Interested Article - Клаузен, Джордж

Джордж Клаузен (иногда встречается Джордж Клосен , англ. George Clausen , 18 апреля 1852 , Лондон , Великобритания 22 ноября 1944 , (англ.) , Великобритания) — английский живописец, акварелист и гравёр .

Биография

Отец художника был датчанином по происхождению, работал художником-декоратором, мать — шотландкой . Джордж Клаузен в восемнадцать лет стал работать чертёжником в строительной фирме. Между 1867 и 1873 годами он посещал вечерние занятия в Школе Южного Кенсингтона , которой руководил Ричард Бурчетт (в настоящее время — Королевский колледж искусств ). Учился у художника Эдвина Лонга , который убедил Клаузена заняться живописью профессионально. В своих воспоминаниях, которые Клаузен опубликовал впоследствии, он писал, что получил в Школе искусств основные технические навыки живописи. Преподаватели ориентировались на творчество Фредерика Лейтона и Жана-Франсуа Милле , студенты восхищались Джеймсом Эбботом Мак-Нейлом Уистлером , которого они встречали в Челси , хотя и не решались познакомиться лично. Позже Клаузен учился в Париже у Вильяма Бугро и Тони Робера-Флёри в Академии Жюлиана , однако учёба здесь продолжалась лишь пять месяцев .

Джордж Клаузен выставлял свои картины в Берлингтон-хаус с конца 70-х годов XIX века; преимущественно это были картины сельской жизни и пейзажи. Критики отмечали искренность и наблюдательность молодого художника .

Клаузен вёл активную преподавательскую деятельность. Современники отмечали высокий уровень его занятий со студентами, утверждали, что молодые радикально настроенные ученики посещали занятия в школе Королевской академии только для того, чтобы иметь возможность общаться с Клаузеном . В 1906 году Джордж Клаузен опубликовал «Шесть лекций о живописи», где использовал опыт своих занятий со студентами. Также ему принадлежит книга «Цели и идеалы в искусстве». Творчество художника получило высокую оценку и широкое признание современников. Клаузен стал одним из основателей (англ.) в 1886 году. В 1895 году он стал членом Королевской академии художеств , а в 1906 году — академиком. В 1927 году он был посвящен в рыцари. Джордж Клаузен умер в 1944 году .

Личная жизнь

Джордж Клаузен был женат (его супруга — Агнес Клаузен была изображена на некоторых картинах мужа). В семье был сын Артур Джордж Клаузен (Дик, был женат на Энни Кэтрин Кент) и две дочери — Маргарет Мэри (Мег, старшая, она закончила престижный Политехникум Риджент Стрит , стала супругой художника и книжного иллюстратора (англ.) ) и Кэтрин Фрэнсис (Китти, младшая, родилась в 1886 году, она вышла замуж за ирландского архитектора, яхтсмена и путешественника Конора О'Брайана, умерла в 1936 году ). Художник неоднократно изображал своих дочерей на картинах и офортах (полотно «Маленькая Маргарет», 1891—1892, где девочки изображены вместе с матерью, «Студентка», «Две девочки сортируют розы», офорты «Маленькая Маргарет», «Маленькая Мег», 1892) .

Из трёх детей художника изобразительным искусством профессионально занималась только младшая дочь . Ряд её графических работ находятся в коллекции Британского музея .

Особенности творчества

Джордж Клаузен. Голова крестьянина, 1882

В ранней юности художник испытывал влияние Гаагской школы живописи и Жака-Жозефа Тиссо (на картине «Цветочница на Трафальгарской площади », 1879, Клаузен даже запечатлел (англ.) , которая была постоянной натурщицей и Музой французского художника), в его творчестве преобладали городские зарисовки, большое впечатление на Клаузена оказала поездка в Голландию («Дома из красного кирпича и минарет », 1879, « Месса в рыбацкой деревушке в заливе Зёйдерзе, Голландия», 1880). Затем Клаузен увлёкся творчеством Милле, Жана Батиста Камиля Коро , Эдгара Дега и Эдуара Мане . После заключения брака в 1881 году Клаузен с семьёй принял казавшееся современникам рискованным решение покинуть Лондон, чтобы жить и работать в сельской местности. Художественные критики отмечали в этот период «монашескую строгость» его образов, писали, что его привлекают «маргинальные персонажи», а сам он принадлежит к «школе уродства» (героев картин художника даже сравнивали с обезьянами, отмечая подчёркнуто невысокие их лбы, широкие ноздри и пухлые изогнутые губы), признавали антибуржуазный пафос его картин. Наброски своих картин художник делал с натуры в разгар полевых работ .

Некоторое время он увлекался натурализмом Жюля Бастьена-Лепажа (между 1888 и 1892 годами). В 1889 году художник посетил Всемирную выставку в Париже, где сам Клаузен получил серебряную медаль, также он смог увидеть здесь многие картины Бастьена-Лепажа. В галерее Тейт находится картина Клаузена 1889 года «Девушка у ворот», созданная под непосредственным влиянием французского художника. Клаузен написал эту картину в деревне (англ.) в Беркшире , где он жил. Моделью для женщины, стоящей у ворот, стала Мэри Болдуин. Она была жительницей этой деревни и работала няней в семье Клаузена .

Картина Клаузена «Деревенская девочка (Роуз Гримсдейл)» (она короткое время выставлялась в России в московской резиденции посла Великобритании в ознаменование открытия выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в ГМИИ имени А. С. Пушкина ), созданная под сильным влиянием Бастьена-Лепажа, стала одним из топ-лотов аукциона Christie's в 2013 году с предварительной оценкой в 200 000 — 300 000 фунтов стерлингов . Натурщицей для картины стала Роуз Гримсдейл ( англ. Rose Grimsdale ). В искусстве того времени её имя было одним из символов творчества прерафаэлитов . Её рисовали Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс , для современников Клаузена Роуз ассоциировалась как раз с проснувшейся принцессой на полотнах Берн-Джонса (серия «Спящая красавица» для интерьеров поместья Баскот-Парк). Спустя несколько лет после создания картин Клаузена с изображением Роуз Гримсдейл, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер создал «Маленькую Роуз из Лайм-Реджиса » (1895, в настоящее время находится в бостонском Музее изящных искусств ) . Роуз Гримсдейл стала моделью художника в одиннадцать или двенадцать лет и оставалась его натурщицей в течение всех 1890-х годов (полотна «Маленькая кокетка», «Голова девушки», 1890, «Карие глаза», «Маленькая Роза», 1889, «Деревенская девочка (Роуз Гримсдейл)», «Idleness» (или «Роза в белом в фруктовом саду»), офорт «Голова девушки») .

В поздний период творчества Клаузен испытывал сильное влияние классического искусства Древней Греции, а также художников эпохи Возрождения , при этом он особенно восхищался работами Рафаэля Санти . Сам он уже к этому времени давно проживает в Лондоне, предпринимая только отдельные поездки в сельскую местность для работ на пленэре , с 20-х годов его сельские пейзажи полны спокойствия, в них исчезают социальные мотивы. В его творчестве вновь появляются городские зарисовки, большое количество натюрмортов, портреты представителей высшего общества и крупного бизнеса («Уильям Генри Клегг, директор Банка Англии», 1933?) и даже встречаются отдельные работы на сюжеты из средневековой истории Англии («Англичане читают Библию Уитклифа », 1927) .

«Рыдающая юность»

Наиболее известная картина художника. Она показывает горе молодой женщины (дочери Клаузена), узнавшей о смерти её жениха во время Первой мировой войны . Картина создана Джорджем Клаузеном в 1916 году .

Галерея

Примечания

  1. . Art Renewal Center. Дата обращения: 6 июня 2019. 5 июля 2017 года.
  2. . Art UK. Дата обращения: 6 июня 2019. 6 мая 2019 года.
  3. . The Fine Art Society London. Дата обращения: 6 июня 2019. 10 августа 2019 года.
  4. , с. 8.
  5. , с. 60, 86.
  6. , с. 34.
  7. (англ.) . Dictionary of Irish Architects 1720—1940. Дата обращения: 22 апреля 2016. 4 марта 2016 года.
  8. Derrick, Bruno. (англ.) // The National Archives : Журнал. — 2013. — 30 May. 23 апреля 2018 года.
  9. , с. 34, 44, 60.
  10. (англ.) . Artist Biographies. British and Irish Artists of the 20th Century. Дата обращения: 22 апреля 2016. 24 апреля 2017 года.
  11. (англ.) . Trustees of the British Museum. Дата обращения: 22 апреля 2016.
  12. , с. 7, 12.
  13. . Tate collection. Дата обращения: 23 апреля 2017. 21 апреля 2017 года.
  14. // РИА Новости : Онлайн-журнал. — 2013. — 13 Июнь. 25 апреля 2017 года.
  15. // Русское искусство : Журнал. — 2013. — Июнь. 6 мая 2022 года.
  16. , с. 26, 28, 30, 36, 60.
  17. , с. 10.
  18. Stout, Janis P. . — University of Alabama Press, 2016. — 294 с. — ISBN 9-780-8173-5862-4.

Литература

  • Gibson, Frank. The Etchings and Lithographs of George Clausen, R.A. (англ.) // The Print Collector's Quarterly : Журнал. — 1921. — July ( vol. 8 , no. 2 ). — P. 203, 212 .
  • Gibson, Frank. Notes to Catalogue of Etchings by George Clausen (англ.) // The Print Collector's Quarterly : Журнал. — 1921. — December ( vol. 8 , no. 4 ). — P. 433 .
  • McConkey, Kenneth. George Clausen, The Rustic Image. — London: The Fine Art Society, 2012. — 88 с. — ISBN 9-781-9070-5216-3.
  • Rutherson, Albert (editor). Contemporary British Artists: George Clausen. — Ernest Benn Ltd, 1923.
  • Sir George Clausen, R.A. 1852—1944. Catalogue of an exhibition held in Bradford, London, Bristol and Newcastle upon Tyne in 1980. — Bradford Art Gallery, 1980.

Ссылки

  • . Аrtchive. Дата обращения: 23 апреля 2017.
Источник —

Same as Клаузен, Джордж