Interested Article - Велняс

Деревянная скульптура «Ведьма и велняс» на холме ведьм, Йодкранте, Литва

Ве́лняс ( вяльняс, ве́линас, велнс , Велс, Виелона лит. velnias, velinas , латыш. velns, vielona, vels ) — в балтийской мифологии противник громовержца Перкунаса , в язычестве был богом загробного мира и покровителем скота , после христианизации населения региона его образ демонизировался и слился с чёртом .

Велняс — самый популярный персонаж литовского фольклора , число его упоминаний превосходит других вместе взятых персонажей из богатой литовской демонологии , в Литве зафиксировано около 400 топонимов связанных с этим именем . Существуют тысячи и десятки тысяч вариантов сказаний о Велнясе .

На основании сопоставления Велняса с латышскими параллелями авторы теории основного мифа реконструируют образ противника громовержца Перкунаса , бога загробного мира и покровителя скота в балтийской мифологии . Его облик демонизировался лишь после христианизации.

На основании подсчёта упоминаний в народных песнях Эльза Кокаре пришла к выводу об относительно позднем вхождении Велняса в семью латышских мифических образов, поэтому гипотеза о нём как о древнем божестве-антагонисте сомнительна .

История исследования и сравнительная мифология

Согласно сообщениям учёных XVI—XVII веков — Я. Ласицкий , Г. Стендер , П. Эйнхорн , — Виелона ( польск. Vielona ) был богом мёртвых, богом душ и богом, связанным со скотом и другими животными . Ему приносили жертвы, чтобы он «пас» души умерших (ср. лит. vėlė «душа», vėlės «тени усопших» ). Велсу были посвящены дни мёртвых и месяц октябрь (ср. Дмитриевская суббота у восточных славян). Связь Велса со скотом очевидна в ритуале литовского дня поминовения умерших Илгес ( лит. ) или лит. — аналоге славянских « дедов » или « родительской субботы », когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне Езагулису ( лит. Ezagulis ) прийти за стол с мёртвыми и принять участие в поминальной трапезе.

В начале 1970-х годов М. Гимбутас написала статьи о Велнясе, указав, что «Велняс, Велс , Виелона, Веленас, Велинас» являются разными огласовками этого персонажа . В 1972—1982 годах Р. О. Якобсон публикует своё исследование о славянском божестве Велесе и его индоевропейских когнатах . В 1974 году Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров публикуют работу «Реконструкция фрагментов мифа о боге грозы и его противнике», формулируя созданную ими теорию «основного мифа» . В ней они рассматривают сходство индоевропейских мифов о громовержцах ( Перун , балтийский Перкунас, индийский Индра и др.) и их противниках (славянский «скотий бог» Велес , балтийский Вел(н)яс, древнеиндийские демоны Вала , Вритра ), а также схожесть имён божеств с однокоренным именем *Uel-(n)- . Об этой теории упоминает и индолог М. Витцель .

В 1980 году выходит работа «Стадо Велняса» Н. Велюса , в которой он рассматривает связь Велняса со скотом и называет его тождественным славянскому Велесу .

В 1987 году Иванов и Топоров в энциклопедии « Мифы народов мира » публикуют две отдельные статьи «Велняс» и «Велс» . Причём в обеих статьях они указывают, что каждый из этих персонажей является божеством скота и противником Перуна. В статье «Велс» они пишут, что она основана на статьях Гимбутас о Велнясе, несмотря на её указание, что это один персонаж , также в эту статью они отделяют элементы относящиеся к дням поминовения усопших, хотя это противоречит другим источникам, и пишут свои размышления о реконструкции их теории «основного мифа».

Семантика корня «vel»

Отмечаются, следующие значения пра-и.е. корня *uel-(n)- в имени божества:

  • «Видеть, предвидеть» , поэтому Велнса связывают провидцами , такими как герм.-сканд. вельва , кельт. Веледа , рус. волх и волхв .
  • «Мёртвый», с этим связаны: дни поминовения умерших Vele или Vielona , персонификация смерти Велю мате , старое название октября Wälla-Mänes (ср. лат. manes — души умерших ) . Во время Wälla-Mänes накрывался стол с угощениями для духов умерших, описание которого имеет схожести с герм.-сканд. Валь халлой ( прагерм. «зал мёртвых» , вероятно тоже однокоренным словом ), и с её хозяином — одноглазым Одином , богом мистики и мёртвых, имеющим некоторые схожести с велнясом .
  • В балтийской топологии корень vel больше всего связан с болотами, торфянниками, ямами, лугами, озёрами, и реками . Некоторые исследователи возводят к литовскому vėlė («души умерших») или velnias («чёрт», «дьявол») названия рек Вильня и Вилия , от которых происходит название города Вильнюс — столицы Великого княжества Литовского и современной Литвы , что свидетельствовало бы о сакральном значении реки у языческого балтского населения археологической культуры восточнолитовских курганов .

Описание

В русском языке велнясу соответствует чёрт . Образ велняса восходит к представлениям о древнем божестве загробного мира и скота Велсе , с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало . Связан с водой , животными, лесом , умершими и загробным миром , обладает мудростью, покровительствует музыке и танцам , строит каменные мосты и водные плотины .

Часто в сказках является как пан и выглядит как немецкий землевладелец . Но иногда имеет другой облик — торчащие из-под шляпы рожки, копыта, покрыт шерстью . Это, сюжет игры на дудке , в сочетании с частым присутствием домашнего скота в сюжетах о велнясе, делает его одним из пасторальных индоевропейских божеств — покровителей домашних животных, таких как Фавн , Пушан , греческий Пан и славянский Велес , с которым он имеет общий корень *vol- *vel- .

В литовских дуалистических преданиях велняс сам творит скот, а бог — человека, птиц; в других вариантах велняс создаёт «нечистый скот» (лошадь, козу), бог — «чистый» . В ряде сюжетов велняс (в позднейших трансформациях мужик, барин, поп, немец) владеет большими стадами . В основном персонаж связан с лошадьми и рогатым скотом , включая коз. О связи велняса со свиньёй почти не упоминается, её чаще связывают с другим родственным ему мифическим существом — ведьмой, хотя есть единичные варианты о превращении велняса в свинью .

Н. Велюс связывал вяльняса с божественным кузнецом lt из литовского дохристианского пантеона . Кузнец в мифах может являться помощником Перкуна -громовержцем или им самим, и у него велнясы крадут оружие . Также есть единичный сюжет повествующий, что некогда кузнецами были только велнясы, а также сюжет об обучении велнясом кузнечному делу в обмен на душу кузнеца .

Велняс похищает у Перкунаса скот, прячется от преследования, оборачиваясь камнем, деревом, змеем, животным, человеком, иногда сам подобно домашним животным имеет рога и копыта. В ответ громовержец поражает Велняса молнией .

В латвийской фольклоре имеется сюжет о сокрытии Велнсом Солнца и Луны, когда «Бог и Велнс ещё жили дружно» .

В латышских сказках и легендах Велняс изображается с коровьим хвостом, козлиными ногами и рогами. Ему часто приписывают огромную силу, но его самый большой недостаток — честность и глупость. Он беспокоит людей, но в результате всегда оказывается в проигрыше, потому что его легко перехитрить. В фольклоре Велняс ассоциируется с влажными местами, а также большими деревьями, камнями, пещерами и пнями .

Также Велняс мог превращаться в ребёнка и вступал в состязания с пастухами, бросая диск. Считалось, что Велняс имел детей от союза с земными женщинами, которые были наделены огромной силой. У них была отметина на животе в виде лука со стрелами. И многие женщины, зная о этих признаках, убивали своих детей .

В мифологических сюжетах посеянное велнясом или по его совету даёт хороший урожай, велняс может призывать дождь, что сближает его с ведийским Варуной.

Аналогии с растениями

Деревья, которые часто встречаются в сюжетах о велнясе, растут в сырых местах: ель, берёза, ольха. Ольха считается красной от того, что велняс её окрасил своей кровью. Ель и берёза указывают на связь с миром мёртвых, так как эти деревья использовались в погребальных и поминальных обрядах. Реже в сюжетах встречаются тополь, липа, сосна. При этом лён, рябина ему противопоставляются. Часто в сюжетах о велнясе встречается и пень дерева, так в одной из сказок велняс похищает деву-лебедь, а его жизнь находится в яйце, «яйцо — в утке, утка — в свинье, свинья — в волке, волк — в пне». Велюс также отмечает связь велняса с корнеплодами, горохом, ячменём, бобами, овсом, гречихой, табаком .

В латвийских пословицах

  • Iedod Velnam mazo pirkstiņu, viņš tev paņems visu roku . «Дай чёрту палец, он и всю руку откусит»
  • Melns kā Velns . «Чёрный как чёрт»
  • Bīstas kā Velns no krusta . «Бежать, как чёрт от ладана» (букв. «Бояться, как чёрт креста»)
  • Velns nav tik melns, kā mālē . «Не так страшен чёрт, как его малюют»
  • Ko vels nezin, to babas zin . «Куда черт не поспеет, туда бабу пошлёт» (букв. «Что чёрт не знает — то баба знает»)

См. также

Примечания

  1. , « … обряд поминовения усопших (лтш. Velu, лит. Velinas), имя бога или демона (лтш. Vielona, Vels, лит. Velnias)» , с. 68.
  2. Витцель М. от 15 апреля 2015 на Wayback Machine (англ.) . 2012. — P. 149 — «Slav. Veles (Lithuanian Velinas, Velnias; Latvian Vels)»
  3. , p. 37.
  4. , p. 87.
  5. , с. 228.
  6. , с. 236.
  7. . . Encyclopaedia Britannica . Дата обращения: 19 августа 2020. 5 марта 2021 года.
  8. . Encyclopaedia Britannica . Дата обращения: 19 августа 2020. 16 апреля 2021 года.
  9. , с. 228–229.
  10. .
  11. , , с. 320.
  12. Кербелите Бронислава , автор сборника, перевод и предисловие.
  13. Kokare E.
  14. , с. 121.
  15. Jakobson R. // Stephen Rudy, Linda R. Waugh Roman Jakobson: Selected Writings. Volume VII: Contributions to Comparative Mythology, 1972-1982. — Walter de Gruyter, 1985. — Vol. VII. — P. 33—48. — ISBN 3110855461 . (англ.)
  16. , с. 50.
  17. , с. 67—69 и др..
  18. , с. 268.
  19. , см. список источников статьи.
  20. , с. 129.
  21. , p. 88.
  22. , p. 89.
  23. Vanagas A. Lietuvių hindronimų etimologinis žodynas. — Vilnius: Mokslas, 1981. — С. 382—384.
  24. Васильев В. Славянские топонимические древности Новгородской земли, М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012 С. — 546—548.
  25. Литовско-русский словарь = Lietuvių—rusų kalbų žodynas. — 2014. : « velnias // Lietuvių—rusų kalbų žodynas . — 2014. »
    Латвийско-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīcu, 2014: velns // Latviešu-krievu vārdnīcu . — 2014.
    Латвийский-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīca, 2013: velns // Latviešu-krievu vārdnīca . — 2013.
    Малый латвийский-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīca, 2014: velns // Maza Latvijas-krievu vārdnīca . — 2014.
  26. Kregždys R. // . — Ljubljana: Словенская академия наук и искусств , 2009. — Т. XII. — С. 294—295. 21 февраля 2015 года.
  27. Дайнюс Разаускас . // . — Ljubljana: Словенская академия наук и искусств , 2009. — Т. XII. — С. 322—323. 21 февраля 2015 года.
  28. , Предисловие Н. Велюса: "Вяльняс (velnias) - литовское мифическое существо, ближайшее соответствие в русском фолькоре - чёрт." , с. 5.
  29. Велюс H. Растения Вяльняса в литовском фольклоре
  30. , Часть «Вяльняс».
  31. , Части «Перкунас и Вяльняс», «Вяльняс».
  32. , с. 266.
  33. , с. 55.
  34. , с. 267.
  35. , с. 265—266.
  36. , с. 261.
  37. , «Таким образом, Телявель, по его мнению /Н. Велюса/, был богом, близким литовскому фольклорному Вяльнясу, имя которого значило 'земляной Вяльняс’ (Velius 1987, 207)», с. 227.
  38. , с. 499.
  39. Индекс сюжета в LTR ( Каталоге-картотеке литовского фольклора , LLTI ): 952(24).
  40. , с. 239—240.
  41. .
  42. // Latviešu folkloru
  43. Leonard Zusne . от 6 октября 2018 на Wayback Machine

Литература

Ссылки

  • (латыш.)
    • Adamovičs L. Senlatviešu reliģija vēlajā dzelzs laikmetā. R., 1937.
    • Drīzule R. Dieva un Velna mitoloģiskie personificējumi latviešu folklorā // Pasaules skatījuma poētiskā atveide folklorā. R., 1988. — 71.lpp.
    • Latviešu galvenie mitoloģiskie tēli folkloras atveidē. R., 1999
    • Mitoloģijas enciklopēdija II. R., 1994.
    • Latviešu buramie vārdi I. R., 1939.
    • Straubergs K. Latviešu buramie vārdi II. R., 1941.
    • Šmits P. Latviešu mītoloģija. R., 1926.
    • Šmits P. Latviešu pasakas un teikas XIII sēj. R., 1937.
Источник —

Same as Велняс