Interested Article - Серьги

Серьги-подвески

Серьги, серёжки — украшение, носимое в ушах, в которых для этого необходимо проколоть отверстия.

По основной версии древнерусское слово « » восходит к тюркскому «syrγa» — «кольцо». Серьги буквально — «ушные подвески в виде кольца» .

По другой версии этимологического словаря Фасмера , слово «усерязь» является преобразованным древнерусским словом «усерядзи» *userędzi , которое в свою очередь является родственным готскому *ausihriggs (ушные кольца).

История

Древний мир

Уже в древней Азии 7 тысяч лет назад делали серьги. Для древних египтян и ассирийцев серьга символизировала высокое положение в социуме. Серьга в древнем Риме обличала раба. Древние греки, носившие серьги, зарабатывали себе на жизнь проституцией . Центурионы Цезаря носили кольца в сосках как знак храбрости. Богатые гречанки и состоятельные римлянки носили серьги с жемчугом , демонстрируя окружающим свой достаток и высокое положение. Представительницы же высшей знати предпочитали более яркие камни, выбирая для светских выходов серьги с топазами , с гранатом или с сапфиром .

Среди бесчисленного множества найденных в египетских гробницах ювелирных украшений серьги из золота занимают одно из первых мест. Большой любовью серьги, золотые и серебряные , пользовались в странах Древнего Востока. Серьги с сапфирами , рубинами и изумрудами — фантазия восточных мастеров не знала границ и находила своё отражение в самых роскошных ювелирных украшениях. Серьги носили в Ассирии , Индии и Китае .

В Средние века

Портрет французского короля Генриха III с жемчужной серёжкой

В Средние века в Европе серьги то входили в моду, то подвергались гонениям. Например, в XIII веке католическая церковь, вооружённая религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворённое «по образу и подобию». Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Поскольку сфера влияния церкви в то время была довольно широкой, законопослушное большинство перестало носить серьги. Что до меньшинства, состоящего из пиратов , воров и цыган , то они отказываться от проколов не торопились. Причины для ношения серёг у них были разные. Цыгане продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка, а также единственному сыну в семье. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». У пирата серьга означала участие в захвате корабля . Мореход мог надеть серьгу после того, как обогнул Мыс Горн , на котором почти круглый год стоит штормовая погода. Такой моряк имел право в портовых кабаках на одну бесплатную кружку спиртного, а также безнаказанно класть ноги на стол.

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения реабилитировала серьги и их носителей. Де-юре запрет никто не отменял, де факто опала была снята: о ней попросту забыли. На портрете французского короля Генриха III заметно, что правое его ухо украшает серьга.

На Руси

До XII века витязи прокалывали себе одно ухо. В ту пору украшение называлось «одинец», а мужчина, его носивший, — «серьгач». В Древней Руси серьги были не просто украшением, по ним можно было прочитать историю и социальное положение семьи. Так, простолюдины носили серьги из меди и дерева , зажиточные торговцы могли позволить себе более дорогие серьги из серебра.

В Московском царстве от прокалывания ушей отказались. В петровскую эпоху серьги тоже не пользовались популярностью: украшения были мало видны под длинными париками. Зато серьги красовались в ушах слоёв непривилегированных. Ими вовсю «щеголяли» холопы . Серьга в ухе для них была символом принадлежности хозяину. В елизаветинские времена парики стали короче и мочки придворных модников украсились серьгами.

  • Серьги-голубцы — в средневековой Руси, по форме напоминающие силуэт птицы или двух птиц.
  • Серьги-жирандоль — (от франц. girandole — бриллиантовые серьги, подвеска; канделябр; сноп водяных струй) по форме напоминающие подсвечник для нескольких свечей или фонтан в несколько струй. «В старину такое название давалось бриллиантовым серьгам с подвесками из крупных алмазов или жемчуга. В настоящее время так называют также серьги, выполненные с другими драгоценными камнями, но обязательно подобной формы».
  • Серьги-одинцы, двойчатки или тройчатки — в средневековой Руси. В виде прикреплённых к толстой проволочной мочке одного, двух или трёх стерженьков с нанизанными на них сверлёными камнями, жемчугом, бусинами кораллов, стёклами, литыми серебряными орнаментированными цилиндриками.

У казаков

Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у родителей, серёжка в правом — последний в своем роду (не ставить в первый боевой ряд).

У моряков

Эта традиция берёт начало в XVII веке . Тому кто прошел пролив Дрейка . Все началось в британском флоте : королева Виктория , узнав о суровых условиях плавания в районе мыса Горн , издала указ, разрешающий английским морякам , прошедшим пролив, выпить чарку виски в тавернах английских портов за счёт Её Величества. Золотая серьга становилась своего рода знаком, подтверждающим этого право . Много красивых легенд объясняют моду на золотую серьгу в ухе. Это и пролив Дрейка и огибавшим Мыс Доброй Надежды и пересекавшим экватор и совершавшим кругосветное плавание и другие . Моряка, который ещё обогнул мыс Горн не один раз, «Совет старых морских волков» награждал специальным дипломом и серьгой, на которой были изображены мыс Горн и созвездие Южного Креста . Этот моряк имел право ещё и красить ноготь на мизинце левой руки . Профессия моряк, всегда связана с опасностями , моряки гибли в морях и океанах , их мёртвые тела иногда прибивало к берегу и тот, кто находил труп , закапывал его и забирал серьгу. Как плату за похороны .

У пиратов

Серьга означала захваченный корабль и служило своеобразным табелем о рангах , если джентльмен удачи участвовал в абордажной команде более десяти раз, то серьга была среднего размера, а если командовал — то самого крупного, само собой понятно, что носил её только капитан . А вот капитан Блад носил крупную жемчужину . Так это описано у Сабатини в «Хрониках капитана Блада» — « В левом ухе капитана Блада поблёскивала крупная грушевидная жемчужина, стоившая баснословных денег и представлявшая собой лишь незначительную часть фантастической добычи, захваченной его корсарами в подобного же рода набеге на Рио-дель-Хача » .

Сегодня

Серьги с изумрудами
Серьги с рубинами
  • пусеты (они же «гвоздики») — миниатюрные серьги, которые крепятся к мочке уха при помощи штифта («гвоздика»), удерживаемого зажимом.
  • моно-серьги — одиночное или непарное украшение, которое надевают на одно ухо .
  • серьги-люстры — вечерние, объёмные серьги.
  • тоннели
  • — серьги круглой формы.
  • серьги для пирсинга и пр.
  • каффы — серьги, располагающиеся на разных частях уха; могут требовать прокола или крепятся, как клипсы.

Современные тенденции не делают различий по половому признаку, позволяя носить серьги как женщинам, так и мужчинам. Также не теряют своих позиций в мире моды золотые серьги с благородными камнями: серьги с цитрином , серьги с хризолитом , серьги с бриллиантами .

В настоящее время альтернативой серёг являются украшения, не требующие проколов, такие как клипсы и каффы .

Мужчины-знаменитости носящие серьги

1.

Юра Шатунов

2.

Владимир Пресняков

3.

Дхармендра

4.

Салман Кхан

5.

Джонни Депп

6.

Майкл Болтон

7.

Морган Фриман

8.

Диего Марадона

9.

Роналдиньо

10.

Неймар

11.

Криштиану Роналду

См. также

Примечания

  1. Шанский Н. М. . Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М. .
  2. Макс Фасмер. . Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера . Дата обращения: 12 октября 2017. 20 сентября 2021 года.
  3. . proza.ru . Дата обращения: 4 августа 2021. 13 апреля 2021 года.
  4. (рус.) . Дата обращения: 4 августа 2021. 4 августа 2021 года.
  5. . librebook.me . Дата обращения: 4 августа 2021. 4 августа 2021 года.
  6. . из оригинала 20 августа 2018 . Дата обращения: 20 августа 2018 .

Литература

  • Андреева Р. П. Серьги // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 324—326. — ISBN 5-86617-030-2 .
  • Буровик К. А. Серьги // Красная книга вещей: Словарь. — М. : Экономика , 1996. — С. 134—135. — 215 с. — ISBN 5-282-01639-7 .
  • Серьги // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1960. — Т. VIII. — Стб. 135—142.
Источник —

Same as Серьги