Interested Article - Граццини, Антон Франческо

Антон Франческо Грацци́ни ( Антонфранческо, Антонио Граццини ); псевдоним иль Ла́ска ( итал. il Lasca — « голавль ») (22 марта 1503, Флоренция или — 18 февраля 1584, Флоренция ) — итальянский поэт и новеллист XVI века.

Биография

Родился в семье фармацевтов . Место рождения точно не известно (либо Флоренция , либо в коммуне Поджибонси ); сам он пишет о себе: Io sono a Staggia, ch'è la patria mia, e de' miei primi l'antica magione… («Я — сын Стаджи, это моя родина…»). Совмещал литературные занятия с семейным ремеслом. Не получил регулярного образования. Принимал активное участие в литературных дебатах, выступал против подражания древним и увлечения латынью и греческим , в защиту тосканской разговорной речи .

В 1540 году вместе с основал Accademia degli Umidi («Академию мокрых»), печатался под академическим псевдонимом Ласка. В 1547 был исключён из Академии (к тому времени преобразованной по указанию герцога Козимо Медичи в Aссademia Fiorentina («Флорентийскую академию»). В ответ написал «Жалобу Академии мокрых», за которую чуть было не попал в тюрьму. Вновь принят в Академию в 1566; в 1582 по собственной воле вышел из неё, чтобы принять участие в создании Академии делла Круска (совместно с и другими литераторами). При этом Граццини сохранил своё академическое имя, указав, что «голавлей обваливают в муке» ( итал. crusca — букв. «о́труби»).

Проведя всю свою жизнь в литературных занятиях, Граццини умер во Флоренции и похоронен в семейной гробнице в церкви Сан-Пьетро-Маджоре (снесена в 1784 году).

Творчество

Граццини был приверженцем флорентийской литературной традиции, в поэзии культивировал традиционные жанры; в то же время на базе мадригала создал производные формы — «мадригалесса» и «мадригалоне». Автор обширного собрания стихотворений (в том числе бурлескных сочинений в духе Берни «К преобразователям тосканского наречия» и «Во хвалу обновлённого Боккаччо ») и незавершённой комической поэмы «Война чудовищ» ( La Guerra dei mostri ). В ряде бурлескных стихов Граццини обнаруживает свою приверженность гомосексуализму .

«Вечерние трапезы»

Наиболее известное сочинение Граццини — новеллистическая книга «Вечерние трапезы» (другой вариант перевода — «Вечерние беседы», Le Cene , первая часть издана в 1756 году, вторая — в 1743). В конструктивном отношении книга связана с традицией « Декамерона » Боккаччо: пятеро юношей и четверо дам собираются в доме прекрасной вдовы по четвергам и рассказывают перед ужином новеллы. Из задуманных 30 новелл до нас дошли 22 (две первые «трапезы» и две новеллы из третьей). Новеллы, сюжеты которых основаны на разнообразных розыгрышах, сочетают комические и трагические мотивы. Переведены на русский язык Павлом Муратовым и Ниной Петровской .

Драматургия

Граццини является также автором семи комедий : «Ревность» (1550), «Одержимая» (1560), «Ведьма», «Сибилла», «Ханжа», «Арцигоголо», «Родственные связи» (все изданы в 1582) и фарса «Монах» (поставлен в 1540). Выступал за чисто развлекательную комедию, против навязывания жанру дидактических функций. Незаконченный перевод «Арцигоголо» принадлежит А. Н. Островскому .

Примечания

  1. Rime di Antonfrancesco detto il Lasca , parte prima, Stamperia di Francesco Moucke, Firenze 1741, pag. XXI.

Ссылки

  • Хлодовский Р. И. Новелла и новеллисты // М. Л. Андреев, Р. И. Хлодовский. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., Наука, 1988. — С. 170.
  • Андреев М. Л. Комедия: жанр и его судьба // М. Л. Андреев, Р. И. Хлодовский. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., Наука, 1988. — С. 170. С. 211—215.
  • Андреев М. Л. Граццини, Антон Франческо// Культура Возрождения. Энциклопедия. Т. 1. М., РОССПЭН, 2007. — С. 461—462.
  • Стаф И. К. Новеллистика //История литературы Италии. Том 2, ч. 2. М., ИМЛИ РАН, 2010. — С. 373—378.
  • (итал.)
  • (фр.)
  • (недоступная ссылка) (итал.)
Источник —

Same as Граццини, Антон Франческо