Interested Article - Мирзаи

Мирзаи ( азерб. Mirzəyi , арм. Միրզաի, Միրզեի ) — старинный азербайджанский и армянский народный танец, распространённый в Азербайджане , Армении , Грузии и Иране . Согласно Большой советской энциклопедии , танец имеет иранское происхождение . Своё название танец получил в честь своего автора — Мирзы .

Азербайджанский вариант танца исполняется стариками, из-за чего известен также как «танец мудрости» или «танец стариков» . Армянский вариант танца исполняется исключительно женщинами в возрасте на свадьбах . Относится к торжественно-величавым и грациозно-медленным сольным танцам . По тематическому содержанию азербайджанский вариант танца относится к бытовым танцам . Широко распространён азербайджанский вариант танца «Вокзалы-Мирзаи» ( азерб. Vağzalı-Mirzəyi ) , а среди армянских вариантов танца из области Ширак выделяются «Старинный Мирзаи» ( арм. Հին Միրզայի ) и «Таракяма-Мирзаи» ( арм. Թարաքյամա-Միրզայի ) .

Исполнение

Азербайджанский вариант танца очень торжественный и, как правило, исполняется сдержанно и в тяжёлом темпе держащими в руке платок мужчинами, а также женщинам . Чаще всего этот танец исполняется на свадьбах , но сегодня в Армении его исполняют по разным поводам .

В середине XIX века российский историк и этнограф Иван Иванович Шопен описывал танец «Мирзаи» следующим образом :

Татарки пляшут обыкновенно попарно, имея в руках кастаньеты , которыми производят удары, то быстрые, то медленные; иногда звуки вовсе умолкают и пляшущие остаются как-будто неподвижны; вдруг, при ускоренном дребезжании кастаньетов, — с судорожным движением всего тела и будто в исступлении , они бросаются вперёд; но один шаг, и они опять обращаются в тихих нимф , которые лёгкими и стройными движениями выражают томление и страстную негу. В это мгновение, самые души их, кажется, изнемогают и вылетают влажными взглядами, исполненными пылкого наслаждения. Пляска эта называется мирзаи .


Русский этнограф П. Зелинский в 1882 году в своём описании свадебных традиций армян - переселенцев из Персии , проживавших в Нахичеванском уезде Эриванской губернии отмечал :

Из одиночных и парных танцев существует всем известная лезгинка , а также дзернахаг (ձեռնախաղ), мирзеи (միրզէի) и тавризи (թաւրիզի). Сущность этих последних заключается в следующем: две танцорки становятся в некотором отдалении друг от друга со сложенными на пояс руками и медленно двигаются в противоположную сторону друг от друга, описывая эллипсы , приподнимая мало-по-малу руки. При этом они то прихрамывают, то приседают, приподнимая и опуская плечи и двигая головы в разные стороны.

Различные варианты танца «Мирзаи» были записаны армянским фольклористом Аршаком Брутяном в Александрополе ( Ширак ) в конце XIX века .

Русский этнограф П. Востриков в своей статье «Музыка и песня у адербейджанских татар» , опубликованной в 1912 году в « Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа », отмечал, что есть несколько танцев, которые пользуются у «адербейджанских татар» большой популярностью, один из которых называется по-азербайджански (у автора — «по-татарски») «мирзаи». Это был одним из тех танцев, который, согласно Вострикову, особенно нравился женщинам .

Благодаря тому, что дагестанские лезгины, рутульцы, цахуры издавна поддерживали тесные культурные и экономические связи с северными районами Азербайджана, танец «Мирзаи» танцевали также на свадьбах в южном Дагестане .

Музыкальная характеристика

Музыкальный размер 6 / 8 . Темп — медленный . Лад — сегях . В середине танца, состоящего из ряда основных танцевальных движений, появляются внезапные ферматы и длинные звуки в мелодии танца .

Танец в культуре

Танец использован Узеиром Гаджибековым в его оперетте «Не та, так эта» : в четвёртом действии комедии «Мирзаи» на собственной свадьбе танцует главный герой комедии Мешади Ибад .

Образец танца присутствует в опере Захария Палиашвили « Абессалом и Этери » .

Мелодия танца звучит в азербайджанском народном танце со стаканчиками .

Примечания

Комментарии
  1. Под словами «татарка», «татарин» в то время часто русские путешественники подразумевали «азербайджанка», «азербайджанец»
  2. «Адербейджанскими татарами» в то время русские путешественники часто называли азербайджанцев , а их язык — «татарским». Подробнее см. раздел « Экзонимы » статьи « Азербайджанцы ».
Источники
  1. , с. 11-12.
  2. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Абасова Э. А. Азербайджанская музыка // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1973. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
  4. Мирзаи / под ред. Филиппова А.В.. — Краткий словарь танцев. — М. : ФЛИНТА, Наука, 2011. — С. 122.
  5. , с. 592.
  6. Хачатрян Ж. от 25 мая 2021 на Wayback Machine // Армянская советская энциклопедия (арм.). — Ер. : Академия наук АрмССР, 1982. — Т. 7. — С. 617.
  7. Shamamyan N. Uzundara solo dance: An attepmt of a historical-ethnographical research (арм.) // Издательство "Гитутюн" НАН РА : Международный симпозиум "Армения и восточнохристианская цивилизация" (доклады и тезисы докладов). — Ереван, 2016. — С. 204-208. — ISBN 978-5-8080-1258-5 .
  8. от 25 мая 2021 на Wayback Machine // Большая советская энциклопедия. - Москва, 1969-1978 г.
  9. (азерб.) . Азербайджанский народный танец. — М. : Искусство , 1978. — С. 10.
  10. Гуревич П. С. Музыка народов нашей страны. — М. : Знание , 1975. — С. 20. — 143 с.
  11. Арутюнян А. (арм.) // ՀՀ ԳԱԱ Շիրակի հայագիտական հետազոտությունների կենտրոն. Գիտական աշխատություններ. — 2012. — Հ. № 15 . — Էջ 143–147 . 26 апреля 2021 года.
  12. Касимов К. А. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Народное творчество. Народные танцы / Под редакцией Б.А.Гарданова, А.Н.Гулиева, С.Т.Еремяна, Л.И.Лаврова, Г.А.Нерсесова, Г.С.Читая. — Народы Кавказа: Этнографические очерки: Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2 . — С. 163 .
  13. И. Шопен. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху его присоединения к Российской империи. — СПб. : Императорская Академия наук, 1852. — С. 899—900. — 1232 с.
  14. Зелинский П. Этнографические очерки из быта армян-переселенцев из Персии, живущих в Нахичеванском уезде, Эриванской губернии // СМОМПК . — Тф. , 1882. — Вып. 2-й . — С. 9 .
  15. Востриков П. Музыка и песня у адербейджанских татар // СМОМПК . — Тф. , 1912. — Вып. 42-й . — С. 10 .
  16. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX в. / отв. ред. А.И. Першиц. — М. : Наука , 1985. — С. 259.
  17. , с. 6.
  18. Кубад Касимов . Узеир Гаджибеков «Избранные произведения» / под ред. Мирзы Ибрагимова. — Издательство «Элм», 1985. — 293 с.
  19. Rəhmanlı Ə. Azərbaycan rəqslərinin səhnə təcəssümü (азерб.) // Konservatoriya : журнал. — 2017. — No 4 (38) . — S. 51 .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Мирзаи