Interested Article - Портрет Михаила Богдановича Барклая де Толли

«Портрет Михаила Богдановича Барклая де Толли» — картина Джорджа Доу из Военной галереи Зимнего дворца.

Картина представляет собой полноростовой портрет генерал-фельдмаршала князя Михаила Богдановича Барклая де Толли из состава Военной галереи Зимнего дворца .

В 1812 году генерал от инфантерии Барклай де Толли занимал должность военного министра , а перед началом Отечественной войны 1812 года возглавил 1-ю Западную армию и лично руководил действиями армии во многих сражениях при отступлении к Москве , при Бородино командовал центром и правым флангом русской позиции и за отличие был удостоен ордена Св. Георгия 2-го класса; после оставления Москвы «по болезни» покинул армию. Во время Заграничных походов 1813 и 1814 годов сначала командовал 3-й Западной армией, а после присоединения Пруссии к союзникам по Шестой коалиции возглавил объединённую русско-прусскую Богемскую армию, за Кульмский бой награждён орденом Св. Георгия 1-го класса, а за отличие в Битве народов под Лейпцигом получил графский титул . В кампании 1814 года руководил войсками во многих сражениях и за взятие Парижа был произведён в генерал-фельдмаршалы . В кампании Ста дней был главнокомандующим русскими войсками во Франции и по окончательном изгнании Наполеона , во время общего смотра союзных войск в Вертю, был возведён в княжеское достоинство .

Изображён на фоне Парижа в генеральском мундире, введённом для пехотных генералов 7 мая 1817 года, с генеральской шляпой в руках, через плечо переброшены Владимирская , Георгиевская и поверх них Андреевская ленты. На шее кресты австрийского Военного ордена Марии Терезии 1-й степени, прусского ордена Красного орла 1-й степени и нидерландского Военного ордена Вильгельма 1-й степени; справа на груди серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте и звёзды орденов Св. Андрея Первозванного , Св. Георгия 1-го класса и Св. Владимира 1-й степени, а также знак шведского Военного ордена Меча 1-й степени; справа внизу под локтем переброшенные через плечо ленты скреплены крестом ордена Св. Георгия 1-го класса, рядом с которым виден эфес золотой шпаги . Внизу левее центра над камнем подпись художника и дата: Geo Dawe R. A. Pinx t 1829 . Первоначально на раме была закреплена табличка с подписью: Графъ М. Б. Барклай де-Толли, Генералъ Фельдмаршалъ , в советское время табличка была заменена на следующую: Барклай де Толли М. Б. 1761—1818 фельдмаршал. Работы Джорджа Доу 1829 г.

Обстоятельства создания портрета не установлены. Согласно авторской подписи, портрет был написан в 1829 году, однако сам Доу из-за отъезда в Лондон и последующей смерти не успел его передать в Эрмитаж . Портрет был сдан в Эрмитаж лишь в мае 1833 года зятем Доу Т. Райтом после уплаты ему гонорара в размере 8000 рублей . Авторская дата не согласуется с другой картиной Доу: на портрете штабс-капитана Роты дворцовых гренадер В. М. Лаврентьева , написанном в 1828 году, Лаврентьев изображён в Военной галерее на фоне портрета Барклая-де-Толли . Также в воспоминаниях английского врача О. Гранвилла, посетившего в декабре 1827 года Военную галерею имеется следующее замечание: «Великий князь Константин и три фельдмаршала русской армии, Кутузов, Барклай де Толли и герцог Веллингтон, представлены во весь рост и занимают заметное место в галерее» . Однако и все остальные ростовые портреты датируются также 1829 годом (за исключением портрета Константина Павловича, который написан был Т. Райтом ещё позже) и официально были переданы в Эрмитаж Райтом в 1833 году. А. А. Подмазо объясняет эту неувязку тем, что эти портреты были временно выставлены в Военной галерее к её открытию в незаконченном виде и впоследствии были возвращены художнику для доработки. Возможно, и сам Гранвилл напутал и видел их лишь в мастерской Доу .

Практически сразу Доу написал уменьшенное авторское повторение галерейного портрета с несколько изменённым пейзажем, это повторение находится в собрании Бородинского военно-исторического музея-заповедника (холст, масло, 105 × 75 см, инвентарный № Ж-117)

Поскольку Барклай де Толли скончался в 1818 году, ещё до приезда Доу в Россию , то художник в работе использовал портрет-прототип. Д. А. Ровинский первым отметил, что работа Доу имеет заметное сходство с гравированным портретом Барклая работы К. А. Зенффа . Эта гравюра датируется Ровинским 1816 годом , один из её оттисков имеется в собрании Эрмитажа (бумага, гравюра пунктиром, 49 × 36 см, инвентарный № ЭРГ-336) . Возможно, что эта гравюра была создана значительно раньше: в собрании Государственного музея А. С. Пушкина на Пречистенке имеется живописная копия с гравюры работы неизвестного художника (холст, масло, 30,9 × 26,8 см, инвентарный № ОР-1273), в музее она датируется 1816—1820 годами , однако А. А. Подмазо , воспроизводя в своей книге репродукцию этого портрета, датирует его 1814 годом .

Галерейный портрет Барклая де Толли послужил Г. Э. Доу прототипом для изготовления гравюр, два известных типа этих гравюр были описаны Ровинским .

В 1840-х годах по рисунку Гудлета и Моррисона с портрета была сделана литография , опубликованная в книге «Император Александр I и его сподвижники» и впоследствии неоднократно репродуцированная .

В. М. Глинка , описывая галерейный портрет М. Б. Барклая-де-Толли, отмечал:

Портрет Барклая де Толли работы Доу относится, как и портрет Кутузова , к числу лучших произведений художника. Образ Барклая на этом портрете проникнут сдержанным лиризмом. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура погруженного в задумчивость полководца одиноко вырисовывается на фоне лагеря русских войск под Парижем и далёкого неба, ещё затемнённого тяжёлой тучей — последним отзвуком отшумевшей грозы .

Примечания

  1. , с. 308—309.
  2. , с. 263—264.
  3. , с. 72—73.
  4. , с. 73.
  5. Дата обращения: 16 июня 2019. 5 мая 2019 года.
  6. , с. 516.
  7. , с. 38.
  8. . Дата обращения: 16 июня 2019. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
  9. , стб. 371.
  10. Дата обращения: 16 июня 2019. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
  11. , № 15—16, стб. 371—372.
  12. , № 1.
  13. , с. 76.

Литература

  • Глинка В. М. , Военная галерея Зимнего дворца. 3-е изд., доп. — Л. : Искусство, 1981. — 240 с.
  • Михайловский-Данилевский А. И. Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца. — СПб. : В типографии Карла Крайя, 1848—1849. — Т. 6.
  • Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года: Военная галерея Зимнего дворца. — М. : Русские витязи, 2013. — 864 с. — ISBN 978-5-903389-62-9 .
  • Британская живопись XVI—XIX веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. — С. 416. — ISBN 978-5-93572-376-7 .
  • Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Издание с 700 фототипными портретами. — СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1886. — Т. I: А—Д.
  • // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Сборник. — М. : студия « ТРИТЭ » Н. Михалкова , 1996. — Т. VII . — ISSN . (Комм. А. А. Подмазо )
  • Granville A. G. St. Petersbourg. A Journal of Travels to and from that capital. 2 vols. — L. : Henry Colburn, 1829. — Vol. 1. — 560 p.
Источник —

Same as Портрет Михаила Богдановича Барклая де Толли