Interested Article - Лео Таксиль

Лео́ Такси́ль ( фр. Léo Taxil , настоящее имя Мари Жозеф Габриэль Антуан Жоган-Пажес , фр. Marie Joseph Gabriel Antoine Jogand-Pagès ; 21 марта 1854 , Марсель 31 марта 1907 , Со ) — французский писатель , журналист и общественный деятель , известный противник клерикализма , автор неоднократно издававшихся в СССР антирелигиозных произведений . На Западе Таксиль известен прежде всего продолжавшимся 12 лет масштабным «антимасонским» розыгрышем с целью дискредитировать Римско-католическую церковь , жертвами которого стали папа римский и многие французские священники .

Биография

Родился в Марселе в семье торговца скобяными изделиями Шарля Франсуа Мари Жогана. Мать, Жозефина Франсуаза Антуанетта Пажес, также происходила из семьи торговцев. Семья была очень религиозна, среди его двоюродных ближайших родственников были священник и монахиня . Старший брат Таксиля, Морис (1850—1917), стал также журналистом- антиклерикалом и автором популярных романов.

С пятилетнего возраста Габриэль воспитывался в иезуитском монастыре , откуда вынес стойкое отвращение к религии. В возрасте четырнадцати лет он окончательно отошёл от религии и вместе со своим старшим братом попытался бежать в Брюссель, но был задержан жандармерией. По настоянию отца Габриэль стал студентом марсельского лицея Тьера, но был оттуда исключён после того, как возглавил студенческие бунты против администрации .

Некоторое время занимался журналистикой с отчётливым антиклерикальным уклоном, выбрав себе псевдоним «Лео Таксиль». Вскоре стал известен как убеждённый сторонник республиканского строя. В 1879 году предстал перед судом присяжных Сены за «оскорбление религии, признанной государством, и оскорбление общественной морали», но был оправдан.

Антирелигиозные произведения

Обложка книги «Дьявол в XIX веке или тайны спиритизма»

В 1879 году в Париже вышла его книга « Скуфья и скуфейники», которая должна была показать читателям отрицательные стороны папства. В русском издании книга называется «Священный вертеп». Это своеобразная история папства почти за девятнадцать столетий. Целью Таксиля было показать мрачную картину:

…ложь, предательство, убийство, стяжательство, разврат — вот основные деяния тех, кто провозглашал себя наместниками Бога на земле, проповедовал терпение, кротость и смирение.

В 1879—1884 годах написаны также сатирические антирелигиозные памфлеты: «Любовные похождения папы Пия IX», «Сын иезуита», «Семейство Борджиа», «Отравитель Лев XIII и пять миллионов каноников» и другие.

Также среди произведений Лео Таксиля « Забавная Библия » ( фр. La Bible amusante , 1882 ), где Таксиль высмеивает текст Ветхого Завета , кроме того, указывая на неточности в понимании этой книги людьми, и «Забавное Евангелие, или Жизнь Иисуса» ( 1884 ), где предметом пародии выступает Новый Завет .

Книги Таксиля неоднократно переводились в СССР и других социалистических странах в период господства государственного атеизма . Характерный комментарий к советскому изданию «Забавного Евангелия»:

В яркой, остроумной форме автор раскрывает многочисленные противоречия Нового завета, мифичность евангельских легенд о «жизни и деяниях» христианского мессии. У читателя не остаётся сомнений в том, что евангелие не содержит ничего божественного, а представляет собой сборник древних легенд, написанных разными людьми и в разное время.

Мистификация разоблачения масонства

Бафомет на собрании масонской ложи (иллюстрация к книге «Дьявол в XIX веке»)

В 1885 году Лео Таксиль заявил о своём переходе в католицизм , был принят в лоно католической церкви и отрёкся от своих прежних работ, которые он писал для Антиклерикального союза. Это послужило причиной его исключения из союза три месяца спустя. В 1890-х он написал ряд произведений, в которых разоблачается масонство , описываются тайные связи масонов с Сатаной , скрытое процветание сатанизма среди последователей тамплиеров . Самым крупным трудом Таксиля в этот период стала написанная в соавторстве с Карлом Хаксом книга «Дьявол в XIX веке», в которой описывались откровения мисс Дианы Воган, раскаявшейся верховной жрицы масонского тайного общества « Палладиум », члены которого предавались сатанинским ритуалам и вынашивали планы о мировом владычестве. Книга была написана под псевдонимом «доктор Батейль» и имела большой успех. Также им была опубликована книга «Антихрист, или Происхождение франкмасонства». Эти книги были переведены на многие языки .

В 1896 году он стал одним из организаторов антимасонского церковного конгресса в Тренто . Некоторые делегаты этого конгресса выразили сомнение в существовании Дианы Воган и достоверности её книги. В ответ на это Таксиль пообещал представить мисс Воган общественности на заседании в Большом зале Географического общества в Париже 19 апреля 1897 года . В своей речи на этом собрании он заявил, что на протяжении последних двенадцати лет разыгрывал католическую церковь при помощи двух своих друзей, доктора Карла Хакса и профессиональной машинистки Дианы Воган, сыгравшей роль раскаявшейся «палладистки». Впоследствии эту речь целиком перепечатали ведущие французские газеты. Несмотря на собственное разоблачение, многие отказывались верить признаниям Таксиля, и элементы созданной им теории заговора масонов-палладистов используются сторонниками подобных теорий по сей день .

В некоторых советских источниках утверждается, что после признания Таксиля папа Лев XIII отлучил его от церкви и предал анафеме :

Мы, — говорилось в папской булле, — провозглашаем, что отлучаем от церкви и анафематствуем того злодея, который именуется Львом Таксилем, и изгоняем его от дверей святой Божией Церкви… Да будет он проклят всюду, где бы он ни находился: в доме, в поле, на большой дороге, на лестнице, в пустыне и даже на пороге церкви. Да будет он проклят в жизни и в час смерти. Да будет проклят он во всех делах его, когда он пьёт, когда он ест, когда он алкает и жаждет… Да будет проклят он во всех частях своего тела, внутренних и внешних… Да будет он проклят во всех суставах членов его, чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног…

Вступительная статья М. С. Беленького к «Забавной Библии», 1976 г.

Последние годы

После своей скандальной мистификации Лео Таксиль возобновил карьеру антиклерикального автора, переиздав произведения, написанные до своего «обращения», и опубликовал несколько новых книг и журналов. Издал два порнографических романа без антиклерикального подтекста. С 1904 года под именем «Жанна Саварин» он издал ряд практических пособий для домохозяек (кулинария, домашнее хозяйство)..

Он поселился около 1899 года в парижском предместье Со . За несколько месяцев до смерти он тщетно пытался убедить издателей опубликовать его произведения, вёл скромный образ жизни, работая корректором в типографии. Он умер 31 марта 1907 года практически забытым.

Культурное наследие

Писатель в книге « » (1904) вполне серьёзно рассказывает о псевдомасонских обрядах, взятых из работы «доктора Батайля» «Дьявол в XIX веке» в заключительном, четвёртом разделе книги, названном «Демонизм в последние столетия».

Умберто Эко описывает историю создания антимасонских произведений Лео Таксиля в своём романе « Пражское кладбище ».

Русские переводы

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France Taxil, Léo // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. , Таксиль, Лео (подлинное имя — Габриэль Антуан Жоган-Пажес, 1854-1907) — французский писатель и общественный деятель, антиклерикал. <...>В дальнейшем он продолжал публикацию антирелигиозных трудов, среди которых заслуживают особого внимания Забавная Библия (рус. пер., 1962); Забавное Евангелие (рус. пер., 1963); Священный вертеп (рус. пер, 1965), с. 434.
  3. , В 1897 году Таксиль выступил с саморазоблачением, объявив, что 12 лет занимался мистификацией с целью дискредитации церкви., с. 434.
  4. , «Les Jogand et les Pagès».
  5. Rossi. Léo Taxil (1854-1907) : Du journalisme anticlérical à la mystification transcendante. — Le Fioupélan. — ISBN 978-2-916819-33-4 .
  6. , Таксиль, Лео (подлинное имя — Габриэль Антуан Жоган-Пажес, 1854-1907) — французский писатель и общественный деятель, антиклерикал. <...> В дальнейшем он продолжал публикацию антирелигиозных трудов, среди которых заслуживают особого внимания Забавная Библия (рус. пер., 1962); Забавное Евангелие (рус. пер., 1963); Священный вертеп (рус. пер, 1965), с. 434.
  7. , В 1895 году Таксиль заявил, что раскаялся в своей прежней антицерковной и антирелигиозной деятельности и готов служить церкви на поприще разоблачения масонства как „синагоги сатаны“. Он выпустил несколько книг о чудовищных преступлениях, якобы совершаемых масонами в союзе с дьяволом. „Разоблачения“ были с восторгом встречены церковью, с. 434.
  8. Waite A. E. . — London: George Redway, 1896. — 325 p. (англ.)
  9. .
  10. Шахнович М. И. . — Наука , 1965. — С. 37. — 205 с.
  11. Беленький М. С. Таксиль, Лео // Забавная Библия . — 3-е. — М. : Политиздат , 1976. — С. 7. — 431 с. — ( Библиотека атеистической литературы ).
  12. Орлов М. А. / закл. статья «Инфернальные связи» И. Е. Парнова . — М. : АСТ, Terra Fantastica, 2000.

Литература

Источник —

Same as Лео Таксиль