Interested Article - Коловрат (символ)

Правосторонний «коловрат»
Левосторонний «коловрат»

« Коловра́т », реже « коловоро́т » (иногда « колядник » , под которой может пониматься близкая или идентичная фигура ; « ладинец » ) — символ , восьмилучевая право- и левосторонняя свастика (двойная свастика ) в русском неонацизме , национализме и славянском неоязычестве (родноверии) , где считается главным древнеславянским или « арийским » символом , связанным с солнцем . Наиболее распространённый символ славянского неоязычества . Реже « коловратом » называется шести- или четырёхлучевая свастика, в последнем случае идентичная хакенкройцу .

Символ был создан в конце XX века . В историческом прошлом известны фигуры, внешне близкие к «коловрату», но в качестве символа, знака с данным значением, «коловрат» исторически не известен ; наименование схожих фигур «коловратом» в аутентичных источниках не известно .

Происхождение

Восьмилучевая вариация свастики (« »), внешне близкая к более позднему символу «коловрат», встречается в 1923 году на одной из гравюр по языческим мотивам польского художника (польск.) (. Сам он называл символ «солнышко» ( польск. słoneczko) . Его рисунки являются художественным вымыслом . Религиовед A. B. Гайдуков отмечает, что, несмотря на внешнюю схожесть фигуры Якубовского с «коловратом», символом «коловрат» она не является, и Якубовский не может считаться автором данного символа .

В 1990-е годы наименование свастики «коловратом» встречается у двух неонацистских групп: в начале 1990-х годов у РНЕ и в 1997 году у музыкальной группы « Коловрат » . Русские неоязычники и неонацисты используют термин «коловрат» и «солнцеворот» как эвфемизмы для свастики .

Символ появился в результате размышлений и обуждений в русской неоязыческой среде. Одним из двух вероятных авторов «коловрата» как символа является бывший диссидент и один из основателей русского неоязычества Алексей Добровольский (Доброслав) ; другим автором мог быть неозыческий идеолог Вадим Казаков , с которым Доброслав состоял в общении в том числе по этому вопросу; создание символа относится примерно к 1994 году, когда сформировалась и другая русская неоязыческая символика . В 1994 году Доброслав рисует символ в своих письмах . В том же 1994 году выходит «Именослов» Казакова, где появляется «коловрат», золотой на красном фоне .

Добровольский ввёл восьмилучевой «коловрат» как символ « возрождающегося язычества » . По мнению историка и религиоведа Р. В. Шиженского , Добровольский воспринял значение свастики из работы «Хроника Ура-Линда » нацистского идеолога Германа Вирта , первого руководителя Аненербе . Основной символ язычества, утверждённый Добровольским — восьмилучевой гаммадион (свастика) в круге, первоначально был предложен и, предположительно, создан Виртом, которым он трактовался в качестве древнейшего .

Распространителями символа «коловрат» стал Вадим Казаков, а в дальнейшем другой неоязыческий автор Илья Черкасов (Велеслав) .

Значение

Вариант «коловрата», оформленный как флаг

Алексей Добровольский считал восьмилучевой «коловрат» языческим знаком солнца, и в 1996 году объявил его символом бескомпромиссной «национально-освободительной борьбы» против « жидовского ига ». По мнению Добровольского, смысл «коловрата» полностью совпадает со смыслом нацистской свастики .

Также в интерпретации родноверов шести- или восьмилучевая свастика («коловрат») является ключевым символом связи с высшим миром . Он может связываться с циклическим коловращением времени и пространства .

В среде русских националистов популярна идея, что немецкие нацисты якобы украли свою символику , включая «коловрат», а также саму «ведическую религию» (одно из самоназваний славянского неоязычества) у славян . Главным для многих русских неоязычников выступает праздник Купалы , связанный с летним солнцестоянием . В неоязыческой среде он называется «солнцеворотом» и ассоциируется с символом «коловратом» .

Распространение

«Коловрат» на флаге Польши у святилища матери Мокоши польских родноверов

«Коловрат» преобладает в символическом поле славянского неоязычества и маркирует его религиозную и групповую идентичность .

В 1997 году съезд РНЕ учредил Общероссийское военно-патриотическое движение «Коловрат», председателем которого был избран руководитель РНЕ по Московскому региону К. И. Никитенко. Большинство молодёжных спортивных клубов этого движения также имели название «Коловрат» . Четырёхлучевая свастика, вписанная в Вифлеемскую звезду , на эмблеме РНЕ также называется «коловратом» . Такое именование свастики РНЕ может называться ошибочным .

Одна из наиболее популярных среди скинхедов рок-групп, появившаяся в 1994 году, в 1997 году была переименована в « Коловрат ». Участники выражают веру в грядущее торжество «белого мира», призывают «арийцев» к « расовой войне » .

К началу 2000-х годов «коловрат» становится символом всего славянского нового язычества, в том числе у русских, польских, сербских и др. последователей .

Максим Ионов (Белояр), глава ССО СРВ

В 2001 году родноверческое объединение « Союз славянских общин славянской родной веры » (ССО СРВ) сделало восьмилучевую свастику-«коловрат» («колядник») своей эмблемой, вместе со сдвоенной якобы « славянской руной » «Сила», повторяющей символ СС .

Подразделение РНЕ в Эстонии было официально зарегистрировано с названием «Коловрат» и издавало в 2001 году одноимённую экстремистскую газету .

Название «коловрат» (или «коловорот») используется в наименованиях ряда неоязыческих общин: «Коловорот» , Славянская языческая община «Рать Коловрата» ( Венёв ) , Московский ведический центр «Коловрат» (глава Фёдор Разоренов — Ладомир), неоязыческий клуб «Коловрат» ( Чехов ), развивающий боевые искусства, группа (община) «Коловрат» (главы Д. Баранов — Добромир и А. Шошниковым), в 2000 году отделившаяся от общины «Наследие» (в свою очередь выделившаяся из Московской славянской языческой общины) . Группа скинхедов «Солнцеворот» Артёма Талакина (Лютый) была молодежным крылом петербургского неоязыческого « Союза венедов »; сам Талакин некоторое время желал стать признанным вождем скинхедов; он обучил до 300 подростков .

«Коловрат» изображён на щите князя Святослава на памятнике князю (2005) работы Вячеслава Клыкова . Композиция включает также фигуру поверженного хазара -иудея, иллюстрируя конспирологический хазарский миф .

«Коловрат» стал одним из популярных символов на « Русском марше » — ежегодных шествиях и митингах русских националистических организаций и движений. На прошедшем 4 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге «Русском марше» принимали участие представители неоязыческого объединения « Схорон еж словен » во главе со своим верховным жрецом Владимиром Голяковым (Богумилом Вторым Голяком) . По инициативе Голякова в резолюцию марша были включены слова об «освобождении славян от инородной оккупации » . На прошедшем 4 ноября 2013 года в Москве «Русском марше» впервые присутствовала отдельная колонна родноверов. На «Русском марше» в Люблино (Москва) доминировала неоязыческая символика, включая «коловрат» .

В вооружённом конфликте на востоке Украины пророссийские и украинские родноверы в качестве военного символа часто используют восьмилучевой «коловрат». Он помещён на шевронах бойцов ДШРГ «Русич» . На эмблеме ДШРГ «Ратибор» находятся «коловрат» и череп. По словам командира Алексея Мильчакова, «Русич» состоит «из националистов-родноверов… добровольцев из России и Европы» и действует как «замкнутый коллектив» и является подразделением, в котором русские националисты получают боевую подготовку .

Брентон Таррант , террорист, в 2019 году убивший 51 человека в мечетях Крайстчерча в Новой Зеландии, имел при себе жетон с изображением «коловрата» в числе других неонацистских символов .

По результатам опросов 2019 года «коловрат» («коловорот») является одним из наиболее употребляемых названий родновеческих символов .

Исторический контекст

Четырёх-, восьмилучевая свастика и некоторые другие её варианты встречаются в славянской культуре, но символ «коловрат» в традиционной культуре отсутствует .

Родноверами утверждается, что корень слова «коло» в др.-рус. означал «солнце», однако не существует ни одного этнографического источника, подтверждающего это значение. « Коло » в славянских языках имеет иные значения . Вторая часть слова «-врат» — неполногласная , что означает её происхождение из церковнославянского языка , а не из древнерусского .

Родственное слово « кол есо» для называния шести- и восьмиконечных розеткообразных символов-оберегов, например, «громовое колесо», присутствует в аутентичном фольклоре, в частности, Русского Севера .

Законодательный запрет демонстрации в России

В России пропаганда или демонстрация символа может преследоваться по статье 20.3 КоАП РФ («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения…»), а также может быть поводом для проверки по статье об экстремизме . Изображение фигуры человека с «коловратом», упоминается в судебном решении от 02.11.2010, на основании которого оно включено в Федеральный список экстремистских материалов за номером :

Изображение фигуры человека, правая рука которого вытянута в традиционном нацистском приветствии , с наличием изображения, сходного с нацистской символикой до степени смешения (коловрат) и кельтского креста .

Судами и привлечёнными экспертами «коловрат» может рассматриваться как символ, сходный с нацистской свастикой до степени смешения . Так, в 2019 году Заводский районный суд Кемерова оштрафовал жреца кемеровской общины родноверов на основании заключения эксперта (кандидата исторических наук из КемГМУ ), согласно которому использованное обвиняемым изображение содержит украшение в виде «псевдоисторического славянского солярного символа» — «коловрата», представляющего собой «свастическое изображение с 8 концами-крюками, направленными против часовой стрелки» и являющееся замаскированной нацистской свастикой, сходной с оригиналом до степени смешения, а также на основании еще одного исследования, согласно которому символ похож на две совмещённые свастики и, несмотря на незначительные отличия, в целом ассоциируется с нацистской символикой. Эксперт отметил также, что «колядник» (термин, которым обвиняемый назвал «коловрат»), «коловрат» и другие подобные свастические символы не являются историческими и отсутствовали у славянских народов . 20 сентября 2020 года Вахитовский районный суд Казани оштрафовал жителя Казани, который был одет в толстовку с изображением «коловрата»: «Согласно заключению эксперта символ „коловрат“… является сходным со свастикой до степени смешения и в таком своем качестве подлежит идентификации как знак, реабилитирующий и героизирующий нацизм » .

Хотя в феврале 2020 года была принята поправка к статье КоАП , требующая от обвинителя доказывать наличие пропаганды или оправдания нацистской или экстремистской идеологии, но де-факто эта поправка может не применяться . К демонстрации относится, в частности, наличие символа на одежде и вещах, публикация в интернет фотографий и картинок с символом, их репосты в соцсетях .

Правонарушение по статье 20.3 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с такой же конфискацией. Кроме того, признанный виновным не может быть быть выдвинут на выборах и попадает в поле зрения Центра «Э» МВД России .

По мнению правозащитников, левосторонний «коловрат» легко отличим от нацистской свастики, а признание «изображения экстремистским не означает запрета на распространение всех его составных частей» .

См. также

Примечания

  1. ↑ .
  2. ↑ , с. 82.
  3. (неопр.) . Информационно-аналитический центр «Сова» (22 ноября 2019). Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  4. ; , том 2, с. 49, 156; , с. 87.
  5. ; ; , p. 306; , том 1, с. 420, 516.
  6. (неопр.) . Информационно-аналитический центр «Сова» . Дата обращения: 3 марта 2013. Архивировано из 27 июня 2015 года.
  7. , с. 84.
  8. ; ; , p. 306; , том 1, с. 420, 516; , том 2, с. 34; , с. 87.
  9. , том 2, с. 49; , с. 82, 84.
  10. , Культ насилия и его создатели; , p. 282; ; .
  11. ↑ , p. 306.
  12. , Культ насилия и его создатели; ; , p. 306; , том 1, с. 420; , том 2, с. 49; .
  13. .
  14. ; , том 2, с. 49.
  15. ; , с. 84; , с. 87.
  16. ; ; , p. 306.
  17. , с. 157; ; , 44, 47—48 минута.
  18. , 47—48 минута.
  19. . (польск.) (1923). Архивировано из 25 января 2018 года.
  20. , Псевдославянское псевдоязычество.
  21. ↑ , 47 минута.
  22. ↑ .
  23. ↑ .
  24. ↑ , Скинкультура и ее развитие.
  25. , 44, 47—48 минута.
  26. ↑ , 48 минута.
  27. , 46—47 минута.
  28. , с. 157.
  29. .
  30. , том 2, с. 49.
  31. , с. 89—90.
  32. , том 2, с. 156.
  33. .
  34. , с. 87.
  35. ↑ // Лехаим . — № 11 (139) — ноябрь 2003 — хешван 5764 . 27 февраля 2023 года.
  36. (неопр.) . Союз славянских общин славянской родной веры (2014). Дата обращения: 7 мая 2016. 1 апреля 2016 года.
  37. , p. 61.
  38. .
  39. , с. 178.
  40. .
  41. Нехезин, Виктор. (неопр.) . Русская служба Би-би-си . 20.09.2018 (2018). 25 ноября 2021 года.
  42. Мальцев В. А. // НГ-Религии . — 2014. — 19 февраля. 25 ноября 2021 года.
  43. .
  44. Лихачёв В. . — * , 2016. — С. 23—24. 3 августа 2021 года.
  45. Akshay Pai. (англ.) (2019). Дата обращения: 15 марта 2019. 24 марта 2019 года.
  46. .
  47. , с. 141—144, 149, 150.
  48. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  49. Иванов В. В. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2 .
  50. , p. 14, 17.
  51. , p. 121—151.
  52. Карина Джамал. (неопр.) . Idel.Реалии . Радио «Свобода» (8 сентября 2020). Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  53. от 21 июля 2021 на Wayback Machine (№ 947). Министерство юстиции Российской Федерации .
  54. Sergey Paganka. (неопр.) . pantheon.today (23 ноября 2019). Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  55. (неопр.) . Официальный интернет-портал правовой информации (1 марта 2020). Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  56. (неопр.) . Интерфакс (16 апреля 2013). Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  57. (неопр.) . Комсомольская правда (22 ноября 2019). Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.

Литература

Научная
Информационная и публицистическая
  • Диакон Георгий Максимов . . — М. : Православное миссионерское общество имени преподобного Серапиона Кожеозерского, 2014. — 128 с. — (Специальный выпуск альманаха «Православие»).
  • Мальцев В. А. // НГ-Религии . — 2015. — 1 апреля.

Ссылки

  • Гайдуков А. В. (неопр.) . Семинар городской антропологии ИЭА РАН . Группа городской антропологии ИЭА РАН (13 декабря 2021). Дата обращения: 18 декабря 2021.
  • Логотип YouTube . Переполох #8, 2013.
  • Stra1k. (неопр.) (присутствует ненормативная лексика) (4 февраля 2015). Дата обращения: 8 мая 2016. 8 мая 2016 года.

Same as Коловрат (символ)