Interested Article - Серов, Александр Николаевич (композитор)

Алекса́ндр Никола́евич Серо́в ( 11 ( 23 ) января 1820 , Санкт-Петербург , Российская империя 20 января ( 1 февраля ) 1871 , там же) — русский композитор и музыкальный критик ; действительный статский советник ; отец живописца Валентина Серова .

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье чиновника финансового ведомства Николая Ивановича Серова (1790—1856) и Анны Карловны Габлиц (?—1865) . Его дедом по материнской линии был естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц .

В семилетнем возрасте начал учиться музыке у молодой пианистки Олимпиады Жебелёвой , занимавшейся с ним, по словам В. В. Стасова , «солидно и необыкновенно тщательно» . Серов посвятил своей наставнице фортепианный ноктюрн , а впоследствии вспоминал: «Это труженица, искренно любящая своё искусство; не владея современной пустой виртуозностью, она глубоко внедрила в меня любовь к музыкальной литературе» .

Портрет Александра Николаевича Серова, выполненный сыном, Валентином Серовым

Окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию , затем учился в Училище правоведения (1835—1840). Блестяще окончив последнее, стал чиновником министерства юстиции и внутренних дел, где его отец, Николай Иванович, человек невысокого происхождения, но умный и энергичный, занимал довольно видное место. После пятилетней службы в Санкт-Петербурге А. Н. Серов был направлен в Симферополь . Он был назначен заместителем председателя Таврической уголовной палаты, однако от службы его постоянно отвлекала любовь к музыке. Здесь он написал свои первые оперы «Мельничиха из Марли» и «Майская ночь», позже уничтоженные. Из Симферополя Серов был переведён в Псков и вскоре, наперекор воле отца и несмотря на самые стеснительные материальные условия, вышел в отставку и посвятил себя исключительно музыкальным занятиям .

В начале 1842 года Александр Серов познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой , личность которого произвела на него сильное впечатление; он во многом определил художественные взгляды и вкусы Серова. До тех пор относившийся довольно равнодушно и к русской музыке вообще, и к произведениям Глинки в частности, Серов стал смотреть на эти явления другими глазами. Даже когда первый пыл увлечения « Жизнью за царя » и « Русланом и Людмилой » несколько остыл, когда Серов начал подмечать кроме достоинств также и недостатки в этих произведениях, он все же и к ним, и к их автору продолжал относиться с глубоким уважением . Значительное влияние на формирование Серова как музыканта имело и состоявшееся вскоре знакомство с Даргомыжским .

Переехав в 1850 году в Петербург, он стал музыкальным критиком: его первые статьи появились в 1851 году в журналах « Современник », « Сын отечества », « Библиотека для чтения »; затем — в « Пантеоне ». Также в 1860 году заведовал музыкальным отделом журнала « Искусства ».

В 1858 году во время поездки за границу Серов познакомился с Ференцем Листом и Рихардом Вагнером , встречи с которыми описал в опубликованных в 1858—1859 годах «Письмах из-за границы». В этом же году он впервые в России провёл цикл публичных лекций о музыке, не имевших успеха. Однако повторённые в 1860 году лекции заинтересовали общество.

Бюст А. Н. Серову у входа
в отель « Серовъ » ( Симферополь )

Как указывал Ф. М. Толстой , Серов-композитор был выше Серова-критика. В 1863 году с огромным успехом прошла премьера его оперы « Юдифь ». В этом же году он женился на своей ученице, одарённой музыкантше — Валентине Бергман .

В 1867 году А. Н. Серов предпринял вместе с женой попытку издания (впервые в России) специальной музыкальной газеты «Музыка и театр», которая, не найдя поддержки в обществе, просуществовала недолго — до 1868 года .

В 1868 году Серов снова прочитал цикл лекций в Москве; теперь он пропагандировал творчество А. С. Даргомыжского, М. И. Глинки, В. А. Моцарта , Л. Бетховена и других выдающихся композиторов; Серов первым употребил термин « симфонизм ». В 1870 году Русское музыкальное общество командировало его в Вену на торжества по поводу столетия со дня рождения Бетховена.

Александр Николаевич Серов умер в Санкт-Петербурге 20 января ( 1 февраля ) 1871 года.

Адреса

В Санкт-Петербурге

1865 — 20.01.1871 года — доходный дом на Васильевском острове , на углу 15-й линии , д. 8 и Большого проспекта , д. 40.

В Симферополе

1845—1850 — Соборный переулок (ныне улица Серова , 14) — Отель «Серовъ»; у входа в отель бюст, выполненный скульптором Е. Яблонским.

Оперы

Примечания

  1. Черномордиков Д. А. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1913. — Т. 14. — Стб. 662.
  2. Бердников Л. от 1 февраля 2014 на Wayback Machine .
  3. Стасов В. В. Избранные сочинения: В 3 тт. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2. — С. 352.
  4. Серова В. С. Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. — М., 1914. — С. 27.
  5. Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1901. — Т. XXXII. — С. 388–389.
  6. , с. 254.
  7. , с. 253.
  8. Лапшина, Галина . www.mediascope.ru. Дата обращения: 15 июня 2016. 11 августа 2016 года.

Литература

Рекомендуемая литература

  • Абрамовский Г. К. Оперное творчество А. Н. Серова. — СПб: Канон, 1998. — 170 с.
  • . — СПб.: тип. Н. Финдейзена, 1896. — 270 с., 1 л. факс.
  • Финдейзен Н. Ф. Александр Николаевич Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность. — М.: Директ-Медиа, 2012. — 342 с. — ISBN 978-5-9903384-7-0 .
  • Черкашина М. Р. Александр Николаевич Серов. — М.: Музыка, 1985. — 162 с. — 50000 экз. — Русские и советские композиторы.

Ссылки

  • на сайте mus-info.ru
Источник —

Same as Серов, Александр Николаевич (композитор)