Interested Article - Фелицын, Игорь Алексеевич

И́горь Алексе́евич Фели́цын ( 6 октября 1918 , Москва 25 июля 1977 , Москва ) — советский оператор, специалист в области комбинированных съёмок фильмов, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974).

Биография

Родился в Москве в семье служащих . Обучался во ВГИКе , во время летней практики в 1939 году стажировался ассистентом оператора на Свердловской студии кинохроники. Окончил ВГИК в 1940 году .

С февраля по август 1942 года — ассистент оператора Ростовской-на-Дону студии кинохроники . С сентября 1942 до марта 1943 года состоял в киногруппе Закавказского фронта . Из собранных киноведом-архивистом монтажных листов известно о самостоятельно сделанных Фелицыным съёмках, по разным причинам не вошедших в боевые журналы киносборников и «Кинолетопись» .

С марта 1943 до конца войны — ассистент оператора, оператор Ростовской-на-Дону студии кинохроники , участвовал в документальных фильмах «Возрождение Кубани» (1943), «Союзкиножурнал» № 61 («Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны: Новороссийск освобождён» (1943) и других .

В июне 1945-го поступил ассистентом оператора на « Мосфильм » (« Здравствуй, Москва! », « Весна »). В 1947 году впервые выступил оператором комбинированых съёмок на картине « Марите ». В качестве 2-го оператора комбинированных съёмок работал на « Сталинградской битве ». С октября 1950 года — официально 2-й оператор, а с июля 1954-го — оператор комбинированных съёмок .
С апреля по ноябрь 1953-го был откомандирован на « Ленфильм » для работы над фильмом « Мастера русского балета » .

Автор публикаций в периодической печати , в соавторстве с Борисом Горбачёвым они выпустили книгу «Комбинированные киносъёмки» . Имел разряд по шахматам, привлёк к игре многих коллег по цеху, нося среди них уважительную кличку «Феллини».
Скоропостижно скончался на студии от ишемической болезни сердца 25 июля 1977 года .

Член Союза кинематографистов СССР (Москва) с 1958 года .

Был женат. Семья: жена — Нина Антоновна Фелицына, дочь — Татьяна.

Творчество

Спортивный эпизод в « Человеке ниоткуда » Фелицын снимал по частям: в первую экспозицию беговую дорожку с актёрами, а ничего не подозревающую массовку на трубунах — во вторую, во время настоящего футбольного матча.

Так как съёмка происходила в разное время, оператору приходилось заниматься не только совмещением границ маски с контрмаской, но и созданием цветового и экспозиционного единства в кадре.

Борис Плужников «Искусство комбинированных киносъёмок»

Познакомившись с кинорежиссёром А. Миттой на картине « Сказ про то, как царь Пётр арапа женил », ещё задолго до написания сценария « Экипажа » И. Фелицын принимал участие в разработке фильма-катастрофы:

… Фелицын был удивительным человеком — оператор и учёный. Он тихо и незаметно вёл разные научные работы по внедрению новых технологий. Когда я работал с ним на «Арапе Петра Великого», то был поражен, как много он умеет. Это был человек, воспитанный Александром Птушко . Он знал: рано или поздно кому-то его умения понадобятся.
На каждую задачу он давал три-четыре разных ответа. Выбирай!
Вторым важным условием работы стала первоначальная грамотность. Фелицын просто сказал, что мои идеи можно реализовать, и он знает, как.
Третье условие был он сам. Профессионал, информированный, амбициозный, но очень сдержанный. Настоящий джентльмен: сухощавый, аккуратный, играющий в теннис, непьющий. С таким можно было идти на любую авантюру.

Александр Митта «Cinefex» №3 1995

В 1975 году Фелицын снял экспериментальный фильм «Последнее дело Фантомаса» , целиком основанный на новой тогда технологии фронтпроекции . Снимался фильм не для проката, о его дальнейшей судьбе неизвестно.

Незадолго до смерти принял участие и в другом экспериментальном фильме по теме «Разработка способа совмещения графической мультипликации с актёром в игровом фильме», более известном как «Алые паруса» (1978).

Фильмография

Библиография

  • в соавторстве с Горбачёв Б. К. Комбинированные киносъёмки. — М. : Госкиноиздат, 1950. — 56 с. — (Популярная кинотехническая библиотека).

Награды и звания

См. также

Комментарии

  1. В докладной записке в Москву от 20 декабря 1942 года начальник киногруппы Закавказского фронта М. А. Трояновский весьма пренебрежительно отзывается об оказавшихся в его подчинении сотрудниках эвакуированной в тыл Ростовской киностудии . В частности, ставит вопрос об отправке с фронта операторов Голубева , и ассистента оператора Фелицина. Последнего характеризует следующим образом: «Совершенно непригодный, медлительный, безынициативный работник. Является балластом, требует откомандирования» .

Примечания

  1. , с. 821.
  2. , с. 848.
  3. . Дата обращения: 25 апреля 2019. 21 апреля 2019 года.
  4. / авт.-сост. В. П. Михайлов, В. И. Фомин. — М. : Канон+, 2010. — С. 684—688. — 1046 с. — 800 экз. ISBN 978-5-88373-252-6 .. 10 декабря 2021 года.
  5. , с. 534.
  6. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет , Л. А. Парфёнов , В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — Москва: Искусство , 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — С. 501. — 784 с. — 3000 экз.
  7. Фелицын И. А. Метод блуждающей маски для чёрно-белого кино с использованием цветной плёнки // Техника кино и телевидения . — 1966. — Январь ( № 1 ). — ISSN .
  8. Высоцкий М. 3., Фелицын И. А. Вариоскопический фильм с полиизображением и стереозвуком // Техника кино и телевидения . — 1971. — Январь ( № 1 ). — ISSN .
  9. Фелицын И. // Техника — молодёжи . — 1972. — Март ( № 3 ). — ISSN . 21 апреля 2019 года.
  10. Горбачёв Б. К., Фелицын И. А. Комбинированные киносъёмки. — М. : Госкиноиздат, 1950. — 56 с.
  11. Митта А. Н. // Cinefex. — 1995. — № 3 . — С. 96 .
  12. Справочник Союза кинематографистов СССР / Сост. Г. К. Мирнова. — М. : Искусство, 1971. — 463 с. — 5000 экз.
  13. Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъёмок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство , 1984. — С. 48. — 271 с. — 10 000 экз.
  14. Митта А. Н. // Cinefex. — 1995. — № 3 . — С. 95—106 .
  15. Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъёмок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство , 1984. — С. 96. — 271 с. — 10 000 экз.
  16. Майоров Николай. . cinemafirst.ru . Первые в кино (27 ноября 2016). Дата обращения: 25 марта 2021. 3 апреля 2022 года.
  17. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 марта 1974

Литература

  • Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъёмок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство , 1984. — С. 27, 48, 70, 96, 158, 228. — 271 с. — 10 000 экз.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 534—535. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Дерябин А. С. Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник . — М. : Госфильмофонд, 2016. — 1032 с. — 500 экз. ISBN 978-5-905352-09-6 .
  • Фомин В. И. Плачьте, но снимайте! Советская фронтовая кинохроника 1941–1945 гг . — М. : Киновек, 2018. — 960 с. — 400 экз. ISBN 5-905352-20-1 .

Ссылки

  • // История кинематографа
  • . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 13 июня 2022.
Источник —

Same as Фелицын, Игорь Алексеевич