Interested Article - Караконджул

Караконджул ( болг. караконджул , макед. караконџол , серб. караконџула , греч. καλλικάντζαρος ) — сверхъестественное существо, поверья о котором известны туркам и грекам, а также сербам, македонцам и болгарам, находившимся в контакте с ними . Считается преимущественно сезонным, святочным демоном . Восточнославянскими аналогами караконджулов являются шуликуны и кикимора .

Этимология

Существует несколько версий происхождения слова «караконджул/калликанзарос». Согласно первой версии, слово является турецким заимствованием и происходит от тур. karakoncol — «чёрный оборотень/упырь». Турецкое слово " Караконджул " в чувашском языке звучит как " Хура кунçул " что в переводе " Чёрная жизнь " - " кунçул " дословно означает "дни года " т.е. " Темные дни года ". Согласно второй, происходит от греческого kalos-kentauros , что означает «красивый кентавр » . Согласно же третьей версии, название имеет южнославянское происхождение: святки, называвшиеся у восточных славян словом «Карачун/Корочюн», у болгар носили название «Каракончо», и в таком значении слово заимствовали греки .

В южнославянском фольклоре

Считается, что они выходят из воды или из пещер и нечистых мест на период от Рождества (иногда от Игнатьева дня , 20 декабря (2 января) ) до Крещения (или Бабина дня , 8 (21) января ) .

Сербы полагают, что караконджул появляется осенью. На северо-востоке Болгарии его уподобляют святому Тодору и временем его вредоносных действий считают первую неделю Великого поста (см. Тодорова неделя в Болгарии ). Повсеместно караконджул — ночной дух, исчезающий с первым криком петухов. Нередко отмечается связь с водой, особенно у сербов и черногорцев. По внешним признакам и функциям уподобляется другим мифологическим персонажам: вампиру , волколаку , оборотню, которые вместе со всей нечистой силой активизируются в святки. Видеть его могут только люди, рождённые в субботу .

В греческом фольклоре

Существует поверье, что караконджулы ( греч. καλλικάντζαρος — калликантзарос) живут под землёй и пилят Мировое древо , чтобы в конце концов оно пало вместе со всей Землёй . Однако, когда они приступают к отпиливанию последней части, наступает Рождество , и у них появляется шанс выйти наружу. Они забывают про Древо и выбираются на землю, чтобы устраивать бесчинства и донимать людей.

В конце концов на Богоявление (6 января) они спускаются обратно под землю, чтобы продолжать пилить, но обнаруживают, что Мировое древо зажило, и им приходится заново браться за работу. Так повторяется каждый год.

В литературе

В романе Роджера Желязны «Этот бессмертный» Кассандра считает Константина-Конрада калликанзаросом.

См. также

Примечания

  1. , с. 466.
  2. Carlo Ginzburg. (англ.) . — University of Chicago Press , 2004. — P. 169. — ISBN 978-0-226-29693-7 . . — «According to one etymological conjecture that has met with many objections, the term kallikantzaros derives from kalos-kentauros (beautiful centaur).».
  3. . — Directmedia, 2013-03-14. — Т. 3. — 486 с. — ISBN 9785446029730 . 7 ноября 2017 года.
  4. , с. 273.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Караконджул