Interested Article - Мирза-Али аль-Ахты

Мирза́ Али́ аль-Ахты́ (1770—1859) — дагестанский богослов и мыслитель, поэт . Лезгин по национальности, исповедовавший ислам суннитского толка . Ученик известного муршида , основателя мюридизма , Мухаммада Ярагского , учитель известного просветителя Гасана Алкадарского .

Биография

Настоящее имя учёного — Али. Мирза - это псевдоним, в переводе с персидского означает ученый. Это почетное прозвище он получил от Сурхай-хана II , когда они учились у Саида Араканского. Родился в 1770 году в селе Ахты (ныне административный центр Ахтынского района Дагестана ) . Отца звали Магомедшериф, мать — Каният. Мать, будучи образованной женщиной, обучила сына грамоте так, что к восьми годам Али мог свободно читать Коран . Дед, Ахмедкули был знатоком медицины, и передал навыки врачевания внуку. Мирза Али преуспел и в этой сфере и был признан народным врачом-целителем. Лекарственные травы он собирал с близлежащих альпийских лугов. Медицинскими услугами у него также пользовался гарнизон Ахтинской крепости , не имевший штатного медика. Известен случай, как Николай I , узнав о содействии Мирза Али русскому гарнизону, в награду освободил ахтынцев от податей на 10 лет.

Мирза Али жил учёный в доме на склоне горы . Благодаря ему, в 1839 году село Ахты было спасено от сожжения при подавлении восстания лезгин войсками генерала Головина .

Мирза Али был в дружеских отношениях с Сурхай-ханом ІІ Казикумухскому. После прихода к власти Аслан-хана Казикумухского Мирза Али был изгнан за благосклонность к Сурхай-хану ІІ. По приказу Аслан-хана его бросили в ледяную реку, но он чудом остался жив .

Мирза Али придерживался пророссийской позиции, за что был отправлен имамом Шамилем в ссылку в высокогорный аул Ириб , где пробыл в заточении около года . Из заключения он писал очень эмоциональные касыды, которые получили в Дагестане обширный резонанс. Ответ на касиды писали Мухаммад Тахир аль-Карахи и Хаджи Юсуф аль-Мисри. Полемика с последним приняла жесткий и драматичный оборот. Сущность полемики свелась к тому, что Хаджи Юсуф обвинял Мирза Али в том, что находился на стороне «завоевателей и иноверцев», посвящая свои «изящные и красноречивые стихи, которых достойны только пророки и святые, прославлению командующего Воронцова». Сам Хаджи Юсуф признавал своё «невежество» и превосходство Мирза Али над собой в науке и стихосложении .

Мирза‘али долгое время был кадием с. Ахты . Трижды совершал паломничество в Мекку .

Мирза Али прожил 90 лет и похоронен в родном селении на кладбище «Гюней сурар». На могильной плите учёного сохранилась арабская эпитафия: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Переселился из ближнего мира в вечный мир кадий Самурской области (нахия ас-Самурия) кадий Мирза Али-эфенди в 1858 году». По верхнему краю плиты нанесена надпись мелким убористым почерком: «Переселилась его жена Зурият в 1278 году». По нижнему краю высечено: «Написал это Мухиддин-эфенди». Эпитафия Мухиддина-эфенди датирована в 1288 году по мусульманскому летоисчислению (1871—1872 г.) .

Научная деятельность

Мирза Али прекрасно разбирался в математике, логике, философии, теологии, был знаком с трудами арабских, персидских и турецких литераторов. Математические науки он постигал под руководством Саида ал-Харакани (Араканского), Мухаррама аль-Ахты, Саида аш-Шинази (Шиназского), Саида аль-Хачмази (Хачмазского). Религиозным наукам он обучался у Мухаммада аль-Яраги (Ярагского) и других выдающихся богословов .

Мирза Али считался крупным учёным. Был автором многочисленных сочинений . В Ахтах он открыл медресе, ставшее впоследствии одним из крупных в Южном Дагестане . Он преподавал арабский язык, философию, логику, а также такие прогрессивные науки как арифметику, алгебру, геометрию и астрономию .

В числе его учеников был Мулла Ахмад аль-Катрухи и Гасан аль-Алкадари (Алкадарский). Гасан аль-Алкадари в течение 8 месяцев изучал труды известных восточных авторов по астрономии «Шарх аль-мулаххас» и философии «Шарх аль-Хидаят». Аль-Алкадари посвятил своему учителю несколько своих касид-панегириков .

Мирза Али начал писать стихи под влиянием Мухаммада аль-Яраги. По некоторым сведениям, он превзошел своего учителя в этом искусстве, поскольку сам аль-Яраги поручал ему писать касиды, восхваляющие шейхов накшбандийского тариката. Его стихи неоднократно переписывались и распространились по всему Дагестану. Гасана аль-Алкадари упоминает о целом диване поэта со стихами на арабском, тюркском и персидском языках .

Мирза Али оставил после себя много выдающихся литературных произведений, признанных шедеврами своего времени. Среди них романтические «Выходит из дворца» и «Затмила ты» . Ему удалось близко подойти к арабскому классическому стихосложению.

По легенде, Мирза Али является автором сочинения под названием «Ахты наме», однако на сегодняшний день ни один из списков этого труда не известен .

Видными современниками Мирза Али был удостоен лестных прозваний: «аристократ духа», «корона светлых голов», «мореподобный учёный», «сокровищница знаний». В его личной библиотеке учёного имелось свыше пятисот томов литературы.

Семья

В 2009 году , во время работы археографической экспедиции ИИАЭ ДНЦ РАН и ДГУ (руководитель — профессор А. Р. Шихсаидов ) в селении Ахты, на полях одной из рукописей была обнаружена вакуфная запись, составленная, очевидно, рукой самого Мирза Али, с родословной ученого, которая была до тех пор неизвестной. К записи приложена личная печать Мирза Али Ахтынского. Эта запись сообщает имена его предков вплоть до XVII века , причём все они принадлежали к духовному сословию. В родословной учёного наряду с нисбой «аль-Ахты» Мирза Али приводит также нисбу «аль-Пирбудаги», указывающую на тухумную принадлежность и сообщающую имя его далёкого предка. Собственно, родословная: «Мирза Али сын муллы Мухаммад-шарифа, сына муллы Мирза Али, сына муллы Рамазана, сына муллы … аль-Пирбудаги аль-Ахты» .

Мирза Али имел жену по имени Зурият и двух сыновей: Абдуреб-эфенди и Мухудин-эфенди. Оба сына впоследствии стали известными богословами. У каждого из них было по 5—6 сыновей. Мирза Али является родоначальником тухума Казиевых, представители которого живут в верхней части Ахтов.

Примечания

  1. К вопросу о государственно-правовой мысли первой половины XIX в. в Дагестане: Мирза Али Ахтынский. Джалалова С.М.
  2. .
  3. / М. А. Абдуллаев. — Махачкала: Эпоха, 2007.
  4. 6 октября 2014 года.
  5. . Дата обращения: 19 мая 2012. 28 декабря 2012 года.

Литература

  • Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан (Исторические сведения о Дагестане) / Перевод и примечания Али Гасанова. — Махачкала, 1929. — С. 150—152, 236-237.
  • Алкадари Х. Диван ал-Мамнун. — Темир-Хан-Шура, 1913. — С. 42—44.
  • Ахмедов Д. Н. Новая «Ахты-Наме» (документальный рассказ о прошлом и настоящем дагестанского селения Ахты). — Махачкала, 1972. — С. 65—66.
  • Гайдарбеков М. Антология дагестанской поэзии на арабском языке. — Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.129. Л.153-163.
  • Гайдарбеков М. Хронология истории Дагестана. — Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп. 1. Д. 236.Т. XIII. Л.486.
  • Каяев А. Тараджим ‘улама’ Дагистан (на тюркском языке). — Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.25. Оп.1. Д.1. Л.18, 58.
  • Садыки М. М. Творчество лезгинских поэтов XIX в. на арабском и азербайджанском языках / Автореф. дисс… канд. филол. наук. — Махачкала, 1969.
  • Саидов М.-С. Д. Дагестанская литература XVIII-XIX вв. на арабском языке // Труды XXV Международного конгресса востоковедов. — М. , 1963. — Т. II. — С. 121.

Ссылки

  • Алхасова Диана, Мусаев Махач. . Газават.ру. Дата обращения: 10 января 2015. 10 января 2015 года.
Источник —

Same as Мирза-Али аль-Ахты