Interested Article - Криптоармяне

Криптоармяне ( др.-греч. κρυπτός — «скрытый»), или скрытые армяне ( арм. Ծպտեալ հայեր ), — условное наименование потомков западных армян , живущих на территории современной Турции и скрывающих по политическим и иным причинам своё армянское происхождение . Расселены в основном на территории исторической Западной Армении и в непосредственно примыкающих к ней областях. В официальных документах фигурируют под турецкой , курдской , арабской , а также ассирийской национальной идентичностью , говорят на турецком и курдском языках, в ряде областей владеют также обособленным диалектом западно-армянского языка .

История

Адана, армяне, убитые турками, 1909 год
Территория республики Армения, представленная на парижской мирной конференции в 1919 году

Начиная с XI века на территории Исторической Армении происходит многовековой процесс вытеснения коренного армянского населения пришлыми тюркскими и курдскими племенами . Последние остатки армянской государственности были уничтожены в середине XVI века, и Западная Армения , согласно Амасийскому договору от 1555 года, была окончательно включена в состав Османской империи . С этого периода начинаются первые попытки властей Османской империи заставить население колонизированной ими Армении перейти из христианства в ислам Насильственная исламизация армянского населения совершалась на протяжении 400 лет , вплоть до первых лет образования Турецкой республики в 1923 году . При этом армяне, по разным причинам обращенные в ислам, отвергались остальной частью армянского народа и оказывались полностью под влиянием мусульманского (турецкого и курдского) населения, что приводило к постепенному их переходу на турецкий и курдский языки, при этом с сохранением отдельных слов и фраз на армянском. Хотя процесс исламизации и отуречивания армян и носил постоянный характер на протяжении всего периода существования Османской империи, но массовые акты насильственной исламизации происходили прежде всего в три этапа: XVI—XVII вв, 1894-96 гг., и 1915-23 гг. Последние два акта массовой исламизации происходили на фоне геноцида армян , как правило это были молодые армянские девушки, насильно уведенные в мусульманские гаремы и дети, оставшиеся сиротами, которых усыновили мусульманские семьи и воспитали в исламских традициях.

Группы криптоармян

  • армяне, которые во время Геноцида приняли ислам только для вида
  • армянские дети, которые были усыновлены во времена Геноцида
  • армяне, которые нашли убежище у мусульман или других людей
  • армяне-ремесленники и специалисты редких профессий, принявшие ислам с ведома властей

Вопрос о численности и локализации

В интервью турецкому журналу «Барем», турецкий профессор сообщает :

Говоря о численности криптоармян в Турции, необходимо обратить внимание и на факты усыновления. Из детей, оставленных соседям или близким людям по желанию самих ссыльных, или же детей, каким-то образом отлученных от их семьи на этапах ссылки и взятых на попечение ответственными лицами или добросердечными людьми при их посредничестве, сформировалась большая группа усыновленных детей, из которых в дальнейшем мало кто сочетался браком с соотечественниками. Большинство создали семьи с турками или курдами, и население, сформированное таким образом, полагаю, ныне составляет примерно 200.000 человек. Однако, так как сегодня в Турции для некоторой части общества понятие «турок» стало не столь значимым, то некоторые из них, по сути, находятся в поисках своей идентичности. Например, в настоящее время отмечено, что среди людей, у которых только мать является армянкой, осознание армянской идентичности приоритетно. Кроме того, я полагаю, что численность тех, кто принял ислам искренне или чтобы спастись от ссылки, составляет примерно 400.000 человек. Криптоармяне составляют 40 % от их числа и 200.000 усыновленных.

Согласно Лепсиусу, в 1915 году, ислам было насильно обращено от 250 000 до 300 000 армян, что вызвало протесты некоторых мусульманских лидеров империи. Так, муфтий Кютахьи объявил противоречащим исламу насильственное обращение армян. Обращение в ислам не имело религиозного смысла для лидеров младотурок , которые были неверующими, однако оно преследовало политические цели разрушения армянской идентичности и уменьшения количества армян, чтобы подорвать основу для требований автономии или независимости со стороны армян.

О численности криптоармян в области Адыяман высказывался журналист газеты «Акос» Баграт Эсдугян :

«Кто знал десять лет назад об около двадцати тысячах армянах Адыямана? Два года назад наша община познакомилась с этой провинцией, поскольку оттуда в наши национальные гимназии приходят учиться несколько десятков учеников. Неужели наша страна — место, где есть много криптоармян или людей, потерявших связь со своими корнями?»

Криптоармяне Дерсима

По словам учредителя союза вероисповедания и взаимопомощи армян Дерсима Миграна Гюльтекина, в Дерсиме 75 % сел населены криптоармянами, в частности во время своего выступления в Ереване, он заявил:

У всех семей, проживающих в Дерсиме, армянские корни, это столетняя история, и основная причина того, что дерсимцы скрывают своё армянское происхождение — страх. 75 % общин Дерсима населены армянами. При общении tet-a-tet они все признаются, что у них армянские корни, но боятся обратиться в суд для восстановления своих исконных армянских имен.

Говоря о своей семье, лидер дерсимских криптоармян М.Гюльтекин на пресс-конференции в Ереване отметил:

она всем известна как армянская семья, но именно из-за этого на них косо смотрят соседи. В моей семье постоянно обсуждался вопрос возвращения к корням. Вначале я, ознакомившись с архивами, обратился в суд с просьбой сменить имя. После этого основал Союз вероисповедания и взаимопомощи армян Дерсима. Когда я основал Союз, в моих планах уже было посетить Ереван, познакомиться с городом, с местными организациями. И вот я здесь. Я впервые в Армении. Это был очень неожиданный визит, но за ним последуют другие. Я очень рад, что я здесь

Убийство Гранта Динка

На почве национальной розни 19 января 2007 года был убит турецкий журналист армянского происхождения, главный редактор турецко-армянской газеты « Агос » Грант Динк . После убийства в Турции состоялись многотысячные акции под лозунгом «Мы все Гранты Динки» и «Мы все армяне».

При расследовании убийства выяснилось, что полиция и жандармерия знали о готовящемся теракте, но не предприняли мер для его предотвращения. При этом когда родственники Динка подали в Европейский суд по правам человека иск против Турции, правительство отправило в суд защитную речь, в которой Динк сравнивался с нацистами. Эта речь была отозвана, а министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил, что он не согласовывал эту речь.

В сентябре 2010 года Европейский суд по правам человека, объединив обвинение, выдвинутое против Динка в «оскорблении им турецкой нации» и иск, возбужденный родственниками Динка, о нарушении его права на жизнь, признал власти Турции виновными в нарушении 2, 10 и 13 пунктов конвенции, касающихся права на жизнь и свободы слова. Суд постановил выплатить родственникам Динка 133 тысячи евро в качестве компенсации.

По мнению многих турецких авторов, сотни тысяч людей, вышедших на улицы Стамбула, требуя прекратить убийства армян и наказать убийцу Гранта Динка, были на самом деле криптоармянами; начали высказываться мнения о «тайном заговоре криптоармян в Турции».

Известные криптоармяне

См. также

Примечания

  1. . Общественное радио Армении . 5.11.2013. из оригинала 28 декабря 2019 . Дата обращения: 10 ноября 2013 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |accessdate= and |date= ( справка )
  2. Stephan H. Astourian. Genocidal Process: Reflections on the Armeno-Turkish Polarization // Hovannisian. The Armenian genocide: history, politics, ethics..
  3. Bloxham. The great game of genocide: imperialism, nationalism, and the destruction of the Ottoman Armenians.
  4. . Дата обращения: 30 декабря 2013. Архивировано из 12 февраля 2006 года.
  5. А. Новосельцев , В. Пашуто , Л. Черепнин . Пути развития феодализма. — М. : Наука, 1972. — С. 47. :


    Сражение при Манцикерте (Маназкерте) привело к окончательной потере Армении Византией. Теперь центрами армянской политической и культурной жизни стали Киликия и Албания.

  6. Клод Мутафян // Последнее королевство Армении // Изд-во «MEDIACRAT» стр. 18-19 (161) — 2009 г. — ISBN 978-5-9901129-5-7
  7. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л. , 1949. — С. 48.
  8. от 21 января 2012 на Wayback Machine

    The Qajar were a Turkmen tribe who first settled during the Mongol period in the vicinity of Armenia and were among the seven Qezelbāš tribes that supported the Safavids.

  9. Suny, Göçek, Naimark. A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire.
  10. Richard G. Hovannisian. The Armenian People from Ancient to Modern Times. — Palgrave Macmillan, 1997. — Vol. II. Foreign Dominion to Statehood: The Fifteenth Century to the Twentieth Century
  11. Raymond Kévorkian. The Armenian Genocide: A Complete History. — I.B.Tauris, 2011.
  12. Miniature Empires: A Historical Dictionary of the Newly Independent States. by James Minahan. Publisher: Greenwood Publishing Group, Incorporated, Pub. Date: October 1998, ISBN 978-0-313-30610-5
  13. Zürcher. Turkey: A Modern History
  14. Israel W. Charny. Encyclopedia of genocide. — Santa Barbara, California.
  15. Adam Jones. Genocide : a comprehensive introduction — 2nd ed. Routledge, 2011.
  16. от 18 апреля 2021 на Wayback Machine
  17. от 30 декабря 2013 на Wayback Machine
  18. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
  19. от 30 декабря 2013 на Wayback Machine
  20. . Дата обращения: 8 марта 2012. 20 апреля 2021 года.
  21. . Дата обращения: 22 сентября 2017. 18 апреля 2021 года.
  22. . Дата обращения: 29 июня 2012. 5 сентября 2018 года.
  23. . Дата обращения: 29 июня 2012. 20 апреля 2021 года.
  24. (недоступная ссылка)

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • от 18 апреля 2021 на Wayback Machine
Источник —

Same as Криптоармяне