Interested Article - Фуэнте Магна

Фуэ́нте Ма́гна ( исп. Fuente Magna Великая чаша , иногда англ. Fuente Bowl ) — большой керамический сосуд, по размерам и форме похожий на таз или лохань , украшенный рисунками, среди которых имеются такие, которые отдалённо напоминают раннешумерскую клинопись и какой-то иной текст . По этой причине Фуэнте Магну среди фолк-историков называют «американским Розеттским камнем » .

Неизвестные обстоятельства находки, отсутствие внятного происхождения, единичность — всё это привело археологов, специалистов по Месоамерике к выводу о том, что данный сосуд — подделка .

Общие сведения

Фуэнте Магна — керамическая чаша каштаново-коричневого цвета, диаметром около 1 метра, вероятно религиозного назначения. Внутри и снаружи имеет рисунки с зоологическими мотивами, антропоморфными фигурами и прямоугольными спиралями . Кроме того, Фуэнте Магна содержит тексты на двух языках. Все знаки прочерчены, видимо, уже после изготовления чаши. Одни из них сделан знаками, напоминающими клинопись . Знаки второй группы не поддаются идентификации, но в них, возможно, присутствует влияние той же «клинописи» .

Чашу откопал в 50-х годах XX века в окрестностях Пума-Пунку и Тиуанако местный крестьянин по имени Максимильяно ( исп. Maximiliano ). Он не придал ей никакого значения и из-за удобного размера использовал для кормления свиней .

В 1960 году боливийский археолог Макс Португаль Самора ( исп. Max Portugal Zamora ) по приглашению Пастора Манхона (у которого она хранилась) изучил чашу. Однако никаких публикаций Португаля Саморы по поводу этого артефакта в 1960-е гг. не было, и лишь в 1975 г. вышла статья в приложении к газете «Сегодня» («La Fuente Magna», Hoy , Suplemento, L.P. 6 — VII, p. 8) .

Чаша была передана в собственность муниципалитета города Ла-Пас (Боливия) . Однако там её сочли подделкой и порядка сорока лет держали в запасниках, нигде не выставляя .

Результаты изучения

В 2000 году два боливийских исследователя-любителя — Бернардо Бьядис Яковаззо ( исп. Bernardo Biadys Yacovazzo ) и Фредди Арсе ( исп. Freddy Arce ) , предположили, что один из текстов Фуэнте Магна — клинописный — имеет отношение к шумерам. Второй текст, возможно, исполнен на семитском языке , знаками, образованными под влиянием шумерской клинописи. С просьбой о попытке прочесть тексты они обратились к стороннику афроцентрического исторического ревизионизма — доктору Клайду А. Винтерсу ( англ. Clyde A. Winters ). Он утверждает, что ему удалось перевести шумерские надписи, но он не поддержал версию надписей на семитском языке. Доктор Винтерс предположил, что, возможно, это письменный язык ( исп. Pucará ), так называемый кьюлка ( кечуа quellca ), но прочесть не смог .

Однако подобные изыскания нашли поддержку только в около научных кругах, поскольку ни боливийские любители, ни Клайд Винтерс не являются специалистами-шумерологами и не владеют клинописью. Кроме того, работы Клайда Винтерса полны ошибок и неаргументированных обобщений (как например, африканское происхождение ольмекских голов и ольмекской письменности), что выводит его за рамки науки и ставит под сомнение и его «работы» о клинописи .

Интересно, что во время изучения надписей Фуэнте Магна, относительно которой изначально были сомнения в подлинности, нашли и доставили в ту же муниципальную экспозицию так называемый Монолит Покотиа ( исп. Monolito de Pokotia ). Это двухметровая статуя оракула по имени Путаки ( англ. Putaki ). Происхождение статуи никаких сомнений не вызывало и относилось к раннему периоду цивилизации Тиуанако . Статуя также несла на себе символы, подобные Фуэнте Магна. Специалисты (например, месоамериканист к. и. н. ) характеризуют эти символы как подлинные, но не имеющие отношения к клинописи и лишь поверхностно похожие на неё .

Мнение специалистов по истории Месоамерики и Месопотамии

Вопреки тому, что Клайд Винтерс считал, что текст Фуэнте Магна является своеобразной «смесью» шумерской клинописи и протошумерских символов, специалисты по клинописи и месоамериканским культурам считают, что сосуд не содержит клинописный текст. Недопустимой ошибкой является смешивание знаков протоклинописи и непосредственно шумерской клинописи, поскольку они не существовали одновременно .

Российский шумеролог В. В. Емельянов характеризует изображения следующим образом :

Сочетание знаков на данном памятнике не является шумерской или ассиро-вавилонской клинописью. Абсолютное большинство знаков никогда не встречалось в репертуаре данных видов клинописи. При этом имеются знаки, напоминающие как старошумерский AN, так и AN и NU старовавилонской клинописи. Есть даже знаки, отдаленно напоминающие угаритскую буквенную клинопись. Впрочем, это сходство, скорее всего, случайно. К сожалению, я не знаю репертуар протоэламского линейного письма и не владею древнеперсидским письмом, и потому не могу выступать в качестве эксперта по всей клинописи. Но точно могу сказать: данное сочетание знаков не является связным шумерским или ассиро-вавилонским клинописным текстом.

Месоамерика.ру

Текущее состояние

В настоящее время Фуэнте Магна хранится в Музее драгоценных металлов — «Музее Золота» ( исп. Museo de Metales Preciosos «Museo de Oro» ) Ла-Паса , который специализируется на предметах цивилизации Тиуанако .

Примечания

  1. . Дата обращения: 23 января 2014. 10 марта 2014 года.
  2. . Дата обращения: 11 августа 2006. Архивировано из 13 января 2007 года.
  3. Беляев Д. Д. . Месоамерика.ру . Дата обращения: 9 июля 2018. Архивировано 18 мая 2013 года.
  4. . Дата обращения: 23 января 2014. 6 июня 2012 года.
  5. . Дата обращения: 23 января 2014. 13 января 2014 года.
  6. . Дата обращения: 23 января 2014. 2 января 2014 года.
  7. . Дата обращения: 23 января 2014. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  8. Н.В. Козлова, А.С. Касьян, Ю.Б. Коряков. Клинопись // Языки мира: Древние реликтовые языки Передней Азии. — М. : Academia, 2010. — С. 197—222 . — ISSN .
  9. . Дата обращения: 1 октября 2017. 20 сентября 2016 года.
  10. . Дата обращения: 23 января 2014. Архивировано из 26 февраля 2006 года.

Ссылки

Источник —

Same as Фуэнте Магна