Interested Article - Василий II Болгаробойца

Васи́лий II Болгаробо́йца (Вулгарокто́н ) ( греч. Βασίλειος B' Βουλγαροκτόνος ; 958 15 декабря 1025 ) — император Византийской империи из Македонской династии , период правления которого ознаменовал собой эпоху последнего наивысшего расцвета византийской цивилизации после «Золотого века Юстиниана». Сын императора Романа II и преемник Иоанна Цимисхия . Известен войнами, которые он вынужден был вести для защиты империи от многочисленных врагов: против императора Оттона III , лангобардских герцогов Беневента и славян, особенно против болгар . Борьба с последними была крайне упорна и ожесточённа, сопровождалась зверствами с обеих сторон.

Происхождение

Василий II родился в 958 году в Константинополе (или, возможно, в городке Дидимотихон , к западу от столицы), в семье византийского императора Романа II и Феофано , дочери бедного тавернщика. По отцовской линии Василий имел армянские корни, а через бабушку Елену Лакапину (жена Константина VII ) — ещё и по женской линии . Роман II умер в 963 году, оставив регентом при своих малолетних сыновьях императрицу Феофано . В результате дворцового переворота при поддержке двоюродного деда братьев, евнуха паракимомена Василия Лакапина , захватил власть и женился на Феофано полководец Никифор Фока . В 969 году Фока был убит другим полководцем, Иоанном Цимисхием . После того как патриарх Полиевкт запретил Цимисхию жениться на Феофано, императрица была сослана, а её сыновья оставлены в столице .

Внутренняя политика

Установление единоличной власти

Ко времени смерти Иоанна Цимисхия в январе 976 года сыновья Романа II уже достигли возраста, необходимого для царствования. В отличие от своего младшего брата Константина VIII , Василий обладал необходимыми для самостоятельного правления личностными качествами.

Гистаменон с изображением Василия II и Константина VIII , держащих крест

Тем не менее, к моменту вступления на престол он не обладал существенным опытом государственного управления, и власть находилась в руках Василия Лакапина. Как отмечает Георгий Острогорский , именно против Лакапина, а не его представлявшихся неопасными внучатых племянников, был направлен мятеж Варды Склира . События, связанные с восстанием Склира, и более позднее восстание Варды Фоки Младшего хорошо известны из исторических (хроники Иоанна Скилицы , Льва Диакона и Михаила Пселла ), агиографических («Чудеса святого » , «Житие» Никона Метаноита ) и эпиграфических источников, как византийских, так и с восточной периферии византийского мира. Из восточных источников наиболее ценным является арабская летопись Яхьи Антиохийского , впервые изданная в 1883 году русским востоковедом Виктором Розеном .

Начавшееся летом 976 года восстание быстро охватило всю Малую Азию , и в начале 978 года армия Склира приблизилась к Константинополю. При содействии могущественной семьи и её представителя Варды Фоки Младшего , племянника покойного императора Никифора Фоки, в мае 979 года Склир был разбит .

Столкновение между армиями Варды Склира и Варды Фоки из хроники Иоанна Скилицы

Военное поражение восстания не привело к установлению стабильности. Вместе со своей свитой из 300 человек Склир нашёл убежище (или удерживался как пленник) у буидского эмира Адуд ад-Даула (Хосрой – по византийским источникам). Михаил Пселл пишет:

«Отчаявшийся Склир, который с Фокой бороться был не в состоянии, а к императору перейти стыдился, принял весьма ненадежное и неразумное решение: вместе со всем войском он покинул ромейские пределы и двинулся в Ассирийскую землю, дав знать о себе царю Хосрою, но возбудил в нем подозрения. Опасаясь скопления воинов и неожиданного нападения, царь велел их заключить в оковы и держать в надежной тюрьме.».

В начале 980-х годов судьба Склира стала предметом интенсивного дипломатического обмена: Буиды были готовы отдать Склира в обмен на Алеппо , против чего возражало византийское военное руководство и Василий Лакапин. Напряжение, постепенно нараставшее между Василием II и Лакапином, завершилось свержением последнего в 985 году. Неприязнь императора к своему деду была настолько велика, что он объявил недействительными все законы, изданные в период их совместного правления . Также было реорганизовано военное командование на восточной границе, а новым приоритетом своей внешней политики Василий II объявил Болгарию . Катастрофическое поражение в следующем году положило начало второму этапу гражданской войны .

Зимой 986/987 года правитель Багдада отпустил Варду Склира, и тот немедленно возобновил восстание на востоке империи в окрестности Мелитены . Варда Фока Младший , наместник фемы Антиохия , изначально был направлен против Склира, но тот учинил "мятеж еще опаснее и грознее" и провозгласил себя императором . Фока заручился поддержкой могущественных родов и набрал войско из "ивиров" . Вначале Фока предложил Склиру заключить союз, однако позже передумал и заключил его в тюрьму. Следующие два года войска Фоки угрожали Константинополю с азиатского берега Босфора . В конце 988 или начале 989 года его соратник захватил Хрисополь . Сил для подавления мятежа у Василия не хватало, и он обратился за помощью к киевскому князю Владимиру , обещая, кроме обычного в таких случаях денежного вознаграждения, ещё и руку своей сестры Анны .

« Крещение Руси » (1890) Виктор Васнецов

Однако набожная Анна отказывалась идти за язычника и к тому же многоженца Владимира. Желая укрепить отношения с Византией во что бы то ни стало, Владимир согласился креститься и распустил своих жён и наложниц, сокрушил все бывшие в городе идолы. Патриарх Николай II послал на Русь вместе с собором епископов избранного им митрополита Михаила , который стал первым митрополитом Киевским. Крещение Руси принято относить к 988 году, сам Владимир в крещении получил имя Василий - в честь своего восприемника императора Василия II. В византийской литературе практически не освещается событие 988 года, ибо было принято считать, что крещение на Руси произошло еще при правлении Василия I , во время патриарха Фотия , который и отправил миссионеров в Киев (т.н. "Фотиево крещение").

В результате брак с Анной состоялся, и союз с Византией был заключён. Владимир послал шеститысячное войско на помощь Василию, который в свою очередь образовал из них тагму . Впоследствии варяги в течение долгого времени служили императорам в качестве придворной стражи и участвовали во многих войнах. Греки вместе с прибывшим отрядом разгромили войска Варды Фоки под Хрисополем, а в следующем году - под Абидосом, чем покончили с Фокой. Киевская Русь же стала христианской и прочно вошла в культурную и политическую орбиту Византии .

После поражения при Абидосе в апреле 989 года восстание не закончилось. Сын Фоки удерживал Антиохию до ноября. Тем временем вдова Варды Фоки выпустила из тюрьмы Склира, и тот начал своё третье восстание, которое завершилось до марта 991 года .

Экономическая политика

С целью пополнения казны и ослабления крупных землевладельцев ввёл аллиленгий — податную ответственность за неспособных уплачивать подати крестьян и брошенные хозяевами земельные участки.

Внешняя политика

Дальнейшие отношения с Русью

После крещения отношения с Русью стали стремительно развиваться. Между Византией и Русью настали времена согласия и мира, обе стороны активно торговали между собой, развивались и религиозные отношения. Владимир продолжил распространение христианства на своих землях: в 990-991 годах был крещён Новгород , была основана Новгородская епархия . В 991 году патриарх Николай II проводит службу в Константинополе, в храме Святой Софии , в присутствии русских послов и самого императора Василия.

Патриарх Николай II в присутствии императора Василия II и русских послов служит в храме Св. Софии в Константинополе

Владимир направил своих послов к папе римскому Иоанну XV , который ранее отправлял своих послов на Новгородскую Русь, начав тем самым отношения Святого Престола и России . Любопытна ревностная реакция со стороны Константинополя. Узнав о действиях Владмира патриарх стал писать письма князю и митрополиту Михаилу:

«… вера римская не добра, понеже они зло исповедают о Духе Святом, якобы от Отца и Сына происходит, разделяя Святую Троицу; субботу постят, хлеб пресный, а не кислый освящают; папу без греха быть верят, что Христос, апостоли и святии отцы не учинили, и невозможно папу и никого безгрешных поставлять и имяновать, зане многие папы были ариане, несториане и другие еретики, за что соборами прокляты; жена же Анна была папою, идучи со кресты в крещение, родила на улице и умерла; для того они праздник богоявления и крестное хождение отставили, назвав день той трёх королей. Сего ради не приобсчайтеся зловерию и учению их, а, взирая на их весьма коварные льсчения и обманы, весьма и от переписки с ними уклониться должно». ( История Российская (Татищев) ).

Войны с Болгарией

Василий II Болгаробойца на медали в ознаменование ромейских побед над болгарской армией во Второй Балканской войне . Работа художника Г. Яковидиса .

Первым самостоятельным политическим шагом Василия II стал его балканский поход 986 года. Ослабление византийской власти на Балканах после смерти Иоанна Цимисхия вызвало восстание четырёх братьев- Комитопулов , из которых царём болгар стал младший, Самуил (980—1014). Под его властью сформировалось мощная держава , включающая области Македонии вплоть до Фессалоник , Фессалию , Эпир , часть Албании с Диррахием , Рашку и Дуклю . При Самуиле был восстановлен ликвидированный при Цимисхии болгарский патриархат .

Византийская империя между 1021—1045 годами

Экспансионистские устремления нового государства были направлены прежде всего на юг, во Фракию . В конце 985 или начале 986 года болгарами был захвачен город Лариса , что вынудило императора предпринять ответные шаги. Через Траяновы ворота он вторгся в область Сердики , но не смог захватить город. На обратном пути его армия подверглась нападению и потерпела поражение . В сражении была уничтожена почти вся византийская армия, был потерян весь обоз, а сам император чудом избежал пленения. Как следствие, в Византии возобновилась гражданская война, а Самуил смог расширить границы своего государства .

В 1014 году в кровопролитном сражении при Беласице (Стримоне) Василий разбил болгарскую армию и, взяв в плен 15 000 болгар, приказал всех их ослепить и затем отпустил на свободу, оставив в каждой сотне по одному поводырю с одним глазом. Эта и иные победы, заслужившие ему прозвание Болгаробойцы, помогли ему покорить Болгарию до самого Дуная после борьбы, тянувшейся с 981 по 1018 годы . Завоёванная территория стала фемой Болгария .

Другие войны

Остро нуждаясь в кораблях для быстрой переброски войск в различные части империи Василий вступил в переговоры с венецианским дожем Орсеоло . В 992 году в Константинополь прибыло большое посольство Венеции , которое добилось снижения таможенных пошлин в семь раз. Василий выпустил специальный хрисовул , положивший начало эксклюзивному статусу венецианцев в Константинополе. Альянс с Венецией принёс выгоды для империи: в 1000 году был проведён карательный рейд против пиратов Далмации . В 1002 году венецианский флот по главе с Орсеоло освободил город Бари от осады войсками Халифата . Таким образом Василий получил военный плацдарм в Южной Италии. Обратной стороной явилось нарастающая зависимость византийской экономики от Венеции.

Ованес-Смбат сдается императору Василию II

В 1021—1022 годах он вёл войну ещё с царём Иверии (запад Грузии ) Георгием I и также победил его. В то же время Василий добился Трапезундского соглашения от его союзника, царя Армении Ованеса-Смбата , который вынужденно завещал своё царство Византии после своей смерти. Так, при Василии II к Византийской империи были присоединены (и созданы предпосылки для дальнейшего присоединения) армянские земли. Ему приписывается посмертный наказ Константину VIII заботиться об армянском народе и его князьях. По мнению Матеоса Урхаеци , сам Василий II принял армянское вероисповедание и был признан — «Отцом страны Армянской» .

В 1016 году византийские войска Андроника объединились с тмутараканским князем Мстиславом Храбрым и разгромили в Крыму последнего хазарского военачальника Георгия Цулу .

Личность и результаты правления

По мнению Георгия Острогорского , на характер Василия II определяющее влияние оказала ожесточённая борьба в ходе длительных гражданских войн. Он стал мрачным и подозрительным, никому не доверял и не испытывал привязанности. Василий вёл аскетическую жизнь воина, заботясь о своём войске больше, чем о повседневном благополучии. Его не интересовала ни придворная роскошь, ни науки и искусства (хотя его дедом был крупный учёный Константин VII Багрянородный ) . Михаил Пселл, учёный византийский монах XI века, в своей "Хронографии" пишет:

"Большинству моих современников, видевших Василия, царь представлялся человеком угрюмым, грубого нрава, вспыльчивым и упрямым, в жизни скромным и вовсе чуждым роскоши. Но из сочинений историков, писавших о нем, я узнал, что поначалу он был не таким и от распущенности и изнеженности перешел к строгости под влиянием обстоятельств, которые как бы укрепили его нрав, сделали сильным слабое, твердым мягкое и изменили весь образ его жизни. Если в первое время он без стеснения бражничал, часто предавался любовным утехам, увлекался дружескими пирушками, уделом своим считал легкомысленные царские развлечения и отдых и вполне пользовался своим юным возрастом и царским положением, то с тех пор, как знаменитый Склир начал домогаться царской власти, а за ним Фока, затем снова Склир и другие со всех сторон выступили против царя, Василий на всех парусах пустился прочь от изнеженной жизни и, используя силу ветра, отдался серьезному делу..."

В отличие от подавляющего большинства монархов, особенно средневековых, Василий, проживший долгую жизнь (а по тем временам 69 или 67 лет — очень глубокая старость), так и остался холостяком. Ничего не известно и о каких-либо внебрачных связях или детях. Василий не позаботился не только о том, чтобы обзавестись семьёй, но так и не выдал замуж ни одну из своих племянниц, дочерей Константина VIII . В результате к моменту смерти дяди Зоя и Феодора уже вышли из детородного возраста, а Евдокия ещё раньше постриглась в монахини. Это привело к прекращению Македонской династии и к началу периода гражданских усобиц и нестабильности в империи.

Артефакты

Историография

Наиболее полное описание жизни и свершений императора Василия II принадлежит французскому византинисту начала XX века Гюставу Шлюмберже , автору трёхтомного исследования «L'épopée byzantine à la fin du dixième siècle». Согласно Шлюмберже, царствование Василия II стало кульминацией «золотого века» византийской истории . Такой подход был подвергнут критике Арнольдом Тойнби (лекция «The Place of medieval and modern Greece in history», 1919), а затем и последующими историками, утверждавшими, что военные кампании Василия II подорвали силы империи. Поль Лемерль (1977) оспорил корреляцию между военными успехами и понятием апогея. После Шлюмберже всеобъемлющих исследований царствования Василия II не предпринималось. Из монографий следует отметить работу Катарины Холмс о государственном управлении в Византии в период с 976 по 1025 год .

Образ в культуре

В литературе
В кино

Мультипликация

В компьютерных играх

Примечания

Комментарии
  1. Выдача замуж родственниц императоров за сопредельных правителей на протяжении веков была традиционным приёмом внешней политики Византии
Источники
  1. , с. 375.
  2. , p. 261.
  3. Peter Charanis The Armenians in the Byzantine Empire; Fundação Calouste Gulbenkian — Лиссабон, 1963. Стр. 35:
  4. , p. 449.
  5. . Православная Энциклопедия . Дата обращения: 21 мая 2021. 21 мая 2021 года.
  6. , pp. 241—243.
  7. .
  8. , с. 375—376.
  9. , с. 376—377.
  10. , pp. 243—246.
  11. // . — Дата обращения: 21.05.2021. — Цитата: «Число только в А. — Ал-Макин даёт только мусульманскую дату, не указывая числа месяца и дня недели, и пишет Джумады II вм. Джумады I. — 14-ое Сентября 987 действительно приходится в середу. По Кедрину, II, 438,15 это происходило 15 Августа. [194]».
  12. , p. 246.
  13. , с. 187—189.
  14. , с. 377—380.
  15. Арутюнова-Фиданян В. А . Армянские средневековые историки об экспансии Византийской империи на Восток в X—XI вв. // Историко-филологический журнал. — 1978. — № 2. — С. 191—206.

    Особенно восхваляется Василий II (при котором, кстати сказать, или были присоединены к империи армянские земли, или были созданы предпосылки для этого присоединения) (стр. 30), ему приписывается посмертный наказ Константину VIII заботиться об армянском народе и его князьях (стр. 55). Религиозная политика Византии в этой части «Хронографии» отличается терпимостью. По мнению хрониста, сам Василий II принял армянское вероисповедание и был признан «Отцом страны Армянской» (стр. 50)

  16. , с. 382.
  17. , p. 1.

Литература

  • Дашков С. Б. . — Москва: Издательский дом «Красная площадь», 1997. — ISBN 5-87305-002-3 .
  • Рыжов К. В. [lib.ru/DIC/MONARHI/monarhi1.txt Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия]. — Москва: Вече, 1999. — 656 с. — ISBN 5-7838-0342-1 .
  • Holmes C. Basil II and the Governance of Empire (976—1025). — Oxford University Press, 2005. — 625 p. — ISBN 0–19–927968–3.
  • / В.Р. Розен. — СПб. : типография Академии Наук, 1883. — 631 с.
  • / Thurn, Hans. — Berlin-New York: De Gruyter , 1973.
  • Михаил Пселл , Chronographia , also published under the title Fourteen Byzantine Rulers, ed. E.R.A. Sewter. London 1953. (English translation)
  • Nestor, The Russian Primary Chronicle: Laurentian Text, , Samuel Hazzard Cross, Olgerd P. Sherbowitz-Wetzor, Published by Mediaeval Academy of America, 1953
  • Fine, John Van Antwerp. (англ.) . — Ann Arbor, Michigan: University of Michigan Press , 1991. — ISBN 978-0-47-208149-3 .
  • Brooke, Z. N.; Tanner, J. R.; Previte-Orton, C. W. The Cambridge Medieval History:Contest of Empire and Papacy (англ.) . — Cambridge University Press , 1968. — Vol. V.
  • George Finlay, (1856), History of the Byzantine Empire from DCCXVI to MLVII , 2nd Edition, Published by W. Blackwood.
  • Gregory, Timothy, E., A History of Byzantium. Blackwell Publishing, 2005 ISBN 0-631-23512-4
  • Kaldellis, Anthony. Streams of Gold, Rivers of Blood: The Rise and Fall of Byzantium, 955 A.D. to the First Crusade (англ.) . — Oxford University Press , 2017. — ISBN 0190253223 .
  • Kennedy, Hugh N. The Prophet and the Age of the Caliphates: The Islamic Near East from the 6th to the 11th Century (англ.) . — 2nd. — Harlow, England: Longman , 2004. — ISBN 978-0-58-240525-7 .
  • Lev, Yaacov. The Fatimids and Byzantium, 10th–12th Centuries // Graeco-Arabica. — 1995. — Т. 6 . — С. 190—208 .
  • Norwich, John Julius; Knopf, Alfred A. . — 1997. — ISBN 0-679-45088-2 .
  • The Oxford Dictionary of Byzantium : [ англ. ] : in 3 vol. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan . — N. Y. ; Oxf. : Oxford University Press , 1991. — 2232 p. — ISBN 0-19-504652-8 .
  • Stephenson P. The Legend of Basil the Bulgar-Slayer. — New York : Cambridge University Press, 2003. — 164 p. — ISBN 0-521-81530-4 .
  • Stevenson, William B. Chapter VI. Islam in Syria and Egypt (750–1100) // (англ.) / Bury, John Bagnell. — New York: (англ.) , 1926. — Vol. V. — P. 242—264.
  • Riccardi, Lorenzo, , in «Rivista dell’Istituto Nazionale di Archeologia e Storia dell’Arte», 61 (III serie, XXIX), 2006 [2011] (ISSN 0392-5285), pp. 103—146.
  • Riccardi, Lorenzo, , in Actual Problems of Theory and History of Art, I, Collection of articles. Materials of the Conference of Young Specialists (St. Petersburg State University,1-5 December 2010), St. Petersburg 2011 ( ISBN 978-5-288-05174-6 ), pp. 39-45.
  • Whittow, Mark. . — Berkeley: University of California Press , 1996. — ISBN 978-0-520-20496-6 .
  • Острогорский Г. А. История Византийского государства / Пер. с нем.: М. В. Грацианский. — М. : Сибирская Благозвонница, 2011. — 895 с. — ISBN 978-5-91362-458-1 .
  • Джонатан Харрис. Византия. История исчезнувшей империи = JONATHAN HARRIS. The Lost World of Byzantium. — М. : Альпина Нон-фикшн, 2017.

Ссылки

Источник —

Same as Василий II Болгаробойца