Interested Article - Лев III Исавр

Лев III Исавр ( греч. Λέων Γ΄ ; 675 , Кахраманмараш 18 июня 741 , Константинополь ) — византийский император ( 717 741 ), основатель Исаврийской династии . При его правлении Византийская империя вступила в период иконоборчества .

Биография

Приход к власти

Род его исаврийского или армянского происхождения происходил, вероятно, из малоазиатской области Исаврии , а сам он родился в Германикии (город в Малой Азии ). Из слов Феофана , был армянского происхождения .

Анастасий II (713—715) дал ему титул патрикия и назначил его правителем области в Малой Азии. Когда войсками был провозглашен императором Феодосий III , Лев Исавр отказался признать его и поднял восстание. Феодосий отрекся от престола, получив обещание, что останется невредим. В марте 717 года престол стал бесспорным достоянием Льва Исавра, энергично принявшегося за оборону государства от арабов , которые уже давно захватили Сирию и наводняли Малую Азию.

Война с арабами

Маслама , брат арабского халифа Сулеймана , которому Лев обещал по воцарении платить дань, переправился через Геллеспонт и двинулся к Константинополю с сухопутным войском, чтобы наказать Льва за неисполнение обещания. В то же время из Египта и Сирии приплыл громадный арабский флот и началась осада Константинополя , длившаяся целый год (до августа 718) и окончившаяся неудачей для арабов, благодаря так называемому « греческому огню » и помощи болгарского хана Тервеля , разгромившего сухопутные войска неприятеля.

Но борьба с арабами продолжалась всё царствование и арабские войска часто нападали на азиатские владения Византии. Льву удалось победить одну из этих арабских армий, в 739 году битве у Акрониона , и эта битва была последней с Омейядами на территории Византийской империи, так как Омейяды занимались внутренними проблемами, начиная с восстания берберов в 740 году и заканчивая битвой при Забе и падением Омейядского халифата в 750 году.

Внутренняя политика

Лев Исавр успешно подавил и две попытки восстаний — правителя Сицилии, Сергия, и экс-императора Анастасия II , в 719 году двинувшегося с болгарским войском к Константинополю . Город не принял Анастасия, а болгары выдали его Льву, с которым затем сохраняли миролюбивые отношения в течение всего его царствования.

При правлении Льва Исавра существенно изменилось устройство империи, при нём существенно развилось византийское право. Появился первый по-настоящему византийский, но вместе с тем и сохраняющий элементы римского права законодательный документ, получивший название «Эклога» .

Лев Исавр полагал, что поклонение священным изображениям есть поклонение идолам, именно в эпоху его правления начался период иконоборчества , во времена которого было уничтожено огромное количество фресок и мозаик .

Иконоборчество

Лев III стремился в ходе своих военных кампаний не только подчинить империи территории, занятые арабами, но и распространить среди мусульман и иудеев христианство. При этом он считал, что императору допустимо вмешиваться в вопросы церковной жизни, римскому папе Григорию II он писал: « Я император и священник » , выражая этим свои идеи цезаропапизма .

В первые десять лет своего правления Лев не предпринимал энергичных действий в области церковной деятельности, известно лишь о его требовании в 723 году к евреям и секте монтанистов принять крещение . Лишь в 726 году, по свидетельству Феофана ,

…нечестивый царь Леон начал говорить об уничтожении святых и досточтимых икон. Узнав о сем, Григорий, папа Римский, лишил его податей в Риме и прочей Италии и писал ему поучительное послание, что царю не должно вмешиваться в дела веры и изменять древние учения церкви, постановленные святыми отцами.

В этот же год произошло сильное извержение вулкана к северо-западу от Крита и среди Кикладских островов образовался новый остров — это было воспринято Львом как знак Божьего гнева за идолопоклонство и он начал кампанию против иконопочитания. Первым решительным действием стало снятие иконы Христа с ворот Халкопратии. В результате этого произошли столкновения горожан с солдатами: « Убили некоторых из царских людей, которые снимали икону Господа с медных ворот великой церкви; и многие за ревность к благочестию были казнены усечением членов, плетьми, изгнаниями и лишениями имений, особенно люди знаменитые и родом, и просвещением » . Иконы начали удалять с видных наружных мест, в церквях их поднимали повыше, чтобы народ не лобызал и не кланялся им. При этом из Собора Святой Софии в период правления Льва Исавра иконы не удалялись. Эти действия императора вызвали раздражение среди иконопочитателей (иконодулов, иконолатров, идололатров — иконопоклонников, идолопоклонников, как их называли противники), к которым принадлежали, главным образом, духовенство и особенно монахи , массы простого народа и женщины всех классов общества, при уничтожении икон происходили схватки и побоища. Население фемы Эллада и Цикладских островов , под руководством военачальника подняло восстание. Был провозглашен новый император Косьма, мятежники двинулись на Константинополь, но были разбиты превосходящими силами Льва III . Немало жителей внутренних частей империи бежали на окраины государства; значительная часть итальянских владений Византии вместе с Равенной перешли под власть лангобардов . Венеция подняла восстание против иконоборчества и избрала своего главу Дожа , которого Льву III пришлось официально признать как ипата , чтобы начать договариваться через посредничество папы Римского Григория II о совместной борьбе против лангобардов.

Константинопольский патриарх Герман начал обличать Льва в ереси . Лев приглашал его на заседание Тайного совета (Silentium), но патриарх на вопрос об иконопочитании отвечал, что не согласен вводить что-либо новое в делах веры без вселенского собора . 17 января 729 года Император пригласил патриарха на заседание верховного совета и вновь поднял вопрос об иконопочитании. Герман возражал против иконоборчества, но, не находя поддержки среди императорского окружения, сложил с себя патриаршую власть. Вместо Германа константинопольским патриархом стал иконоборец Анастасий , который подписал эдикт против почитания икон. Этот эдикт стал первым иконоборческим документом, изданным не только от имени императора, но и от церкви .

На западе о политике Льва стало известно от западных купцов, очевидцев снятия образа Христа с ворот Халкопратии. Папа Григорий II писал императору: « Прибыв на родину, они рассказали… о твоих ребяческих поступках. Тогда всюду стали бросать твои портреты на землю, попирать их ногами и уродовать твоё лицо » . Папа в 727 году собрал в Риме Собор, подтвердивший законность иконопочитания. Отношения Византии с Западом значительно ухудшились. После захвата Равенны лангобардами византийские наместники увеличили налоги в Южной Италии, против чего выступил папа Григорий II. В ответ на послание патриарха Анастасия папа отверг эпитет « брата и сослужителя », который прилагал к нему патриарх, обличил его в ереси и под угрозой анафемы потребовал его покаяния и возврата к православию . После смерти Григория II его преемник Григорий III занимал такую же твёрдую позицию. Он собрал в Риме Собор из 93 епископов, который постановил: « Впредь кто изымет, уничтожит или обесчестит и поругает иконы… да будет отлучён от церкви » . На Востоке самым сильным противником иконоборчества в эту эпоху был знаменитый богослов Иоанн Дамаскин , написавший в 726—730 годы «Три защитительных слова против порицающих святые иконы».

Несмотря на такую сильную оппозицию, Лев, опираясь на войско и придворную аристократию , составлявших главный оплот партии иконоборцев (икономахов, иконокластов, иконокаустов — сокрушителей, сожигателей икон, как их называли противники), а также находивший себе поддержку и в некоторой части духовенства, до конца царствования поддерживал иконоборчество. При этом, как отмечает историк Ф. И. Успенский , в синодике, составленном после восстановления иконопочитания, за период царствования Льва указано лишь 40 имён, то есть в первое время иконоборцы занимали выжидательную позицию .

См. также

Примечания

  1. Léōn III o Ísauros // AlKindi (онлайн-каталог Доминиканского института востоковедения)
  2. Leóne III (imperatore bizantino) // (итал.) De Agostini Editore , 2001.
  3. Успенский Ф. И. История Византийской империи. — М. : Астрель, 2001. — Т. 2. — С. 235. — 624 с. — ISBN 5-17-011750-7 .
  4. … исаврийское происхождение Льва подтверждается как традицией, так и эпитетом «исавра», сросшимся с его именем
  5. . Дата обращения: 28 декабря 2010. 9 мая 2012 года.
  6. Устян А. Р. от 12 октября 2013 на Wayback Machine // Армянство в условиях глобального общества: геополитические и цивилизационные аспекты. М., 2002.
  7. стр. 330. Εξόσων ειρήνην εξειΒ μετά των Αρμενίων, ειρηνουσών και μετεμου και γενού υπό την βασιέλειαν Ρωμαίων., сказал раз Лев арабскому предводителю. от 26 июля 2012 на Wayback Machine Примечание 112.
  8. Gregorii II Epistola XIII ad Leonem Isaurum Imperatorem (PL, t. LXXXIX, col. 521: «imperator sum et sacerdos»)
  9. Васильев А. А. Глава 5, раздел 4. Религиозные противоречия первого периода иконоборчества // . — Т. 1. 11 февраля 2019 года.
  10. Хронография Феофана , год 6217 / 717 (726)
  11. Хронография Феофана , год 6218 / 718 (726)
  12. Хронография Феофана , год 6218 / 718 (727)
  13. Цит. // Карташёв А. В. Указ. соч. — С. 584—585.
  14. Карташёв А. В. Указ. соч. — С. 588.
  15. Успенский Ф. И. История Византийской империи VI—IX веков. — М. , 1996. — С. 573.

Ссылки

Источник —

Same as Лев III Исавр