Interested Article - Криве

В скульптурной группе «Духовные работники» ( латыш. Gara darbinieki ) Памятника Свободы в Риге изображен древний латышский Криве, который держит палку с загнутым концом ( латыш. krivule ). Рядом сидят современные писатель и учёный

Кри́ве ( лат. Criwe , Criue ) — предположительно название верховных иерархов средневекового балтийского языческого жречества, которые имели резиденцию в Ромове , а затем в Вильне . Согласно сообщению Петра из Дуйсбурга , пруссами криве почитался словно папа римский , а его влияние распространялось вплоть до территорий, населённых литовцами и ливами . Основной жреческой функцией было поддержание непрерывности горения вечного огня, кроме того выполнял высшие судейские обязанности.

По ненадежной с научной точки зрения классификации, приведённой хронистом Симоном Грюнау , криве имел подчинённых жрецов, называемых вайделотами . В случае, если криве заболевал и не мог длительное время выполнять свои обязанности, он удалялся для того, чтобы совершить акт самосожжения , после чего вайделоты выбирали нового криве.

В источниках новейшего времени распространены такие варианты написания, как Криве Кирвайто ( нем. crywen kirwaitho ), Криве-Кривайто ( прусск. krive krivaito ), Кри́ве-Крива́йтис ( лит. krivių krivaitis ), Криве Кривейта ( польск. Krywe Krywejta ).

Источники сведений о Криве

Само понятие криве ( лат. Criwe ) впервые было упомянуто в 1326 году Петром из Дусбурга в главе «De yodalatria et ritu et moribus Pruthenorum» своей «Chronicon Terrae Prussiae» , как имя верховного языческого иерарха пруссов . Пётр описывает его так :

Было же посредине этого погрязшего в пороке народа, а именно в Надровии , одно место, называемое Ромов , ведущее название своё от Рима, в котором жил некто по имени Криве, кого они [ то есть пруссы ] почитали, как папу , ибо как господин папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и литвины и прочие народы земли Ливонской . Такова была власть его, что не только он сам или кто-либо из сородичей его, но даже гонец с его посохом или с другим отличительным знаком, проходя по пределам вышеупомянутых язычников, был в великом почете у королей, нобилей и простого люда.

В рифмованной «Хронике земли Прусской» (1331—1335 годов) Николай фон Ерошин также неоднократно говорит о Криве, между тем «Хроника» Ерошина в значительной степени зависит от «Хроники» Петра , в основной своей части являясь поэтическим её переложением .

Описывая миссионерскую деятельность и мученический путь Адальберта , архиепископа Гнезненского, Ян Длугош также упоминает Криве во второй книге «Анналов или хроник славного королевства Польша» (1480 года):

А прусский народ в эту пору был свиреп и жесток, предан идолопоклонству, культу демонов и столь очевидному слепому и мрачному заблуждению, что почитал в качестве богов солнце, луну, звёзды, зверей, птиц, огонь и прочие творения; они считали священными некоторые леса, озёра и реки, которые не разрешалось осквернять рыболовством, охотой и вырубкой, имели особый язык, в небольшой степени происходивший от латинского и имеющий некоторое сходство и подобие с литовским; они имеют чуть ли не одних и тех же богов, одинаковые обряды и святыни, и одного и того же верховного жреца священнодействий, живущего в их городе, который считается столицей и от Рима зовётся Ромове; каждого, кто не исполняет послушно его приказы, карают смертью, а сам жрец зовётся на их языке Криве.

Пруссы же, с досадой перенося осквернение и унижение своих богов, негодовали по поводу того, что их культ и обряд, принятые от предков, попираются и уничтожаются, когда верховный жрец священнодействий Криве и другие жрецы богов воодушевили прусскую знать, сговариваются его [то есть Адальберта] убить.

Польский историк и географ эпохи Ренессанса Матвей Меховский во второй книге «Трактата о двух Сарматиях, азиатской и европейской, и о находящемся в них» (1517 года) , следуя впрочем Петру и Фон Ерошину, сообщает :

Этот четвероязычный народ [ то есть литовский народ ] во времена идолопоклонства имел одного великого жреца, которого звали Криве. Жил он в городе Ромове (Romouae), названном так по имени Рима, так как этот народ гордится своим происхождением из Италии, и действительно в его языке есть некоторые италийские слова. Об этом Криве и городе Ромове можно прочесть в легенде о святом епископе и мученике Адальберте.

Историографические интерпретации

Из «Хроники» Петра не ясно, является ли «Криве» именем нарицательным или собственным и поэтому на протяжении всей истории изучения вопроса, происхождение и значение названного термина вызывает много споров, предположения и мнения исследователей на этот счёт различны.

Историк Иоганн Фойгт обратил внимание, что деревенские старосты в Литве использовали т. н. лит. krivūlė — палку, похожую на епископский посох с одним загнутым концом, которой они созывали деревенское собрание. Фойгт полагал, что своё название эта палка получила от термина Criwe . Фойгт также сделал предположение, что «криве» — это жрец огня .

Языковед и историк Александр Брюкнер полностью отрицал существование Криве и Ромова, однако допускал, что термин «криве» может относиться только к искривлённой палке, служившей знаком для сбора людей , такого же мнения частично придерживался и польский филолог Антоний Мержинский , который между тем отмечал, что вероятно «Криве» это не нарицательное имя, как у Петра из Дуйсбурга и Матвея Меховского, но имя собственное, какого-то крупного в то время жреца . Матвей Любавский следуя Мержинскому так же отмечает, что «Криве» по всей видимости имя собственное уважаемого жреца, каких, впрочем, было много в те времена . Это мнение разделял и Генрик Ловмянски полагая, что Пётр из Дуйсбурга, введённый в заблуждение созвучием названия Ромов и Рим , преувеличил возможности Криве как верховного жреца, тогда как они в основном сводились к созыву общих сходок пруссов и представителей соседних языческих народов. Ловмяньский также высказал точку зрения , поддержанную Владимиром Пашуто , что прусские вожди выполняли и жреческие функции.

предположил, что Пётр из Дуйсбурга мог не знать прусского языка и поэтому принял термин, обозначавший жреца, за его личное имя. Признавая за «криве» верховные судейские функции, Прохаска также высказал мнение, что свои «криве» могли быть у каждого прусского племени . Ту же мысль повторяет , который пишет, что Пётр принял за жреца носителя иной функции, а именно представителя судебной власти .

В послевоенный период скептические построения стали менее популярны. Так, Владимир Топоров в фундаментальном словаре «Прусский язык» характеризует «криве» ( кrive , krive , kriv-ait- , ( kirv-ait-? )) как верховного жреца древних пруссов, игравшего исключительную роль в религиозной и общественной жизни . Яан Пухвел проводит параллель между криве и иными индоевропейскими жрецами — кельтским друидом , индийским брахманом .

Слово лит. krivis ( прусск. kreivs ) означает «искривлённый, кривой». Эта этимология подходит хорошо литовскому епископскому посоху и палке деревенского старосты, но проблематична однако в отношении жреческого наименования. Возможно, однако переносное «согнувшийся», означающего сгорбившегося (согбенного) человека, и относящееся к старикам в значении «мудрый человек» .

Английский литуанист указал, на излишнее буквальное понимание историками искомого Дуйсбургского «сюжета», который на самом деле, как и многое в «Хронике» Петра, является «назидательным примером» ( exemplum ). Исследователи мало задавались вопросом, отчего языческий «папа» не показан в действии в других частях «Хроники». Для Петра из Дуйсбурга это был способ поведать христианам, воюющим с язычниками, о своеобразных верованиях последних, представить их религию как своего рода «контр-церковь». Пётр из Дуйсбурга показывает язычество как полную противоположность христианства. Роуэлл отмечает, что этот этнографический раздел «Хроники» имеет идеологическую окраску, а Пётр проявляет себя сторонником папства в условиях, когда Тевтонский орден занимает сторону императора Людвига IV в его борьбе с Папой Римским Иоанном XXII . Образом «Криве» Пётр преподносит нравственный урок рыцарям .

В историю Литвы понятие Криве Кривейта ( польск. Krywe Krywejta ) было введено в 1582 году « Хроникой Польской, Литовской, Жмудской и всей Руси » Матея Стрыйковского , описавшего легендарное событие XVI века, а именно толкование тогдашним Криве Кривейта Лиздейкой «сна Гедимина ». Стрыйковский позаимствовал этот термин из « Прусской хроники » Симона Грюнау ( 1529 года ), где верховный прусский жрец назван криве кирвайто ( нем. crywen kirwaitho ), а в свою очередь Грунау это имя произвёл от Криве Дуйсбургской «Хроники».

Список криве-кривайтисов

Перечень 48 первых Криве-Кривайтисов впервые полностью приводится в «Прусской хронике» Симона Грюнау . в «Кратком и правдивом описании прусской земли» (1584 года) , в «Старой и Новой Пруссии» (1684 года) , в «Известии о шляхетских клейнодах, также гербах благородных домов Короны Польской и Великого Княжества Литовского» (1789 года) и Теодор Нарбутт в своих работах также приводят список Криве-Кривайтисов, следуя в этом Грунау.

Маттеус Преторий приводит список отличный от списка Симона Грюнау.

Криве-Кривайтисы с резиденцией в Ромове

Криве-Кривайтисы с резиденцией в Кернове и в Вильне

Преемник Аллепса был вынужден удалиться в более безопасное место на берегу Балтийского моря . Затем, по мере завоевания Пруссии тевтонскими рыцарями , Криве-Кривайтисы уходили от них в глубь лесов и, наконец, перенесли свою резиденцию в Литву, сначала в местечко Кернове, а потом в Вильне , причем многие из них, по примеру Видевута и Брутена I, кончали жизнь добровольным сожжением на костре .

два или три неизвестных по имени иерарха

Криве-Кривайтисы после изгнания из Вильны в жемайтские леса

неизвестные

неизвестные

  • Гинтовт (ум. 28 июля 1414 ), 74-й и последний верховный жрец скончался в начале XV века . Теодор Нарбут в своей «Древней истории литовского народа» сообщает об этом иерархе, ссылаясь на некую анонимную летопись «Церковная история» :

[Язычество] и после процветало в Княжестве , а больше всего в Жемайтии , крещёной самой последней, а именно до 28 июля 1414 года, когда в деревне Анкаим умер верховный Криве-Кривайто именем Гинтовт, 74-й жрец. С ним же, действительно, пал титул, некогда очень важный в святых и судебных делах во всех землях литовских: пруссов , литвинов , жемайтов , куронов , земгалав , ливонцев , латгалов , а также кривичских русов ; [язычество же] уже в конце XI века начинает понемногу прозябать; наконец, вечный мрак язычества, сбегая от земли к земле, рассеялся перед светом христианской веры и святого креста.

Вместе с тем, к сообщениям, которые приводит Теодор Нарбут в своём труде, необходимо относиться с известной долей скептицизма, так как он в современной исторической науке признаётся исследователем, нередко делавшим ссылки на недостоверные, фальсифицированные и вымышленные им же источники и документы .

Примечания

  1. . // Scriptores Rerum Prussicarum: Die Geschichtsquellen der Preussischen Vorzeit bis zum Untergang der Ordensherrschaft. / Нhrsg. von Theodor Hirsch, Max Toeppen und Ernst Strehlke. Bd. 1. — Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1861 (Neudruck, 1965). — S. 53. — XIV, 819 s.
  2. Петр из Дусбурга , от 23 апреля 2012 на Wayback Machine . — М. : Научно-издательский центр «Ладомир», 1997. — С. 51. — 384 с. — ISBN 5-86218-258-6
  3. Топоров В. Н. , от 12 октября 2013 на Wayback Machine . / Отв. ред. В. В. Иванов. — М. : Наука, 1984. — Том 4. K—L (*kirk — *laid-ik-). — С. 197—198. — 441 с.
  4. / Нhrsg. von Ernst Strehlke. // Separabdruck aus dem ersten Bande der Scriptores Rerum Prissicarum. / Нhrsg. von Theodor Hirsch, Max Toeppen und Ernst Strehlke. — Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1861. — S. 60—61. — IV, 340 s.
  5. Maciej Miechowita , от 12 октября 2013 на Wayback Machine . — Impressum Cracouia[e] : Opera & impensis prouidi viri d[omi]ni Ioannis Haller, 1517. — 58 P.
  6. Матвей Меховский , от 12 октября 2011 на Wayback Machine . / Пер. и комм. С. А. Аннинского . — М. - Л. : Изд-ство АН СССР, 1936. — С. 94—112. — 301 с.
  7. Voigt J. , . 1 Band. — Königsberg: Bornträger, 1827. — s. 602. — XLVIII, 724 s.
  8. . / Нhrsg. von Theodor Hirsch, Max Toeppen und Ernst Strehlke. Bd. 1. — Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1861 (Neudruck, 1965). — S. 53. — XIV, 819 s.
  9. Bruckner A. , от 24 апреля 2010 на Wayback Machine . — Warszawa: Nakładem Księgarni Naukowej, 1904. — S. 19. — [2], IV, 6-166, [1] s.
  10. Mierzynski A. , Nuncius cum baculo. Studium archeologiczne о krywuli // Wisła. Warszawa, 1895. — T. IX. — S. 361—397
  11. Mierzynski A. , Zrodta do mytologii litewskiej, cz. III, Warszawa, 1892, 1896
  12. Любавскій М. К. , [publ.lib.ru/ARCHIVES/__Raritetnye_knigi/Ljubavskij_M_K_Ocherk_istorii_Russko_Litovskogo_gosudarstva_1915.pdf Очеркъ исторіи Литовско-Русскаго государство до Люблинской уніи включительно. Съ приложеніемъ текста хартій, выданныхъ великому княжеству Литовскому и его облаястямъ]. — 2-е изд. — М. : Московская Художественная Печатня, 1915. — С. 11—12. — [4], 402, IV с.
  13. Lowmianski H. , The Ancient Prussians. // Baltic Countries. — Torun, 1935. — Vol. 1, № 2. — S. 154. — SS. 141—166, 289
  14. Lowmianski H. , The Ancient Prussians. // Baltic Countries. — Torun, 1935. — Vol. 1, № 2. — S. 164. — SS. 141—166, 289
  15. Пашуто В. Т. , от 9 апреля 2022 на Wayback Machine . — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1959. — Гл. 2. Часть I. — С. 108; — Гл. 3. Часть II. — C. 214
  16. Prochaska A. , от 12 октября 2013 на Wayback Machine // Kwartalnik Historyczny. — Lwów: Towarzystwo Historyczne, 1904, — R. XVIII. — Z. 3—4. — S. 482
  17. Gaerte W. , Sakrale Herrschaftsformen bei den heidnischen Preußen, Litauern und Letten. // La Regalità sacra: contributi al tema dell' VIII Congresso internazionale di storia delle religioni, Roma, aprile 1955. — Leiden: E. J. Brill, 1959. — S. 635—650. — XV, 748 p., [8] p. — (Studies in the history of religions, 4.)
  18. Топоров В. Н. , от 12 октября 2013 на Wayback Machine . / Отв. ред. В. В. Иванов. — М. : Наука, 1984. — Том 4. K—L (*kirk — *laid-ik-). — С. 196—205. — 441 с.
  19. Puhvel J. , от 3 августа 2023 на Wayback Machine . // Myth in the Indo-European Antiquity. / Edit. G. J. Larson, etc. — Berkeley: University of California Press, 1974. — P. 75-85. — 203 p. — (Publications of the UCSB Institute of Religious Studies). — ISBN 0-520-02378-1
  20. . Letto-Preussische Götterlehre (1870). Lettisch-Literärische Gesellschaft, Riga 1936. Nachdruck Verlag Harro v. Hirschheydt, Hannover-Döhren 1971. p. 95
  21. Rowell S. C. , Lithuania Ascending: A Pagan Empire Within East-Central Europe, 1295—1345 // Cambridge Studies in Medieval Life and Thought: Fourth Series. Cambridge University Press (No. 25), 1994. — P. 39—40; 126—127. — ISBN 978-0-521-45011-9
  22. от 23 ноября 2011 на Wayback Machine . Третья часть. М. : Ладомир. 1997
  23. Боричевский И. П. , // Журнал Министерства народнаго просвѣщения , часть XLII. — СПб. : Типография Императорской Академіи наук, Январь-Март, 1844. — 867 с. — отд. II. — C. 16.
  24. . / Hrsg. von M. Perlbach, R. Philippi und P. Wagner. Bd. 1-3. — Leipzig: Duncker & Humblot, 1876—1896. — §.11. — S. 26-28
  25. Hennenberger C. , . — Königsberg: bey Georgen Osterbergern, 1584. — S. 18 (27). — 42 (160) s.
  26. Hartknoch Ch. , . — Franckfurt; Leipzig; Königsberg: Ver. Hallervord, Martin <der Ältere>; Franckfurt; Leipzig: Ver. Andreae, Johann <der Jüngere>, 1684. — Bd. I. — Сар. III. — S. 149. — 668 s. — (переиздание: Berlin: Scherer, 1991. — ISBN 3-89433-027-9 Ldr)
  27. Kuropatnicki E. A. , . — Warszawa: Nakl. i drukiem Michala Grölla, 1789. — §.8. — S. 38-39
  28. Narbutt T. , от 22 марта 2016 на Wayback Machine . — Wilno: Nakładem i drukiem A. Marcinowskiego, 1835. — S. 246
  29. Praetorius M. , . — [Oliwa]: Typis Monasterii Olivensis Sac. Ord. Cisterciensis imprimebat Joannes Jacobus Textor, Factor, [1689]. — P. 23. — 40 p. — (Orbis Gothicus)
  30. Kraszewski J. I. , . — Warszawa: w drukarni Stanisława Strąbskiego, 1847. — S. 157—158. — [4], 516, [1] s.
  31. Stryjkowski M. , от 12 октября 2013 на Wayback Machine . // Kronika Polska, Litewska, Żmodzka i wszystkiej Rusi Macieja Stryjkowskiego. Wydanie nowe, bedace dokadném powtórzeniem wydania pierowtnego królewieckiego z roku 1582, poprzedzone wiadomoscia o zyciu i pismach Stryjkowskiego przez Mikoaja Malinowskiego, oraz rozprawa o latopiscach ruskich przez Daniowicza, pomnozone przedrukiem dzie pomniejszych Stryjkowskiego wedug pierwotnych wydan. Tom I. — Warszawa: Nakład Gustaw Leona Gebethnera, 1846. — S. 142. — 440 s.
  32. от 20 ноября 2012 на Wayback Machine // Кулаков В. И. , История Пруссии до 1283 года. — М. : Индрик, 2003. — С. 320. — 364, [67] c. — (Prussia Antiqua. Том 1.). — ISBN 5-85759-231-3
  33. от 20 ноября 2012 на Wayback Machine // Кулаков В. И. , История Пруссии до 1283 года. — М. : Индрик, 2003. — С. 322. — 364, [67] c. — (Prussia Antiqua. Том 1.). — ISBN 5-85759-231-3
  34. Schütz C. , . — Zerbst: Schmid, 1592. — 1164 s. — S. 37
  35. от 19 декабря 2008 на Wayback Machine . // Кулаков В. И. , История Пруссии до 1283 года. — М. : Индрик, 2003. — С. 230. — 364, [67] c. — (Prussia Antiqua. Том 1.). — ISBN 5-85759-231-3
  36. Вроцкий Н. А. (Навроцкий А. А.) от 12 октября 2013 на Wayback Machine . // Крещение Литвы. Историческая драма в пяти действиях. // Русская речь . — 1879. — Кн. IX. — С. 11 ff.
  37. Narbutt T. , от 22 марта 2016 на Wayback Machine . — Wilno: Nakładem i drukiem A. Marcinowskiego, 1835. — S. 249—250
  38. Карновичъ Е. П. . // Очерки и разсказы изъ стариннаго быта Польши. — СПб. : Типографія Ф. С. Сущинскаго, 1873. — С. 100—102
  39. Карновичъ Е. П. . // Очерки и разсказы изъ стариннаго быта Польши. — СПб. : Типографія Ф. С. Сущинскаго, 1873. — С. 102
  40. Врангель К. К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  41. Narbutt T. , от 22 марта 2016 на Wayback Machine . — Wilno: Nakładem i drukiem A. Marcinowskiego, 1835. — S. 438
  42. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine Т. 2. Протарэнесанс і Адраджэнне / С. І. Санько [і інш.] ; Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т філасофіі. — Мн. : Беларуская навука, 2010. — С. 322. — 840 с. — ISBN 978-985-08-1228-5
  43. деревня Анкаим — вероятно замок ( лит. ) в Жемайтии, известный из хроник XIII века как Augken , Aukon , Awkon , Onkajm , Oukaim (см. Aukaimis // Lietuviškoji enciklopedija / Vaclovas Biržiška (red.). — Kaunas: Spaudos Fondas, 1934. — T. II: Atskilelis — Batoras. — P. 155. — XVI p., 1534 sklt.; см. от 5 марта 2016 на Wayback Machine . // Lietuvių enciklopedija / Vyr. red. Vaclovas Biržiška. — Bostonas: Lietuvių Enciklopedijos Leidykla, 1953. — T. 1: A. — P. 419. — 525 p.). Название видимо происходит от лит. auka — «жертва» и лит. kaimas — «деревня».
  44. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine Т. 1. Эпоха Сярэднявечча. / В. Б. Евароўскі [і інш.]; рэд. кал.: В. Б. Евароўскі [і інш.]. — Мн. : Беларуская навука, 2008. — С. 237. — 578 с. — ISBN 978-985-08-0967-4 . — «Захоўваюцца таксама пэўныя звесткі пра пашырэнне юрысдыкцыі пруска-літоўскага першасвятара Крыве-Крывайціса, у тым ліку і на тэрыторыю будучай Беларусі. Паводле сярэднявечнай ананімнай „Царкоўнай гісторыі“, сан гэты быў „некалі вельмі істотны ў справах святых і судовых ва ўсёй зямлі літоўскай: Прусіі, Літве, Жамойці, Куроніі, Зэмгаліі, Лівоніі, Латгаліі і нават у землях крывіцкіх русаў (Kreviczensium Russorum)“ [Narbutt 1835: 438]. У сувязі з гэтым варта згадаць і найпраўдападобнейшую этымалагічную версію паходжання наймення найбольшага протабеларускага племя — крывічоў, звязаную з тытулам балцкіх святароў (літ. krivis, krivė, krivaitis і г. д.). Дзеля гэтага нават, як нядаўнаадзначыў У. М. Тапароў, „крывічы могуць асэнсоўвацца як пэўнага кшталту левіты, племя жрацоў, святароў“ [Топоров 1990:89].»
  45. от 4 марта 2016 на Wayback Machine . // Хроника Быховца. / Под ред. М. Н. Тихомирова. — М. : Наука, 1966. — С. 8. — 157 с. — (Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы)
  46. Ліцкевіч А. от 10 мая 2013 на Wayback Machine // от 29 августа 2014 на Wayback Machine — 26.11.2009

Литература

  • Иванов Вяч. Вс. , Топоров В. Н. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0 .
  • Petri de Dusburg , . — Francofurti: Sumtibus M. Hallervordii; Jenæ: Typis Johannis Nisi, 1679. — [24], 484 [i.e. 486, 31], 456, [45] p.
    • Petri de Dusburg , . — Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1861 (Neudruck, 1965). — XIV, 819 s.
    • Петр из Дусбурга . . — М. : Научно-издательский центр «Ладомир», 1997. — 384 с. — ISBN 5-86218-258-6
  • / Нhrsg. von Ernst Strehlke. // Separabdruck aus dem ersten Bande der Scriptores Rerum Prissicarum. / Herausgegeben von Theodor Hirsch, Max Toeppen und Ernst Strehlke. — Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1861. — IV, 340 s.
  • / Нhrsg. von M. Perlbach, R. Philippi und P. Wagner. Bd. 1-3. — Leipzig 1876—1896. — (Die preussischen Geschichtsschreiber des 16. und 17. Jahrhunderts 1-3))
  • Maciej Stryjkowski , . — Królewcu: u Gerzego Ostenbergera, 1582
    • Maciej Stryjkowski , . — Warszawa: Nakład Gustawa Leona Glücksberga, Księgarza, 1846. — [7], (63), [4], XLVIII, 392, (3) s.
  • Ewaryst Andrzej Kuropatnicki , . — Warszawa: Nakładem i Drukiem Michała Grolla, Księgarza nadwornego J.K.Mci, 1789. — 315 s.
  • Narbutt Teodor , . — Wilno: Nakładem i drukiem A. Marcinowskiego, 1835. — 482 s.

Ссылки

Источник —

Same as Криве