Interested Article - Салыр

Тамга туркменского племени салыр согласно « Родословной туркмен » Абу-ль-Гази

Салыр (также салар, салор, салгир, салгур ; туркм. salyr ) — древнее туркменское племя, которое, согласно средневековым источникам, входило в группу 24-х самых ранних туркменских ( огузских ) племен, ведущих свое происхождение от древнего героя-прародителя туркмен Огуз-хана .

Тамга туркменского племени салыр согласно « Диван лугат ат-турк » М.Кашгари

Этимология

Согласно произведению историка Государства Хулагуидов Фазлуллаха Рашид ад-Дина « Огуз-Наме» , которое является частью его обширного исторического труда Джами ат-таварих (Сборник летописей) , имя салыр означает « куда бы ни пришел, везде сражаешься мечом и палицей », а в книге хана и историка Хивинского ханства Абу-ль-Гази « Родословная туркмен » значение названия племени приводится как « вооруженный саблей ». Салыр был старшим сыном Даг-хана, пятого сына Огуз-хана.

История

Ковровое изделие туркмен-салыров

В различных версиях огузо-туркменского героического эпоса « Огуз-Наме » указывается, что племя салыр играло важную роль в Огузском государстве до середины X века вплоть до начала сельджукского движения, а многие ханы этого государства были родом из салыров . В своем труде « Джами ат-таварих » , Рашид ад-Дин отмечает:

« Длительное время царское достоинство оставалось в семье Огуза; так долго сан государя был в родовой ветви Салыра, а после этого (из) других ветвей (также) были почитаемые цари ».

Впоследствии, основная масса племени салыр жила на территории Туркменистана , значительная их часть в XI—XII вв. ушла вместе с другими огузо-туркменскими племенами на запад; в Малой Азии в XII—XIII вв. они образовали Караманское бекство (Караманогуллары) . Династия Салгуридов, правившая в Фарсе в 1148—1282 гг. и сыгравшая важную роль в создании Румского султаната , была родом из племени салыр . Часть племени переселилась в Крым , а крымская река Салгир , по мнению ряда ученых, обязана своим названием этому племени . В XIV—XVI вв. салыры возглавляли крупнейшее военно-племенное объединение пяти крупных туркменских племен: салыров, арсары, теке, йомудов и сарыков. Данный военный союз существовал до тех пор, пока не перестала течь вода реки Амударья по Узбою . В Южном Туркменистане были известны хорасанские салыры. В XVI—XIX вв. салыры жили на Мангышлаке и Северном Балхане, в Хивинском ханстве , в среднем течении Амударьи, в Мургабском оазисе и, наконец, в Серахсе — последнем месте их окончательного оседания в 1884 г.. Часть туркмен-салыров в 1370 году переселилась из Самарканда в Кашгарию , Восточный Туркестан (современкый Сюньхуа-Саларский автономный уезд провинции Цинхай Китая ), где они известны под названием салары .

Крупными подразделениями племени салыр являются Акман и Гараман (Караман) . Легенды связывают данные этнонимы с именами родоначальников. Абу-ль-Гази упоминает имя Караман-бека, ушедшего во главе многих родов на Мангышлак (в X—XI вв.). Во времена Ходжа Ахмеда Ясави (1105—1166), два крупных туркменских племени акман и гараман жили в Туркестане и, по легенде абдалов, их родоначальники, Акман и Гараман, были родом из племени абдал . Салары Китая считают Акмана и Карамана своими родоначальниками, а в г. Гейцзы находится почитаемая ими могила Карамана . Этноним гараман часто встречается и в Болгарии , Турции , Македонии , например, в Турции порода овец названа гараманская . Судя по этнотопонимии, туркменский этнос гараман жил и в Крыму .

Известный туркменский историк XVI века, уроженец города Ниса Салар Баба Гулалы оглы Харыдари, который является автором труда «Всеобщая история», был родом из племени салыр .

Топонимика

На территории Туркменистана имеются следующие топонимы, связанные с племенем салыр:

В связи с миграциями огузо-туркменских племен в Средние века в пределах Центральной Азии , Восточной Европы , Ближнего и Среднего Востока и Индийского суб-континента , племя салыр оставило свои следы в топонимике ряда стран:

Всего на территории Турции зафиксировано 22 топонима туркменского племени салыр , а в XVI в. их было 51 .

Примечания

  1. . horezm.info . Дата обращения: 10 февраля 2022. 8 ноября 2021 года.
  2. Абу-ль-Гази. . АН СССР. (1958). Дата обращения: 10 февраля 2022. 8 ноября 2021 года.
  3. С.Агаджанов. Ашхабад, Ылым (1969). Дата обращения: 10 августа 2019. 24 октября 2019 года.
  4. Фазаллах Рашид ад-Дин. . М.-Л. АН СССР (1952). Дата обращения: 10 августа 2019. 13 мая 2021 года.
  5. Босворт К. Э. М., «Наука» (1971).
  6. О.Туманович. . Мировая цифровая библиотека . Туркменское государственное издательство, Ашхабад, Туркменистан (1926). Дата обращения: 29 ноября 2019. 10 июля 2021 года.
  7. З.Ш. Навширванов. . Симферополь (1929). Дата обращения: 7 августа 2019. 5 октября 2017 года.
  8. В.А.Бушаков. . Институт языкознания Академии наук СССР, Москва (1991). Дата обращения: 7 августа 2019. 9 октября 2017 года.
  9. Энциклопедический словарь «Историко-культурное наследие Туркменистана», под редакцией О.Гундогдыева и Р.Мурадова,. Стамбул, 2000 г.
  10. С.Атаныязов. . Google Books . Ашхабад, Ылым (1988). Дата обращения: 29 ноября 2019. 14 июля 2020 года.
  11. С.Агаджанов. Ашхабад, Ылым (1969). Дата обращения: 3 августа 2019. 7 августа 2020 года.
  12. Э.Тенишев. . М. - Наука (1976).
  13. И.Н. Лезина, А.В. Суперанская. . INION RAN (1994). Дата обращения: 3 августа 2019. 10 июля 2020 года.
  14. TDH. (13 марта 2013). Дата обращения: 25 ноября 2019. 16 июля 2015 года.
  15. С.Атаниязов. . Ашхабад: Ылым (1980). Дата обращения: 16 февраля 2022. 9 января 2022 года.
  16. С.Агаджанов. Восточная Библиотека . Ашхабад, Ылым (1969). Дата обращения: 3 августа 2019. 7 августа 2020 года.
  17. Faruk Sümer. Oğuzlar (Türkmenler). Tarihleri — Boy Teşkilatı — Destanları — Ankara, 1972
Источник —

Same as Салыр