Interested Article - Одетта (балет)

«Одетта, или Безумие Карла VI, короля Франции» ( фр. Odette ou la Démence de Charles VI ) — исторический балет в шести частях с прологом балетмейстера Жюля Перро по собственному либретто, поставленный в миланском театре « Ла Скала » в 1847 году. Следуя обычаям этого театра, музыка действенных и хореографических сцен принадлежала разным композиторам: автором пантомим был , авторами танцев — и Джованни Корфу .

Перро работал балетмейстером в Милане в 1847—1848 годах в перерывах между работой в Лондоне, после чего отбыл в Россию. Кроме «Одетты» в этом же театральном сезоне он перенёс сюда свой лондонский балет « », а также поставил новый балет « ». Все постановки осуществлялась в расчёте на талант балерины Фанни Эльслер .

Премьерный показ «Одетты» состоялся 16 марта 1847 года и был прекрасно встречен публикой. Критик Бенедетто Бермани писал:

Эльслер — первая среди балерин, так же как самая изумительная среди мимов. Поручите ей маленькую роль в ничтожном балете, и она украсит её такими сокровищами вкуса и ума, что сделает почти великой. Дайте ей такого сочинителя, как Перро, и вы увидите, что за чудеса возникнут из содружества двух художников, способных понимать друг друга во всём объёме величия каждого .

цит. по Айвор Гест . Жюль Перро // перевод В. М. Красовской :193

Сюжет

Сценарий, написанный Перро, стал вольным переложением событий из истории Франции рубежа XIV—XV веков (исторические несоответствия указаны Айвором Гестом в его работе, посвящённой балетмейстеру ). Сюжет неоднократно использовался во французском театре, но, вероятно, балетмейстер отталкивался в первую очередь от модной парижской новинки — оперы Фроманталя Галеви « », поставленной в Опере в 1843 году и возобновлённой в 1847 -м.

Король Карл VI , представленный в балете в качестве положительного героя, терял рассудок из-за козней своей супруги Изабеллы Баварской и её сторонников. Его ангелом-хранителем стала юная Одетта, дочь вождя народных повстанцев — чьё имя перекликается с реальной фавориткой короля Одеттой де Шамдивер .

Действие разворачивалось сначала в Париже, потом в лесу, затем вновь в городе. В сюжет , центром которого была Одетта, были вплетены дворцовые заговоры и приступы безумия короля. Балетовед В. М. Красовская отмечала, что драматические коллизии сценария «позволили Эльслер развернуть весь блеск своего мимического дара» .

Пролог демонстрировал прибытие в Париж невесты короля Изабеллы Баварской. В её честь давался дивертисмент , где духи стихий ундины (воды), саламандры (огня) и гномы (земли) — расступались перед дочерью воздуха Сильфидой , которую исполняла Одетта (появление романтической Сильфиды в средневековом городе В. М. Красовская расценивает как анахронизм ).

Центром первой картины было pas de deux Одетты и Вийона — королевский шут был постоянным спутником героини и её партнёром в танцах, их отношения на протяжении балета напоминают об Эсмеральде и поэте Гренгуаре из другого балета Перро, « Эсмеральда » ( 1844 ). Здесь Одетта собиралась поднести цветы Изабелле, однако шут похищал их и затем дразнил партнёршу, увёртываясь от неё и притворяясь, что вот-вот отдаст букет (позднее этот же мотив был использован Мариусом Петипа в pas de trois I акта балета « Лебединое озеро »). Газеты особенно хвалили это действенное pas de deux с букетом. Следовавший затем диалог Изабеллы и Одетты схож с диалогом Батильды, невесты графа Альберта, и простолюдинки Жизели .

В пятой картине Вийон помогал Одетте спасти отца от казни на Гревской площади — что вновь перекликается с « Эсмеральдой »; к монарху возвращался разум, и он даровал помилование Кабошу. Балет завершался ликованием народа в грандиозном .

Исполнители

Примечания

  1. В. М. Красовская . Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: Романтизм. — М. : АРТ СТД РФ, 1996. — 432 с.
  2. Guest, Ivor. Jules Perrot: Master of the Romantic Ballet. — Dance Horizons, 1984. — 383 с.
Источник —

Same as Одетта (балет)