Interested Article - Водокрещи

Теодор Аксентович . «Крещение (Иордань)» (до 1938 года).
Иван Ижакевич . «В ожидании крестного хода на Богоявление Господне . 1898
Почтовая марка Украины . « Полтавщина . Водохреще» (2001 год).

Водокре́щи — день народного календаря у славян , приходящийся на 6 (19) января , один из больших годовых праздников у славян. В этот день заканчивались Святки , совершалось освящение водоёмов, купались в проруби и начинали готовиться к зимнему свадебному сезону ( малая свадебница ) .

Другие названия праздника

рус. Богоявление, Иордань , Праздник Светов , белор. Вадохрышча, Хрышчэнне, Кшчэнне , Свята вады, Святоха, Ярдань , свята Трох каралёў , полес. Довохрище, Удохрище , укр. Богоявління Господнє, Водохрища , Водохрищі, Йордан, Єрдань, Ордань , болг. Йордановден, Водици, Водокръщи, Богоявление, Иорданов день, ИЙордановден, Ярдановден, Кърс, Одици, Удици ; макед. Водици, Мъжски Водици, Мошки Водици, Богоjавление, Водокрст ; серб. Водена слава, Водици , Богоjaвљење .

В этот день почитаются в том числе: православными славянами — Крещение Господне , Богоявление ; славянами-католиками — Три царя (Три короля) ; что и присутствует в названиях дня.

Традиции

В восточно-славянской традиции наиболее значимым является канун Водокрещей — Крещенский вечер . У южных славян восточной части Балкан в комплекс крещенских праздников, помимо кануна Водокрещей, могут входить и ближайшие к этой дате дни — день Ивана Крестителя (7/20.1) и Бабин день (8/21.I); ср. связанные между собой по принципу «мужской-женский» названия праздников: макед. Машки водици [то есть мужские Водокрещи] (6/19.1) и Женски Водици [женские Водокрещи] (7/20.1); в.- серб. Водице (6/19.1), Жабице (7/20.1), Бабице (8/21.1). В Македонии, где крещенский комплекс обрядов особенно развит, к дням «мужского» и «женского» Крещения приурочены особые ритуалы, когда в первый день в реке купали мужчин и мальчиков-первенцев в семье, а во второй день — невесток и девочек-первенцев; в первый день совершались обходы села «мужской колядой» ( макед. машко коледе ), во второй — «женской» ( макед. женско коледе ) .

Славяне верили, что в полночь накануне Крещения вода в водоёмах приобретает особую силу: она превращается в вино; на миг останавливаются реки и вода становится чудодейственной, «святой» и чистой; можно увидеть, как она волнуется, колышется . Считается, что богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий . Центральным событием праздника было церковное освящение воды, которое могло происходить как в церкви, так и на реке или у колодца (у болгар и македонцев погружение креста в воду могло совершаться накануне ) . Освящённую воду бережно приносили в дом. Все ею умывались, на ней готовили, использовали как лечебное средство при болезнях телесных и душевных. Принесенной в дом богоявленской водой хозяева окропляли дом, людей, двор, скот, ульи, огороды, лили её в колодец, добавляли в корм скоту, в бочки с вином . Говорили, что «в богоявленскую ночь, перед утренней, небо открывается, о чём открытому небу помолишься, то сбудется» . Но якобы не всем дано видеть это, а только самым благочестивым людям. Но если помолится грешник святому небу в это время, то сбудутся и его желания. Есть поверье , что если поставить под образами чашу с водою да «с верою» посмотреть на неё, — то вода сама собою всколыхнётся в крещенский полдень, что означает: «осеняет и освящает её крещающийся Сын Божий» .

Главное событие этого дня — водосвятие , для чего в одном из водоёмов делается прорубь — Иордань. После торжественного крестного хода совершается молебствие. После молебна в проруби купаются: больные — излечиться от болезни, а здоровые — очиститься от греха. В основе зимнего купания русских лежит древний языческий обычай ритуального очищения водой . Верили, что сама прорубь и место вокруг неё обладают чудесной силой . На Русском Севере колядовщики купались в проруби , чтобы вернуть «тому свету душу предка», которому «одалживали» на время Святок своё тело .

В некоторых губерниях Российской империи в XIX веке в этот день устраивались смотрины . Наряженные девушки выстраивались около Иордани или на берегу, а парни выглядывали себе невест .

Среди крестьян было распространено поверье [ где? ] [ когда? ] , что на Водокрещи, как на Пасху , Ивана Купалу и Рождество , играет солнце. Считалось, что в эту ночь «отверзаются небесные врата; пресветлый рай, в котором обитает солнце, открывает свои сокровища; воды в реках и источниках приходят в движение и при этом претворяются в вино; на деревьях являются цветы и зреют золотые яблоки». Ночь под Крещение считается наиболее благоприятным временем молитвы к Богу о самом сокровенном .

После окончания голодной кутьи сено, что лежало в течение двух калядных недель, убиралось со стола и относилось скоту, чтобы улучшить и ускорить молоко у коров, а заодно уберечь от ведьминых проказ . В Воронежской области на Крещенье давали скотине «немолоченный» сноп, чтобы скотина «разговелась» . В Полесье на Крещенье рисовали кресты и коней на дверях. Когда рисовали коней — приговаривали: «Прыехали на коних, на коних и уедзеце» , для того «шоб граза ня била ў хату» . Крест — «то Коляда уезжает» . Местами исписывали мелом стены, двери и печь разными фигурами деревьев, птиц, зверей, всадников .

Ещё в XX веке русские крестьяне, чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Крещенской неделе читали: «Шли святые за мной, несли чашу с водой. Если пожару быть, святые станут пожар тушить. Не гори раз, не гори два, не гори три. Ни сегодня, ни завтра, никогда не гори. Святые стоят, мой дом охраняют. Аминь» .

В Курской губернии под Рождество и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались .

В этот изгоняли бесов из домов, строений. Для этого шумели: гремели посудой, стреляли из ружей, парни с криками и гиканьем скакали верхом по деревне и «лупили» мётлами и кнутами по углам и закоулкам, где могла спрятаться нечисть .

С Крещенья до Масленицы — свадебные недели .

В Болгарии , Македонии и Греции после освящения воды организуют торжественные процессии с хоругвями к водоёму. Существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого нырять за ним. Выловить крест из воды считается почётным. Народное название праздника в Болгарии — «Йордановден», а в Македонии — «Водицы».

Поговорки и приметы

  • От Оспожинок до Водокрещей минуло. От Водокрещей до Евдокей пройдёт семь недель с половиной .
  • На протяжении двенадцати дней после водосвятия в проруби нельзя стирать .
  • В богоявленскую ночь, перед утренней, небо открывается .
  • Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи .
  • Дуй не дуй, не к Рождеству идёт, к Великодню .
  • На Крещение чёрт из воды убегает, садится на вербу. На Вербицу — снова с вербы в воду. ( полес. На Крэшчэне чёрт з воды утекае, сядае на вэрбу. На Вэрбницу — снова з вэрбы на воду ) .

См. также

Примечания

  1. , с. 13.
  2. , с. 16.
  3. , с. 64.
  4. , с. 48.
  5. .
  6. , с. 93, 253.
  7. , с. 122.
  8. , с. 145.
  9. , с. 205.
  10. , с. 91.
  11. , с. 634, 635.
  12. , с. 667.
  13. , с. 64.
  14. , с. 63.
  15. , с. 123.
  16. Малое водосвятие совершалось в день Преполовения (среда на третьей неделе после Пасхи) и на Первый Спас 1 (14) августа).
  17. , с. 380.
  18. , с. 64.
  19. , с. 26.
  20. , с. 34-35.
  21. , с. 83.
  22. , с. 668.
  23. , с. 10.
  24. , с. 128.
  25. , с. 54.
  26. , с. 55.
  27. , с. 68.
  28. , с. 39.
  29. от 4 января 2022 на Wayback Machine (culture.ru)
  30. , с. 59.
  31. , с. 179.
  32. , с. 81.

Литература

  • Январь / Валенцова М. М., Плотникова А. А., Ясинская М. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 632–636. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
  • Крещение / Виноградова Л. Н., Плотникова Л. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 667–672. — ISBN 5-7133-0982-7 .
  • Жарникова С. В. Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // . — Вологда: Алексей Виноградов, 2016. — № 1 . — С. 30—46 .
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. ISBN 978-985-471-335-9 .
  • / Отв. ред. Г. П. Клепикова, А. А. Плотникова. — М. : Институт славяноведения РАН, 2001. — 309 с. — ISBN 5-7576-0095-0 .
  • . Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 120—127.
  • Наши традиции. Православные непереходящие и переходящие праздники. — М. : Букмэн, 1999. — 336 с. — (Наши традиции). — ISBN 5-8043-0062-8 .
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
  • Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде // . — Архангельск: Общество изучения Русского Севера, 1913. — № 1 .
  • Платонов О. А. // . — М. : Институт русской цивилизации, 2007. — С. 380–382 . — ISBN 978-5-902725-05-3 . 14 августа 2014 года.
  • Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М. : ИЭА РАН , 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2 .
  • Сахаров И. П. . — СПб. : Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Славянская мифология. Справочник / сост. Ф. С. Капица. — М. : Мегатрон, 1999. — 264 с. — (Библиотека гимназиста). — ISBN 5-89601-022-2 .
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X .
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М. : Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 1. — 512 с. — ISBN 5-7578-0028-3 .
  • Шейн, П. В. . — СПб. , 1902. — Т. III.
  • Ястребов И. С. Обычаи и песни турецких сербов. — СПб. : Типография В. С. Балашева, 1889. — XXIV + 626 с.
  • Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554-612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
  • Воропай О. (неопр.) . — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 1. — 310 с. (укр.)
  • . . — Вінніпег, Торонто: Український Національний Видавничий Комітет, 1964. — Т. 1. — 151 с. (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)

Ссылки

  • Православный календарь. от 27 января 2013 на Wayback Machine (pravoslavie.ru)
Источник —

Same as Водокрещи