Interested Article - Весы (журнал)

«Весы́» — научно-литературный и критико-библиографический ежемесячный журнал , выходивший в Москве в книгоиздательстве « Скорпион » с января 1904 по декабрь 1909 года включительно. Основной орган русского символизма .

Редактором-издателем его бессменно был меценат С. А. Поляков , но фактическим руководителем журнала был Валерий Брюсов , особенно в первые годы его издания. Главными сотрудниками с самого начала являлись: Андрей Белый , В. Иванов , К. Бальмонт , В. Розанов , Макс. Волошин , Д. Мережковский , Н. Минский , Ф. Сологуб , А. Блок , позднее Зинаида Гиппиус и она же под псевдонимом Антона Крайнего в качестве критика, М. Кузмин , Эллис и др. Кроме того сотрудничали: Н. Гумилёв , Ю. Балтрушайтис , Ю. Верховский , С. Городецкий , Б. Садовской , И. Рукавишников , Е. Тарасов , В. Мейерхольд , С. Соловьёв и многие другие, не считая иностранных сотрудников (например, француз Рене Гиль ).

Редакция размещалась на 6-м этаже только что построенного отеля « Метрополь ».

Инициаторы «ежемесячника» хотели создать в России чисто критический журнал по образцу западных изданий такого рода ( «Athenaeum» , «Mercure de France» , «Literarisches Echo» ), но с конца 1905 года в нём начали помещать беллетристику , и таким образом он превратился в журнал обычного в России типа. Идейно «Весы» были боевым органом символизма в его различных ответвлениях. Сама редакция определила роль журнала как некоторого «шлюза», помогающего преодолению «мертвящего влияния материализма в искусстве» и поддерживающего «неразрывную связь с областями мистики, метафизики и религии» (№ 12 за 1909, обращение «К читателю»).

По признанию самой редакции, «Весы» в лице своих сотрудников совмещали «крайний эстетизм» раннего Бальмонта, «индивидуалистические созерцания» Брюсова, «универсальный дионисизм» Вяч. Иванова, «подчёркнутый мистицизм» З. Гиппиус, «романтические стремления» Блока, «синтетическое ницшеанство» Андрея Белого и «крайний бодлеризм» Эллиса. Если присоединить сюда мистику пола В. Розанова и религию Мережковского, то физиономия журнала определяется вполне.

«Весы» выступали с попытками критики марксизма (статья Корнея Чуковского «Циферблат г. Бельтова», № 2 за 1906). Как орган художественных и религиозных исканий «Весы» имели своих предшественников (« Северный вестник », « Мир искусства », « Новый путь ») и преемников (« Золотое руно », « Аполлон ») и являются богатейшим источником для изучения этих исканий благодаря целому ряду основных и боевых статей виднейших представителей различных течений символизма в пору высшего его расцвета, и обширной библиографии по всем литературам.

Библиография

  • = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 .

Примечания

Ссылки

  • // Проект «Серебряного века силуэт»
  • (из воспоминаний)
  • Шапкина О. И. Журнал «Весы» 1910 года — неосуществлённый замысел С. А. Полякова // Библиография. — 2015. — № 5. — С. 95 — 105.
  • Шапкина О. И. С. А. Поляков на страницах журнала «Весы» // Эстетико-художественное пространство мировой литературы: материалы международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVI Кирилло-Мефодиевские чтения» 19 мая 2015 г. — Москва — Ярославль: Ремдер, 2015. — С. 122—127.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 . В статье использован текст , перешедший в общественное достояние .

Источник —

Same as Весы (журнал)