Interested Article - Людовик XI, расколотая власть

«Людовик XI, расколотая власть» ( фр. Louis XI, le pouvoir fracassé) — телефильм режиссёра , вышедший на экраны 6 декабря 2011 на France 3 . В России демонстрировался под названием «Людовик XI, угроза королю».

Сюжет

Телефильм о последних днях жизни Людовика XI . Оригинальный сценарий Анри Эльмана и Пьера Мустье, адаптация и диалоги .

Август 1483 года. Не вполне оправившийся от тяжелой болезни король Франции проводит лето в одном из замков в Турени . Молодой дворянин Клеман де Содр, племянник маршала Жье , сообщает о готовящемся на Людовика покушении. По его словам, герцог Орлеанский составил заговор с членами королевского совета, поклявшимися убить короля во время следующего заседания. Сам Луи Орлеанский с женой, доброй и благочестивой, но физически неполноценной дочерью короля Жанной , также прибывает к тестю, рассчитывая стать регентом при его сыне.

Королевская секретная служба действует весьма оперативно, и вскоре монарху становятся известны имена заговорщиков и подробности их плана. На предложение старшей дочери, Анны де Божё , немедленно арестовать предателей король отвечает отказом, предпочитая взять их с поличным, поскольку за каждым из этих грансеньоров стоят провинции, города и армии, и значит, обвинения против них должны быть неопровержимы. Заодно Людовик пространно объясняет свои цинично-патриотичные политические принципы. Выпустив узника одной из железных клеток, он наряжает его в королевское платье и отправляет вместо себя на совет. Не подозревая о том, что их замысел раскрыт, советники убивают мнимого короля, задушив его подушкой, после чего их окружает дворцовая стража.

Прочитав предателям очередную политическую лекцию, и предложив одобрить в качестве регента мессира Пьера де Божё , король приглашает советников на ужин (с цепями на ногах), после чего им предстоит в тюремных камерах обдумывать свое дальнейшее поведение. Своего спасителя Клемана де Содра, рассчитывающего на монаршую милость, король приказывает тихо ликвидировать, поскольку предавший раз — предаст снова.

Во время застолья с Людовиком случается новый приступ, но у него достает сил провозгласить своим преемником дофина Карла , назначить регентами Пьера и Анну де Божё, и заткнуть рот недовольному герцогу Орлеанскому, апеллирующему к своим правам ближайшего родственника по мужской линии.

Попытка Луи Орлеанского склонить на свою сторону воспрянувших духом в ожидании предстоящего освобождения советников решительно пресекается Анной де Божё, произносящей громогласную политическую речь в стиле своего отца, где патриотические призывы пересыпаны свирепыми угрозами в адрес эвентуальных мятежников. На смертном одре Людовик, игнорируя кроткую Жанну, прощается только с Анной, своей единственной дочерью, достойной наследницей его власти, после чего умирает, произнеся в качестве последнего слова: «Франция».

В ролях

О фильме

Съемки проводились преимущественно в замке Ле-Плесси-Бурре , а также в аббатстве Фонтевро и замке , при поддержке региона Земли Луары . Исполнитель главной роли Жак Перрен сорока годами ранее уже снимался в Ле-Плесси-Бурре в фильме Жака Деми « » .

По мнению обозревателя фильм Эльмана является ещё одним звеном своеобразного процесса исторической реабилитации Людовика XI , «самого макиавеллистичного из королей Франции» , прозванного современниками «Рассудительным» ( Prudent ), но более известного, как « Вселенский паук » ( l’Universelle araigne ) . Постепенный пересмотр традиционных взглядов на этого монарха, как на параноидальную личность и олицетворение тирании, жестокости, беспринципного цинизма начался с работ в 1930-е годы, и продолжился мировым бестселлером «Вселенский паук» (1974) и капитальной биографией Жана Фавье (900 стр.), изданной в 2001 году .

Анри Эльман, прочитавший в свое время работу Кендалла, «всегда полагал, что этот король стал жертвой несправедливости» . По словам постановщика:

Сюжет расценивают как отталкивающий, а Людовика XI считают слишком антипатичным. Но знают о нём только избитые клише, вроде железных клеток и знаменитых «дочурок», в которые он заковывал своих врагов. Забывают, что он всё-таки был великим монархом, воплощением политического гения. Он сумел ловкостью и силой объединить, благодаря своим талантам дипломата и хитрости, те герцогства и баронии, которые ныне и составляют Францию!

Образы дочерей короля, сыгранные Гаэль Бона и Флоранс Пернель, создают контраст, оживляющий несколько схематичный сюжет фильма. Жанна «Хромая», канонизированная в 1950 году, с её добротой и жертвенностью, пытающаяся защитить мужа, который её открыто презирает, и Анна, твердая, как скала, истинная наследница духа своего непреклонного отца .

По словам Жака Перрена, он сыграл в этом фильме, поскольку у него есть дети 11 и 15 лет, и ему хотелось оставить им в наследство эту актерскую работу, а образ Людовика XI замечателен, ибо этот циничный и злобный монарх объединил страну, которую только такими суровыми методами и можно было объединить, и Анри Эльман бился тридцать лет, чтобы иметь возможность снять о нём картину .

На на вопрос, почему он выбрал именно такой персонаж, Перрен ответил, что

Мне кажется, это продемонстрировано в фильме. Людовик XI имел одно стремление: собрать все провинции, чтобы создать единое целое, Французское королевство. Если проследить историю образования государств, я не думаю, что они были сформированы с помощью религиозных песнопений и доброй воли, но именно властью и силой.

Festival international du film d'histoire de Pessac

Деятели Аксьон Франсез приветствовали съёмки картины в своём «роялистском сетевом ежедневнике», напомнив, что на дворе в то время был четырёхсотлетний юбилей прославления Генриха IV , и выразив надежду, что фильм Эльмана позволит проделать ещё одну брешь в той лжи, с помощью которой «официальная истина» скрывает от народа правду о его истории .

Журналистка Paris Match отметила интеллигентность и красоту фильма, замечательный сценарий, и сообщила, что без содействия регионального совета Земель Луары этот проект так бы и остался нереализованным, «при том, что речь идет о чистом шедевре». В этой связи она раскритиковала культурную политику республики, так как с одной стороны Саркози открыл , а с другой общественные телеканалы «делают губки бантиком» ( met la bouche en cul de poule ) когда дело касается исторических фильмов, хотя это куда лучший способ популяризации отечественной истории, и даже китайцы это сообразили, и штампуют картины о своём имперском наследии десятками .

Жак Перрен получил приз за лучшую мужскую роль на 13-м в 2011 году .

Примечания

  1. ↑ (англ.) — 1990.
  2. (фр.) . Région des Pays de la Loire . Дата обращения: 29 апреля 2016.
  3. Jaurès C. (фр.) . (2 декабря 2011). Дата обращения: 29 апреля 2016. 30 мая 2016 года.
  4. Frain I. (фр.) . Paris Match (5 декабря 2011). Дата обращения: 29 апреля 2016. 28 января 2016 года.
  5. ↑ (фр.) . Action française (18 июля 2010). Дата обращения: 29 апреля 2016. 3 декабря 2020 года.
  6. (фр.) . (27 сентября 2013). Дата обращения: 29 апреля 2016.
  7. (фр.) . Festival international du film d'histoire de Pessac. Дата обращения: 29 апреля 2016. Архивировано из 31 марта 2016 года.
  8. (фр.) . Дата обращения: 29 апреля 2016. 9 августа 2016 года.

Ссылки

  • Jaurès C. (фр.) . (2 декабря 2011). Дата обращения: 29 апреля 2016.
  • Cauhapé V. (фр.) . Le Monde (4 декабря 2011). Дата обращения: 29 апреля 2016.
  • Cauhapé V. (фр.) . Le Monde (4 декабря 2011). Дата обращения: 29 апреля 2016. (недоступная ссылка)
  • (фр.) (6 декабря 2011). Дата обращения: 29 апреля 2016.
  • Frain I. (фр.) . Paris Match (5 декабря 2011). Дата обращения: 29 апреля 2016.
  • (фр.) . Дата обращения: 29 апреля 2016.
  • (фр.) . Région des Pays de la Loire . Дата обращения: 29 апреля 2016.
  • (фр.) . Action française (18 июля 2010). Дата обращения: 29 апреля 2016.
  • (фр.) . (27 сентября 2013). Дата обращения: 29 апреля 2016.
  • (фр.) . Festival international du film d'histoire de Pessac. Дата обращения: 29 апреля 2016. Архивировано из 31 марта 2016 года.

Same as Людовик XI, расколотая власть