Interested Article - Ибн Баттута

Абу Абдуллах Муха́ммад ибн Абдулла́х ат-Танджи́ , более известен как Ибн Батту́та ( бербер. ⵎⵉⵙ ⵏ ⵡⵓⴱⵟⵟⵓⵟ
араб. ابن بطوطة
[ источник не указан 17 дней ] ; 24 февраля 1304 , Танжер 1368 / 1369 , Марракеш ) — мусульманский путешественник и купец, объехавший страны исламского и неисламского мира — от Булгара до Момбасы , от Томбукту до Китая . Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».

Детство и юность

Его полное имя: Абу Абдалла Мухаммад ибн Абдалла ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Юсуф аль-Лявати ат-Танджи ибн Баттута ибн Хамид аль-Гази ибн аль-Курайш аль-Али ( أَبُو عَبْدُ ٱللّٰهِ مُحَمَّدٌ اِبْنُ عَبْدِ ٱللّٰهِ بْنُ مُحَمَّدٍ اِبْنُ إِبْرَاهِيمَ بْنُ يُوسُفَ ٱللَّوَاتِي ٱلطَّنْجِي بْنُ بَطُّوطَةُ بْنُ حَمِيدٍ اَلْغَازِي بْنُ ٱلقُرَيْشٍ اَلْعَلِي‎ ‎) [ источник не указан 17 дней ] . Будущий великий путешественник родился 24 февраля 1304 года в Танжере ( Марокко ) в семье уважаемого шейха Абдаллы ал-Лавати. Предки Ибн Баттуты происходили из берберского племени лавата — об этом свидетельствует нисба (часть имени) «аль-Лавати». О его детских годах известно очень мало. Он получил образование в медресе . Отец Ибн Баттуты, кади Танжера, хотел видеть сына своим преемником. [ источник не указан 17 дней ]

Путешествия

Паломничества в Мекку

Миниатюра XIII века, изображающая группу пилигримов, совершающих хадж
Хосров у дворца Ширин

14 июня 1325 года Ибн Баттута выехал из Танжера, чтобы совершить хадж в Мекку , центр религиозного поклонения мусульман, где находится Кааба с чёрным камнем . Приключения при переходе величайшей пустыни Сахары навели его на мысль продолжить путешествия.

Он путешествовал в Мекку по суше, продвигаясь вдоль берега Северной Африки. Его путь пролегал через Тунис , где он задержался на два месяца . Для большей безопасности Ибн Баттута старался присоединяться к караванам, что уменьшало риск быть атакованным местными племенами бедуинов . В городе Сфакс он нашёл себе невесту, первую, но далеко не последнюю в его путешествиях .

Ранней весной 1326 года, после путешествия длиной более чем в 3500 км, Ибн Баттута добрался до Александрии . В течение нескольких недель он исследовал достопримечательности этой местности, после чего двинулся вглубь материка, в сторону Каира , столицы Мамлюкского султаната, крупного города уже в те времена. Проведя около месяца в Каире , он двинулся в сторону Мекки по наименее используемому пути из трёх имеющихся. Ибн Баттута пересёк Египет и намеревался отплыть в Джидду , но междоусобица местных племён заставила его вернуться в Каир . Затем он посетил Иерусалим , Дамаск , Мекку, Басру , Багдад , где удостоился аудиенции у ильхана Абу Саида , и Тебриз . После этого он вернулся в Мекку и стал факихом . Но его путешествия на этом не прекратились.

В дальнейшем он побывал в Африке, на Среднем и Дальнем Востоке — местах, неизвестных средневековым европейцам.

В Йемен и Восточную Африку

Порт

В 1330 году Ибн Баттута переплыл Красное море и прибыл в Аден (Йемен). Йемен раздирали внутренние конфликты, и только 2 городам — Сане (теперь столица Йемена) и ныне мелкому порту Забиду удавалось сохранять былое величие. Там он нанял судно , направлявшееся в Заилу ( Сомали ). После этого он двинулся к мысу Гвардафуй , дальше по берегу Сомали , останавливаясь на неделю в каждом месте. Позже он побывает и в Могадишо , важном городе земли берберов .

Когда он попал туда в 1331 году, Могадишо находился в зените своего могущества. Ибн Баттута описывал его как «исключительно большой город», с большим количеством богатых купцов, известный своими высококачественными тканями, которые экспортировались во многие страны, включая Египет . Дополнительно он писал, что город управляется султаном Сомали, родом из северного Сомали, равно хорошо говорящего на сомалийском диалекте и на арабском языке . Султан держал при себе свиту визирей, юристов, командующих армией, евнухов и разношёрстных слуг .

Великая мечеть Килва-Кисивани , сделанная из кораллов , крупнейшая мечеть этого типа

Ибн Баттута продолжил своё путешествие на юг на корабле в сторону берега Суахили . Одна из его остановок в дороге была на островном городе Момбаса . В то время это был небольшой город. Его расцвет произошёл на век позже . Затем, следуя вдоль береговой линии, Ибн Баттута достиг островного города Килва (расположен на территории современной Танзании , который к тому времени стал важным центром торговли золотом ). Он описывал этот город как «один из самых красивых и хорошо сконструированных городов в мире» . Ибн Баттута оставил записи о своём визите в Килву в 1330 году , и восторженно отзывался о смирении и набожности местного правителя, султана Аль-Хасана ибн Сулеймана . Этим периодом датируется основание (англ.) и существенная достройка Великой мечети Килвы . Ещё он писал, что власть султана распространяется от Малинди на севере до Иньямбане на юге, и в особенности был восхищён планировкой города, в которой он видел залог его успеха. Потом Ибн Баттута отплыл в Момбасу и Килву, богатые города на восточном побережье Африки, в которых разговаривали на языке суахили . Сильное впечатление на Ибн Баттуту произвёл чёрный цвет кожи местного населения. Чтобы возвратиться в Мекку, ему пришлось совершить плавание вокруг юга Аравии и выйти в Персидский залив , а затем пересечь Аравийский полуостров .

Из-за определённой неточности в хронологии нет возможности с уверенностью констатировать, закончилось ли это путешествие Ибн Баттуты в 1332 году (следуя вышеприведённой хронологической последовательности) или уже в 1330 (в этом случае годом его отъезда из Мекки следует считать 1328).

По Малой Азии

Путешествие Ибн Баттуты по Руму (как мусульмане называли Малую Азию ) началось зимой 1330 года , когда он прибыл на генуэзском корабле в порт Алайа . Затем он посетил Анталью , Лаодикею-на-Ликосе , Икониум , Кесарию Каппадокийскую , Себастию , Бирги . Зимой 1331 года Ибн Баттута посетил османские владения Орхана . Прусса , как османская столица с 1326 года, предстала перед ним оживлённым торговым городом, как некогда и в византийские времена. Никею, попавшую в руки Османов в марте 1331 года, Ибн Баттута посетил через семь месяцев после завоевания, обнаружив её в запущенном и полуразрушенном состоянии — из всего населения здесь им был найден лишь османский гарнизон. О незавидной участи малоазийских греков, попавших под владычество турок, свидетельствуют факты покупки путешественником греческой рабыни, а также получения в подарок от местного эмира ещё одной молодой рабыни-гречанки. В конце 1332 года он оказался в черноморском портовом городе Синоп .

В Золотую Орду и Константинополь

Неутомимая любознательность толкала Ибн Баттуту в новые странствия. На греческом корабле он отплыл в Кафу (ныне Феодосия в Крыму ), затем отправился в Солхат (ныне Старый Крым ), а оттуда через Азов — на Кавказ . 6 мая 1334 года путешественник прибыл в ставку хана Золотой Орды Узбек-хана , располагавшуюся, предположительно, в районе Пятигорска , где хан принял его с небывалым почётом [ источник не указан 2810 дней ] . Большие вопросы у историков вызывает путешествие Ибн Баттуты в Булгар , которое, по его словам, было совершено за 20 дней. Некоторые учёные (И. Хрбек, С. Яничек) считают, что Ибн Баттута в Волжской Булгарии не был — просто не мог успеть за столь короткий срок. Описание путешествия могло быть заимствовано из трудов других арабских авторов ( Ибн Джубейр , Абу-ль-Фида ) самим Ибн Баттутой или его литературным секретарём Ибн Джузаем. Так или иначе, путешественник в свите хана посещает Хаджи-Тархан (предшественник Астрахани ). Затем он вызвался сопровождать одну из жён хана Баялун-хатун, дочь византийского императора Андроника III , в Константинополь , к отцу. В столице Византии арабский путешественник пробыл один месяц и шесть дней. После этого он вернулся на Волгу , в середине ноября прибыл в Новый Сарай ( Сарай-Берке ). 10 декабря 1334 года Ибн Баттута покинул столицу Золотой Орды, присоединившись к хорезмскому каравану. Через Сарай-Джук он направился в Среднюю Азию .

В Индию и Китай

В Средней Азии Ибн Баттута посетил крупные торговые центры — Ургенч ( Гургандж ), Самарканд , Бухару . В Гургандже он был принят могущественным золотоордынским нойоном , по пути из Бухары в Самарканд заехал в ставку чагатайского хана Тармаширина . Через Хорасан и Афганистан достиг Делийского султаната . В Дели Ибн Баттута поступил на службу к султану Мухаммеду Туглаку . Он прожил в Индии восемь лет, был сначала кади (судьёй), потом факихом, а 22 июля 1342 года выехал в Китай в качестве султанского посла. Путешествие в Китай началось для Ибн Баттуты неудачно. По дороге к берегу он с товарищами были атакованы бандитами . Ибн Баттута был ограблен, отстал от товарищей и был близок к гибели . Несмотря на эти неприятности, Ибн Баттута уже через 10 дней нагнал свою группу и вместе они продолжили свой путь в , что в Индийском штате Гуджарат . Оттуда они отплыли в Кожикоде (куда португальский исследователь Васко да Гама попадёт на два столетия позже). Неприятности Ибн Баттуты продолжались: пока он был в мечети на берегу, один из кораблей его экспедиции затонул у берега из-за внезапно поднявшегося шторма . Второй корабль отплыл не дождавшись Ибн Баттуты (правда лишь для того, чтобы быть захваченным царьком Суматры несколькими месяцами позже). Опасаясь вернуться в Дели с пустыми руками, Ибн Баттута какое-то время оставался в южной Индии под защитой Джамаль-ад-Дина, правителя маленького, но могущественного султаната , стоящего на берегах реки около Аравийского моря . Восстание в султанате вынудило Ибн Баттуту покинуть Индию. Имея своей конечной целью Китай, вначале Ибн Баттута завернул на Мальдивы . На Мальдивских островах он провёл 9 месяцев, намного больше, чем рассчитывал. Его знания в области фикха были востребованы нацией, недавно совершившей переход от буддизма к исламу . Из Мальдив Ибн Баттута приплыл на Шри-Ланку , там он посетил Шри Паду . После многочисленных приключений Баттута якобы добрался до порта Кантона , а потом через Малайзию, Бенгалию и Индию вернулся в Марокко ( 1349 ). Факт посещения им Китая подвергается сомнению, ибо его сведения об этой стране не отличаются точностью.

В Аль-Андалус и Гранаду

Ибн Баттута побывал в Гранадском эмирате , последнем оплоте мувалладов в Аль-Андалусе

В 1350 году, после нескольких дней пребывания в Танжере , Ибн Баттута отправился в путешествие в Аль-Андалус , часть Пиренейского полуострова , контролируемую маврами . Король Альфонсо XI Справедливый намеревался атаковать Гибралтар , и Ибн Баттута присоединился к группе мусульман, отправившихся из Танжера на защиту этого порта . Во время их пути Альфонсо умер от чумы , и угроза нападения на Гибралтар миновала. Ибн Баттута воспользовался этим для того, чтобы превратить своё путешествие в туристическую поездку по достопримечательностям Валенсии и Гранады .

Вернувшись из Аль-Андалуса, он решил проехать через Марокко , одну из немногих мусульманских стран, которых он парадоксальным образом ещё не исследовал. Остановившись в Марракеше , он обнаружил, что город напоминает собственный призрак после недавней эпидемии и переноса столицы в Фес .

Ибн Баттута снова ненадолго вернулся в Танжер, чтобы спланировать свою следующую экспедицию. Мысль посетить Мали возможно зародилась у него уже в 1324 году, во время его первого путешествия в Каир, когда через этот город проезжал (делая свой собственный хадж) Манса Муса , великий правитель Мали , вызвав фурор своим богатством и экстравагантностью.

В Мали

В 1352 году Ибн Баттута вновь отправился в путь, на сей раз — в Африку. Это была его крупнейшая экспедиция. Направляясь в Мали , он пересёк Сахару . Дорога была трудной, пустыня кишела разбойниками, и путешественник присоединился к каравану на верблюдах. Первую остановку караван сделал в Тагазе. По свидетельству Баттуты, все дома там были сделаны из соли и верблюжьих шкур. Путники взяли с собой запас воды на 10 дней: столько дней занимал путь до Тасаралы. Оттуда было недалеко и до Валаты. Несмотря на все сложности, Баттута успешно пересёк Сахару и прибыл в Мали, а затем добрался до реки Нигер . Путешествие было очень рискованным, однако Ибн Баттута достиг богатейшего малийского города Томбукту и побывал при дворе мансы .

В январе 1354 года он возвратился в Фес , где по приказанию маринидского султана продиктовал воспоминания о своих путешествиях учёному шейху из Гранады Мухаммеду ибн Джузаю. В декабре 1355 года ибн Джузай завершает литературную обработку воспоминаний Ибн Баттуты, сыграв в истории роль, подобную роли Рустичано при другом великом путешественнике — Марко Поло . Описание Мали в воспоминаниях Ибн Баттуты — основной источник, по которому мы можем судить о жизни этого средневекового государства.

Последние годы жизни

О последних годах Ибн Баттуты после окончания записи его путешествий в 1355 году известно немногое. Он был назначен на пост кади в Марокко и скончался в 1368 или 1369 году .

Историческое значение

Всего Ибн Баттута преодолел 120 700 км. Все посещаемые страны Ибн Баттута описывал с возможной полнотой. В первый раз его сочинение было частично переведено на европейский ( латинский ) язык в 1818 году под названием «De Mohammede Ebn-Batuto Arabe Tingitano ejusque itineribus», затем в 1829 году на английский язык под названием «The Travels of Ibn Batuta, translated from the abridged Arabic MS. Copies by Lec».

Нет никаких упоминаний о том, вёл ли Ибн Баттута какие-либо записи все 29 лет своих странствий. Когда он диктовал свои впечатления, он должен был основываться на своей памяти и уже вышедших в свет манускриптах своих предшественников. Некоторые эпизоды путешествий Ибн Баттуты являются явным заимствованием . Западные ориенталисты ставят под сомнение тот факт, что Ибн Баттута действительно посетил все те места, которые он описывает, и считают, что часть его описаний взята из услышанного им, а не из увиденного лично. Так, нерешённым является вопрос, действительно ли Ибн Баттута побывал в Китае . Тем не менее, несмотря на определённую недостоверность, записи Ибн Баттуты дают хорошее представление о большой части цивилизации 14 века.

Ибн Баттута испытывал временами культурный шок из-за несоответствия обычаев народов, недавно принявших ислам, нормам, на которых он был воспитан. Так, например, он был потрясён свободой речи, которую позволяют себе тюркские и монгольские женщины в разговорах со своими мужьями.

Для истории России имеет наибольшее значение описание Золотой Орды времён хана Узбека. В 1874 году в Петербурге вышло издание этой книги с арабским текстом и французским переводом (Voyages d’Ibn Batoutah. Texte arabe, accompagné d’une tradition par C. Defrémery et B.R. Sanuineti).

Маршруты путешествий

Ибн Баттута в Египте. Иллюстрация Леона Бенета

За свою жизнь Ибн Баттута преодолел более чем 73 000 миль (117 500 км) и посетил эквивалент 44 современных стран .

Память

Примечания

  1. Ivan Hrbek. (англ.) . . Британская энциклопедия (22 октября 2022). Дата обращения: 7 ноября 2022. 9 ноября 2022 года.
  2. Ibn Battuta // (итал.) / Istituto dell'Enciclopedia Italiana — 2010.
  3. / tr. and ed. H. A. R. Gibb. — London: Broadway House, 1929. — P. 43. 13 мая 2011 года.
  4. , p. 37; , p.
  5. , p. 39; , p.
  6. , p.
  7. , p. 49; , p.
  8. , pp. 53–54
  9. Sanjay Subrahmanyam. The Career and Legend of Vasco Da Gama. — Cambridge: Cambridge University Press, 1998. — P. 120—121.
  10. Chittick, H. Neville. The East Coast, Madagascar and the Indian Ocean // The Cambridge History of Africa. Volume 3, From c.1050 to c.1600 / Edited by Roland Oliver ; General editors: J. D. Fage and Roland Oliver. — Cambridge: Cambridge University Press, 1977. — P. 190. — ISBN 9781139054577 . — doi : .
  11. Huntingford, George Wynn Brereton. The periplus of the Erythraean Sea, by an unknown author ; with some extracts from Agatharkhides "On the Erythraean sea" / translated and edited by G.W.B. Huntingford. — London: Hakluyt Society, 1980. — P. 83.
  12. Metz, Helen Chapin. Somalia: A Country Study. — Federal Research Division, Library of Congress, 1992. — ISBN 0-8444-0775-5 .
  13. Shinnie, P. L. The African Iron Age. — Clarendon Press, 1971. — P. 135.
  14. David D. Laitin, Said S. Samatar. Somalia: Nation in Search of a State. — Westview Press, 1987. — P. 15.
  15. Kusimba, Chapurukha Makokha. . — AltaMira Press, 1999. — P. 58.
  16. , p. 191
  17. , p. 126
  18. , pp. 126–127
  19. Stavrianos, Leften Stavros. The world to 1500: a global history. — Prentice-Hall, 1970. — P. 354.
  20. Dunn, Ross E. The Adventures of Ibn Battuta. — University of California Press, 2005. — ISBN 0-520-24385-4 .
  21. , p. 215; , p. 777 Vol. 4
  22. , pp. 773–782 Vol. 4; , pp. 213–217
  23. , pp. 814–815 Vol. 4
  24. , p. 282
  25. , pp. 283–284
  26. , pp. 286–287
  27. Дата обращения: 11 июля 2008. 24 сентября 2015 года.
  28. , p. ix Vol. 1; , p. 318
  29. , pp. 313–314
  30. , pp. 63–64;
  31. , pp. 253 and 262 Note 20
  32. Bently, Jerry. Old World Encounters: Cross-Cultural Contacts and Exchanges in Pre-Modern Times. — New York: Oxford University Press, 1993. — P. 114.

Литература

На русском языке
На иностранных языках
  • Carr, Mike (2015), (англ.) , Martlesham: Boydell & Brewer, p. 33, ISBN 9781843839903 .
  • Defrémery, C.; Sanguinetti, B.R. trans. and eds. (1853), (неопр.) , Paris: Société Asiatic {{ citation }} : |first2= имеет универсальное имя ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) ( ссылка ) .
  • Defrémery, C.; Sanguinetti, B.R. trans. and eds. (1854), (ар.) , Paris: Société Asiatic {{ citation }} : |first2= имеет универсальное имя ( справка )
  • Defrémery, C.; Sanguinetti, B.R. trans. and eds. (1855), (неопр.) , Paris: Société Asiatic {{ citation }} : |first2= имеет универсальное имя ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) ( ссылка ) .
  • Defrémery, C.; Sanguinetti, B.R. trans. and eds. (1858), (неопр.) , Paris: Société Asiatic {{ citation }} : |first2= имеет универсальное имя ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) ( ссылка ) .
  • (2005), The Adventures of Ibn Battuta , University of California Press, ISBN 0-520-24385-4 .
  • Elad, Amikam (1987), "The description of the travels of Ibn Baṭūṭṭa in Palestine: is it original?", Journal of the Royal Asiatic Society , 119 : 256—272, doi :
  • Ferrand, Gabriel (1913), "Ibn Batūtā", (фр.) , Paris: Ernest Laroux, pp. 426—458 .
  • Chittick, H. Neville (1977), "The East Coast, Madagascar and the Indian Ocean", in Oliver, Roland (ed.), Cambridge History of Africa Vol. 3. From c. 1050 to c. 1600 , Cambridge: Cambridge University Press, pp. 183—231, ISBN 0-521-20981-1
  • Gibb, H.A.R. trans. and ed. (1958), The Travels of Ibn Baṭṭūṭa, A.D. 1325–1354 (Volume 1) , London: Hakluyt Society {{ citation }} : |first= имеет универсальное имя ( справка )
  • Gibb, H.A.R.; Beckingham, C.F. trans. and eds. (1994), The Travels of Ibn Baṭṭūṭa, A.D. 1325–1354 (Volume 4) , London: Hakluyt Society, ISBN 978-0-904180-37-4 {{ citation }} : |first2= имеет универсальное имя ( справка ) .
  • Gordon, Stewart (2008), When Asia was the World: Traveling Merchants, Scholars, Warriors, and Monks who created the "Riches of the East" , Philadelphia, PA.: Da Capo Press, Perseus Books, ISBN 0-306-81556-7 .
  • Harvey, L.P. (2007), Ibn Battuta , New York: I.B. Tauris, ISBN 978-184511-394-0 .
  • (1829), , London: Oriental Translation Committee . A translation of an abridged manuscript. The text is discussed in Defrémery & Sanguinetti (1853) Volume 1 .
  • (2002), Travels with a Tangerine: A Journey in the Footnotes of Ibn Battutah , London: Picador, ISBN 978-0-330-49114-3 .
  • Mackintosh-Smith, Tim (ed.) (2003), The Travels of Ibn Battutah , London: Picador, ISBN 0-330-41879-3 {{ citation }} : |author= имеет универсальное имя ( справка ) . Contains an introduction by Mackintosh-Smith and then an abridged version (40 percent of the original) of the translation by H.A.R. Gibb and C.E. Beckingham (1958—1994).
  • Mackintosh-Smith, Tim (2005), Hall of a Thousand Columns: Hindustan to Malabar with Ibn Battutah , London: John Murray, ISBN 978-0-7195-6710-0 .
  • Mackintosh-Smith, Tim (2010), Landfalls: On the Edge of Islam with Ibn Battutah , London: John Murray, ISBN 978-0-7195-6787-2 .
  • Waines, David (2010), The Odyssey of Ibn Battuta: Uncommon Tales of a Medieval Adventurer , Chicago: University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-86985-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Ибн Баттута