Interested Article - Ментухотеп IV

Небтауира Ментухотеп IV фараон Древнего Египта , правивший приблизительно в годах до н. э., последний из XI династии .

Царствование

Приход к власти

Небтауира Ментухотеп IV не упоминается ни в одном из известных списков фараона, а известен только из современных ему надписей и артефактов. Все списки заканчивают XI династию правлением Санхкара Ментухотепа III , однако составитель Туринского царского папируса отметил, что в исходном документе был пробел и что между концом правления Ментухотепа III и началом царствования Аменемхета I был семилетний промежуток времени. Именно к этому времени современные учёные и относят правление Небтауира Ментухотепа IV. Считается что этот фараон был сыном Санхкара Ментухотеп III и внуком Небхепетра Ментухотепа II .

Новый царь отпраздновал свой первый юбилей в 3-й день 2-го месяца 1-го сезона 2-го года своего правления, как сообщает большая надпись в Вади-Хаммамат . Иными словами, он был провозглашён наследником престола 28 годами ранее, поскольку египетский юбилей праздновался на 30-м году после такого события. Из этого, кажется, можно сделать вывод, что старый царь Небхепетра в середине своего правления не только провозгласил наследником трона своего сына, будущего фараона Санхкара , но и через несколько лет признал сына Санхкара, который тогда ещё был очень молод, следующим преемником. Таким образом, благодаря чётко установленному порядку наследования власти его сыном, а затем внуком, он предупредил любые споры внутри династии, которые могли возникнуть в будущем.

В другой надписи в Вади-Хаммамат царь Небтауира назван «рождённым матерью царя Ими». Полагают, что она является первой женой предыдущего царя Санхкара, которая умерла прежде, чем её супруг занял престол, и поэтому так и не стала настоящей царицей, или же это была одна из его второстепенных жён, следовательно не имевшая прав на какой-либо более высокий титул, чем «мать царя».

Имена фараона

В качестве тронного имени фараон принял имя Небтауира , которое означало «Солнечный бог — господин Обеих земель», а в качестве хорового имени и имени по Небти он звался просто Небтауи , «Господин Обеих земель».

Надписи в Вади-Хаммамат

Интересную надпись, относящуюся к правлению Небтауира, но не упоминающую дату, высек на скале в Вади-Хаммамат некий Саанх — старик, чья карьера в основном была связана с пустыней. В ней сказано: «Командир отрядов в горах [пустыни], в Египте военачальник, командующий [матросам ?]… на реке, Саанх. Говорит он: „Я был начальником отрядов всей земли в этой пустыне, они были снабжены бурдюками для воды и корзинами хлеба, [кувшинами] пива и любым свежим овощем Юга. Я сделал долины зелёными, а холмы наполненными водой, поселил людей повсюду, на юг до Ча-ау на север до Менат-Хауф. Перешёл я к красному морю, охотился я на людей, охотился я на животных. Отправился я в пустыню, хотя был я человеком шестидесяти лет и имел семьдесят внуков, потомков одной моей жены. Делал я послушно все вещи для царя Небтауира.“»

Кроме этой надписи, другими источниками времён этого короткого правления служат надписи, также вырезанные в скалах Вади-Хаммамат. Они повествуют о большой экспедиции, посланной сюда на 2-м году царствования Небтауира, чтобы доставить два блока брекчии для саркофага фараона и крышки к нему. Существует множество доказательств, что предметы для погребения этого царя были готовы очень скоро после его восшествия на престол. Ответственным за экспедицию был не кто иной, как сам визирь ( чати ) Аменемхет, который обладал огромной властью. Следует обратить внимание, что он подчёркивал тот факт, что его царственный господин с младенчества воспитывался как наследник престола. Это замечание, а также раннее празднование юбилея, который был иным способом выражения того, что он в течение 30 лет считался наследником, предполагают, что его права на трон оспаривал какой-то другой претендент. Думается, что можно заподозрить здесь наличие серьёзной семейной вражды, в которой великий визирь Аменемхет встал на сторону законного, но возможно, слабого или больного правителя.

Перед первой из этих надписей изображён царь, совершающий подношение вина богу Коптоса Мину , покровителю пустыни. Она начинается словами: «Первый раз юбилея, на третий день второго месяца первого сезона на втором году [правления]» . Затем рассказывается, что практически в тот момент, когда каменщики вырубали из склона горы блок брекчии для изготовления крышки саркофага, произошло событие, очень похожее на чудо. Вот что там написано: «Это чудо, которое случилось с его Величеством, ибо дикие животные пустыни спустились к нему! Пришла газель, большая детенышем [то есть беременная], сбежавшая [вниз в долину] в направлении людей перед ней. Глаза её смотрели назад [в страхе], хотя не повернула она [на самом деле] назад, пока не достигла священной горы и этого самого блока камня для крышки саркофага. Был он ещё на месте своем [в склоне горы]. На нём она остановилась и родила своего детеныша, пока армия царя смотрела на неё. Затем перерезали они ей горло перед ним и разожгли огонь [то есть совершили там жертвоприношение]. Этот блок сошёл [то есть был спущен вниз с горы] благополучно. И вот [было это истолковано], это был Величество того великого бога, Владыки Пустыни, который дал это жертвенное подношение своему сыну Небтауира Ментухотепу, живущему вечно, чтобы сердце его могло радоваться [этому знаку], что он будет жить на троне своем вечно-вековечно и что он отпразднует миллион юбилеев» . Следом в надписи перечисляются титулы визиря: «Наследный князь, правитель города, визирь, владыка всех вельмож судебного ведомства, смотритель того, что даёт небо, родит земля и приносит Нил, смотритель всего на всей земле, визирь Аменемхет» .

Следующая надпись содержит официальный отчёт об экспедиции и составлена двенадцатью днями позднее. Она гласит: «Его Величество повелел, чтобы эта надпись была помещена на высоте для его отца Мина, Владыки Пустыни, на этом священном первозданном холме, чтобы дух его был удовлетворен» . Затем следуют царские титулы: «Царь, который на великом троне, первый тронами увековеченный в памятниках, прекрасный бог, владыка радости, могущественный в страхе, великий в любви, наследник Хора в его Обеих землях, которого божественные Исида , Мин и Мут , Великая Волшебница, вырастили для владычества над Обеими землями Хора, царь Верхнего и Нижнего Египта Небтауира Ментухотеп, живущий, подобно солнцу, вечно. Говорит он: „Мое Величество послал наследного князя, правителя города, визиря, начальника работ, любимца царя Аменемхета с отрядом в 10000 человек, собранных из южных номов и из Среднего Египта, и с [отрядами?] из Оксиринхского нома привезти мне большой блок из хорошего и ценного камня, который в той горе, чьи превосходные свойства создал Мин, для саркофага, вечного памятника, и для памятников в храмах Среднего (?) Египта, ибо [это правильно и достойно, чтобы] царь над Обеими землями посылал [своего визиря] привезти для него желание его сердца из пустынных стран его отца Мина. Он сделал эту надпись и посвятил её своему отцу Мину Коптосскому, Владыке Пустыни, Господину кочевников, чтобы он мог отпраздновать очень много юбилеев и жить, подобно солнцу, вечно“» .

В тот же день Аменемхет вырезал надпись об этой экспедиции от своего имени, которая начинается с перечисления его собственных титулов: «Царское повеление, выполненное наследным князем, правителем города, главным судьёй, любимцем царя, начальником работ, выдающимся в своей должности, великим положением, занимающим первое место во дворце своего господина, командующим ведомством, начальником шести судов, который судит людей и слушает их дела, тем, к кому великие приходят, склонившись низко, и перед кем вся земля простирается на своих животах, тем, чьи должности возвысил его господин, его любимцем в качестве хранителя границы Юга, ведущим к нему миллионы людей, чтобы выполнить желание его сердца о памятниках его, которые будут стоять на земле, Величайшим царя Верхнего Египта, Великим царя Нижнего Египта, управителем дворца, правителем всего Юга, которому докладывают, что сделано и что осталось несделанным, ведущим чиновников господина Обеих земель, усердным сердцем в [выполнении] царских повелений, командующим теми, кто командует, управителем управителей, визирем царя в его присутствии Аменемхетом. Говорит он: „Мой господин царь послал меня, как посылают человека, в котором божественные качества, установить памятник его в земле этой. Выбрал он меня перед [всеми, кто в] городе его, выдвинут я перед [всем] двором его. Его Величество повелел, чтобы пошёл со мной к этой священной горе отряд людей, собранных по всей стране: горнорабочие, ремесленники, рабочие каменоломен, мастера, художники, резчики по камню, ювелиры, казначеи фараона из каждого управления Белого Дома и из каждой канцелярии царского дворца, объединенные под моим [началом]. Я сделал пустыню рекой и верхнюю долину потоком. Я добыл для него саркофаг, вечный памятник, памятник вековечный. Никогда его подобие не спускалось из этой пустыни со времени богов. Мои воины вернулись без потери: ни один человек не погиб, ни один солдат не пропал, даже ни один осёл не издох, ни один рабочий не был ранен. Случилось это в качестве знака расположения, которое Мин проявил к Величеству моего господина, ибо он столь сильно любит его, чтобы дух его мог продолжаться на великом троне в царстве Обеих земель Хора. Я его любимый слуга, который делает все вещи, которые он хвалит каждый день“» .

Никогда прежде в египетской истории чиновник не осмеливался говорить о своей важности в тех преувеличенных выражениях, какие использовал Аменемхет. Думается, сразу можно понять, что он не только являлся, по сути, правителем Египта в то время, но и что его повелитель был «пустым местом», не способным держать под контролем растущие амбиции своего визиря. Тот факт, что Аменемхет был наследным князем и хранителем границы Юга, то есть занимал должность, на которую обычно назначали одного из наследных правителей номов Верхнего Египта, предполагает, что он родился в такой местной княжеской семье. Возможно, он приходился фараону родственником или же был потомком той боковой ветви царской семьи.

Через восемь дней, то есть в 23-й день того же месяца, произошло второе «чудо». «Работа [только] была начата в той горе над крышкой саркофага [то есть обработка камня только была начата], когда чудо повторилось! Сделался дождь, и облик этого бога [как божества дождя] явился, его природа была показана людям. Пустыня сделалась озером, вода поднялась до края каменного блока [там, где блок лежал у подножия горы, из которой его добыли]. Затем [когда вода ушла], старый колодец был найден в центре долины, 10 на 10 локтей с каждой стороны, наполненный свежей водой до края его. Он был вычищен, ибо его сохранили чистым от газелей и скрыли от кочевников [под песком, который теперь был смыт дождем]. Воины старины и цари, жившие прежде, уходили и возвращались рядом с ним, хотя ни один глаз не видел его, взгляд человека не падал на него, но теперь для его Величества обнаружился он! Когда те, кто был в Египте, услышали об этом, люди, бывшие в Египте на Юге и на Севере, склонили они свои головы к земле, восхвалили они удачу его Величества навечно» .

Последняя надпись, составленная в 28-й день, была посвящена окончанию работы. «Крышку саркофага спустили вниз [к Нилу], был блок 4 локтя на 8 локтей на 2 локтя, как он вышел из работы [то есть после обтесывания]. Быки были убиты [для жертвоприношения], козы были убиты, благовония были брошены в огонь, и отряд из 3000 матросов номов Дельты спустился с ним благополучно в Египет» .

Конец царствования

Упоминания о Небтауира Ментухотепе IV больше не встречаются, как и другие памятники его царствования, за исключением нескольких скарабеев. Видимо, вскоре он умер или был свергнут, после чего к власти пришёл основатель XII династии фараон Аменемхет I . Многие исследователи прямо отождествляют этого фараона с визирем Ментухотепа IV Аменемхетом, который устранил своего сюзерена и захватил власть. Не исключено, что Ментухотеп IV, видимо, не имевший детей, сам мог избрать Аменемхета своим преемником. Это объяснило бы появление рядом двух царских имён Ментухотепа IV и Аменемхета I на чаше из сланца.


XI династия

Предшественник:
Ментухотеп III
фараон Египта
ок.
(правил приблизительно 7 лет)

Преемник:
Аменемхет I

Родословие Ментухотепа IV

Примечания

  1. Вейгалл А. История фараонов. — С. 337—338.
  2. Von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen (нем.) . — S. 80—81.
  3. Вейгалл А. История фараонов. — С. 338—343.

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства « Наука », 1988. — 623 с. — 25 000 экз.
  • Авдиев В. И . . — М. : Издательство «Советская наука», 1948. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — 240 с.
  • Вейгалл А. История фараонов. Правящие династии раннего, Древнего и Среднего царства Египта. 3000—1800 до н.э. / Пер. с англ. И. Б. Куликовой. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2018. — 351 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-9524-5259-9 .
  • . // / Автор-составитель В. В. Эрлихман . — Т. 1.
  • Von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen (нем.) . — Münch. : Deutscher Kunstverlag, 1984. — 314 p. — (Münchner ägyptologische Studien). — ISBN 3422008322 .
Источник —

Same as Ментухотеп IV