Лянь Чжань
- 1 year ago
- 0
- 0
Ян Лянь ( кит. 杨炼 ) — китайский поэт, обычно ассоциируемый с «Туманными поэтами» ( англ. Misty Poets ), а также со школой «Ищущих свои корни» ( англ. Searching for Roots ). Он родился в Берне ( Швейцария ) в 1955 году , рос в Пекине , где посещал начальную школу .
В 1966 году его образование было прервано внезапным началом культурной революции . В 1974 году его отправили в округ Чанпин (неподалёку от Пекина) для получения «трудового образования», где он выполнял множество разнообразных работ, включая даже копание могил. В 1977 году после окончания культурной революции и смерти Мао Цзэдуна , Ян Лянь вернулся в Пекин , где работал в государственной службе радиовещания.
Работая в деревне, Ян Лянь начал писать стихи в традиционной китайской манере, хотя этот стиль был официально запрещён во время правления Мао Цзэдуна . В 1979 году он вошел в группу поэтов, пишущих для журнала «Цзиньтянь» («Сегодня»), а его поэзия постепенно приобрела черты модернизма , экспериментального стиля этой группы.
В начале 1980-х годов творчество поэтов журнала было неоднозначным и за ними закрепилось название «Туманных поэтов». В 1983 году произведение Яна «Норлан» (название тибетского водопада ) раскритиковали, как одно из явлений антидуховной кампании, и был выписан ордер на арест его автора. Благодаря предупреждению друзей, ему удалось скрыться, а кампания вскоре окончилась.
После 1986 года Ян начал путешествовать, посетив Австралию и Новую Зеландию . В период событий на площади Тяньаньмэнь Ян Лянь находился в Окленде ( Новая Зеландия ), где принимает участие в акциях протеста против действий китайского правительства. Власти отреагировали достаточно быстро — и 4 июня 1989 года занесли его работы в «чёрный список», а две его книги стихов, ожидающие публикации в Китае, канули в небытие. Кроме того, его лишили китайского гражданства. Ян Лянь подал запрос на новый паспорт, чтобы иметь возможность путешествовать за границу, но китайские власти отказались его выдать, поэтому в Новой Зеландии он вынужден был получить статус беженца .
С этого периода Ян Лянь начинает создавать товарищества писателей в разных странах, включая Австралию и Германии , а также много путешествует. Кроме этого, он продолжает творить. С 1993 года поэт постоянно проживает в Лондоне , хотя имеет гражданство Новой Зеландии .
Вместе со своим товарищем, знакомым ещё по «Туманным поэтам», Бэй Дао, он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе . В 1999 году получил международную литературную премию .
С 2005 года он является профессором в , Швейцария and Artistic Director of the Unique Mother Tongue , а также принимает участие в различного рода международных салонах, посвященных литературе и искусству в Лондоне .
Опубликованы десять сборников стихов Ян Ляня, два сборника прозы, а также подборка эссе на китайском языке . Произведения автора переведены на двадцать языков, в том числе английский , немецкий , французский , итальянский , испанский , японский , а также на несколько восточноевропейских языков . Три его сборника выпущены в КНР в период 1999—2003 гг.: «Сборник трудов 1982—1997 годов» (2 тома), «Сборник трудов 1998—2002 годов», а также Сборник эссе «Башня, построенная по наклонной» ( англ. A Tower Built Downward , вышел в Пекине в 2009 году ). В период 1994—2009 года публиковался на Тайване (четыре работы).
Вместе с шотландским поэтом Биллом Гербертом принял участие в работе над сборником «Антология современной китайской поэзии, 1978—2008 гг.» ( англ. Anthology of Contemporary Chinese Poetry ), который будет опубликован в 2011 году « ».
Является приглашенным поэтом, преподающим литературу в университетах Австралии ( Сиднейский университет ), Новой Зеландии ( Университет Окленда ), США ( Амхерстском колледже ( англ. Amherst College ), Колледже Барда ( англ. Bard College ), Франции ( англ. MEET ), Германии ( англ. DAAD ) и Великобритании (Коув Парк).
С пониманием того, что я «вопрошающий», я могу ясно видеть путь моей жизни и моих произведений. Я начал писать стихи во время кошмара «культурной революции» в 1970-х годы, углубился в себя в «эпоху самоанализа» в 1980-е, решил быть в изгнании после резни на площади Тяньаньмэнь, столкнувшись с так называемой глобализацией, которую часто видели как сговор между властью и деньгами после 1990-х, мучительно наблюдал за отсталостью Гонконга и отравлением мира COVID-19, за тем, как так называемая демократическая Россия стоит плечом к плечу с самодержавным Китаем, за хладнокровными и кровавыми убийствами под лозунгами религий и национальностей. После всего этого ясно, что мир стоит перед глубочайшим и беспрецедентным духовным кризисом: полная путаница и противоречие ценностей, в вакууме нашего сознания не осталось ничего, кроме эгоизма и цинизма. Все вопросы возвращаются и сводятся к одному: что я могу сделать сейчас? Каждый чувствует внутри черную дыру. У нас нет ничего, кроме последней энергии быть «вопрошающим» – по крайней мере!