Interested Article - Пума-Пунку

Пу́ма-Пу́нку ( кечуа Puma Punku — «Врата Пумы») мегалитический ритуальный комплекс строений, расположенный рядом с более известным мегалитическим комплексом — Тиуанако в Боливии , в 72 км от Ла-Паса вблизи восточного берега озера Титикака .

История и возраст

В документальных источниках комплекс впервые упоминается испанским конкистадором Педро Сьеса де Леоном в 1549 году . Возведение Пума-Пунку датируется VI веком нашей эры. Для инков этот город считался важным местом сотворения мира .

С момента открытия Пума-Пунку одним из важнейших предметов исследования было определение возраста комплекса. Этим, в частности, занимались такие исследователи Андских культур , как Уильям Х. Исбел из Бингемтонского университета и А. Вранич . Радиоуглеродный анализ нижнего слоя насыпи Пума-Пунку определил, что начало работ на первом из трёх строительных этапов произошло в 536—600 годы н. э. Причём этот слой укладывался непосредственно на отложения Плейстоцена . Раскопки Вранича указали на совершенное отсутствие иной предшествующей инкам культуры в районе Тихуанако/Пумпунку .

Общие сведения

Информационный щит со схемой комплекса Пума-Пунку

Развалины Пума-Пунку расположены на холме, напоминающем Акапану и, возможно, имеющем искусственную подсыпку. На вершине холма — углубление, которое Артур Познанский рассматривает как след некогда существовавшего искусственного водоёма .

Комплекс представляет собой насыпь, преимущественно глиняную, облицованную мегалитическими блоками. Её размеры с севера на юг составляют 167,36 м, с востока на запад — 116,7 м. На северо-восточных и юго-восточных углах имеются дополнительные прямоугольные объёмы облицованной насыпи шириной 20 метров и длиной 27,6 м. Ниже уровня насыпи устроен прямоугольный внутренний двор, стены и поверхность которого также состоят из мегалитов .

На восточном краю Пумы Пунку располагается терраса, так называемая «Платформа Литица». Её размеры — 6,75 м на 38,72 м. В состав Платформы входит самый большой каменный блок из обнаруженных в Пума-Пунку и Тиуанако . Размеры этой монолитной плиты красного песчаника составляют 7,81 м длины, 5,17 метров ширины и, в среднем, 1,07 метра толщины. Оценочная масса — порядка 131 тонны .

Насыпь Пума-Пунку в основном состоит из глины, а края заполнены речным песком и булыжниками. Археологические исследования установили, что комплекс возводился в три основных этапа .

Принято считать, что в период своего расцвета Пума-Пунку представлял блистательное зрелище . Однако современное понимание исходного значения и роли данного комплекса является весьма приблизительным из-за отсутствия исторических письменных источников с одной стороны и разрушительного действия времени, в частности варварского уничтожения каменных блоков, использовавшихся для производства щебня при строительстве железной дороги, с другой .

Интересно также, что в раскопках окрестностей Пума-Пунку в 1950-х годах был найден такой неуместный артефакт , как керамическая чаша — Фуэнте Магна ( исп. Fuente Magna ) с подобным шумерской клинописи начертанием. В настоящее время она хранится в Музее драгоценных металлов ( исп. Museo de Metales Preciosos ), Ла-Пас (Боливия) [ уточнить ] .

Применение методов магнитометрии , электрической проводимости и сейсморазведки позволили установить, что в радиусе одного километра от комплекса имеются скрытые под землёй остатки различных строений, мостовых и даже водопроводов .

Особенности строительных технологий Пума-Пунку

Как указывалось выше, самым крупным каменным монолитом Пума-Пунку является блок красного песчаника приблизительной массой в 131 тонну и размерами 7,81 м × 5,17 м × 1,07 м. Второй по размеру блок — примерной массой 85,2 тонны и размерами 7,9 м × 2,5 м × 1,86 м. Оба этих монолита входят в состав «Платформы Литица» . Детальные петрографические и химические исследования образцов каменной кладки Пума-Пунку и камней из окружающих месторождений определили, что блоки красного песчаника доставлялись из карьера с расстояния в 10 километров, а меньшие блоки андезита транспортировались с расстояний приблизительно в 90 км . Имеется ряд теорий, описывающих доставку камней из карьеров, но ни одна из них не является общепризнанной. Наиболее устоявшиеся из них предполагают наличие большого количества людей и использование верёвок из шкур ламы в сочетании с искусственными наклонными плоскостями .

Каменные блоки комплекса обрабатывались таким образом, что форма и качество поверхности позволяли стыковать их между собой без использования цементных растворов , являясь как бы элементами своего рода Лего .

Отметим, что точность выполнения сопряжений свидетельствует о серьёзных знаниях в части начертательной геометрии и владении потерянными ныне технологиями обработки камня . В зазор многих блоков не входит даже бритвенное лезвие .

Среди блоков Пума-Пунку имеется значительное число взаимозаменяемых типовых элементов. Это, по всей видимости, было следствием их массового производства, что технологически опережало будущих местных жителей на многие столетия . Откопанные в наше время и установленные рядами блоки Пума-Пунку очень напоминают склад готовой продукции современного завода железобетонных конструкций. Только на заводе изделия льют из бетона , а камни Пума-Пунку каким-то образом обрабатывали в твёрдом состоянии и даже выполняли в них глухие отверстия сложной формы.

Для создания надёжного фундамента комплекса Пума-Пунку строители рыли котлованы, заполняя их слоями песка и щебня . Такие слои оказались идеальной основой мегалитического сооружения . Строители комплекса также эффективно решили задачи функционирования ирригационной системы и удаления сточных вод.

Необходимо отметить использование ][-образных стяжек, изготовленных из уникального соединения бронзы , никеля и мышьяка . Они применялись для дополнительного крепления каменных блоков между собой. Видимо, для повышения прочности изготавливались такие стяжки методом ковки .

Культурное и духовное значение Пума-Пунку

Так как письменные источники времён строительства комплекса отсутствуют, о его исходном культурном и духовном значении можно лишь догадываться. В этой связи принято считать, что область Пума-Пунку и Тиуанако служило своего рода религиозным центром андского мира, привлекавшим паломников . Эту версию косвенно подтверждает то, что раскопки местности, окружающей Пума-Пунку и Тиуанако , не выявили никаких культурных слоёв. То есть следов постоянного населения здесь обнаружить не удалось .

См. также

Примечания

  1. Harold Osborne. . — Routledge, 2013. — С. 135. — 294 с. — ISBN 9781136544521 . 25 февраля 2018 года.
  2. Alan L. Kolata. . — Wiley, 1993. — 336 с. — ISBN 9781557861832 . 26 февраля 2018 года.
  3. Jo Ellen Burkholder. // Encyclopedia of Anthropology. — Thousand Oaks: SAGE Publications, Inc., 2006. — С. 2201–2201 . 2 июня 2018 года.
  4. Isbell, William H. / Dumbarton Oaks Research Library and Collection. — Washington, D.C., Palaces of the Ancient New World: Evans, Susan Toby & Pillsbury, 2004. — С. 191–246. — ISBN 0-88402-300-1 . 13 июня 2010 года. от 13 июня 2010 на Wayback Machine
  5. Vranich, Alexei N. (англ.) : диссертация. — University of Pennsylvania, 1999. 19 января 2021 года.
  6. В. А Башилов. Древние цивилизации Перу и Боливии. — М. : Наука, 1979. — С. 63—70. — 212 с.
  7. Vranich, A. The Construction and Reconstruction of Ritual Space at Tiwanaku, Bolivia: A.D. 500—1000 (англ.) // Journal of Field Archaeology. — 2006. — No. 31(2) . — P. 121—136 .
  8. Ponce Sanginés, C. and G. M. Terrazas, 1970, Acerca De La Procedencia Del Material Lítico De Los Monumentos De Tiwanaku . Publication no. 21. Academia Nacional de Ciencias de Bolivia.
  9. Ponce Sanginés, C., G. M. Terrazas. Acerca De La Procedencia Del Material Lítico De Los Monumentos De Tiwanaku // Academia Nacional de Ciencias de Bolivia. — 1970. — № 21 .
  10. Protzen, J.-P., and S. E. Nair, 2000, On Reconstructing Tiwanaku Architecture . The Journal of the Society of Architectural Historians. vol. 59, no. 3, p. 358—371.
  11. Ernenweini, E. G., and M. L. Konns, 2007, Subsurface Imaging in Tiwanaku’s Monumental Core . Technology and Archaeology Workshop. Dumbarton Oaks Research Library and Collection Washington, D.C.
  12. Williams, P. R., N. C. Couture and D. Blom, 2007 Urban Structure at Tiwanaku: Geophysical Investigations in the Andean Altiplano . In J. Wiseman and F. El-Baz, eds., p. 423—441. Remote Sensing in Archaeology. Springer, New York.
  13. Protzen, Jean-Pierre; Stella Nair, 1997, Who Taught the Inca Stonemasons Their Skills? A Comparison of Tiahuanaco and Inca Cut-Stone Masonry . The Journal of the Society of Architectural Historians. vol. 56, no. 2, p. 146—167.
  14. Vranich, A., 2006, The construction and reconstruction of ritual space at Tiwanaku, Bolivia (A.D. 500—1000) . Journal of Field Archaeology. vol. 31, no. 2, p. 121—136.
  15. Robinson, Eugene (1990). In Bolivia, Great Excavations; Tiwanaku Digs Unearthing New History of the New World , The Washington Post. 11 Dec 1990: d.01.
  16. Lechtman, H. N., 1998, Architectural cramps at Tiwanaku: copper-arsenic-nickel bronze . In Metallurgica Andina: In Honour of Hans-Gert Bachmann and Robert Maddin, Deutsches, edited by T. Rehren, A. Hauptmann, and J. D. Muhly, p. 77—92. Bergbau-Museum, Bochum, Germany.
  17. Lechtman, H. N., 1997, El bronce arsenical y el Horizonte Medio. En Arqueología, antropología e historia en los Andes . in Homenaje a María Rostworowski, edited by R. Varón and J. Flores, p. 153—186. Instituto de Estudios Peruanos, Lima.
  18. Morell, Virginia (2002). Empires Across the Andes . National Geographic. Vol. 201, Iss. 6: 106.
  19. Choi, Charles Q. Drugs Found in Hair of Ancient Andean Mummies . National Geographic News. 22 Oct. 2008.
Источник —

Same as Пума-Пунку