Interested Article - Хофман, Ханс

Картина «Ворота» ( 1959 1960 ), коллекция Музея Соломона Гуггенхайма

Ханс Хофман ( нем. Hans Hofmann ; 21 марта 1880 , Вайсенбург , Бавария 17 февраля 1966 , Нью-Йорк ) — американский художник немецкого происхождения, представитель абстрактного экспрессионизма , также известный в качестве преподавателя искусства.

Его карьера охватывала два поколения и два континента, и считается, что он предшествовал абстрактному экспрессионизму и оказал на него влияние . Он родился и получил образование в окрестностях Мюнхена, был активным участником европейского авангарда начала двадцатого века и привез с собой глубокое понимание и синтез символизма , неоимпрессионизма , фовизма и кубизма , когда эмигрировал в США в 1932 году . Живопись Х. Хофмана характеризуется строгой заботой о живописной структуре и единстве, пространственным иллюзионизмом и использованием смелых цветов для выразительных средств . Влиятельный критик Клемент Гринберг считал первую персональную выставку Х. Хофмана в Нью-Йорке в «Искусстве этого века» Пегги Гуггенхайм в 1944 году (наряду с выставкой Джексона Поллока в конце 1943 года) прорывом в живописи по сравнению с геометрической абстракцией, предвещавшим абстрактный экспрессионизм .

В последующее десятилетие признание Х. Хофмана росло благодаря многочисленным выставкам, в частности, в галерее Кутца, кульминацией которых стали крупные ретроспективы в Музее американского искусства Уитни (1957) и Музее современного искусства (1963), которые прошли по всей территории США , Южной Америки и Европы . Его работы находятся в постоянных коллекциях крупнейших музеев мира, включая Метрополитен-музей , Современная галерея Тейт , Германский национальный музей , Национальную галерею искусства и Чикагский институт искусств .

Ханс Хофман также считается одним из самых влиятельных преподавателей искусства 20-го века. Он основал художественную школу в Мюнхене в 1915 году, которая опиралась на идеи и работы Поля Сезанна , Василия Кандинского и кубистов; некоторые искусствоведы считают, что это была первая современная художественная школа в мире . После переезда в США, он вновь открыл школу в Нью-Йорке и Провинстауне , штат Массачусетс , пока в 1958 году не отошел от преподавания, чтобы заниматься живописью полный рабочий день . Его преподавание оказало значительное влияние на послевоенных американских художников-авангардистов, включая Элен Франкенталер , Нелл Блейн, Ли Краснер , Джоан Митчелл , Луизу Берлявски-Невельсон и Ларри Риверса , среди многих других, а также на теории Гринберга, в которых он делал акцент на средстве, картинной плоскости и единстве произведения . Некоторые из других ключевых постулатов Х. Хофмана включают его пространственные теории «отталкивания/притяжения» , его настойчивое утверждение, что абстрактное искусство берет свое начало в природе, и его веру в духовную ценность искусства .

Ханс Хофман умер от сердечного приступа в Нью-Йорке 17 февраля 1966 года в возрасте 85 лет.

Биография

Ханс Хофман родился в Вайсенбурге , Бавария , 21 марта 1880 года в семье Теодора Фридриха Хофмана (1855–1903) и Франциски Мангер Хофман (1849–1921). В 1886 году его семья переехала в Мюнхен , где его отец устроился на работу в правительство. С юных лет Х. Хофман тяготел к науке и математике. В возрасте шестнадцати лет он последовал за своим отцом на государственную службу, работая в правительстве Баварии в качестве помощника директора департамента общественных работ. Там он расширил свои познания в математике, в итоге разработав и запатентовав такие устройства, как электромагнитный комптометр, радар для морских судов и портативный морозильник для военных нужд. В это время Х. Хофман также заинтересовался творчеством, начав в 1898-1899 годах занятия искусством у немецкого художника Морица Хейманна. В 1898 году начинает учиться живописи в частной художественной школе в Мюнхене.

Между 1900 и 1904 годами Х. Хофман встретил свою будущую жену Марию «Миз» Вольфегг (1885-1963) в Мюнхене, а также познакомился с Филиппом Фрейденбергом, владельцем берлинского элитного универмага Kaufhaus Gerson и заядлым коллекционером произведений искусства. Фрейденберг стал покровителем Х. Хофмана в течение следующего десятилетия, что позволило ему переехать и жить в Париже вместе с Миз . С 1904 по 1914 год , вплоть до начала Первой мировой войны , Х. Хофман живёт в Париже , где посещает художественную Академию де ла Гранд Шомьер , в которой учится также Анри Матисс . Это было время зарождения и развития таких художественных направлений, как фовизм и кубизм , и молодой Хофман находился под сильным их влиянием. В это же время он знакомится в Париже с художниками Робером Делоне и Соней Делоне-Терк , завязывает с ними дружбу . Х. Хофман работал и выставлялся в Париже до начала Первой мировой войны, создавая картины под влиянием кубистов и Поля Сезанна.

Вернувшись в Германию , по состоянию здоровья был признанный негодным к воинской службе из-за заболевания дыхательных путей, Х. Хофман в 1915 году он открывает в Мюнхене художественную школу, в которой среди прочих учится и будущий руководитель отделения искусств Калифорнийского университета в Беркли Уорт Райдер.

По приглашению Райдера в 1930 году Х. Хофман впервые посещает США , а в 1932 году остаётся там навсегда. Х. Хофман и Миз прожили раздельно шесть лет, пока она не получила иммиграционную визу в США в 1939 году . Вначале он преподаёт на курсах Студенческой лиги искусств, а в 1933 году открывает собственную художественную школу. Среди прочих у Хофмана учились такие мастера абстрактного искусства, как , Аллан Капроу и Ли Краснер .

В 1941 году Х. Хофман стал американским гражданином. В это время его работы привлекали все больше внимания и признания критиков, арт-дилеров и музеев.

Ли Краснер в 1942 году познакомила учителя со своим мужем, художником Джексоном Поллоком , помогшим Хофману организовать его первую персональную выставку в 1944 году в галерее Пегги Гуггенхайм . С 1935 года в творчестве художника всё более отчетливо обозначаются абстрактные тенденции.

В 1946 году Х. Хофман выставляется в Мортимер-Бранд-галерее. Художественный критик Роберт Коатс, рецензировавший выставку в журнале «Нью-Йоркер», чтобы описать увиденное, изобретает термин « абстрактный экспрессионизм ». В то же время работы Х. Хофмана отличны от полотен других классиков абстрактного экспрессионизма — Адольфа Готлиба , Барнетта Ньюмена или Марка Ротко , которые Хофман находил «трагичными и вневременными». Х. Хофман же был « гедонист абстрактного экспрессионизма» — как его назвал Ирвинг Сандлер. Любопытно, что «гедонистом» Сандлер называет также А. Матисса , парижского соученика Хофмана.

В 1947 году художник принимает участие — совместно с Теодоросом Стамосом , Эдом Рейнхардтом , Марком Ротко и Клиффордом Стиллом — в групповой выставке «Идеографическая картина» ( The Ideographic Picture ), организованной Б. Ньюменом в галерее Бетти Парсонс .

В 1948 году Х. Хофман публикует свою теоретическую работу — эссе «Поиск реальности в изобразительном искусстве».

В 1958 году, после более чем 40 лет преподавательской деятельности, в том числе в престижных художественных школах Нью-Йорка и Принстона ( Массачусетс ), художник оставляет преподавание и целиком посвящает себя живописи, чтобы сосредоточиться на живописи, что привело к позднему расцвету его творчества (в возрасте семидесяти восьми лет) .

В 1963 году в Музее современного искусства Нью-Йорка состоялась ретроспективная выставка работ Ханса Хофмана. В том же году, Миз Хофманн, его партнер и жена на протяжении более шестидесяти лет, скончалась после операции.

Два года спустя, Х. Хофман женился на Ренате Шмиц, которая оставалась с ним до самой его смерти от сердечного приступа в Нью-Йорке 17 февраля 1966 года, незадолго до его 86-летия .

Работы и выставки

Искусство Х. Хофмана, в целом, отличается строгой заботой о живописной структуре и единстве, развитием пространственной иллюзии через «притяжение и отталкивание» цвета, формы и размещения, а также использованием смелого, часто одного основного цвета для выразительных средств . В первые десятилетия века он писал картины в модернистском, хотя все еще идентифицируемом изобразительном стиле, создавая пейзажи, натюрморты и портреты, в основном под влиянием кубизма и Поля Сезанна с точки зрения формы и Василия Кандинского, Анри Матисса и Винсента Ван Гога с точки зрения цвета .

Х. Хофман начал длительный период, сосредоточенный исключительно на рисовании, где-то в 1920-х годах, вернувшись к живописи в 1935 году . К 1940 году, однако, он начал писать полностью абстрактные работы, такие как «Весна» , небольшая картина маслом на панели «капля». Искусствоведы описывают эту работу и другие, такие как «Ветер» (1942), «Фантазия» (1943) и «Шипение» (1944), с точки зрения их «живописных атак» , резких контрастов, насыщенного цвета и жестикуляционной спонтанности, как «записи интенсивного опыта художника» в отношении красок, цвета и процессов, которые были произвольными, случайными и прямыми, а также намеренными . Данные работы демонстрируют ранние стилистические эксперименты Х. Хофмана с техниками, которые впоследствии будут названы «живописью действия», прославившей Поллока и других к концу десятилетия . Х. Хофман считал, что абстрактное искусство - это способ добраться до важной реальности, однажды заявив, что «способность упрощать означает устранять ненужное, чтобы необходимое могло говорить» .

Работы Х. Хофмана в 1940-х годах поддерживали несколько ключевых фигур, положивших начало новой эре растущего влияния арт-дилеров и галерей, включая Пегги Гуггенхайм , Бетти Парсонс и Сэмюэля М. Кутца. Его первая персональная выставка в Нью-Йорке в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века» в 1944 году получила положительные отзывы в New York Times , ARTnews и Arts Digest . В том же году Х. Хофман был представлен на персональной выставке в Чикагском клубе искусств и на двух ключевых групповых выставках абстрактного и сюрреалистического искусства в США, кураторами которых были Сидни Дженис и Парсонс. Рецензируя выставку Х. Хофмана в 1945 году, Гринберг писал: «Хофман стал силой, с которой нужно считаться как на практике, так и в интерпретации современного искусства» . Не все критики были единодушны в похвалах; например, Роберт Коутс, одним из первых назвавший новые работы «абстрактным экспрессионизмом», в 1946 году в рецензии на работы Х. Хофмана выразил скептическое отношение к стилю живописи «брызги и мазки» В 1947 году Х. Хофман начал ежегодно выставляться в галерее Кутц в Нью-Йорке (и делал это каждый год до 1966 года, за исключением 1948 года, когда галерея временно закрылась), и в течение следующего десятилетия продолжал получать признание .

В более поздний период Х. Хофман часто работал менее жестикуляционно, создавая такие работы, как «Ворота» (1959-60), «Помпеи» (1959) или «To Miz - Pax Vobiscum» (мемориал 1964 года после смерти Миз), которые были слабо посвящены архитектурным объёмам и иногда назывались его «картинами на плитах» . В этих работах он использовал прямоугольники чувственных цветов, которые усиливали форму его последовательного формата станковой живописи и иногда предполагали модульную логику, но при этом ускользали от окончательного понимания через области модульной краски и неправильных форм .

В 1957 году Музей Уитни выставил большую ретроспективу Х. Хофмана, которая в течение следующего года побывала еще в семи музеях США. В своей рецензии на ретроспективу критик Гарольд Розенберг написал: « Ни один американский художник не смог организовать выставку с большим разнообразием, чем Ханс Хофман» . В 1960 году Х. Хофман был выбран представителем США на Венецианской биеннале вместе с Филиппом Густоном , Францем Клайном и Теодором Роззаком .

В 1963 году Музей современного искусства представил полномасштабную ретроспективу, организованную Уильямом Сейцем, с каталогом, включавшим выдержки из работ Х. Хофмана . В течение следующих двух лет выставка побывала в пяти других местах в США, музеях в Буэнос-Айресе и Каракасе , и, наконец, в пяти музеях в Нидерландах , Италии и Германии .

Посмертные ретроспективы работ Х. Хофмана включают выставки в музее Хиршхорна (1976), музее Уитни (1990) и лондонской галерее Тейт Ханс Хофман: поздние картины» , 1988), куратором которой был британский художник Джон Хойланд. Д. Хойланд впервые познакомился с работами Х. Хофмана во время своего первого визита в Нью-Йорк в 1964 году в компании Клемента Гринберга и был сразу впечатлен .

Преподавание

Х. Хофман был известен не только как художник, но и как преподаватель искусства, как в родной Германии, так и позже в США. Его ценность как преподавателя заключалась в последовательности и бескомпромиссной строгости его художественных стандартов и способности преподавать фундаментальные принципы послевоенной абстракции самым разным ученикам . Он основал свою первую школу изобразительного искусства в Мюнхене в 1915 году, опираясь на идеи и работы Поля Сезанна, кубистов и Василия Кандинского. Его практические методы обучения включали постоянное обсуждение теории искусства, сеансы рисования натуры и регулярную критику самого Х. Хофмана, что было редкостью в Академии . К середине 1920-х годов он приобрел репутацию передового преподавателя и привлек международное сообщество студентов, ищущих более авангардного обучения, включая Альфа Байерле, Альфреда Дженсена, Луизу Невельсон , Вольфганга Паалена , Уорта Райдера , и Бистру Винарову . Х. Хофман руководил школой, включая летние сессии, проводимые по всей Германии, а также в Австрии , Хорватии , Италии и Франции , пока не эмигрировал в США в 1932 году.

В США он сначала преподавал летнюю сессию в Калифорнийском университете в Беркли в 1930 году по приглашению бывшего студента Уорта Райдера, который в то время был членом художественного факультета. В следующем году он снова преподавал в Беркли и в Художественном институте Чуинарда в Лос-Анджелесе, после чего снова вернулся в Германию . Переехав в Нью-Йорк, он начал преподавать в Лиге студентов искусств Нью-Йорка в 1933 году. К 1934 году Х. Хофман открыл свои собственные школы в Нью-Йорке и в Провинстауне, штат Массачусетс. У него учились многие известные художники, в том числе Ли Краснер, Хелен Франкенталер, Рэй Имз, Ларри Риверс, Аллан Капроу, Ред Грумс, Нелл Блейн, Ирен Райс Перейра, Джером Камровски, Фриц Бультман, Израэль Левитан, Роберт Де Ниро-старший, Джейн Фрайлихер, Вольф Кан, Марисоль Эскобар, Бургойн Диллер, Джеймс Гахаган, Ричард Станкевич, Линда Линдеберг, Лилиан Орловски, Луиза Маттиасдоттир и Нина Трюггвадоттир . Среди его учеников была и Бейла Стивенсон, многолетний куратор Бруклинского музея . В 1958 году Х. Хофман закрыл свои школы, чтобы посвятить себя исключительно собственному творчеству. В 1963 году Музей современного искусства Нью-Йорка организовал передвижную выставку « Ханс Хофман и его ученики », в которую вошли 58 работ 51 художника .

Несмотря на то, что ему приписывают преподавание ряду наиболее одаренных женщин-художниц того периода - в то время, когда они были еще довольно редки - Х. Хофмана иногда описывают как проявляющего «прямолинейную мужскую шовинистическую позицию» . Ли Краснер , которая оставалась его ученицей, сравнивала некоторые из его критических замечаний с обратной похвалой, которую часто получали художницы (например, «так хорошо, что вы никогда не узнаете, что это сделала женщина!» ). Скульптор Лила Катцен рассказывала, что он говорил ей, что " «только у мужчин есть крылья для искусства» [31].

Писательская деятельность

Влиятельные работы Х. Хофмана о современном искусстве были собраны в книге «Поиск реального и другие эссе» (1948), в которую вошли его рассуждения о пространственных теориях «отталкивания/притяжения», его благоговение перед природой как источником для искусства, его убежденность в том, что искусство имеет духовную ценность, и его философия искусства в целом. В формальном отношении он особенно примечателен как теоретик среды, утверждавший, что «каждое средство выражения имеет свой собственный порядок бытия» , что « цвет - это пластическое средство создания интервалов» , и его понимание рамы картины, представленное в его цитате: «Любая линия, помещенная на холст, уже пятая» . Х. Хофман верил в то, что нужно оставаться верным плоскостности опоры холста, и что для создания глубины и движения в картине художник должен создать то, что он называл «отталкиванием/притяжением» в изображении - контрасты цвета, формы и текстуры.

Х. Хофман был убежден в духовной и социальной ценности искусства. В 1932 году он писал: «Обеспечение руководства со стороны учителей и поддержка развивающихся художников - это национальный долг, страховка духовной солидарности. То, что мы делаем для искусства, мы делаем для себя, для наших детей и будущего» .

Коллекции и продажи картин

Работы Х. Хофмана находятся в постоянных коллекциях многих крупных музеев США и всего мира, в том числе: Художественном музее Калифорнийского университета в Беркли, Метрополитен-музее, Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Музее Уитни, Музее современного искусства (Нью-Йорк), Музее современного искусства Сан-Франциско, Музее изобразительных искусств Бостона, Художественном институте Чикаго, Музее искусств Сиэтла, Музее искусств Балтимора, Музее изобразительных искусств Хьюстона, Музее искусств Кливленда, Музее искусств Филадельфии, Художественной ассоциации и музее Провинстауна, Штадтише Галери им Ленбаххаус (Мюнхен), Музее современного искусства ( Барселона ), Галерее Тейт и Художественной галерее Онтарио ( Торонто ). Х. Хофман также спроектировал общественный проект - красочную фреску, расположенную у входа в Высшую школу графических коммуникационных искусств, расположенную в районе Адской кухни на Манхэттене .

В 2015 году на аукционе Кристис в Нью-Йорке картина Х. Хофмана «Осер» (1960), вдохновленная обширными витражами Катедраля Сент-Этьен во Франции, достигла мирового аукционного рекорда для художника - 6 325 000 долларов .

Поместье Х. Хофмана

Когда Х. Хофман умер 17 февраля 1966 года, его вдова, Рената Хофман, управляла его наследством. После смерти Ренаты в 1992 году газета New York Daily News опубликовала статью под названием «От икры до кошачьего корма» , в которой подробно описывалась «печальная и мучительная история» вдовы Хофмана. В статье утверждалось, что назначенные судом опекуны Ренаты «доили ее имущество более десяти лет» и позволили психически неуравновешенной Ренате жить «со своими кошками и спиртным в заваленном мусором доме на берегу океана». Под угрозой судебного преследования первоначальный душеприказчик имущества Х. Хофмана, Роберт Уоршоу, добился того, что нерадивые опекуны выплатили 8,7 миллиона долларов за «чрезвычайную боль и страдания» .

Согласно завещанию Ренаты Хофман, был официально создан Фонд Ренаты, Ханса и Марии Хофман, главой которого стал Р. Уоршоу. Миссия фонда заключается в «содействии изучению и пониманию необыкновенной жизни и творчества Ханса Хофмана» и достижении этих целей «посредством выставок, публикаций и образовательных мероприятий и программ, посвященных Хансу Хофману» , а также составления каталога картин Х. Хофмана . Представителем авторских прав в США для фонда «Рената, Ханс и Мария Хофман» является Общество прав художников .

Избранные полотна

Литература

  • «Die Welt der Kunst», Gütersloo-Amstelveen, 1997
  • Barbara Hess «Abstrakter Eüpressionismus», Köln 2005.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Hans Hofmann // (англ.)
  4. (англ.)
  5. Deutsche Nationalbibliothek Record #118552678 // (нем.) — 2012—2016.
  6. de la Croix, Horst and Richard G. Tansey. Gardner's Art Through the Ages, 7th Ed. — New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1980. — С. 857-858.
  7. Chipp, Herschel B. . — Berkeley & Los Angeles: University of California Press, 1968. — С. -512.
  8. Seitz, William C. . — New York: Museum of Modern Art, 1963.
  9. Harrison, Charles and Paul Wood. . — Cambridge: Blackwell Publishers,, 1992. — С. . — 192 с.
  10. Greenberg, Clement. After Abstract Expressionism (англ.) // Art International. — 1962. — October ( vol. 6 , no. 8 ).
  11. (амер. англ.) . HANS HOFMANN . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  12. Hofmann, Hans. Search for the Real and Other Essays, eds. S. T. Weeks and B. H. Hayes, Jr. — Cambridge: M.I.T. Press, Addison Gallery of American Art, 1948.
  13. (амер. англ.) . The Guggenheim Museums and Foundation . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  14. Tate. (брит. англ.) . Tate . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  15. . bampfa.org . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  16. . www.hanshofmann.net . Дата обращения: 27 октября 2021. 4 октября 2021 года.
  17. Coates, Robert M. The Art Galleries // New Yorker. — 1946. — 30 марта. — С. 83 .
  18. (англ.) . www.aaa.si.edu . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  19. (амер. англ.) . The Guggenheim Museums and Foundation . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  20. . The Art Story . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  21. Emily Warner. (брит. англ.) . Tate . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  22. . web.archive.org (26 июня 2018). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано из 26 июня 2018 года.
  23. Lambirth, Andrew. John Hoyland: Scatter the Devils. — Unicorn Press, 2009. — С. 74.
  24. . web.archive.org (21 ноября 2008). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано из 21 ноября 2008 года.
  25. . web.archive.org (19 октября 2013). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 19 октября 2013 года.
  26. . web.archive.org (2 декабря 2008). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано из 2 декабря 2008 года.
  27. . web.archive.org (9 июня 2007). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано из 9 июня 2007 года.
  28. N.Y.) Museum of Modern Art (New York. . — New York: Museum of Modern Art, 1963. 27 октября 2021 года.
  29. . www.colorcreateslight.com . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  30. Jules Heller, Nancy G. Heller. . — Routledge, 2013-12-19. — 732 с. — ISBN 978-1-135-63882-5 . 3 августа 2023 года.
  31. . — Spartanburg Art Museum, 2008. — 33 с. 27 октября 2021 года.
  32. (амер. англ.) . Peyton Wright Gallery . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  33. Museum of Modern Art (New York, N.Y.) (7 Февраля 1963). Hans Hofmann and his students . Museum of Modern Art. OCLC 79041676
  34. Tighe, Mary Ann (1979-10-28). . Washington Post . из оригинала 15 апреля 2019 . Дата обращения: 27 октября 2021 .
  35. / Sara T. Weeks and Bartlett H. Hayes, Jr.. — Cambridge: Massachusetts: M.I.T. Press, 1967.
  36. / Sara T. Weeks and Bartlett H. Hayes, Jr.. — Cambridge, Massachusetts: M.I.T. Press, 1967. — С. 58.
  37. . web.archive.org (24 июня 2007). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано из 24 июня 2007 года.
  38. (англ.) . www.christies.com . Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  39. (амер. англ.) . Interesting stories about famous people, biographies, humorous stories, photos and videos. (19 мая 2019). Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  40. . web.archive.org (10 июня 2008). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано из 10 июня 2008 года.
  41. . web.archive.org (31 января 2009). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано из 6 февраля 2015 года.
Источник —

Same as Хофман, Ханс