Interested Article - Гайдамаки

Почтовый блок «Казацкая Украина» с руководителем гайдамацкого восстания « Колиивщина » Иваном Гонтой

Гайдама́ки (происходит от тур. haydamak — гнать, погонять, нападать ) — левенцы́ , дейне́ки экзонимы участников вооружённых отрядов народно-освободительного движения в XVIII веке на территории Правобережной Украины , отошедшей к Речи Посполитой вследствие Андрусовского перемирия .

Гайдамаками называли также участников гайдамацких восстаний 1734 , 1750 , 1754 и 1768 годов, в ходе которых повстанцы захватывали замки, города и целые регионы. В остальное время гайдамаки совершали отдельные нападения на польскую шляхту, сотрудничавших с властями Речи Посполитой местных жителей, местечки , турецких чиновников, бессарабских бояр, участвовали в походах и набегах запорожцев . Вначале они базировались за Днестром. Сами себя они называли вольными казаками. Термин «гайдамаки» впервые появляется в документах 1737 года, до этого использовался только термин «левенцы». Все три экзонима — гайдамака, левенец и дейнека — перешли в современные славянские фамилии жителей Украины и выходцев с Украины разных национальностей .

Гайдамаками также назывались подольские повстанцы Устима Кармелюка (в данном случае они себя так называли), а также некоторые украинские вооружённые формирования периода Гражданской войны 1917—1922 годов , воевавшие с большевиками и белогвардейцами за установление на территории Украины национального независимого государства.

Восстание 1734 года

Ю. Коссак «Лагерь гайдамаков».

Осложнение политической обстановки в Польше в 1733—1734 годах придало ещё более силы гайдамацкому движению, обратив его временно в настоящее крестьянское восстание. В отдельных воеводствах, в том числе и южно-русских, шла в это время борьба шляхетских конфедераций, стоявших за того или другого кандидата на польский престол. В этой междоусобной войне владельцы пользовались силами своих надворных казаков .

Вступление в страну русских войск усилило в местном крестьянском населении энергию и надежду освободиться от польского ига при помощи русского оружия. В воеводстве Брацлавском во главе восстания стал некий Верлан . Объявив, что у него имеется указ русской императрицы, которым приказывается избивать всех поляков и евреев, а затем освобождённый от них край присоединить к России, он принял титул казацкого полковника и стал вербовать из крестьян казацкое войско. Его отряд быстро увеличился, так что он мог выдержать несколько стычек с польскими войсками и занять некоторые города.

Вскоре обстоятельства изменились: Лещинский бежал, сторонники его один за другим признавали королём Августа III , и вместе с тем для русских военачальников исчезли политические причины поддерживать волнение крестьян. Русские войска обращены были даже на усмирение последних и к осени 1734 года эта задача была уже выполнена. С подавлением восстания гайдамацкое движение не прекратилось; напротив того, как раз около этого времени оно приобрело для себя источник новых сил в запорожцах, в 1734 году восстановивших Сечь. Главная масса сечевиков была слишком проникнута ненавистью к ляхам, чтобы остаться безучастными зрителями борьбы с ними гайдамаков. Из запорожцев главным образом набирается контингент «ватажков», или предводителей отрядов. Всё движение приобретает более организованный характер, становясь как бы беспрерывною войною народа против шляхетства.

В северной части запорожских степей устраивались на хуторах и зимовниках постоянные приюты для гайдамаков, где формировались их отряды, и откуда они каждою весною переходили в Польшу, проникали, пользуясь помощью крестьян, иногда очень далеко вглубь страны и, опустошив несколько имений, если отряд был велик, и городов, возвращались обратно, по большей части не встретив серьёзного сопротивления. Польские власти пытались подавить движение путём репрессий над населением и пойманными гайдамаками. Всякий попавшийся в плен гайдамак неизбежно подвергался смертной казни через повешение, четвертование или посажение на кол; но это только увеличивало храбрость гайдамаков в стычках с польскими войсками и не прекращало набегов.

Восстание 1750 года

Восстание 1768 года

В 1768 году произошла последняя большая вспышка гайдамацкого движения, вызванная отчасти обострением религиозного гнёта, тяготевшего над народом, отчасти благоприятно, по-видимому, сложившимися политическими обстоятельствами. В это время на территории Польши происходила борьба между Барской конфедерацией и Российской Империей; фанатические выходки конфедератов против православия раздражали религиозное чувство народа, а присутствие русских войск возбуждало надежды на их помощь. Этим настроением воспользовался запорожский атаман Максим Железняк . Распустив слух, что у него имеется указ российской императрицы Екатерины II («Золотая грамота»), предписывающий восстать против конфедератов за притеснение православия и избивать их, он собрал вокруг себя большой отряд и взял местечко Жаботин , потом местечко , перебил спасавшихся здесь шляхтичей и евреев и направился к замку Потоцких , в Умани . Высланный против него отряд надворных казаков во главе с сотником Иваном Гонтой перешёл на его сторону. Умань была взята, и здесь повторилась та же резня, что в Лисянке. В то же время восстание вспыхнуло во многих других местах; в движении приняли участие некоторые русские солдаты и даже офицеры.

Иллюстрации к поэме Тараса Шевченко «Гайдамаки», действие которой происходит во времена «Колиивщины»
Гайдамак. Картина неизвестного художника начала XIX века.
Уманский сотник Иван Гонта, один из руководителей восстания под названием «Колиивщина»
Один из предводителей гайдамаков во время «Колиивщины» Максим Железняк

В планы императрицы Екатерины не входила, однако, тогда война с Турцией: после нападения гайдамаков на турецкий город Балту и в ответ на просьбы союзных ей католических поляков она отдала своим войскам приказ усмирить восстание. Генерал Кречетников отправил к Железняку российских казаков и регулярные войска, которые после совместного пира с большим количеством спиртного захватили самого Железняка, Гонту и многих других. Гонта был выдан полякам, с него содрали кожу и потом четвертовали, а Железняк, как и другие сосланные в Заволжье, на Урал, в Сибирь российские подданные, после телесного наказания был сослан в Сибирь.

Польское правительство учредило особый суд над гайдамаками, жестокость которого вошла в пословицу у украинского народа. Отдельные отряды гайдамаков, ещё бродившие по стране, были частью истреблены, частью переловлены, частью изгнаны при помощи польских и русских войск.

После 1768 года гайдамачество ослабело: отчасти устранялись поводы к нему, именно религиозные, при усилившемся влиянии России на дела Речи Посполитой, отчасти мешала ему проявляться охрана польских владений русскими войсками. С присоединением правобережной Украины к России гайдамачество в прежнем виде совершенно исчезло.

Память

Тарас Шевченко «Гайдамаки»

Гайдамацкому периоду посвящена историко-героическая поэма Т. Г. Шевченко « Гайдамаки » (1841), первый украинский исторический роман в стихах. Раздел поэмы «Галайда» впервые напечатан в альманахе «Ласточка» (СПб, 1841). «Гайдамаки» впервые опубликованы с незначительными цензурными купюрами отдельным изданием 1841 года в Петербурге .

Старшины 3-го Гайдамацкого полка УНР, 1919 год.

Основным источником «Гайдамаков» было устное народное творчество (песни, предания и легенды ). Об этом говорил сам поэт. Он знал также исторические труды украинских , российских и польских авторов о Колиивщине — народном восстании 1768 года на Правобережной Украине . В поэме «Гайдамаки» Шевченко воспел восставший народ, его непобедимую волю в борьбе против социального и национального гнета, возвеличил его мужество и душевную красоту, и впервые в европейском романтизме поставил в центре произведения не героя-одиночку, а народных мстителей, «общину в зипунах ».

Использование термина в период Украинской Народной Республики

Термин «гайдамаки» использовался по отношению к ряду элитных частей вооружённых сил УНР, а в советской литературе был синонимом термина «петлюровцы», хотя в ряде художественных произведений их различают, называя гайдамаками только сторонников гетмана Скоропадского ( А. Гайдар « Р. В. С. », Я. Тайц «Неугасимый свет», « Хождение по мукам » А. Толстого и др.).

Мемориальный комплекс в Житомирской области

В Житомирской области расположен Могильный курган с установленным на вершине монолитом в виде орлиного крыла с надписью: «Вечная слава народным борцам Колиивщины 1768—1968», который был насыпан на месте захоронения участников гайдамаков .

Монумент установлен в память об участниках народно-освободительного восстания, выступавших против религиозного угнетения православного населения польской шляхтой. Через 200 лет, 8 июня 1968 году, на этом месте был установлен обелиск памяти и скорби всем погибшим героям Колиивщины .

Мемориальный комплекс. Надпись «Вечная слава борцам Колиивщины 1768—1968»
Памятные мероприятия в память о народном восстании «Колиивщины»
Мемориальный комплекс в Житомирской области

См. также

Примечания

  1. . Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» . classes.ru. Дата обращения: 24 ноября 2019. 24 июля 2014 года.
  2. Я. Шульгин. Очерки истории Колиивщины. Let me print, 2012
  3. . Путешествуй по Украине . Дата обращения: 6 декабря 2019. 6 декабря 2019 года.

Литература

  • Л. В. Беловинский . Гайдамак // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . — М. : Эксмо , 2007. — С. 115. — 784 с.: — ил. с. — 5000 экз. ISBN 978-5-699-24458-4 .
  • Вл. Антонович . «Исследование о гайдамачестве по актам 1700—1768 гг.» (в «Архиве Юго-Западной России», т. III, ч. 3).
  • М. А. Максимович, «Собрание сочинений» (т. I).
  • А. Скальковский, «Наезды гайдамаков на Западную Украину в XVI II столетии» (Одесса, 1845).
  • Д. Мордовцев , «Гайдамачина» (СПб., 1870).
  • Я. Шульгин , «Очерк Колиивщины» (Киев, 1890).
  • В. Истомин, «К вопросу о причинах, порождавших народные реакции против Польши в Юго-Западной России в XVIII веке» («Киевские университетские известия», 1892, № 2 и 3).
  • Рецензия Korzon’a на книгу Шульгина в «Kwartalniku Historycznym» за 1892 г., где опровергаются воззрения историков «киевской школы».
  • Горбань М. В. Гайдамаччина. Бібліотека селянина. Харків, 1923.
  • М. А. Булгаков , « Белая гвардия » (Москва 1923—1924).

Ссылки

Источник —

Same as Гайдамаки