Разрешение (компьютерная графика)
- 1 year ago
- 0
- 0
Разреше́ние ( нем. Auflösung , англ. resolution , фр. résolution ), в многоголосной музыке — переход от одного созвучия ( интервала , конкорда , аккорда ), трактуемого как ладовый неустой, к другому созвучию, трактуемому как ладовый устой (см. Устой и неустой ). В качестве первого обычно выступает диссонантный интервал (обособленный или в составе аккорда), в качестве второго — консонантный интервал (см. Консонанс и диссонанс ). В русской теории музыки XX века принято рассматривать разрешение диссонанса в консонанс в мажорно-минорной тональности как результат тяготения ладового диссонанса в (ладовый) консонанс.
О «разрешении» говорят преимущественно по отношению к интервалам и аккордам в мажорно-минорной тональности , от её истоков (конец XV века) до её распада (конец XIX — начало XX веков) . Реже термин также используется в анализах старомодальной гармонии — в музыке, где мажорно-минорная тональность ещё не сформировалась, но присутствуют её элементы. Например, в готической каденции , характерной для многоголосия Ars antiqua и Ars nova , конкорд терцсексты «разрешается» в конкорд квинтоктавы. По отношению к авангардным техникам в музыке XX века, где нельзя говорить о линейных неустоях ( неаккордовых звуках ) и нет понятия тоники и соотнесённой с ней периферии (например, в додекафонных сочинениях А. Веберна ), переход от диссонанса к консонансу «разрешением» не называется.
Элементарная теория музыки (ЭТМ) рассматривает только 4 простых интервала (в отличие от составных интервалов ), требующих разрешения. При этом увеличенные интервалы всегда разрешаются в более широкие, а уменьшённые — в более узкие:
Поскольку и ув. 4 и ум. 5 являются тритонами , звучат неустойчиво и требуют разрешения, необходимо иметь в виду, на какой ступени какого лада построен этот интервал. В зависимости от этого данный тритон будет иметь различные разрешения. При определении интервала на слух всегда ориентируются на последующее разрешение.
Разрешения требуют увеличенные и уменьшённые трезвучия, а также септаккорды и их обращения. Разрешаются они в устойчивые трезвучия и их обращения. Исключение составляет доминантсептаккорд (Д7): он разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой .
Реже трезвучие неустойчивой ступени (например, второй) разрешается в трезвучие устойчивой (например, в тонику), несмотря на то, что такое трезвучие не является ни увеличенным, ни уменьшённым.