Interested Article - Эллер, Хейно Янович

Хе́йно Я́нович Э́ллер ( эст. Heino Eller ; 7 марта 1887 , Дерпт , Лифляндская губерния 16 июня 1970 , Таллин ) — эстонский , советский композитор , скрипач , педагог . Народный артист СССР ( 1967 ). Один из основоположников современной композиторской школы Эстонии.

Биография

Родился 23 февраля ( 7 марта ) 1887 года в Дерпте (ныне Тарту , Эстония ).

В 1907 году окончил .

В детстве учился игре на скрипке и частным образом изучал теорию музыки. В 1907 1908 годах обучался по классу скрипки, в 1913 1915 и 1919 1920 — по классу композиции и теории музыки в Петроградской консерватории у В. П. Калафати . В 1908 1912 годах учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета .

В 1910—1920 годах — скрипач в оркестрах драматических театров (в 1919—1920 — в оркестре Петроградского Большого драматического театра ). Параллельно, с 1917 по 1920 год — преподаватель класса скрипки в музыкальной школе.

В 1920 1940 годах — преподаватель теории музыки и композиции и заведующий отделением теории композиции в , с 1940 и до конца жизни — в Таллинской консерватории (ныне Эстонская академия музыки и театра ) (с 1940 — профессор).

В 1940 году — председатель организационного комитета, с 1944 по 1953 — член правления Союза композиторов Эстонской ССР, последние годы — член правления Музыкального фонда Эстонской ССР.

Умер 16 июня 1970 года в Таллине . Похоронен на Лесном кладбище .

Семья

  • Жена — Анна Кремер (1886—1942), пианистка (по национальности еврейка , погибла в немецком концентрационном лагере ).
  • Жена — Эллу Эллер (Meriva) (1908—1997), ученица Анны Кремер в Высшей музыкальной школе Тарту
  • Брат — (1891—1971), скульптор.

Звания и награды

Творчество

Сочинения, по большей части инструментальные, сочетают в себе характеристические черты музыки начала XX века, классическую форму и элементы эстонской народной музыки. Стиль композитора приближается к импрессионизму .

Ранние работы, отмеченные влиянием Э. Грига , К. Дебюсси и А. Скрябина , знаменуют собой начало нового периода в эстонской музыке. Композитор добавляет к доминировавшему в то время национальному романтизму импрессионистические звучания, которые заметны уже в симфонических поэмах «Рассвет» ( 1920 ) и «Ночные зовы» ( 1921 ), а чуть позднее — обращается к экспрессионистской манере письма (симфоническая поэма «Призраки», 1924 ).

Средний период творчества отмечен утончённым лиризмом и в то же время появлением крупных эпико-драматических сочинений, таких как Первая симфония. В 1940-х — начале 1950-х годов начал использовать в сочинениях мотивы эстонской народной музыки, характерный пример — Тринадцать пьес для фортепиано ( 1941 ).

Наконец, в поздний период, в поисках средств более глубокой выразительности, успешно синтезирует черты различных стилей, в том числе и из собственных ранних работ.

Один из крупнейших представителей эстонской музыкальной культуры XX века, имеющий огромное значение не только как композитор, но и как педагог: среди его учеников — Э. Тубин , А. Пярт , В. Капп , А. Ойт и многие другие известные впоследствии эстонские композиторы.

Основные сочинения

Оркестровые произведения

Симфонии
  • Симфония № 1 ( 1936 )
  • Симфония № 2 ( 1947 )
  • Симфония № 3 ( 1961 )
Симфонические поэмы
  • «Эпизод из революционного времени» (1917, 2 ред. 1969)
  • «Сумерки» ( Videvik ; 1917 )
  • «Рассвет» ( Koit ; 1920 )
  • «Ночные зовы» ( Ööhüüded , 1921 )
  • «Призраки» ( 1924 , вторая редакция 1932 )
  • «В тени и на солнце» ( Varjus ja päikesepaistel , 1926 )
  • «Полёт орла» ( Kotkalend , 1949 )
  • «Поющие поля» ( Laulvad põllud , 1951 )
Прочие сочинения
  • Симфоническое скерцо (1921)
  • Симфоническая легенда (1923)
  • Симфоническая бурлеска ( 1927 )
  • Nenia для струнного оркестра (1928)
  • Элегия для арфы и струнных ( 1931 )
  • Концерт для скрипки с оркестром (1933; 2-я ред. 1964)
  • Три сюиты (1914 — Белые ночи, 1939; 1944),
  • Музыка для струнных ( 1942 )
  • Танцевальная сюита ( 1942 )
  • Интродукция и фугато (1942)
  • Лирическая сюита (1945)
  • Торжественная увертюра (1946)
  • Увертюра для духового оркестра (1948)
  • Пять пьес для струнного оркестра (1953)
  • Фантазия для скрипки и малого оркестра (1964)
  • Симфониетта для струнных ( 1967 )
  • Музыка для струнных (1967)

Камерные произведения

Ансамбли
  • Пять струнных квартетов (1925, 1930, 1945, 1953, 1959)
  • Четыре миниатюры для квартета (1954)
  • Две сонаты для скрипки и фортепиано (1922, 1946)
  • «Сосны» (Männid, 1929)
  • Баллада (1938)
  • Восемь пьес для виолончели и фортепиано

Сочинения для фортепиано

  • Два цикла вариаций (1912, 1939)
  • Четыре сонаты (1920, 1937, 1944, 1957)
  • Две сонатины (1946, 1950)
  • Тринадцать пьес на эстонские мотивы ( 1941 )
  • Баллада (1955)
  • Десять лирических пьес (1960)
  • Двенадцать багателей (1963)
  • Фортепианная музыка в народном ладе (1965)
  • 29 прелюдий, 6 этюдов, 8 вальсов

Другие сочинения

  • Две пьесы для скрипичного соло (1931 — «Фантазия», 1940 — «На просторе»)
  • Три пьесы для флейты (1951)
  • Около тридцати других сочинений для скрипки
  • Пьесы для виолончели, гобоя, контрабаса и др. инструментов
  • Хоры, романсы, обработки народных песен
  • Более 100 других сочинений

Память

Почтовая марка СССР , 1987 год

Библиография

  • Реммел Р., Хумал М. Хейно Эллер. Жизнь и творчество. — Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1988.

Примечания

  1. Heino Eller // (швед.) — 1999.
  2. Heino Eller // (фр.)
  3. Эллер Хейно Янович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. . Дата обращения: 7 ноября 2011. 4 ноября 2009 года.
  5. Sajandi sada Eesti suurkuju / Koostanud Tiit Kändler. — Tallinn: Eesti Entsüklopeediakirjastus, 2002. — 216 lk. ISBN 998570102X .

Ссылки

Источник —

Same as Эллер, Хейно Янович