Interested Article - Имам

Имам ведёт в молитве мусульман (на картине Жана-Леона Жерома «Молитва в Каире » — Египет , 1865 г. ).

Има́м ( араб. إمام ‎ — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой‎ ) — в исламе :

  • предводитель молитвы и духовное лицо, которое заведует мечетью ;
  • титул, который носят наиболее выдающиеся богословы и религиозные авторитеты;
  • духовный и светский глава всего мусульманского сообщества;
  • глава имамата Чечни и горного Дагестана в XIX веке и других государственных образований.

Имамы мечетей

Во многих мечетях есть выборная должность имама, который предводительствует в молитвах и контролирует работу мечети. Часто синонимом имама в разных странах служит арабское понятие мулла . Община выбирает имама среди пользующихся авторитетом верующих богословов .

В пятничных или соборных (джума) мечетях наряду с другими обязанностями имамы еженедельно читают проповеди ( хутба ) во время пятничной полуденной молитвы ( джума-намаз ), поэтому их также называют имам- хатибами .

Предводитель в молитве

Во время общей обязательной молитвы избирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой благочестивый мусульманин, имеющий необходимое религиозное образование, умеющий правильно читать Коран , вне зависимости от своего социального положения . Первым имамом в истории ислама был пророк Мухаммед . Большинство течений ислама не разрешает , однако некоторые либеральные течения позволяют женщинам руководить не только молитвой женщин, но и смешанной молитвой.

Первоначально молитвой руководил сам пророк Мухаммад. В конце жизни, во время болезни, его замещал Абу Бакр. В провинциях молитвой руководили наместники, которые также занимались и чисто практическими вопросами (сбором налогов и т. д.). Во время пятничных молитв наместники также произносили проповеди (хутбу). При аббасидских правителях (749—1258) молитвой стали руководить специально подготовленные люди, которых стали называть «имамами». При Фатимидах (909—1171) в пятничных молитвах в период месяца рамадан роль имама брали на себя халифы .

Традиционно считается, что молитвой должен руководить авторитетный человек, чьи познания в коранических науках бесспорны. В деревенских мечетях на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек . В Турции имамов избирают прихожане, а власти утверждают. Избираются лица, получившие богословское образование (впрочем, большой учёности от имама не требуется, но она позволяет занять более выгодную должность кадия или муфтия ). Отличие в одежде имама — белый тюрбан и белые рукава .

Титулы

В суннитском исламе имамами называют наиболее выдающихся религиозных авторитетов: основателей мазхабов ( Абу Ханифа , Малик , аш-Шафии , Ахмад ) и богословских школ ( аль-Ашари , аль-Матуриди ), крупных учёных-богословов ( аль-Бухари , Муслим , ан-Навави , Ибн Касир ), глав движений, крупных религиозно-политических деятелей и т. д.

Глава мусульманского сообщества

В суннитском исламе имамом называют духовного главу. Титул имама носил сам пророк Мухаммад, а также халифы . Вопрос об имамате был одним из наиболее живых в первые веках истории ислама. Споры о природе и объёме власти имама вызвали первый раскол в исламе (VII в.). По убеждению суннитов, имамат, то есть духовная и светская власть, какую имел Пророк, после избрания должна доставаться лучшему из членов исламской общины (уммы) на основе согласного мнения (иджма) его представителей .

Постепенно этот вопрос отошёл на второй план у суннитов, но продолжал играть очень важную роль у шиитов, которые признают лишь наследственный переход власти. На этом основании халифы Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб и Усман ибн Аффан, в глазах шиитов, узурпаторы, а законные наследники Мухаммада — Али ибн Абу Талиб и его потомки .

Имам в шиизме

Шииты-двунадесятники

В шиитском исламе имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом. Шииты (за исключением зейдитов ) утверждают, что власть имама не зависит от воли людей и признают лишь наследственный переход власти . Будучи божественным установлением, она не нуждается в иных источниках легитимности. Шиитский имам ведает не только светской и духовной жизнью людей, но и миром невидимым. Это единственный законный и всевластный представитель Аллаха на земле, непогрешимый преемник пророка Мухаммеда. Имам шиитов является высшим авторитетом в толковании Корана , хадисов, религиозных знаний и мусульманского права .

Первым имамом шиитов-имамитов был объявлен Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат и зять пророка Мухаммада. Ему наследовали его дети Хасан и Хусейн . По мере дробления рода Алидов уже в раннее Средневековье росло число потенциальных претендентов на верховную власть имама. представления о правах и обязанностях имамов в разных шиитских течениях (зейдиты, имамиты, исмаилиты) шиизма расходились .

В соответствии с шиитской доктриной, достоинство имама не присваивается, а наследуется, благодаря божественному повелению. 12 шиитских имамов почитаются как святые, а представители «крайних» направлений шиизма ( гулат ) их обожествляют. «Малые имамы» назначаются из числа факихов и имеют специальное образование для службы в мечети ( пишнамаз — перс.) . Шииты верят во временное прекращение имама из рода Али ибн Абу Талиба. Большинство современных шиитов признают власть высших шиитских религиозных авторитетов ( аятолл , муджтахидов ), считая их единственными правомочными представителями имама .

Имя араб. рождение смерть примечание
1 Али ибн Абу Талиб علي بن أبي طالب 600, Мекка 661, эль-Куфа четвёртый Праведный халиф
2 Хасан ибн Али حسن بن علي 624, Медина 670, Медина после смерти отца был провозглашен халифом, но через несколько месяцев отрёкся в пользу Муавии I
3 Хусейн ибн Али حسین بن علي 626, Медина 680, Кербела убит в битве при Кербеле
4 Зейн аль-Абидин زين العابدين 658, Медина 712, Медина не принимал активного участия в политической жизни Арабского халифата
5 Мухаммад аль-Бакир محمد الباقر 677, Медина 732, Медина занимался изучением и разработкой шиитского религиозного права и догматики
6 Джафар ас-Садик جعفر الصادق 702, Медина 765, Медина эпоним джафаритского мазхаба
7 Муса аль-Казим موسى الكاظم 744, Медина 799, Багдад был арестован по подозрению в связях участниками хариджитских восстаний, но вскоре освобождён
8 Али ар-Рида علي الرضا 765, Медина 817, Тус один из самых известных знатоков Корана , хадисов и мусульманского права , полемист
9 Мухаммад ат-Таки محمد التقي 810, Медина 835, Багдад был женат на дочери халифа аль-Мамуна
10 Али аль-Хади علي الهادي 827, Медина 868, Самарра был знатоком Корана, хадисоведом и правоведом
11 Хасан аль-Аскари الحسن العسكري 846, Медина 874, Самарра прожил почти всю свою жизнь под домашним арестом в Самарре и под надзором халифов Аббасидов
12 Мухаммад аль-Махди محمد المهدي 868, Самарра неизвестно скрытый имам, который к концу времён явится в качестве обещанного Махди

Исмаилизм

Доктрина имамата в исмаилизме отличается от доктрины иснаашаритов , потому что у исмаилитов были живые имамы в течение столетий после того, как последний иснаашаритский имам ушёл в сокрытие. Они последовали за Исмаилом ибн Джафаром , старшим братом Мусы аль-Казима , как за законным имамом после его отца Джафара ас-Садика . Исмаилиты верят, что независимо от того, умер имам Исмаил или нет до имама Джафара, он передал мантию имамата своему сыну Мухаммаду ибн Исмаилу как следующему имаму .

Главы государств

Северо-Кавказский имамат

В Северо-Кавказском имамате и других государствах-имаматах титул имама носил глава этого государства (См. ). Имамы Чечни и горного Дагестана держали в своих руках духовную и светскую власть. Имамы были у власти с 1828–1830 по 1859 и в 1877 году. Официально имам носил раннесредневековый титул халифа (араб. амир аль-муминин ). Последним имамом на российском Сев. Кавказе в 1917 был избран Нажмудин Гоцинский .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. W. Ivanow. // Rise of The Fatimids. — С. 81–275.
  5. (англ.) . Encyclopædia Iranica . Дата обращения: 28 сентября 2022. 28 сентября 2022 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Имам