Interested Article - Татлин, Владимир Евграфович

Влади́мир Евгра́фович Та́тлин ( 16 [28] декабря 1885 , Харьков 31 мая 1953 , Москва ) — русский и советский живописец , график , дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда , родоначальник конструктивизма . Проект Памятника III Интернационала (1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма .

Биография

Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд . Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». 1920 год.

Родился в семье Евграфа Никифоровича Татлина, потомственного орловского дворянина, инженера-технолога по железнодорожному делу, и Надежды Николаевны (урождённой Барт), поэтессы, близкой народовольцам . После смерти матери в 1889 году в 1896 году семья переехала в Харьков . В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, на корабле ходил юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества , но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». В 1904 году поступил в . Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище . Татлин так и не получил полноценного художественного образования.

В 1910-х годах участвовал в выставках таких объединений, как « Мир искусства », «Союз молодёжи», « Бубновый валет » и « Ослиный хвост ».

Посещал встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова , Владимира Маяковского .

В 1911 году был одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи».

В 1914 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Берлин, выступая в качестве музыканта- бандуриста . Из Берлина ненадолго съездил в Париж, посетил мастерскую Пабло Пикассо .

В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке «0,10» , представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.

В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези». В том же году начинает работать над проектом аппарата « Летатлин ».

В 1925—1927 годах — профессор в Киевском художественном институте . Среди учеников были ставшие впоследствии известными: И. Каракис и др.

В 1927—1930 годах — профессор ВХУТЕМАСа в Москве . Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). В 1930—1940-х годах был вынужден работать как книжный художник и сценограф. В начале 1950-х годов был во главе бригады художников, создававших наглядные пособия для Московского государственного университета.

Скончался в Москве 31 мая 1953 года . Кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища .

Родственники

  • Жена — Александра Николаевна Корсакова (Рудович) (1904—1990)
    • Сын — Владимир Владимирович Татлин
    • Внебрачный сын от Нины Бам (1901—1975) — Анатолий Ромов (род. 1935) — советский и российский прозаик, сценарист

Творческий путь

Стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор (« Памятник III-му Интернационалу », « Летатлин », «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича , настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы Татлина вдохновили немецких художников- дадаистов , которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда , держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!» .

«Контр-рельеф», 1916. Лакированное красное дерево, железо, дерево, цинк. ГТГ

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи , воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство) ). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма , Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда .

Известные работы

Башня Татлина (слева)
на марке 2000 года
  • Поднимающий спички, 1910, бумага на картоне, тушь, 26×18 см, ГТГ
  • Матрос (Автопортрет) , 1911 , Русский музей , Петербург
  • Букет, 1911, холст, масло, 93×48 см, ГТГ
  • Продавец рыб, 1911, холст, клеевые краски, 77×99 см, ГТГ
  • Арлекин, эскиз святочного костюма, 1912, картон, тушь, 32×24 см, ГТГ
  • Шесть эскизов декораций и костюмов для неосуществленной постановки оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», 1913 (Поляк, Антонида, Мужик, Бал, Лес, Спасские ворота), ГТГ
  • Рельеф, 1914—1915, металл (медь), дерево, 62×53×13 см, дар Г. Д. Костаки, ГТГ
  • Контр-рельеф, 1916, полированное красное дерево, кровельное и оцинкованное железо, дерево, цинк, 100×64×34 см, ГТГ
  • Доска № 1 (Старо-Басм(анная), 1916, дерево, темпера, позолота, 100×57 см, ГТГ
  • Первая модель « Памятник III Коммунистического Интернационала » или « Башня Татлина », 1920—1921
  • Вторая модель « Памятник III Интернационала » или « Башня Татлина », 1930, дерево, железо, плексиглас, высота 500 см, руководитель Д. Н. Димаков
  • « Летатлин », летающий аппарат ( орнитоптер ), 1929—1932, , Монино , Московская область
  • Женский портрет, 1933, Дерево, масло, 55×47 см, дар Г. Д. Костаки, ГТГ
  • Букет, 1940-е годы, дерево, масло, 32×24 см, ГТГ
  • Мясо, 1947, холст на картоне, масло, 67×71,5 см, дар Г. Д. Костаки, ГТГ
  • Череп на раскрытой книге, 1948—1953

Работа в театре

  • 1944 — МХАТ, «Глубокая разведка» А. Крона
  • Центральный детский театр, «Где-то в Сибири»

Творческое наследие

Работы Татлина находятся в собраниях:

Выставки

  • «Мир искусства»
  • «Союз молодежи»
  • «Бубновый валет»
  • «Ослиный хвост»

Память

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Wladimir Jewgrafowitsch Tatlin // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Татлин Владимир Евграфович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. Vladimir Levgrafovich Tatlin // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  5. (нидерл.)
  6. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М. : Стройиздат , 2003. — С. 86. — ISBN 5-274-01554-9 .
  7. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М. : Стройиздат , 2003. — С. 89. — ISBN 5-274-01554-9 .
  8. . ЦГА Москвы . Дата обращения: 15 апреля 2021. 15 апреля 2021 года.
  9. . rusavangard.ru . Онлайн-энциклопедия русского авангарда. Дата обращения: 14 мая 2017. 15 апреля 2021 года.
  10. . artchive.ru . Дата обращения: 14 апреля 2021. 14 апреля 2021 года.
  11. , с. 68.
  12. Стригалёв А. А. «Университеты» художника Татлина // Вопросы искусствознания. — 1996. — Вып. 2 . — С. 405—438 .
  13. . Дата обращения: 5 декабря 2010. 30 октября 2008 года.
  14. Иосиф Каракис: Ирония судьбы // Архитектор Иосиф Каракис: Судьба и творчество (Альбом-каталог к столетию со дня рождения) / Под ред. Бабушкин С. В. , Бражик Д., Каракис И. И. ; Сост. Д. Бражик, И. Каракис, И. Несмиянова. — Киев, 2002. — С. 9. — 102 с. — (Н0(4УКР)6-8). — ISBN 966-95095-8-0 . (рус.)
  15. . nd.m-necropol.ru . Дата обращения: 18 ноября 2022. 18 ноября 2022 года.
  16. Юрий Нагибин в эссе «Владимир Татлин» утверждает, что у Татлина и Корсаковой был роман до её замужества. Её мужем стал Борис Семенович Лунин. После его смерти в 1976 году Корсакова объявила себя вдовой… Татлина.
  17. Ромов Анатолий. // Слово/Word. — 2005. — № 47 . 2 ноября 2013 года.
  18. . Дата обращения: 14 сентября 2009. 9 ноября 2011 года.
  19. . Дата обращения: 14 сентября 2009. Архивировано из 19 сентября 2009 года.
  20. Долинина К. от 2 октября 2011 на Wayback Machine // Коммерсантъ Weekend. — 2011. — 30 сент.
  21. . . Дата обращения: 25 июня 2021. 21 июня 2021 года.
  22. . Зодчество (6 июля 2015). Дата обращения: 2 декабря 2020. 25 апреля 2022 года.

Библиография

  • Татлин В. Искусство в технику // Бригада художников. — 1932. — № 6 .
  • Владимир Татлин: Органичность [предисл. Ю. Вайнгурт] // Формальный метод : Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва ; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3. — С. 851–892. — 906 с. — ISBN 978-5-7525-2997-9 .

Литература

Книги

Статьи

Ссылки

  • в Онлайн-энциклопедии русского авангарда
  • А. С. − Татлин Владимир Евграфович
  • Страхова Л. − В. Е. Татлин
  • Рахтанов И. − Спираль художника
  • , Канадский центр архитектуры, Монреаль
Источник —

Same as Татлин, Владимир Евграфович