Interested Article - Карбаускис, Миндаугас

Ми́ндаугас Карба́ускис ( лит. Mindaugas Karbauskis ; род. 28 января 1972 , , Шяуляйский район , Литовская ССР , СССР ) — театральный режиссёр , художественный руководитель Театра им. Вл. Маяковского (19 мая 2011 — 25 февраля 2022). Лауреат многочисленных премий и наград, в том числе « Золотая маска », « Хрустальная Турандот », « Триумф ».

Биография

Миндаугас Карбаускис родился 28 января 1972 года в ( Шяуляйский район ). Сын Че́словаса Карбаускиса и Нийоле Карбаускене. Его старший брат Рамунас — известный в Литве политик и меценат.

В 1994 году окончил театральный факультет музыкальной академии Литвы (Мастерскую Эгле Габренайте).

В 2001 году , на год раньше, чем его однокурсники-режиссёры, экстерном, окончил режиссёрский факультет ГИТИС (мастерская Петра Фоменко ) .

За время учёбы поставил «Русалку» А. С. Пушкина и « Гедду Габлер » Г. Ибсена .

В 2001—2007 годах работал режиссёром в Театре-студии п/р Олега Табакова .

В 2009—2011 годах работал в РАМТ .

С 20 мая 2011 года — художественный руководитель Московского академического театра имени Владимира Маяковского .

В 2017 году набрал курс на актёрском факультете Российского института театрального искусства — ГИТИС .

Детство

Родился 28 января 1972 года, в поселке , Шауляйского района , в Литовской ССР .

Отец Миндаугаса — — выпускник Литовской сельскохозяйственной академии , в период СССР был председателем колхоза, а мама Нийоле Карбаускене работала педагогом-дефектологом .

У Миндаугаса есть старший брат Рамунас и младшая сестра Юрга.

Раннее детство Карбаускис провел в своей родной деревне Найсяй и в городе впервые оказался только тогда, когда пошёл в первый класс .

Родители Карбаускиса были театралами и часто брали с собой в театр сына:

«Они меня с 10 лет в Москву с собой брали и всюду водили по театрам . Я это просто ненавидел. Я не очень-то увлекался театром, но родители меня туда силком загоняли. Кстати, у мамы с «Маяковкой» связано такое воспоминание: она ещё в ту пору, когда худруком был Андрей Гончаров , пришла в театр и переобулась перед началом в туфельки. Но в зале не было мест, и ей пришлось весь вечер стоять. В результате ноги отекли, и после спектакля она даже не смогла снова надеть сапоги. Тогда «Маяковка» была очень популярным местом» .

Миндаугас Карбаускис

Будучи школьником, Карбаускис, по собственному признанию, любил читать стихи и уделял большое внимание русскому языку, участвовал в школьной олимпиаде по этому предмету . Ходил в художественную школу в Шяуляе .

Литовский период

В 1990 году Карбаускис окончил школу и поступил в Музыкальную академию Литвы на театральный факультет, мастерскую Эгле Габренайте. Когда Карбаускис учился на третьем курсе, в Литву, на фестиваль Life, приехала мастерская Петра Фоменко . Они показали в Учебном театре Театральной академии свой спектакль по А. Н. Островскому « Волки и овцы ». В спорах с друзьями о природе таланта Миндаугас настаивал, что за легкостью и вдохновением стоит школа. И эту школу он решил в будущем постичь .

В 1994 году окончил учёбу в Академии .

В 1996 году участвовал в организации гастролей театра Маяковского в Вильнюсе . Режиссёр театра Маяковского Татьяна Ахрамкова, приехавшая на гастроли с театром, посоветовала юноше ехать в Москву и поступать на режиссёрский факультет к Петру Наумовичу Фоменко .

Время после окончания учёбы и отсутствие постоянной работы в Литве сам Карбаускис вспоминает так:

«Три года я практически сидел без работы и пришел в полное отчаяние, словом, было необходимо что-либо решать относительно дальнейшей жизни. Вообще в Литве очень маленький театральный рынок и если женщина может выйти замуж, родить детей и забыть про актёрство, то для мужчины понять в 40-45 лет, что он лишь артист, и денег заработать не в силах, — настоящая трагедия. Кино в Литве нет, у театров бюджеты ограниченны, к тому же их не больше восьми, что не соответствует количеству выпускаемых каждый год артистов. Некоторые подрабатывают на телевидении, но для этого нужен особый талант. Возможно, окажись я в России сразу же после училища, моя судьба сложилась бы иначе. В Литве же наш курс вообще нигде не ждали. У преподавателей не было театров, в которые они могли бы порекомендовать своих студентов. Конкурсов, подобным московским, когда можно прийти в любой театр в определенные дни и показать себя, в Литве не практикуют. Так что дорога в храм искусства была непонятна»

В Литве как артист Карбаускис снялся в фильме 1996 года «Žemės ar moteries (Земли или женщины)» режиссёра Альгиса Матулёниса .

В 25 лет Карбаускис едет в Лондон , чтобы, по собственным словам: «рассмотреть западный мир и разобраться в себе, подумать, как быть дальше» . Возвращается оттуда через три месяца и едет в Москву, поступать на актёрско-режиссерский факультет к П. Н. Фоменко , который набирал курс в ГИТИСе .

Учёба в Москве (ГИТИС)

В 1997 году Миндаугас Карбаускис поступает на актёрско-режиссёрский курс к П.Н. Фоменко . Преподаватели курса были режиссёры: Сергей Васильевич Женовач и Евгений Борисович Каменькович . Среди однокурсников Миндаугаса были будущие актёры: Евгений Цыганов , Ирина Пегова , Павел Баршак , Никита Зверев , Максим Литовченко , Иван Оганесян , Наталия Курдюбова, Екатерина Крупенина, Олег Нирян, Алексей Колубков; а также будущие режиссёры: и Николай Дручек .

Первый дипломный спектакль, который Карбаускис поставил в 1999 году в ГИТИСе, был «Русалка», по поэме А. С. Пушкина . Режиссёр Леонид Хейфец так вспоминает о первой студенческой работе Карбаускиса:

«…Не помню уже, в каком году это было, но хорошо помню, как мы смотрим очередной студенческий показ мастерской Фоменко. Самостоятельная работа какого-то пацана… Александр Сергеевич Пушкин — «Русалка». И вдруг приходишь в ошеломление. Боже мой, как это сделано?! Совершенно не похоже ни на что предыдущее. И тут же лезешь в программку и запоминаешь фамилию — Карбаускис…»

В 2000 году вышел второй дипломный спектакль Карбаускиса — « Гедда Габлер » по пьесе Генрика Ибсена . Гедду играла Наталия Курдюбова, а роль Эйлерта Левборга — сам режиссёр .

Вместо пяти лет Карбаускис учился на режиссёра четыре года, так как закончил обучение в ГИТИСе на год раньше, экстерном . И тогда же, летом, будучи на отдыхе, получил звонок от своего педагога — Евгения Каменьковича , что нужно срочно приехать в Москву, есть предложение о работе. Олег Табаков искал молодого режиссёра для театров, которыми руководил, увидел в ГИТИСе студенческую работу Карбаускиса «Гедду Габлер» , которая ему очень понравилась, и обратился за рекомендациями к педагогам курса П.Н. Фоменко, которые и посоветовали попробовать Карбаускиса. Так, сразу после окончания ГИТИСа, Миндаугас получил приглашение работать в МХТ им. Чехова и в Табакерке (Театре под руководством О. Табакова) .

Работа в Москве (2001-2007)

Первой работой Карбаускиса в Московском театре-студии под руководством О. Табакова был спектакль по пьесе Торнтона Уайлдера «Долгий рождественский обед» . Премьера состоялась 05 ноября 2001 года .

Через полтора месяца, 25 декабря 2001 года, Карбаускис выпускает в МХТ им. Чехова спектакль « Старосветские помещики » по повести Николая Васильевича Гоголя . Этот спектакль стал первой премьерой на Малой сцене в Камергерском переулке МХТ им. Чехова . Роль Пульхерии Ивановны исполняла Полина Медведева , позже — , а Афанасия Ивановича — Александр Семчев . Спектакль играли до 2018 года, почти 17 лет. Жанр спектакля режиссер обозначил как «Сочинение по повести». Карбаускис сам сделал инсценировку. В спектакле мало декораций и почти нет слов — вся история не рассказана, а дана в ощущениях под звук владимирского рожка . Гоголь упомянул, что на стеклах окон помещиков всегда звенело множество мух. Режиссёр Карбаускис найдет повод, чтобы вечно сонный комнатный мальчик ( Никита Зверев ) процитировал знаменитое арлекиновское лацци с мухой . «В облике и поведении «старосветской» челяди нет поначалу никакой зловещести. Дворовые девки и комнатный мальчик изображают упоминаемых в тексте гусей, тихонько подворовывают, дурачатся, — в общем, являют собой радость жизни. Но они же оказываются и равнодушными могильщиками, засыпающими землёю свою хозяйку и бесцеремонно начинающие управлять домом после её кончины. Бездна смерти не может их ужаснуть, ибо им не явлена полнота жизни. Они относятся ко всему функционально: проголодался — накормим, умер — похороним». — написала театральный критик Марина Давыдова для газеты «Время новостей» . А Алексей Филиппов (газета «Известия», 08.01.2002) так опишет финал спектакля: «Потеряв любимую, толстый человек страдает — при виде еды стискивает рот, его кормят насильно. Когда он тянется к еде, его дразнят, не доносят ложку до рта — без злого умысла, просто так, для забавы. Сундук, на котором он сидит, отодвигают к стене (Афанасий Иванович мешает мыть пол), и толстяк сидит, уткнувшись лицом в угол. Речь здесь идет о трагедии человека, ни у кого не вызывающего зла, но мешающего всем одним своим присутствием. Девки и комнатный мальчик будут петь, играть, забавляться друг с другом и передвигать Афанасия Ивановича, чтобы он им не мешал. Потом все кончится — Пульхерия Ивановна придет из лучшего мира на пуантах и уведет его с собой» .

Второй премьерой Карбаускиса в театре Табакова и третьей вообще — был спектакль «Лицедей» по пьесе австрийского писателя Томаса Бернхарда . Пьеса была написана в 1984 году, но в Москве она никогда не ставилась. Карбаускис стал первым, кто поставил по ней спектакль , ставший бенефисом Андрея Смолякова . Премьера состоялась в подвале на улице Чаплыгина, 15 мая 2002 года . Спектакль шёл до 2019 года, почти 17 лет. В подзаголовке спектакля стояло: "Комедия, которая на самом-то деле трагедия, или наоборот" .

Работу в театре режиссёр недолгое время совмещает с преподавательской деятельностью в РАТИ-ГИТИС , преподавая на курсе своего бывшего педагога — Сергея Женовача .

Когда Олег Табаков предложил Карбаускису поставить спектакль по пьесе Майкла Фрейна «Копенгаген», то режиссер сначала отказался:

«Мне больше нравится что-то исследовать для себя, а не просто выдавать готовый продукт. Часто бывает: мне предлагают что-то поставить, я отказываюсь. Например, от пьесы, если не я ее выбрал. Так было с "Копенгагеном", который нашёл Табаков . Я отказался принципиально. Мне предложили ещё раз. Я понял, что пьесу эту поставить не смогу. Вот тогда согласился» .

Миндаугас Карбаускис

Премьера спектакля «Копенгаген» состоялась в МХТ им. Чехова 25 февраля 2003 года. Это был первый спектакль Карбаускиса, поставленный им на большой сцене. Пьеса английского писателя Майкла Фрейна , написанная в 1998 году , повествует о встрече в разгар Второй мировой войны отцов квантовой механики : физика Нильса Бора (играл Олег Табаков) и его ученика, официально работавшего на Третий рейх Вернера Гейзенберга ( Борис Плотников ) — осенью 1941 года. Тогда, в 1941-м году, Бор едва не выгнал любимого ученика, испугавшись, что тот вооружит Гитлера ядерной бомбой. Потом Бор окажется в Америке и будет иметь непосредственное отношение к тем бомбам, что упали на Хиросиму и Нагасаки , а Гейзенберг так и не одарит фашистов страшным оружием, саботируя свою работу под видом незнания, как выяснилось впоследствии, липового. «Дело, однако, не просто в реабилитации Гейзенберга, но в еще одной попытке решить извечный вопрос: что в конечном счете важнее — достижения человеческой мысли или мораль ?» — написала театральный критик Нина Агишева в «Московских новостях» .

Дальше Карбаускис снова ставит в Театре под руководством О.Табакова . Премьера его спектакля «Синхрон» по пьесе швейцарского драматурга состоялась 24 июня 2003 года в рамках программы "Экспериментальные и молодежные постановки" V Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова .

24 января 2004 года, там же, Карбаускис первым в России поставил спектакль по роману Уильяма Фолкнера « Когда я умирала », написанный в 1930 году. В романе и в спектакле семья Бандрен везет гроб с телом матери за сорок миль, в город Джефферсон , центр фолкнеровского мира: покойница Адди Бандрен (роль исполняла Евдокия Германова ) велела мужу Ансу Бандрену ( Сергей Беляев ) хоронить её только там. Везут десять дней, преодолевая разлившуюся реку и атаки полчищ грифов , которые летят на запах разлагающегося трупа, река разлилась, мулы утонули, дочь Бандрена, Дюи Делл беременна; один из сыновей, Вардаман ( Александр Яценко ) безумен; другой, Кеш (Алексей Усольцев), станет калекой ; третий, Дарл (Андрей Савостьянов), преступником; а тело в гробу разлагается, и люди уже шарахаются от запаха. А ехать надо. Центральный монолог романа — монолог Адди Бандрен возникает, когда её уже почти довезли до Джефферсона: «Кто знает грех только по словам, тот и о спасении ничего не знает, кроме слов», «Смысл жизни - приготовиться к тому, чтобы долго быть мертвым» и «Слова бесполезны; слова не годятся даже для того, для чего они придуманы» За роль Адди Бандрен актриса Евдокия Германова получила номинацию на премию «Золотая маска» — «Лучшая женская роль». А сам режиссёр спектакля получил две «Золотые маски» — за « Лучший спектакль в драме, малая форма » и за « Лучшую работу режиссера ». Также в 2004 году спектакль удостоен премии « Хрустальная Турандот » как лучший спектакль года.

18 мая 2004 года в театре Табакова (шёл на сцене МХТ им. Чехова) Карбаускис выпустил спектакль « Дядя Ваня » по одноимённой пьесе А. П. Чехова . Профессора Серебрякова играл Олег Табаков , Елену Андреевну - Марина Зудина , Соню – Ирина Пегова , Войницкую – Ольга Барнет , Войницкого – Борис Плотников , Астрова – Дмитрий Назаров . Спектакль был номинирован на « Золотую маску » в пяти номинациях, а Ирина Пегова за роль Сони стала лауреатом в номинации « Лучшая женская роль ».

Спустя четыре года после гитисовской премьеры « Гедды Габлер », в декабре 2004 года, Миндаугас воскрешает студенческий спектакль как полноценную часть афиши уже « фоменковского театра ». Главную роль снова играла , а Левборга (в студенческом спектакле играл сам режиссер) — Максим Литовченко .

После Карбаускис снова ставит в Театре Табакова . Спектакль « Рассказ о семи повешенных » — по повести Леонида Андреева , которую писатель посвятил Льву Николаевичу Толстому . Премьера — 25 ноября 2005 года. В повести и в спектакле речь идет о террористах, приговоренных к смерти за готовившееся покушение на сановную особу . «Режиссёр и артисты не разбираются в заблуждениях героев и не судят их поступки, оставляя за каждым выстраданное право распорядиться личным мигом своим на Земле» — написала театральный критик Ольга Харитонова .

«И не смерть страшна, а знание ее; и было бы совсем невозможно жить, если бы человек мог вполне точно и определенно знать день и час, когда умрет».

(Леонид Андреев, «Рассказ о семи повешенных»)

Спектакль получил три номинации на « Золотую маску »: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника-постановщика» (Мария Митрофанова) и стал лауреатом специальной премии жюри «Золотой маски» — «Приз критиков и журналистов» . Также Миндаугас Карбаускис стал лауреатом премии « Хрустальная Турандот » (лучший спектакль 2006 года), получил Золотой диплом Московского театрального фестиваля в номинации «Лучший спектакль» и Московскую театральную премию СТД РФ «Гвоздь сезона».

Следующий спектакль «ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» был поставлен Карбаускисом 7 апреля 2006 года в театре Табакова по поэме Николая Васильевича Гоголя « Мёртвые души ». Режиссёр сам сделал инсценировку . Чичикова играл Сергей Безруков . Название спектакля у Карбаускиса схоже с тем, которое в 1842 году (именно тогда увидела свет первая публикация поэмы) присвоила книге «высочайшая цензура» — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» . Работая над спектаклем, Миндаугас впервые сотрудничает с художником Сергеем Бархиным .

Последний спектакль Миндаугаса Карбаускиса в театре Табакова – «Рассказ о счастливой Москве» был поставлен по недописанному и не самому известному роману Андрея Платонова « » (1933-1936), который был опубликован только в 1991 году. Премьера спектакля состоялась 29 апреля 2007 года. Режиссёр в который раз обратился к тексту, который никогда ранее не ставился на сцене и сам сделал инсценировку, сохранив платоновский язык в неприкосновенности . Спектакль получил пять номинаций на « Золотую маску » и выиграл две: «Лучшая работа режиссёра» и «Лучшая женская роль» ( Ирина Пегова ).

Возвращение как режиссёра ( РАМТ )

После ухода из МХТ и « Табакерки » в 2007 году, Миндаугас Карбаускис почти три года не выпускал спектакли. Трехгодичный отпуск он объяснял так:

«Не работать длительный период — это в некотором роде моя очередная творческая задумка. В молодости я уже был безработным. После окончания актерского факультета я не получил приглашений на работу. Трёхлетняя пауза у меня уже была. Но в тот раз она была вынужденная, а в этот раз — осознанная. Можно замечательно жить не работая — поверьте мне. И даже извлечь пользу. Но наступает момент, когда думаешь: а нужен ли ты? Встаёт вопрос самоактуализации. Иногда, честно скажу, было очень страшно. А с другой стороны, не хотелось сдаваться» .

Возвращение Карбаускиса как режиссёра произошло в Российском академическом молодёжном театре (РАМТ) и в который раз с таким материалом, который ранее не ставился в России. Художественный руководитель РАМТ Алексей Бородин о знакомстве с Карбаускисом вспоминал так:

«Я его знал как режиссёра и очень ценил. Однажды он пришел на „ Берег Утопии “, который ему понравился, и он зашел ко мне это сказать. Тут я в него и вцепился. Затем последовал долгий период нашего общения (очень для меня полезный), мы планировали какой-нибудь его спектакль на следующий сезон. Но однажды он пришел, и я увидел, что с ним что-то произошло. Оказывается, он обнаружил повесть Мераса „Вечный шах“ и находился под таким впечатлением, что готов был сразу начать. Через несколько недель они уже репетировали. Мы со своей стороны создавали ему все условия» .

В России произведение «Ничья длится мгновение (Вечный шах)» было почти неизвестно — книга была впервые опубликована в СССР в 1963 году и переиздавалась только раз — в начале 2000-х . Ицхокас Мерас родился перед войной в Каунасе , в еврейской семье. И, как все его родственники, должен был погибнуть в еврейском гетто , но Мераса спасли литовские крестьяне, ставшие его приёмной семьей. Став писателем, Мерас сочинил роман о том, как 17-летний Исаак Липман играет в шахматы с комендантом гетто Шогером . Если Исаак выиграет — погибнет, но будут спасены дети, живущие в гетто. Проиграет — выживет, но детей увезут. Сделает ничью — останется в живых, и дети останутся в гетто. У Исаака последний ход. Два варианта — ничья или выигрыш. И выбор Исаака — сознательный выбор смерти. Инсценировку написал сам режиссёр, выбрав линию Авраама Липмана, отца семейства . Премьера состоялась 9 февраля 2010 года . Спектакль получил премию СТД РФ «Гвоздь сезона» и три номинации на театральную премию « Золотая маска »: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссёра» и «Лучшая мужская роль (Авраам Липман — Илья Исаев )». А 6 декабря 2010 года в Кремлёвском Дворце Федерация еврейских общин России объявила режиссёра спектакля «Ничья длится мгновение» Миндаугаса Карбаускиса «Человеком года 5770» в номинации «Театр». Ему вручили статуэтку «Скрипач на крыше» израильского скульптора Франка Мейслера , созданную специально для этой церемонии .

Второй спектакль Миндаугаса Карбаускиса в РАМТе — « Будденброки » — по одноимённому роману немецкого писателя Томаса Манна . Режиссёр стал первым, кто поставил спектакль по этой книге в России . Премьера состоялась 23 января 2011 года . Карбаускис сам сделал инсценировку 600-страничного произведения, выбрав линии Тома и Тони Будденброков . За три часа, что длится спектакль, на сцене проходит несколько десятилетий, а в семье Будденброков сменяются три поколения. Спектакль «Будденброки» стал лауреатом премии им. К. С. Станиславского в номинации «Событие сезона», лауреатом зрительской премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссёр: новая волна» и получил четыре номинации на премию « Золотая маска ».

Художественное руководство в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского

19 мая 2011 года по просьбе актёров Миндаугас Карбаускис становится художественным руководителем Московского академического театра имени Вл. Маяковского .

Сам Карбаускис о своём назначении сказал так:

"Свободным художником, конечно, быть удобнее. Но, видите ли, какое дело – меня позвали артисты этого театра, и я согласился. Меня же сюда худруком не чиновники назначили, меня выбрали. Не министерство и не Департамент культуры привели меня сюда. Меня позвала труппа. Когда Михаил Филиппов и Игорь Костолевский позвали абсолютно незнакомого им режиссера – это был храбрый поступок. Для меня он свидетельство мудрости людей, которые выбирали по репутации, а не по знакомству. Это ведь невероятно, что пригласили режиссера, с которым никогда вместе не работали, никогда не пересекались. Позвали абсолютно незнакомого человека, у которого в этом театре не было «своих», не было друзей, не было даже добрых знакомых. Такого ведь не бывает. По-моему, это редкий случай в местной театральной истории, как ни пафосно это звучит. И мне кажется, что такие смелые поступки себя, в конечном счете, всегда оправдывают. Это доверие людей к тебе – оно обязывает..."

С приходом Карбаускиса в театре сразу становится много работы: приглашаются молодые режиссёры, выпускается много премьер. Актёры, которые не играли долгие годы — получают работу . С приходом в январе 2012 года нового директора театра, Леонида Вячеславовича Ошарина , утверждается проект филиала на Сретенке, и, наконец, делается косметический ремонт театра летом 2012 года . С 2012 по 2015 годы были поставлены спектакли по пьесам драматурга Саши Денисовой , которые она специально написала для театра Маяковского: «Маяковский идёт за сахаром» (режиссёр Алексей Кузмин-Тарасов ), «Девятьподесять» (спектакль, приуроченный к 90-летнему юбилею театра в 2012 году) , «Декалог на Сретенке» (оба — режиссёр Никита Кобелев) .

Под художественным руководством Карбаускиса в театре Маяковского впервые на российской сцене поставлены спектакли: «Любовь людей» (по пьесе Дмитрия Богославского , режиссёр Никита Кобелев) , «На чемоданах» (по пьесе Ханоха Левина , режиссёр Александр Коручеков) , «Бердичев» (по пьесе Фридриха Горенштейна , режиссёр Никита Кобелев) , «Человек, который принял жену за шляпу» (по роману Оливера Сакса , режиссер Никита Кобелев) , «В.О.Л.К. Вот она любовь какая» (по роману Василия Ивановича Аксёнова «Десять посещений моей возлюбленной», режиссёр Светлана Землякова) .

Выпускаются также и детские спектакли: «Мама-кот» (по сказке Луиса Сепульведы , режиссёр Полина Стружкова), «Фабрика слов» (по сказке , режиссёр Ольга Лапина), «Малыш и кот» (совместный проект театра Маяковского и БЭБИ ЛАБ).

Помимо художественного руководства, Карбаускис и сам ставит спектакли как режиссёр. 21 января 2012 года в театре Маяковского состоялась первая его премьера в качестве художественного руководителя театра — спектакль по пьесе А.Н.Островского « Таланты и поклонники ». Сашу Негину сыграла Ирина Пегова — приглашенная актриса из МХТ имени Чехова, а её мать Домну Пантелеевну — Светлана Немоляева . Вневременные костюмы будут придуманы Натальей Войновой . И сама история в спектакле — «вневременная», как потом напишут критики, в частности, Дина Годер в статье «Интриганы и ригористы» («Московские новости») . За эту работу режиссёр получил премию «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссёр года: новая волна» и стал лауреатом премии «Звезда театрала» в номинации «Лучший режиссёр», сам спектакль стал лауреатом X Московской театральной премии «Гвоздь сезона» в 2012 году, а Светлана Немоляева в 2013 году стала лауреатом премии « Золотая маска » в номинации «Лучшая роль второго плана» за роль Домны Пантелеевны.

Второй премьерой Миндаугаса в театре Маяковского, состоявшейся 13 ноября 2012 года, стал спектакль « Господин Пунтила и его слуга Матти » по пьесе Бертольда Брехта . Эта пьеса впервые была поставлена на российской сцене, в СССР спектакли по ней шли только в Прибалтике . За постановку «Господин Пунтила и его слуга Матти» Миндаугас Карбаускис получил премию «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссёр года: новая волна».

Третий спектакль Карбаускиса «Кант» по пьесе Марюса Ивашкявичюса стал первой совместной работой режиссёра и литовского драматурга. Премьера состоялась 17 декабря 2013 года. Действие в спектакле совершается приблизительно в ноябре 1784 года в Кёнигсберге ( Восточная Пруссия ), Принцессинштрассе 3, в доме, принадлежащем Канту . Режиссёр Карбаускис и сценограф Сергей Бархин решили сыграть спектакль в камерном пространстве, рассчитанном всего на 160 зрителей . Зрительный зал совмещен с игровым пространством, расположенным в центре и огражденным алым шестигранником, в котором находится стол с сидящими за ним действующими лицами. Места для зрителей окружают сцену амфитеатром , как в университетской аудитории. В спектакле показан обед с Кантом ( Михаил Филиппов ): камзолы, напудренные парики, канделябры со свечами. А действие начинается первой репликой слуги Мартина ( Анатолий Лобоцкий ): «Суп на столе!». Обеды у Канта и в реальной жизни начинались с этой сакраментальной фразы . Спектакль «Кант» получил Гран-при Московской театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона» (сезон 2013/2014). А также стал номинантом театральной премии «Звезда театрала» (2014) и вошёл в Лонг-лист премии «Золотая маска».

Следующий свой спектакль, премьера которого состоялась 21 февраля 2015 года, Миндаугас Карбаускис посвятил своему учителю Петру Наумовичу Фоменко . Он поставил ту самую толстовскую пьесу « Плоды просвещения » на той самой сцене театра Маяковского, где долгие годы шёл одноимённый спектакль его учителя – с 1984 по 2004 год . Игорь Костолевский , игравший у Фоменко сына Звездинцева, у Карбаускиса играет отца семейства Звездинцевых, которого в спектакле Фоменко играл в свое время Александр Лазарев . Михаил Филиппов и Галина Анисимова при новом распределении сохранили свои старые роли — профессора Кругосветова и Толстой барыни. Светлана Немоляева , игравшая Анну Павловну Звездинцеву, в новом спектакле сыграла кухарку . Спектакль стал участником XI Международного театрального фестиваля «Сезон Станиславского» (Московская программа) и вошёл в Лонг-лист премии «Золотая маска».

Дальше Карбаускис снова работает с Марюсом Ивашкявичюсом . И сотрудничество получилось почти случайным. Карбаускис собирался ставить « Анну Каренину », а в это время Ивашкявичюс писал пьесу о Льве Толстом . Карбаускис предложил совместить работу . Так родилась пьеса «Русский роман» — о писателе Льве Толстом , но не вполне «биографическая», потому что задействованы в ней как реальные, так и вымышленные персонажи из произведений Льва Толстого, прежде всего из «Анны Карениной» . Пьеса была написана литовским драматургом впервые на русском языке по заказу театра Маяковского и впервые поставлена — Карбаускисом. Премьера спектакля состоялась 23 января 2016 года. Спектакль получил три театральные премии « Золотая маска »: «Лучший драматический спектакль большой формы», «Лучшая женская роль ( Евгения Симонова )», «Лучшая работа драматурга ( Марюс Ивашкявичюс )». Также в 2016 году спектакль получил пять театральных премий «МК» и премию СТД РФ «Гвоздь сезона» в 2017 году.

Летом 2017 года Карбаускис возвращается к преподавательской деятельности и набирает актёрский курс в ГИТИСе . Конкурс к режиссёру был 900 человек на место — самый высокий конкурс среди театральных вузов .

Творческое сотрудничество Карбаускиса и Ивашкявичюса продолжилось спектаклем об иммиграции — «Изгнание», где герои — наши современники, а сам текст основан на реальных историях . Пьеса, написанная драматургом на литовском языке, была переведена Юрием Ефремовым . Карбаускис стал первым в России, кто поставил спектакль по этому тексту — ранее постановки по этой пьесе Ивашкявичюса шли только в Прибалтике . Премьера состоялась 3 февраля 2017 года. В этом же году спектакль завоевал премию «Звезда театрала» в номинации «Лучший спектакль малой формы» и премию «Золотая маска» 2018 года в номинации «Лучшая мужская роль» (Вячеслав Ковалев). В «Золотой маске» спектакль так же был номинирован: «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая женская роль второго плана» (Анастасия Дьячук), «Лучшая мужская роль второго плана» (Иван Кокорин) .

После Миндаугас Карбаускис снова обращается к русской классике. 21 декабря 2018 года состоялась премьера его спектакля « Обломов » по одноимённому роману Ивана Александровича Гончарова . Режиссёр сам сделал инсценировку , сделав акцент на взаимоотношениях Ильи Ильича Обломова со своим слугой Захаром и с Ольгой Ильинской. В спектакле играют всего пять артистов. Обломова играет Вячеслав Ковалёв, его слугу Захара — Анатолий Лобоцкий . Отсутствие Штольца в спектакле сам режиссёр объяснил так:

«Он (Гончаров) в романе дает много ответов. Но нам это не актуально. Мы хотим свои ответы. И пришлось выбирать, кому уделять время: больше рассказывать об Ольге или же Штольце. Штольц здесь не уместен. Мы не собирались учить Обломова жизни. Мы решили, что просто его любим, и следовали за ним» .

Свой следующий спектакль в театре Маяковского Карбаускис ставит, задействуя студентов третьего курса своей мастерской в ГИТИСе . Режиссёр возвращается к роману Уильяма Фолкнера « Когда я умирала » — спектакль по этому роману он уже ставил в 2004 году в Театре под руководством О. Табакова . Карбаускис сам написал инсценировку и новый спектакль с новым названием — «Йокнапатофа», премьера которого состоялась 19 декабря 2019 года, становится первой премьерой 97-го сезона в театре Маяковского . Сам режиссёр своё возвращение к роману Фолкнера объяснил так:

«Этот спектакль я начинал еще на курсе Женовача, который потом стал Студией театрального искусства . Тогда в нем роль Вардамана играл Алексей Вертков , а Дюи Дэлл — Мириам Сехон . Но, так как я прервал педагогическую работу, спектакль не завершил. Но я задумывал его как студенческий. Начал его ставить в 2001 году, а в «Табакерке» уже было продолжение работы. И вот сейчас, наконец, с третьей попытки свою идею я воплотил»

30 октября 2020 года Миндаугас Карбаускис впервые в России поставил спектакль «Семейный альбом» по пьесе австрийского прозаика и драматурга Томаса Бернхарда «Vor dem Ruhestand» (Перевод: «Перед отставкой» или «На покой»), написанную им в 1979 году. В основе спектакля "Семейный альбом", как и в самой пьесе, — история из реальной жизни, когда крупный государственный чиновник в Штутгарте был изобличен как ярый нацист , в прошлом — заместитель коменданта концлагеря . «События, известные всем извне, по сообщениям судебных хроникеров, Бернхард выворачивает к зрителю изнанкой, обнажая весь ужас, всю нечеловеческую сущность персонажей пьесы» . В спектакле играют: Михаил Филиппов (Рудольф), Евгения Симонова (его сестра Вера) и Галина Беляева (его сестра Клара).

Свой десятый спектакль в театре им. В. Маяковского Миндаугас Карбаускис выпустил в десятый год своего художественного руководства. Премьера спектакля « Школа жён » по Мольеру в переводе Дмитрия Быкова состоялась 17 апреля 2021 года на большой сцене. В главных ролях: Анатолий Лобоцкий (Арнольф), Наталья Палагушкина (Агнеса), Станислав Кардашев (Орас). «Миндаугасу Карбаускису удалось поставить восхитительный спектакль талантливо, элегантно, стильно и изысканно, без тени пошлости и налёта вульгарности, без нудных нравоучений. Сюжет интригует и захватывает с первых мгновений, а мудрые жизненные истины и вечные ценности, которые струятся из уст героев, навевают множество мыслей, аналогий и ассоциаций», – написала корреспондент Юлия Бурулева в статье для «World Podium» .

25 февраля 2022 года стало известно, что Карбаускис написал заявление об уходе по собственному желанию с должности художественного руководителя театра .

Про уход Карбаускиса театральный критик Влад Васюхин написал :

Последние несколько месяцев ходили упорные слухи, что с Карбаускисом не будет продлен контракт, может, поэтому он опередил департамент культуры Москвы и написал заявление «по собственному желанию». Срежиссировал свой уход. По сути хлопнул дверью.

Еще год назад, в апреле 2021 года, обычно немногословный и сдержанный, он написал пост:

«Пришли вести из департамента! Срок продлят, потому что менять не на кого! Но очень недовольны! До сих пор был уверен, что только я всем недоволен. И студентов своих, говорят, вам не получится взять в театр! А это уже провокация! Предупреждение об увольнении получил также директор театра Александр Сергеевич Стульнев. И вот тут я разозлился! Злость надо подавлять, конечно».

Мои инсайдеры говорят, будто Карбаускис хотел остаться теневым худруком и лоббировал на своё место молодого постановщика Анатолия Шульева. Был вариант, что театром станет руководить худсовет. Еще один сценарий — поставить во главе звезду труппы, народного артиста России Игоря Костолевского . Однако департамент культуры довольно быстро назначил на «свято место» 39-летнего Егора Перегудова.

После увольнения Миндаугас остался жить в Москве, планировал завершить и выпустить в театре Маяковского почти готовый свой спектакль по М.Салтыкову-Щедрину « Господа Головлёвы » . Но новый худрук Егор Перегудов, назначенный в мае Департаментом культуры г. Москвы , не дал Карбаускису этого сделать .

Продолжая жить в Москве, 1 июля 2022 года Миндаугас написал в своих соцсетях :

«Я в ужасе от того, что нынешний худрук Театра Маяковского так и не посчитал нужным со мной встретиться или хотя бы позвонить. Можно ли что-то построить, не пожав прошлому руку? А я вот думал, что сделаю театр, который приятно будет принять другому худруку. И что он мне скажет: “Спасибо!”, а я ему: “Удачи!”».

Роль в кино

Роли в театре

Постановки в театре

Дипломные спектакли

Московский театр-студия под руководством Олега Табакова

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко»

Российский академический молодёжный театр

Московский академический театр имени Владимира Маяковского

Признание и награды

Миндаугас Карбаускис — Золотая маска — 2017
  • 2001 — Лауреат молодёжной премии «Триумф» .
  • 2003 — Лауреат Благотворительного фонда Олега Табакова.
  • 2004 — Лауреат премии им. К. С. Станиславского в номинации «Работа режиссёра».
  • 2004 — Лауреат премии « Хрустальная Турандот » (за спектакль «Когда я умирала»).
  • 2004 — Лауреат Благотворительного фонда Олега Табакова.
  • 2005 — Лауреат национальной театральной премии « Золотая Маска » в номинациях «Драма/Работа режиссёра» (за спектакль «Когда я умирала»).
  • 2005 — Лауреат национальной театральной премии « Золотая Маска » в номинациях «Драма/Спектакль малой формы» (за спектакль «Когда я умирала»).
  • 2006 — Лауреат премии « Хрустальная Турандот » (за спектакль «Рассказ о семи повешенных»).
  • 2006 — Золотой диплом Московского театрального фестиваля в номинации «Лучший спектакль» (за спектакль «Рассказ о семи повешенных»).
  • 2006 — Лауреат Московской театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона» (за спектакль «Рассказ о семи повешенных»)
  • 2006 — Лауреат Благотворительного фонда Олега Табакова.
  • 2007 — Лауреат национальной театральной премии « Золотая Маска » в категории «Приз критиков и журналистов» (за спектакль «Рассказ о семи повешенных»).
  • 2008 — Лауреат Национальной театральной премии « Золотая маска » в номинации «Драма/Работа режиссёра» (за спектакль «Рассказ о счастливой Москве»).
  • 2010 — Лауреат Московской театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона» (за спектакль «Ничья длится мгновение»)
  • 2010 — "Человек года 5770" в номинации "Театр" (за спектакль "Ничья длится мгновение") - Премия от Федерации еврейских общин России .
  • 2011 — Лауреат премии им. К. С. Станиславского в номинации «Событие сезона» (за спектакль «Будденброки»).
  • 2012 — Лауреат зрительской премии «ЖЖивой театр» в номинации «режиссёр: новая волна» (за спектакль «Будденброки»).
  • 2012 — Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший режиссёр» (за спектакль «Таланты и поклонники»).
  • 2013 — Лауреат зрительской премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссёр года: новая волна» (спектакли «Таланты и поклонники» и «Господин Пунтила и его слуга Матти»).
  • 2013 — Спектакль «Таланты и поклонники» награждён премией СТД РФ «Гвоздь сезона».
  • 2014 — Гран-при Московской театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона» за спектакль «Кант».
  • 2016 — Театральная премия «МК» в номинации «Лучший спектакль» (Большая сцена) - за спектакль «Русский роман».
  • 2017 — Лауреат национальной театральной премии « Золотая Маска » в номинациях «Драма/Спектакль большой формы» (за спектакль «Русский роман»).
  • 2017 — Лауреат Московской театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона» (за спектакль «Русский роман»).
  • 2017 — Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль малой формы» (за спектакль «Изгнание»).
  • 2020 — Премия города Москвы в области литературы и искусства за создание спектаклей «Кант», «Плоды просвещения», «Русский роман», «Обломов», «Изгнание. Мой друг Фредди Меркьюри .

Участие в документальных фильмах и телепередачах

  • 2007 — «Лестница в небо». Документальный фильм.
  • 2010 — «Люди и премьеры: Ничья длится мгновение». Телепередача. Автор – Александр Мягченков .
  • 2013 — « Игорь Костолевский . Быть кавалергардом». Документальный фильм. Режиссёр Ирина Смирнова.
  • 2019 — « Галина Анисимова . Юбилейный год». Документальный фильм. Режиссёр Зака Абдрахманова.

Примечания

  1. ( )
  2. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  3. от 10 апреля 2008 на Wayback Machine « Коммерсантъ »
  4. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  5. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  6. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  7. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  8. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  9. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  10. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  11. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  12. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  13. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  14. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  15. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  16. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  17. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  18. Дата обращения: 2 марта 2020. 24 февраля 2020 года.
  19. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  20. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  21. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  22. Дата обращения: 8 апреля 2020. 14 октября 2017 года.
  23. Дата обращения: 8 апреля 2020. 10 февраля 2019 года.
  24. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  25. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  26. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  27. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  28. Дата обращения: 2 марта 2020. 27 июня 2017 года.
  29. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  30. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  31. Дата обращения: 2 марта 2020. 1 июня 2019 года.
  32. . Дата обращения: 2 марта 2020. 6 января 2020 года.
  33. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  34. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  35. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  36. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  37. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  38. Дата обращения: 2 марта 2020. 4 августа 2020 года.
  39. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  40. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  41. Дата обращения: 2 марта 2020. 29 сентября 2020 года.
  42. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  43. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  44. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  45. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  46. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  47. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  48. Дата обращения: 2 марта 2020. 3 марта 2020 года.
  49. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  50. . Дата обращения: 21 августа 2023. 21 августа 2023 года.
  51. Дата обращения: 2 марта 2020. 5 февраля 2020 года.
  52. Дата обращения: 2 марта 2020. 5 февраля 2020 года.
  53. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  54. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  55. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  56. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  57. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  58. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  59. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  60. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  61. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  62. . Дата обращения: 4 марта 2020. 20 сентября 2020 года.
  63. Дата обращения: 4 марта 2020. 5 февраля 2020 года.
  64. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  65. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  66. Дата обращения: 2 марта 2020. 27 февраля 2020 года.
  67. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  68. Дата обращения: 2 марта 2020. 25 января 2021 года.
  69. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  70. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  71. . Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  72. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  73. Дата обращения: 2 марта 2020. 5 февраля 2020 года.
  74. Дата обращения: 2 марта 2020. 5 февраля 2020 года.
  75. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  76. Дата обращения: 16 марта 2020. 22 января 2021 года.
  77. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  78. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  79. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  80. . Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  81. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  82. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  83. Дата обращения: 16 марта 2020. 5 февраля 2020 года.
  84. Дата обращения: 2 марта 2020. 22 сентября 2020 года.
  85. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  86. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  87. Дата обращения: 2 марта 2020. 2 марта 2020 года.
  88. Дата обращения: 31 октября 2020. 3 ноября 2020 года.
  89. Дата обращения: 24 мая 2021. 19 июня 2021 года.
  90. . ТАСС . Дата обращения: 26 февраля 2022. 25 февраля 2022 года.
  91. Дата обращения: 24 июня 2023. 27 августа 2022 года.
  92. Дата обращения: 24 июня 2023. 24 июня 2023 года.
  93. Васюхин В. А. . Alterlit (6 июля 2022). Дата обращения: 26 июня 2023. 27 августа 2022 года.
  94. . Дата обращения: 31 марта 2010. 23 февраля 2019 года.
  95. . Дата обращения: 31 марта 2010. 23 февраля 2019 года.
  96. . Дата обращения: 31 марта 2010. 23 февраля 2019 года.
  97. от 28 ноября 2010 на Wayback Machine « Российская газета »
  98. от 10 ноября 2011 на Wayback Machine « Независимая газета »
  99. . Дата обращения: 28 января 2011. Архивировано из 28 июня 2011 года.
  100. от 26 марта 2013 на Wayback Machine
  101. . Mos.ru (22 сентября 2020). Дата обращения: 23 сентября 2022.

Ссылки

Источник —

Same as Карбаускис, Миндаугас