Interested Article - Артемида Эфесская

Одна из копий статуй, находится в Музее Неаполя

Артемида Эфесская — малоазийская богиня, в раннее время отождествленная с древнегреческой Артемидой , ей был посвящен знаменитый храм Артемиды Эфесской (одно из Семи чудес света античности ), сожжённый в 356 г. до н. э.

Статуя Артемиды Эфесской (в Синодальном переводе « Диопет ») — культовая статуя этого храма, не сохранилась, была в основе своей деревянной. В эллинистический и римский период было создано много её копий, также известны изображения на монетах города Эфес . Так что на основе утраченного первообраза возник иконографический тип статуи Артемиды, обладающий архаическими чертами — застылостью и многочисленными наростами, напоминающими сосцы .

Культ Артемиды Эфесской

Предполагается, что Артемида Эфесская изначально была местным азиатским божеством , интегрированным в греческий пантеон путем отождествления с Артемидой. Здесь она почиталась как владычица животных и всего живого . Каллимах сообщает, что Артемида Эфесская была покровительницей амазонок (Callim. Hymn. III 237) .

Происхождение Артемиды Эфесской и её культа окутано мраком, он возник ещё до того, как ионийцы поселились в юго-западной Анатолии около 1050 г. до н. э. Тем не менее, Дитер Книббе , выдающийся археолог и исследователь древнего Эфеса, предполагает, что богиню начали почитать сначала как священное дерево на юго-западных склонах горы Айясолук . Книббе пишет, что Артемида возникла как «богиня деревьев и вечный символ плодородия». Считается, что самые ранние статуи богини Айясолука были вырезаны из дерева без деталей и украшены съёмными предметами. (Во всей Западной Анатолии существовал обычай украшать и украшать архаичные культовые статуи) . Согласно древним источникам, ей поклонялись под именем Ойпис Анасса (Oypis Anassa) .

В какой-то неизвестный период местная анатолийская богиня была отождествлена с Артемидой и получила её имя. Когда около 550 года до н. э. царь Лидии Крез завоевал Эфес, он выдвинул местную Артемиду на положение верховного божества и финансировал первый мраморный храм, построенный в её честь. Как и большинство культов в греческом мире, культ эфесской Артемиды подвергся процессу эллинизации, и местная богиня приобрела некоторые черты и атрибуты греческой Артемиды .

Павсаний в своем « Описании Эллады » сообщает некоторые данные о богине, перемешивая их с мифами:

«По моему, по крайней мере, мнению, Пиндар не все точно знал, что касается служения богине, так как он утверждал, что её храм основали амазонки , отправляясь походом на Афины и на Фесея . Правда, что уже тогда женщины с Фермодонта принесли жертвы эфесской богине, как в этом случае издавна зная это святилище, так равным образом и тогда, когда они бежали от Геракла; ещё в более ранние времена некоторые из них, убегая от Диониса, пришли сюда в качестве молящих о защите. Ясно, что не амазонками основано это святилище; основателями были Корес, „землею рождённый“, местный житель, и Эфес, — считают, что Эфес был сыном реки Каистра, — вот кто были основатели святилища, и по имени Эфеса дано и название городу. Жители этой страны были отчасти лелеги, ветвь карийского племени, но большинство населения составляли лидийцы. Кроме того, вокруг этого святилища жило много разного народа, пришедшего молить богиню о защите, в том числе и женщины из племени амазонок (…) Работы того же Дамофонта у мессенян статуя <Артемиды>, именуемая Лафрией . Почитание её установлено у них по следующему поводу. У калидонян Артемида, которую они чтут больше всех других богов, носит наименование Лафрия; получив Навпакт от афинян, мессеняне стали жить очень близко от пределов Этолии и потому заимствовали культ этой богини от калидонян. Внешний вид её я опишу в другом месте . Наименовании Лафрии проникло только к мессенянам и ахейцам из Патр; все другие города именуют её Артемидой Эфесской, и отдельные лица чтут её выше всех других богов. Причиною этого, как мне кажется, является, во-первых, слава амазонок, которые, по преданию, воздвигли эту статую, и, во-вторых, то обстоятельство, что этот храм сооружен в древнейшие времена. Кроме этих двух причин ещё три других сильно способствовали распространению её славы, это — размеры храма, превосходящего все человеческие сооружения, процветание города Эфеса и то исключительное положение, которым пользуется здесь богиня (…) …жрицу и жреца, которые в течение всей своей жизни должны соблюдать чистоту не только в половых сношениях, но и во всем остальном; ни в их купальнях и омовениях, ни в остальном образе жизни они не похожи на остальных людей; они даже не входят в дома частных лиц. Я знаю другой такой же случай, когда подобную жизнь, но не свыше года, проводят у эфесцев те, которые становятся гистиаторами (принимающими гостей) Артемиды Эфесской. Согражданами они называются эссенами ».

Празднество в честь Артемиды в Эфесе со временем стало более популярным, чем Панионии «в качестве религиозного центра малоазиатских городов. Празднество сопровождалось конными, гимническими и музыкальными состязаниями и привлекало из разных городов множество посетителей, которые съезжались с женами и детьми и приносили богине богатые дары и жертвы (Дион. Гал. ιV, 25). Празднеством заведовали так называемые εσσηνες (Павc. Vιιι, 13, 1). Жрецами богини здесь были евнухи, называвшиеся μεγαβυζοι и пользовавшиеся величайшим почетом (Страб. XιV, 641); были также жрицы, проходившие три степени посвящения: жрица низшей степени называлась μελλιερη, второй — ιερη, третьей — παριερη (πλυτ. αν σενι σιτ. γερ. ρεσπ. 24)» .

Как и другие святилища, храм Артемиды обладал правом убежища . Антонием право защиты было распространено на целый окружающий его квартал, из-за этого он сделался даже опасен для города, так как в него стали стекаться злодеи в надежде на безопасность, вследствие чего Август принужден был отменить дарованную Антонием льготу (Страбон, XIV, 641) .

Утраченный первообраз

Изображение статуи с гирляндами (?) в руках на лидийской монете

Артемида Эфесская была культовой статуей знаменитого храма. Вероятно, вначале её почитали в виде архаичного, доэллинского культового изображения, которое, по некоторым сведениям, представляло собой ксоан — деревянную скульптуру, украшенную драгоценными камнями. Упоминание в Новом Завете о том, что она упала с неба, плюс материал дерево подтверждают версию о принадлежности к этому типу древнейших статуй. Каллимах в гимне «К Артемиде» (ст. 238) говорит, что статуя была поставлена под буковым пнём (φηγου υπο πρεμνω) .

Как сообщают древние авторы, около 550 года до н. э. (видимо, из-за строительства храма) знаменитым полумифическим скульптором по имени Эндой была вырезана новая культовая статуя Артемиды. Считается, что эта статуя имела облик обычной молодой женщины без украшений . Как выглядела статуя до пожара, неизвестно; неясно, уцелела ли она при пожаре, или вместо неё был создан новый образ, по той же иконографии (что более правдоподобно), либо по другой. Многие считают многогрудую культовую статую Артемиды поздней .

Со временем культ Артемиды Эфесской менялся, становясь более эллинистическим, вероятно, менялись и съемные украшения. Считается, что около 150 г. до н. э. её облик устоялся. Самый ранний датированный пример этой иконографии найден на кистофорах , отчеканенных в Эфесе в 133 г. до н. э.

Плиний Старший в I веке н. э. повторяет, что статуя в храме, теперь уже восстановленном, тоже деревянная:

…Относительно самого изображения богини сведения разные. Все прочие передают, что оно из эбенового дерева, а Муциан, трижды консул, один из тех, кто писал, видев изображение вблизи, передает, что оно из виноградной лозы и никогда не заменялось, хотя храм восстанавливался семь раз, и что эту древесину выбрал Эндой, — он называет даже имя художника, чему я лично удивляюсь, так как он тем самым относит это изображение к более древнему времени, чем даже изображение Минервы, а не только Отца-Либера. Он добавляет, что в него вливают через многие отверстия нард, чтобы эта целебная жидкость питала древесину и сохраняла плотными швы, — я и тому тоже удивляюсь, что в таком довольно небольшом изображении есть швы, — и что дверные створки сделаны из кипариса, и вот уже почти 400 лет вся древесина продолжает оставаться как новая. ( Плиний Старший . «Естественная история», XVI 213—215) .

По сообщению Витрувия (II, 9, 13), статуя Артемиды и (кассеты) храма в Эфесе сделаны из кедрового дерева. Когда Ксенофонт Анабасис », V, 3, 12) построил в своем имении в Скиллунте (около Олимпии, в Пелопоннесе) маленький храм Артемиды Эфесской — копию храма в Эфесе, он поставил там статую Артемиды из кипарисового дерева. Он пишет об оригинальной статуе как о «золотой», однако по всей видимости, статуя (и до и после пожара) была не из золота, а почти вся была покрыта золотым украшением .

Среди других статуй, известных в античности, упоминается, что её другая деревянная статуя находилась в авентинском храме в Риме («Авентинская Диана») . Поклонялись ей и в Мессалии, что было связано с тем, что храм Артемиды Эфесской был символом ионического союза . Павсаний пишет, что храм Артемиды Эфесской был в Алее, и что статуя её была ещё в Мегалополе , в Коринфе.

Диопет

Храм и богиня упоминаются в Новом Завете, в рассказе об апостоле Павле , подвизавшемся в Эфесе :

  • Деян. 19:28 : «Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!»
  • Деян. 19:35: . «Мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?». Это синодальный перевод, который не отражает упоминание в оригинальном тексте типичное для ксоанов падение статуи с неба. Согласно переводу «РБО. Радостная весть» эта фраза звучит как: «…Есть ли хоть один человек, которому было бы неизвестно, что город Эфес является хранителем храма великой богини Артемиды и её священного изображения, упавшего с неба?». Другой современный перевод, автор которого знал об омфалосе , но не знал о ксоанах, звучит как: «…Кто на свете не знает, что город Ефес — хранитель храма великой Артемиды и священного камня, упавшего с небес?» В оригинале (вариант) «και του Διοπετούς αυτής αγάλματος» , где Диопет — это «упавший с неба» ( Dis — Зевс + форма инфинитива pipto — падать) .

Фигурирующее в Синодальном переводе слово « Диопет » встречается в толковых словарях на библейскую тему, где оно объясняется близко к верному смыслу: «возможно, неточный перевод слова „Юпитер“ (в оригинале: „и её образа, упавшего с неба“ или „от Юпитера“)» , «статуя богини Артемиды, или Дианы, в Ефесском храме, по народному преданию, получившая происхождение от Юпитера или Зевса» , «идол Дианы в Ефесе» , «упавшего от Зевса. Этим именем означается статуя Артемиды в Ефесском храме, так как она, по народной легенде, упала с неба — от Зевса» . Тем не менее, в комментарии иногда проникает некий вымышленный камень, например, «считается, что в районе Ефеса упал каменный метеорит, на котором люди нашли похожее на Артемиду изображение» .

Описание

У копий могут варьироваться детали, но общий тип един. Артемида Эфесская — изображение женского божества в статичной, строго вертикальной позе, напоминающей столб и, возможно, происходящей от типологии ксоана. Эти черты сближают эту иконографию с ближневосточными и древнеегипетскими божествами, а не с классической греческой скульптурой.

Её руки вытянуты вперед. В них она могла держать по голове лани , или с них могут свисать ленты (повязка с ниспадающими концами). Также на монетах богиня опирается на посох из переплетённых змей или уробороса. Кроме двух ланей, фигуру Артемиды могли обрамлять ульи .

На голове иногда — корона в форме башни, иногда с воротами. На монетах, чеканившихся в Эфесе, богиня носит (с зубцами стен), что являлось атрибутом Кибелы как защитницы городов (месопотамский и сирийский мотив, ставший популярным в эллинистическую эпоху ). Также встречается изображение её храма. Существуют варианты, где использован обычный головной убор , плетеная перевернутая «корзина». Также встречается термин калаф , головной убор — символ плодородия в виде корзины . Выражение лица ничем не примечательно, черты лица в дошедших копиях типовые для античной скульптуры.

Позади головы — диск (или головное покрывало). Диск мог обозначать луну . В неаполитанской копии он украшен протомами (полуфигурами) животных — крылатых львов; там же видно ожерелье, также в форме диска, на котором изображены несколько знаков Зодиака, обозначающие период от марта (время посева) до августа (время сбора урожая) — Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев . Вместо львов могут встречаться изображения Побед, что возможно более новый мотив . Артемида Эфесская является единственным божеством греко-римского мира, чьими атрибутами стал классический Зодиак. Зодиакальное ожерелье Артемиды, возможно, означает, что она обладала властью и силой, превосходящей космические силы и судьбу, предначертанную звездами , хотя этому противоречит отчетливая связь указанных месяцев с периодом плодородия..

Нагрудник украшали гирляндой (из семян, орехов) и желудями .

На бюсте расположено несколько (обычно 4) ряда «грудей» (см. ниже). Однако в полихромных копиях они выполняются из того же материала, как и вся одежда, в то время, как голова, руки и ступни делаются из чёрного камня или темной бронзы — поэтому считают, что культовая статуя Артемиды Эфесской была сделана из дерева и сплошь покрыта золотом, за исключением карнации , которая, как полагают, почернела от вливавшегося масла ( нарда ) .

Нижняя часть одеяния богини — тугая юбка, называемая ependytēs . Внизу юбки находится оборка , из-под которой выглядывают обнаженные ступни. Эта одежда совершенно не похожа на одежду других богинь греческого мира. Она более типична для анатолийских богов, так же, как и жесткая вертикальная поза статуи с руками, согнутыми в локтях под прямым углом .

Юбка разделена на несколько ярусов, также украшенных изображениями голов или полуфигур животных. Это могут быть как мифические, так и реальные звери, некоторых даже бывает трудно идентифицировать: обычно можно опознать львов, грифонов, лошадей, быков и пчел. Пчелы были важным символом города, который встречается на его монетах . Фигурами животных украшаются и рукава . По копиям считают, что они воспроизводят оригинал, существовавший в металле . В Илиаде (XXI..470) она именуется «Артемида, зверей господыня» — этот эпитет и идея, стоящая за ним, по-видимому, были приписаны эфесской Артемиде в эллинистический период. Эфесская богиня покрыта и окружена животными и, как считалось, имеет власть над ними .

Груди

Предметы, похожие на виноградную гроздь, покрывающие грудь богини, традиционно принято интерпретировать как многочисленные сосцы, символизирующие плодовитость богини. Эта интерпретация идёт с поздней античности и привела к тому, что её стали называть Diana Efesia Multimammia и другими подобными эпитетами, типа Многогрудая, Полимастос (πολύμαστος) . Однако соотнесение этих частей с грудями не встречается у античных языческих авторов, оно появляется только у христиан: впервые это отмечается в христианской литературе III—IV вв. н. э.

С 1970-х годов эта точка зрения поставлена под сомнение , возможно, это — вообще не анатомические детали. У них отсутствуют собственно соски, кроме того, они отличаются по цвету от «тела» богини (см. выше).

Возможно, это были украшения, которые были ритуально помещены на первоначальной статуе (возможно, тестикулы жертвенных быков) , мутировавшие в поздних копиях в органично включенные в её облик элементы. Так считает Книббе и некоторые другие .

Тыквы также считались в Малой Азии символами плодородия , это могут быть они. При археологических раскопках 1987-8 годов Антоном Баммером (Anton Bammer) были обнаружены подходящие предметы из янтаря, в форме тыквы или капли, эллиптические в поперечном сечении и просверленные для подвешивания. Раскопки происходили на месте, где в 8 веке до н. э. первоначальная статуя погибла при наводнении, то есть они относятся к геометрическому периоду.

Подобные выпуклости были обнаружены на двух фигурах 4 века до н. э. с изображением мужчины, бога Зевса Лабранды. ( Лабранда находится в 120 км к югу от древнего Эфеса.) Лабранда и Эфес были заселены карийцами до вторжения греков с Ионического моря. Таким образом, эти овальные объекты, возможно, были характерны для некоторых карийских божеств начиная со 2 тысячелетия до н. э.

Поскольку западная Анатолия была ранее заселена хеттами, Сара П. Моррис предполагает, что овальные предметы — это кожаные мешочки из козьей кожи, называемые kurša, которые хетты считали фетишами. Есть версия, что это увеличенные изображения яиц пчёл, тем более, что изображения этих насекомых покрывают одежду богини. В греческом мире считалось, что пчёлы размножаются бесполым путем, и они стали символом целомудрия. Кроме того, пчёлы были символом Эфеса и появляются на эфесских монетах .

Живопись

Рубенс. «Обнаружение Эрихтония дочерьми Кекропа»

В нидерландской живописи XVII века встречается нестандартное употребление изображения статуи. Афинского царя Эрихтония , рождённого Землей-Геей, изображали в младенческом возрасте: три сестры-царевны открывают корзину, из которой, разворачиваясь, выползает змея, а внутри лежит младенец. Мать-Земля в этой сцене может быть обозначена многогрудой статуей Артемиды Эфесской, как богини плодородия .

Примечания

  1. (англ.) . Coin World. Дата обращения: 24 апреля 2019. 9 июля 2018 года.
  2. ancientrome.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. 15 августа 2020 года.
  3. . ancientrome.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. 11 августа 2020 года.
  4. ancientrome.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. 19 июня 2021 года.
  5. . ancientrome.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. 11 апреля 2019 года.
  6. Dieter Knibbe, «Via Sacra Ephesiaca: New Aspects of the Cult of Artemis Ephesia», Ephesos: Metropolis of Asia , Helmut Koester (ed.) (Valley Forge, PA: Trinity Press International, 1995)
  7. (англ.) . Marg Mowczko (22 июля 2016). Дата обращения: 23 апреля 2019. 23 апреля 2019 года.
  8. (греч.) . Stefanos Skarmintzos (29 марта 2014). Дата обращения: 24 апреля 2019. 24 апреля 2019 года.
  9. . hronologia.narod.ru. Дата обращения: 24 апреля 2019. 22 февраля 2009 года.
  10. ancientrome.ru. Дата обращения: 24 апреля 2019. 2 января 2018 года.
  11. . hronologia.narod.ru. Дата обращения: 24 апреля 2019. 22 июня 2006 года.
  12. . hronologia.narod.ru. Дата обращения: 24 апреля 2019. 21 августа 2009 года.
  13. . hronologia.narod.ru. Дата обращения: 24 апреля 2019. 24 апреля 2019 года.
  14. . hronologia.narod.ru. Дата обращения: 24 апреля 2019. 24 апреля 2019 года.
  15. . annales.info. Дата обращения: 23 апреля 2019. 5 апреля 2019 года.
  16. ancientrome.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. 4 августа 2020 года.
  17. (англ.) . Marg Mowczko (17 апреля 2013). Дата обращения: 23 апреля 2019. 23 апреля 2019 года.
  18. . Дата обращения: 23 апреля 2019. 23 апреля 2019 года.
  19. John Anthony Cramer. . — 1844. — 480 с. 25 апреля 2021 года.
  20. . Дата обращения: 23 апреля 2019. 23 апреля 2019 года.
  21. samarinbr. . Изучение Библии. Дата обращения: 23 апреля 2019. 23 апреля 2019 года.
  22. samarinbr. . Изучение Библии. Дата обращения: 24 апреля 2019. 23 апреля 2019 года.
  23. Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии. В. П. Вихлянцев. 2003.
  24. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия. арх. Никифор. 1891.
  25. Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900.
  26. Толковая Библия Лопухина
  27. ancientrome.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. 1 июля 2014 года.
  28. . www.livius.org. Дата обращения: 23 апреля 2019. 23 апреля 2019 года.
  29. . ancientrome.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. 8 августа 2020 года.
  30. ancientrome.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. 15 августа 2020 года.
  31. Robert Fleischer, Artemis von Ephesos und verwandte Kultstatuen aus Anatolien und Syrien (Leiden: Brill, 1973), 74-88
  32. N. S. Gill N. S. Gill is a freelance classics, ancient history writer She has a master's degree in linguistics, is a former Latin teacher. (англ.) . ThoughtCo. Дата обращения: 23 апреля 2019. 23 апреля 2019 года.
  33. Gerhard Seiterle, «Artemis—die große Göttin von Ephesus», Antike Welt 10 (1979)
  34. Goldberg, Vicki (1994-08-21). . The New York Times (англ.) . из оригинала 18 марта 2009 . Дата обращения: 24 апреля 2019 .
  35. . www.sourcememory.net. Дата обращения: 23 апреля 2019. 26 апреля 2019 года.
  36. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark . Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара . — М. : «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. ISBN 5-323-01078-6 . . С. 629.
Источник —

Same as Артемида Эфесская