Interested Article - Скрипка

Скри́пка смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, настроенными по квинтам : G м D 1 A 1 E 2 . Самая высокая регистровая разновидность скрипичного семейства, ниже которой располагаются альт , виолончель и контрабас .

Вместе с фортепиано скрипка является главным инструментом академической ( классической ) музыки. С середины XVIII века она составляет основу симфонического оркестра и струнного квартета . Как народный инструмент продолжает бытовать среди поляков, белорусов (см. троисти музыки ), евреев (см. клезмер ), северо-западных русских, чехов, латышей, шведов, норвежцев, эстонцев, венгров, румын, молдаван, цыган (см. тараф ) и других народов. В США применяется в музыке кантри , в Индии — в классической музыке традиции карнатака .

История

Г. Феррари. Мадонна апельсиновых деревьев, фрагмент

Скрипка стала результатом дальнейшего развития таких инструментов как фидель (виела), лира да браччо и ребек . Исследования 1970-х годов показали историческую связь скрипки с народными струнно-смычковыми музыкальными инструментами славян, в том числе южных и западных. Уже в XIV веке народные музыканты в Польше , западных регионах Украины и Белоруссии использовали трёхструнные смычковые инструменты с настройкой по квинтам без ладов на грифе , тогда как в Западной Европе в этот период в основном использовались инструменты с большим количеством струн, ладами на грифе и настройкой по терциям и квартам . К концу 1400-х годов в польской народной музыкальной культуре уже сформировался так называемый предклассический тип скрипки. В 1500-е годы упоминания о польских скрипках встречаются у немецкого музыкального теоретика М. Агриколы , а позже у М. Преториуса .

Наиболее ранние изображения скрипок близкой к классической формы встречаются в скульптурных композициях начала XVI века также в Польше ( Гданьск , Краков ), одно из самых ранних изображений скрипки (трёхструнной, по форме далёкой от классической) в итальянской живописи — картина Гауденцио Феррари «Мадонна апельсиновых деревьев» (1529) . Австрийская музыкальная энциклопедия пишет о существовании таких скрипок переходной формы — с тремя струнами (Соль, Ре и Ля) и грифом без ладов, как у ребека, и формой, фигурными прорезями и вытянутой шейкой, как у лиры да браччо, — около 1520 года в районе Милана . Четвёртая струна, по-видимому, появилась на итальянской скрипке ближе к 1550 году , однако даже в ранних скрипичных сонатах Бьяджо Марини (начало XVII века) мелодия в основном написана для трёх струн, а четвёртая, басовая, используется только изредка . С другой стороны, в начале 1700-х годов некоторое время существовали пятиструнные скрипки .

Первые школы скрипичных мастеров появились на севере Италии. Мастера экспериментировали с формой и размерами инструмента, и номенклатура второй половины XVI века запутана и непоследовательна: так, в произведениях Дж. Габриели термин «violini» относится к инструментам, близким к современному альту , а опубликованный в 1592 году трактат Людовико Цаккони «Музыкальная практика» включает в это понятие и альты, и скрипки с более высоким строем . В 1560—1621 годах своего расцвета достигает брешианская школа Гаспаро Бертолотти и его ученика Дж. П. Маджини . В Кремоне основывается школа Андреа Амати (1505—1577), мастерами которой, А. Страдивари (1644—1737) и Дж. Гварнери (1698—1744), конструкция и звучание скрипки доводится до совершенства . Современную форму скрипке придал Амати, а оптимальная длина корпуса скрипки в 35,5 см была установлена экспериментальным путём Антонио Страдивари . Ко второй половине XVIII века у скрипок уменьшилась выпуклость обеих дек, стала более длинной шейка, была усилена пружина, увеличена высота подставки, которая также стала тоньше. Эти изменения привели к изменению диапазона , тембр стал более насыщенным и ярким по сравнению с интимным звучанием более старых образцов . Известные представители других школ: австрийско-немецкой — Я. Штайнер (1617—1683), Клотц ; французской — Ж. Б. Вильом (1798—1875); российской — И. А. Батов (1767—1841), А. И. Леман (1859—1913) :7 , Т. Ф. Подгорный (1873—1958), Е. Ф. Витачек (1880—1946) .

Смычок современного типа разработан в 1775—1780-х годах французским мастером Ф. Туртом . Сурдина для скрипки введена в употребление не позднее 1636 года, когда её упоминает М. Мерсенн , а к 1678 году уже широко использовалась скрипачами в Венской придворной опере . Подбородник изобретён в 1820-е годы немецким скрипачом Л. Шпором , а в 1834 году в П. Байо в своей книге «Искусство скрипки» впервые упомянул использование мостика для лучшего размещения инструмента на плече . Массовое ремесленное, а затем фабричное производство скрипок началось в конце XVIII века, что привело к постепенному исчезновению школ скрипичных мастеров .

Самые ранние ноты музыки, предназначенной для скрипичного исполнения, относятся к началу XVII века, хотя возможно, что скрипка до этого использовалась для замещения певческого голоса в некоторых произведениях. В начале 1600-х годов популяризатором нового инструмента стал музыкальный теоретик и композитор Агостино Агаццари , подчёркивавший его универсальные возможности . В начале XVII века скрипка вошла в состав оркестра, где одним из первых её стал использовать К. Монтеверди для исполнения оперы Орфей (1607). Первые сольные произведения — сонаты с бассо континуо — написаны также в начале 1600-х годов Б. Марини, М. Учеллини , Дж. Легренци , Дж. Б. Витали . Первые произведения концертного стиля созданы А. Яжембским (1627) и Дж. Торелли , сочинения с признаками кончерто гроссо А. Страделлой (1676), А. Корелли (1680). К середине XVIII века скрипки стали основой симфонического оркестра классического состава и струнного квартета . Ансамбли скрипачей возникли ещё до этого момента — уже при дворе короля Людовика XIII существовал «ансамбль 24 скрипок», сопровождавший своей музыкой придворные балеты и застолья .

В XVII—XVIII веках формируются скрипичные композиторские школы: итальянская ( А. Вивальди , Ф. Джеминиани , П. Локателли , Д. Тартини , Г. Пуньяни ), французская ( Ж.Б. Люлли , Ж.М. Леклер , П. Гавинье , Д.Б. Виотти ), польская (А. Яжембский, Ф. Дурановский, Ф. Яневич ), чешская ( Ф. Бенда , Я. Стамиц , П. Враницкий , А. Враницкий ), немецкая (И. Вальтер, И. Вестхоф ), австрийская ( Г. Бибер , К. Диттерсдорф ), русская ( И.Е. Хандошкин ). Лучшие образцы скрипичной музыки XVIII века написаны И.С. Бахом , А. Вивальди, Д. Тартини, Г. Генделем , Й. Гайдном , В.А. Моцартом .

Во 2-й половине XVIII века скрипка из Европы проникла в музыкальную культуру других стран, в особенности уже создавших собственные смычковые инструменты. В частности, в Индии скрипка стала важной частью классической карнатической музыки . Ещё одним регионом, в музыкальной культуре которого прижилась скрипка, стал Ближний Восток . Она также по-прежнему остаётся частью народной музыкальной традиции в Восточной и Северной Европе, а также еврейской и цыганской музыки .

Конструкция

Резонаторный корпус в форме восьмёрки состоит из двух выпуклых дек и узкой рамки между ними, состоящей из шести обечаек , 4 уголков и 2 клёцев. Верхняя дека традиционно изготавливается из широкослойной, или резонансной, ели , нижняя — из клёна белого, или явора .

Деки состоят из верхнего овала, узкой средней части, образуемой двумя эсами (вырезами в форме буквы С , облегчающими ведение смычка ), и нижнего овала. В верхней деке, приблизительно в её центре, сделаны резонаторные отверстия (эфы) в форме латинской буквы f . На верхнюю деку опирается подставка для струн. Изнутри дека укреплена пружиной, фигурным бруском, проходящим вдоль деки в районе левой ножки подставки. Между деками, чуть позади правой ножки подставки :221 (см. фото) , враспор установлена душка (палочка), передающая колебания от верхней деки к нижней и усиливающая прочность корпуса. На изготовление пружины и душки также идёт древесина резонансной ели . Для украшения скрипки и предотвращения раскалывания её краёв деки обрамлены усом — двумя прожилками тёмного цвета :21-23 .

Гриф состоит из накладки без ладков, головки, вклеенной в корпус шейки и пятки. Накладка грифа служит местом прижатия струн. Располагающийся в конце накладки верхний порожек , вместе с подставкой, ограничивает рабочую длину струн ( мензуру ). Головка состоит из декоративного завитка и колковой коробки с колками , необходимыми для удерживания струн в натянутом состоянии и их настройки. Шейка является опорой для левой руки музыканта. Пятка грифа соединена с верхним клёцем корпуса :21-23 . Гриф и колки обычно изготовляются из чёрного дерева .

В нижний клёц вставлена пуговица (короткий стержень со шляпкой), с которой посредством петли соединён струнодержатель (подгрифок). Петля перегибается через нижний порожек, укреплённый край верхней деки. Струны тянутся от струнодержателя и опираются на подставку, далее проходят над поверхностью грифа, через верхний порожек и наматываются на колки :21-23 . Подгрифок и пуговица также обычно выполняются из чёрного дерева (в современных скрипках может использоваться пластмасса) . Вехняя грань подставки подточена таким образом, чтобы высота между струнами и концом грифа постепенно увеличивалась от тонкой струны к толстой и составляла для полноразмерной скрипки 3,0, 3,8, 4,8, 5,0 мм :220 .

Дополнительные принадлежности :23-25 :

  • Мостик — служит для удобного расположения скрипки на плече.
  • Подбородник — для удобства удерживания скрипки подбородком.
  • Машинка — устройство для точной настройки натяжения струн, устанавливаемое в отверстие струнодержателя. Особенно необходимо для самой тонкой струны Ми .
  • Сурдина — грузик, надеваемый на подставку для уменьшения громкости или изменения тембра звучания.

Наружные поверхности скрипки загрунтованы и покрыты лаком . При помощи лака на задней деке и обечайке фабричных скрипок массового изготовления может создаваться волнистый рисунок, имитирующий естественный рисунок клёна-явора, применяющегося для более дорогих скрипок индивидуального изготовления (мастеровых) :116-120 .

На скрипке играют смычком , состоящим из деревянной основы (трости) и пучка длинных жёстких волос с хвоста лошади :145 . Перед игрой во́лос натягивается (при помощи винта на колодке смычка) и натирается канифолью (для увеличения трения со струной).

Струны

Скрипка — самый маленький по размеру и самый высокий по тесситуре инструмент в скрипичном семействе. Её диапазон превышает четыре октавы. Настройка четырёх струн квинтовая :

Струна Ля настраивается по камертону Ля или фортепиано . Остальные струны настраиваются на слух по чистым квинтам: струны Ми и Ре от струны Ля , струна Соль от струны Ре . Перед настройкой проверяется местоположение подставки, она должна находиться на линии между вершинами внутренних зарубок на эфах (см. фото) :124 .

Игра на классической скрипке
Игра на барочной скрипке без подбородника, мостика и машинок, с жильными струнами

Изначально на скрипках применялись жильные струны без обмотки, сделанные из кишок овец и других видов домашнего скота. Затем струну Соль стали делать из более тонкой жильной основы (сердечника) и проволочной навивки, что увеличило её гибкость, отзывчивость на прикосновения смычка, удобство игры и тембральную окраску. Такие струны продолжают использоваться в аутентичном исполнительстве . Современный стандартный набор струн состоит из 1-й стальной струны без обмотки, 2-й, 3-й и 4-й струн со стальным сердечником и плоской обмоткой из алюминия, нейзильбера , серебра и других металлов. Сердечник особых видов струн изготавливается из плетёного металлического тросика или пучка синтетических волокон :153-155,169 .

Размеры

Кроме скрипки стандартного размера существуют уменьшенные её версии, предназначенные для детей. Редко встречающийся размер 7/8 может использоваться и взрослыми с недостаточной для полной скрипки длиной рук. Скрипка такого размера изготавливается у мастера на заказ.

Размер
скрипки :21
Общая
длина, см
Длина
деки
Ширина Мензура Длина
смычка :29
4 / 4 60,0 35,5 20,7 33,0 74,0
7 / 8 58,1 34,5
3 / 4 56,5 33,5 19,5 31,1 66,5
1 / 2 53,5 31,5 18,4 29,3 61,5
1 / 4 47,5 28,0 16,3 26,0 56,5
1 / 8 44,5 25,5 14,9 23,6 51,5

Приёмы игры

Различные способы ведения смычка по струнам называются штрихами , основные из них :21 :

  • Деташе — каждая нота извлекается отдельным движением смычка с последующим изменением его направления.
  • Легато — последовательность нот исполняется одним движением смычка с одновременной работой левой руки или перемещением смычка на соседние струны.
  • Стаккато — ноты исполняются отрывисто, с резкой атакой и остановкой смычка на струне.
  • Спиккато — стакатто с подпрыгиванием смычка после каждой ноты.
  • Тремоло — быстрое многократное повторение одной ноты короткими чередующимися движениями.

Дополнительно применяется защипывание струн пальцами ( пиццикато ). Этот способ звукоизвлечения приобрёл особенную популярность в XX веке, наряду с такими приёмами игры как суль понтичелло (с итал. «на мостике», ведение смычком по струнам над подставкой), суль тасто (с итал. «над грифом») и коль леньо (с итал. «древком смычка») . Безладовый гриф даёт возможность в полной мере использовать такое мощное средство музыкальной выразительности как вибрато .

См. также

Примечания

  1. // Большая российская энциклопедия. Том 12. — М. , 2008. — С. 755.
  2. .
  3. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 19 ноября 2021.
  4. Dagmar Glüxam. . Oesterreichisches Musiklexikon online . Дата обращения: 20 ноября 2021. 3 января 2022 года.
  5. Mario Corti, Francesco Vatielli . (итал.) . treccani.it . Итальянская энциклопедия / Институт Итальянской энциклопедии .
  6. Модр А. Скрипка // Музыкальные инструменты = Modr A. Hudební nástroje / Перевод с чешского Л.А. Александровой с третьего издания 1954 года. — М. : МузГИз, 1959. — С. 17—18.
  7. Чулаки М.И. Струнные смычковые инструменты. Общие сведения. Скрипка // Инструменты симфонического оркестра. — М. : Музыка, 1972. — С. 7—32.
  8. .
  9. // Музыкальная энциклопедия. Том 5. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Стб. 652—653.
  10. // Музыкальная энциклопедия. Том 6. — М. : Советская энциклопедия, 1982. — Стб. 404—405.
  11. Горлов А.М., Леонов А.М. Производство и ремонт смычковых музыкальных инструментов. — М. : Лёгкая индустрия, 1975. — 232 с.
  12. Столпянский П.М. . — Л. : Мысль, 1926. — С. 162.
  13. Можен Ж., Мень В. Скрипка, альт, виолончель, контрабас и гитара. Смычки, канифоль и струны (1891) // История построения струнно-смычковых инструментов в России. Сборник. Том 1 / Сост. М. Горонок. — СПб. , 2006. — С. 360. — 686 с.
  14. // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. — М. , 2020.
  15. // Каталог музыкальных инструментов / Министерство местной промышленности РСФСР. — М. : Главместпромсбыт, 1949. — С. 19.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 30. — М. , 2015. — С. 375—376.
  • // Музыкальная энциклопедия. Том 5. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Стб. 61—66.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Скрипка // Современный оркестр. Том 1. — М. : МузГИз, 1953. — С. 31—86.
Источник —

Same as Скрипка