Interested Article - Гибридные существа

Сфинкс в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Ок. 2575—2465 годы до н. э.

Гибридные /диморфные/полиморфные существа персонажи мифов, сказок, легенд , сочетающие в своём облике черты различных существ; в случае сочетания антропоморфных и зооморфных черт называются полулю́ди . Известны практически во всех древних и традиционных культурах . В полиморфных образах человеческая фантазия объединяла важнейшие черты исходных животных , создавая множество вымышленных существ различной степени популярности . Местом обитания таких существ часто указывались малодоступные местности на границе цивилизации — пустыни, вершины гор, леса, моря и т. п., а также дальние страны, с жителями которых у данного народа практически не было контактов .

В мифологии

Грифон . Мозаичный пол второй половины IV века до н. э.

Изображения полулюдей-полуживотных часто встречается в культуре первобытных народов .

В Месопотамии было создано множество полиморфных животных. Для их создания часто использовали голову и когти льва , головы или хвосты ядовитых змей , различные атрибуты хищных птиц . В месопотамской мифологии известны гибриды львов с хищными птицами, другими животными и человеком: «вавилонские драконы» Сируши или Мухшуши , крылатые быки с человеческими головами , охранители врат шеду (ламмассу), изображавшийся как крылатый лев бог войны Нинурта . Имеются в Двуречье и изображения кентавров , причём крылатых. Существовало разделение терминов для полиморфных существ на ходящих на двух и на четырёх ногах .

В Древнем Египте возникли образы льва с человеческой (иногда соколиной или бараньей ) головой — сфинкса ; совмещающей черты крокодила , льва и гиппопотама богини (чудовища) Амат . Как гибриды животных и людей часто представлялись египетские боги : Тот с головой ибиса , Хатхор с головой коровы , Хнум и Херишеф с головами баранов, Собек с головой крокодила, Анубис с головой шакала , Хор с головой сокола или ястреба . Фараоны также изображались как животные (сокол, змея, лев) с человеческой головой .

В древнегреческой мифологии было обилие гибридов людей и животных: люди- кони кентавры ; человек с головой быка Минотавр ; козлоподобные существа сатиры и силены ; змееподобные гиганты , Тифон и Ехидна , змееволосые горгоны ; собакоголовые люди ; грифоны с туловищем льва, головой хищной птицы (иногда головой льва), орлиными крыльями и когтями, часто с рогами ; ставшие у греков крылатыми сфинксы; гибриды льва, человека и скорпиона — мантикоры ; химеры с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; полуптицы-полуженщины или полурыбы-полуженщины сирены ; крылатый конь пегас . Для греческой мифологии характерно, что чем больше в смешанном существе человеческого, тем лучше оно относится к людям . Многие греческие образы перешли в римскую мифологию , а в дальнейшем стали известны по всей Европе .

В западносемитской мифологии имелись следующие полиморфные существа: крылатые мужские и женские антропоморфные существа, человекоподобные существа с головами ястребов и баранов, сфинксы, грифоны, гибриды на основе льва, рогатые существа .

В индийской мифологии есть бог с головой слона Ганеша .

В Средние века образы крылатых хищников были распространёны на Среднем Востоке , на Кавказе , в Византии , на Руси , на Балканах , в Западной Европе Сенмурв , Симург , Симаргл , птица . Иногда этот образ дополнялся и рыбьим хвостом, объединяя таким образом три стихии .

Гибриды человека и разных видов животных часто использовались в Средневековье для изображения демонов : это были гибриды с собакой , вепрем , козлом , тельцом , обезьяной , волком , котом , медведем , вороном , коршуном , нетопырем и другими животными .

В фольклоре африканеров известно чудовище ( африк. и нидерл. Grootslang — «большой змей»), один из вариантов описания которого представляет его как гибрид слона и гигантской змеи .

В славянской мифологии

Русская икона святого Христофора . XVIII век.

У поляков существовали мифологические представления о лягушке с человеческим телом, о крылатой жабе и о , у болгар — о кулике кроншнепе с телом младенца и о крылатом олене, у русских — о змее аспиде с клювом и хоботами, у сербов — о гибридах змеи и птиц, особенно петуха. В славянском фольклоре также упоминаются птица-дева, полукони-полурыбы, жар-птица , лев с человеческим лицом, павлин с головой лошади и т. д.

Полулюди в славянской мифологии сближаются с демонологическими персонажами. Представления о них пришли к славянам из античных и средневековых книг: сочинений Плиния и Геродота , « Александрии », « Луцидариуса », « Сказания об Индийском царстве », хроник и хронографов ), в которых описываются гибриды с собаками, птицами, рыбами, лошадями, свиньями, люди со звериными ногами, рогами и т. п.

Был распространён образ мохнатых, не говорящих по-человечески, зачастую с отсутствующей одной рукой, ногой или с одним глазом, людоедов ( диких людей ): укр. сироїди , довгомуд / довгомудик , белор. дзикие людзи / дзики наруод , польск. ludzi niedowiarki , рус. оплетай , альбины .

Под влиянием древнегреческих сирен и средневековой Мелюзины возникли различные морские люди, гибриды человека с рыбами, топящие корабли. Чаще полурыбы были женского пола , мужские образы редки. Это украинские и белорусские морські люди , морскі панни , мелюзини , сирени , сарени ; лужицкие morsky panny или wodny jungfry . В Галиции считали, что полурыбами становятся девушки, умершие в статусе невесты — люзони . Известны также белорусские вадзяныя каралеўны , марскія людзі , словен. morske deklice , восточнославянские фараонки (возникшие из египтян, утонувших во время погони за евреями по дну Красного моря ) .

У всех славян есть легенды о собакоголовых людях : таким изображали святого Христофора , орды Гога и Магога , украинских и хорватских одноглазых людоедов, в Закарпатье так представляли полчища татар. Также песьеглавцами могли изображаться украинские Змій , сироїд(-иха) , Біда , Смерть . В Хорватии считали, что в собакоголовых превращаются грешники, в Словении так представляли одноглазого людоеда, в Истрии — одноглазого великана, в Родопах караконджулов , в Черногории , Боснии и Хорватии — одноглазых демонов, пожирающих мёртвых и живых людей. Южные славяне также изображали собакоголовым Аттилу .

См. также

Примечания

  1. Гибриды в мифологии // Гибридные формы в славянских культурах / Институт славяноведения РАН . — М., 2014. — 464 с. ISBN 978-5-7576-0326-1
  2. Ремпель Л. И. Диморфные существа; Полиморфные существа // Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. — Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1987. — 192 с. — 3000 экз
  3. Чекрыжова О. И. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Историко-культурное наследие Северной Азии: итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий. — Барнаул, 2001. — С. 454—456
  4. Белова О. В. Полулюди // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 156—159. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  5. Posthumus L. от 28 августа 2016 на Wayback Machine — Stellenbosch: (англ.) , 2011. (англ.)
  6. Pires B. Anatomy and grafts — From Ancient Myths, to Modern Reality от 8 марта 2016 на Wayback Machine / Pires M. A., Casal D., Arrobas da Silva F., Ritto I C., Furtado I A., Pais D., Goyri ONeill J E. / Nova Medical School, Universidade Nova de Lisboa, Portuguese Anatomical Society, (AAP/SAP), Portugal. (англ.)
  7. Frey-Anthes H. . (нем.) . (нем.) (август 2007). Дата обращения: 28 декабря 2015. (нем.)
  8. Ковригина И. В. от 17 августа 2016 на Wayback Machine // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского . — 2013. — №. 3-1. — С. 279—285. ISSN 1993—1778
  9. Дата обращения: 29 декабря 2019. 29 декабря 2019 года.
  10. Гура А. В. Животные // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 219. — ISBN 5-7133-0982-7 .

Литература

  • Белова О. В. Представление о монстрах-полулюдях в народной традиции славян // / Ред. Л. А. Софронова, Л. Н. Титова. — М. : Индрик , 2000. — С. 47—57 . — ISBN 5-85759-106-6 .
  • Белова О. В. Полулюди // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 156—159. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Гибриды в мифологии // Гибридные формы в славянских культурах / Институт славяноведения РАН . — М., 2014. — 464 с. ISBN 978-5-7576-0326-1
  • Ковригина И. В. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского . — 2013. — №. 3-1. — С. 279—285. ISSN 1993—1778
  • Ремпель Л. И. Диморфные существа; Полиморфные существа // Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. — Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1987. — 192 с. — 3000 экз.
  • Чекрыжова О. И. // Историко-культурное наследие Северной Азии: итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий. — Барнаул, 2001. — С. 454—456.
  • Чекрыжова О. И. . Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Барнаул, 2004. — 23 с.
  • Becker V. Rinder, Schweine, Mischwesen. Zoomorphe Funde der westlichen Linearbandkeramik //Zwischen Mosel und Morava. Neue Angaben und Forschungen zur Vor-und Frühgeschichte Mitteleuropas. Hrsg.: R. Gleser. SaStuMA. — 2007. — Т. 11. — С. 9-65. (нем.)
  • Eichler S. Götter, Genien und Mischwesen in der urartäischen Kunst. — D. Reimer, 1984. — Т. 12. (нем.)
  • Ethikrat D. Mensch-Tier-Mischwesen in der Forschung // Eigenverlag, Berlin. — 2011. (нем.)
  • Frey-Anthes H. . (нем.) . (нем.) (август 2007). Дата обращения: 28 декабря 2015. (нем.)
  • Goodnick Westenholz, J. Hybrid Creatures in the Ancient Near East: Their Character and Role // Dragons, Monsters and Fabulous Beasts, 13-16. Jerusalem: Bible Lands Museum. — 2004. (англ.)
  • Hornung E. Komposite Gottheiten in der ägyptischen Ikonographie // Uehlinger C. (Hg.), Images as media. Sources for the cultural history of the Near East and the eastern Mediterranean (1st millennium BCE) (OBO 175), Freiburg (Schweiz) / Göttingen, 1-20. 2000. (нем.)
  • Köhler U. //Anthropos. — 1985. — С. 15-52. (нем.)
  • Mode H. Fabeltiere und Dämonen in der Kunst: die fantastische Welt der Mischwesen. — Kohlhammer, 1974. (нем.)
    • Mode H. Fabeltiere und Dämonen. Die phantastische Welt der Mischwesen. — Edition Leipzig, 1983. (нем.)
  • Moraw S. // Mensch und Tier in der Antike. Grenzziehung und Grenzüberschreitung. Wiesbaden: Reichert Verlag. — 1998. — С. 465-79. (нем.)
  • Müller P. Löwen und Mischwesen in der archaischen grieschischen Kunst: eine Untersuchung über ihre Bedeutung. — Juris-Druck und Verlag, 1978. (нем.)
  • Nash H. // (англ.) . — 1974. — Т. 92. — №. 1. — P. 91-102. (англ.)
  • Nash H. // The Journal of General Psychology. — 1980. — Т. 103. — №. 1. — P. 49-108. (англ.)
  • Nash H. How Preschool Children View Mythological Hybrid Figures: A Study of Human/animal Body Imagery. — University Press of America , 1982. — 214 p. ISBN 0-8191-2324-2 , ISBN 978-0-8191-2324-4 (англ.)
  • Nash H., Pieszko H. // The Journal of General Psychology. — 1982. — Т. 106. — №. 1. — P. 35-55. (англ.)
  • Nash H. // The Classical World. — 1984. — P. 273—291. (англ.)
  • Pires B. ANATOMY AND GRAFTS — From Ancient Myths, to Modern Reality / Pires M. A., Casal D., Arrobas da Silva F., Ritto I C., Furtado I A., Pais D., Goyri ONeill J E. / Nova Medical School, Universidade Nova de Lisboa, Portuguese Anatomical Society, (AAP/SAP), PORTUGAL. (англ.)
  • Posthumus L. — Stellenbosch: (англ.) , 2011. (англ.)
  • Rennert H., Mode H. Mischwesen und Monstren in der Vorstellungs-und Ausdruckswelt der archaischen und psychotischen Menschen //Nervenarzt. — 1969. — Т. 40. — С. 8-17. (нем.)
  • Unger E. Mischwesen. Vorderasien // Reallexikon der Vorgeschichte. — 1927. — Т. 8. — С. 195—216. (англ.)
  • Wiggermann F. A. M. Mischwesen // Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie. — 1994. — Т. 8. — С. 222—244. (нем.)
  • Winkler-Horacek L. Mischwesen und Tierfries in der archaischen Vasenmalerei von Korinth //Gegenwelten zu den Kulturen Griechenlands und Roms in der Antike (Munich/Leipzig). — 2000. — С. 217-44. (нем.)
Источник —

Same as Гибридные существа