во дворце генерал-фельдмаршала графа И. Г. Чернышёва . Затем картина находилась в собственности тайного советника И. И. Мелиссино , а в 1797 году она, по свидетельству последнего польского короля Станислава Августа Понятовского , принадлежала действительному тайному советнику М. Ф. Соймонову . Около 1799—1800 года картину купил граф А. С. Строганов ; картина выставлялась в Строгановском дворце на Мойке . После Октябрьской революции всё имущество Строгановых было национализировано, во дворце на Мойке был устроен Строгановский дворец-музей, однако в 1926 году музей был упразднён и все его коллекции были распределены между Русским музеем и Эрмитажем . Большинство работ иностранных художников, включая и «Битву лапифов с кентаврами», было передано в Государственный Эрмитаж . Выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа в зале 238 .

Авторство Джордано долгое время считалось бесспорным, однако составитель эрмитажного каталога 1958 года М. И. Щербачёва в качестве возможного создателя картины назвала имя Пьетро да Кортоны . Но это предположение не нашло поддержки и во всех последующих публикация картина по-прежнему значилась за Лукой Джордано. Окончательно вопросы вокруг авторства картины были сняты после публикации в 1991 году банковских документов о выплате гонорара художнику. Тем не менее, С. Н. Всеволожская признаёт, что картина создана под несомненным влиянием картины да Кортоны «Битва Александра против Дария» из собрания Капитолийских музеев .

Ч. А. Мезенцева сравнивая «Битву лапифов с кентаврами» с картиной немецкого художника И. Г. Шёнфельда «Похищение сабинянок», отмечала:

В обоих произведениях водоворот тел, вовлечённых в динамику борьбы, но насколько несхожи они в остальном! Лука Джордано, несомненно, ориентировался на эллинистическую скульптуру. <…> Образы итальянского мастера убеждают цельностью и материальной осязаемостью. Миропонимание этого художника лишено спиритуализма Шёнфельда. В сравнении с эмоциональным настроением немецкого художника оно кажется оптимистичным .

Примечания

  1. , с. 31.
  2. , с. 93—95.
  3. Дата обращения: 9 февраля 2020. 11 марта 2019 года.
  4. , с. 93.
  5. , с. 57.

Литература

  • Буслович Д. С. , Персианова О. М. , Руммель Е. Б. Мифологические и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа / Изд. 3-е, дополненное. — Л. : Аврора , 1978. — 160 с.
  • Всеволожская С. Н. Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XVII века: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — 344 с. — ISBN 978-5-93572-521-1 .
  • Мезенцева Ч. А. Искусство Германии XV—XVIII веков: Очерк-путеводитель. — Л. : Искусство, 1980. — 120 с.
Источник —

Same as Битва лапифов с кентаврами (картина Джордано)