Interested Article - Диоскуры

Диоску́ры ( др.-греч. Διόσκοροι , Διόσκουροι или Διὸς κοῦροι , букв. «сыновья Зевса») — в древнегреческой и древнеримской мифологиях братья-близнецы Кастор ( «бобр», лат. Castor ) и Полидевк ( Πολυδεύκης , лат. Pollux [Поллукс]), дети Леды от двоих отцов — Зевса и Тиндарея.

На протяжении своей жизни совершили ряд подвигов. Участвовали в походе аргонавтов , калидонской охоте , возвратили свою похищенную сестру Елену . После смерти в бою Кастора Полидевк взмолился о том, чтобы его воссоединили с братом. В награду за столь искреннюю братскую любовь Зевс поместил образ Диоскуров на небо в созвездие Близнецы .

В Древней Греции братьев считали покровителями путешественников и мореплавателей. Особым почитанием пользовались в своей предполагаемой родине Спарте , где их считали защитниками государства. Культ Диоскуров был принят в Древнем Риме. Здесь их в первую очередь считали олицетворением воинской доблести. Согласно античным верованиям были заступниками сословия всадников эквитов .

Мифологические сюжеты, связанные с Диоскурами, использовали в своём творчестве величайшие художники Ренессанса и Нового времени Леонардо да Винчи , Микеланджело , Рубенс и другие.

Мифы

Рождение. Личные качества Диоскуров

« Леда и лебедь », Леонардо да Винчи . 1510—1515-е годы

Впервые Кастор и Полидевк упомянуты в « Илиаде » Гомера . В « Одиссее » представлены сыновьями спартанского царя Тиндарея и Леды . Согласно другим античным произведениям они дети Зевса . Наиболее распространённой версией мифа о рождении братьев стала история о том, как Зевс, прельщённый красотой Леды, превратился в лебедя и овладел ею. Ночью в покои Леды вошёл и законный супруг Тиндарей. В результате у женщины родилось двое сыновей и двое дочерей ( Елена и Клитемнестра ). Кастор и Клитемнестра были детьми спартанского царя, в то время как Полидевк и Елена — олимпийского бога . В связи с этим Кастор был смертным, а Полидевк — бессмертным . Забеременев от Зевса в образе лебедя, Леда снесла яйцо, из которого вылупились её дети . Впоследствии, став взрослыми, носили заострённые шапки- пилосы в виде яичной скорлупы .

Неразлучные братья выросли и стали гордостью своей родной Спарты. По преданию их братские чувства были настолько сильны, что они все дела начинали вместе, никогда не споря о первенстве . Кастор стал знаменитым воином, бегуном и непревзойдённым укротителем лошадей, а Полидевк лучшим кулачным бойцом. О воинских навыках Кастора свидетельствует тот факт, что он обучал Геракла сражаться в полном вооружении . Оба они выигрывали призы на Олимпийских играх .

Подвиги

«Кастор и Поллукс освобождают Елену». Жан-Бруно Гасье , 1817

Сестра Кастора и Полидевка Елена отличалась необычайной красотой. Её похитил Тесей . Когда афинский герой находился в Аиде, братья вторглись в Аттику и освободили сестру, заодно взяв в плен мать Тесея Эфру .

Участники калидонской охоты , в числе других самых храбрых воинов Эллады .

Вместе с Гераклом , Ясоном и другими знаковыми персонажами древнегреческой мифологии совершили путешествие в Колхиду на корабле « Арго » . Из этого путешествия они, согласно древнегреческим представлениям, привезли в родную Спарту статую Ареса . Во время похода аргонавты сделали остановку в месте обитания племени бебриков . Ими на тот момент правил Амик . Будучи отважным бойцом, местный царь требовал от чужеземцев вступить с ним в кулачный бой. На этот раз ему пришлось сразиться с Полидевком, который, будучи знаменитым кулачным бойцом, и нанёс смертельный удар . Следующий раз проявил своё мастерство на посмертных играх в честь Пелея , где победил в кулачном бою, а его брат Кастор — в беге . Когда корабль попал в бурю, то Орфей взмолился богам о спасении. Шторм утих, а к головам Диоскуров опустились две звезды. Это восприняли как факт спасения корабля благодаря заступничеству благоволящих Диоскурам богов . По возвращении из похода построили храм Афины в лаконском городе .

Ссора с Афаретидами. Гибель

Питер Пауль Рубенс . « Похищение дочерей Левкиппа » 1617—1618. Старая пинакотека . Мюнхен

Диоскуры похитили невест своих ближайших родственников сыновей Афарея Идаса и Линкея дочерей Левкиппа Фебу и Гилайеру . Братья женились на девушках, которые вскоре родили каждому из них по сыну. Впоследствии две пары братьев призабыли о былых обидах, [ каких? ] устроили набег на Аркадию и угнали стадо быков. Перед разделом добычи одного из быков разрубили на четыре части и договорились, что тот, кто первым съест свою четверть, получит половину стада, а вторым — оставшийся скот. Идас съел свою часть, когда другие ещё не успели приступить к трапезе. После этого он помог брату. Закончив трапезу, Афаретиды забрали быков и помчались в родную Мессению .

Диоскуры завершили пир, после чего помчались за Афаретидами. Прибыв в Мессению они заявили её жителям, что Идас и Линкей нарушили договор, так как первыми начали еду и один брат помог другому. Афаретиды в это время совершали жертвоприношение Посейдону. Поэтому Диоскуры забрали не только оспариваемую добычу, но и другой скот, и отправились в Спарту. Предполагая погоню, они устроили по пути засаду. Однако Линкей вовремя увидел Кастора. Завязалась битва. Различные античные авторы приводят множество расходящихся между собой деталей, но все сходятся в том, что из четырёх воинов в живых остался один Полидевк .

Установив на спартанском ипподроме трофей в честь своей победы, Полидевк взмолился Зевсу, чтобы тот не дал ему пережить брата. Так как Полидевк, как сын Зевса, был бессмертным, а Кастор — смертным, то выживший брат был вознесён на небо. Однако он отказался жить на небесах один без брата. Поэтому Зевс был вынужден разрешить проводить им обоим один день на небе, а другой в Тартаре. В награду за столь искреннюю братскую любовь образ Кастор и Поллукса поместили на небо в созвездие Близнецы .

Эвгемеристические толкования мифов о Диоскурах

Эвгемеризм представлял собой доктрину, объяснявшую происхождение богов посмертным обожествлением смертных . Данные толкования на официальном уровне считались неподобающими для приличного человека и гражданина, а также кощунственными . Цицерон в трактате «О природе богов» 45 года до н. э. приводит три таких мифа, подчёркивая их порочный характер .

  • По одной версии Диоскуры, которых афиняне называли «покровителями» (анактами), родились от древнейшего (первого) Зевса и Персефоны. Этих тритопатров звали Тритопатрей, Евбулей и Дионисий;
  • по другой — сыновья Леды и Зевса третьего Кастор и Полидевк;
  • по третьей — сыновья Атрея и внуки Пелопа Алкон, Меламп и Эмол.

Посмертные мифы

С Диоскурами связаны несколько мифов об их посмертных явлениях людям. Один раз братья под видом путешественников посетили свой родной дом. Хозяин отдал в их распоряжение все комнаты, за исключением одной, где жила его дочь. На следующее утро девушка и путники пропали, а в комнате появились обвитые сильфием статуэтки Кастора и Полидевка .

Братья помогали спартанцам во время второй Мессенской войны . Их гнев против соседей Спарты был вызван святотатством двух мессенянских юношей. Во время праздника в честь Диоскуров они появились в одеждах оных. Лакедемоняне, не разобравшись в ситуации, стали на колени и начали молиться. Лжедиоскуры проскакали сквозь толпу, поразив многих воинов копьями . Духи братьев дважды вмешивались в планы мессенского вождя Аристомена , тем самым сохранив спартанское войско от полного разгрома, а также предотвратив вторжение мессенян .

Участвовали на стороне спартанцев в морской битве при Эгоспотамах , которая завершила Пелопоннесскую войну . В честь своей победы лакедемоняне принесли в жертву храму Аполлона в Дельфах две золотые звезды, символизирующие Кастора и Поллукса. Незадолго до битвы при Левктрах , которая положила конец гегемонии Спарты, звёзды упали и исчезли .

Римляне считали, что им на помощь во время решающего сражения Первой Латинской войны на Регилльском озере пришли лично Кастор и Поллукс .

Культ

Почитание Диоскуров

Древняя Греция

Диоскуры олицетворяли собой представление о чередовании мира и войны, дня и ночи, рождения и смерти. Атрибутами братьев были утренняя и вечерняя звезда, пурпурная хламида, заострённые шапки- пилосы в виде яичной скорлупы. Греки видели Диоскуров в созвездии Близнецов . Почитались в качестве покровителей путешественников и мореплавателей. По окончании путешествия многие странники считали своим долгом возблагодарить Диоскуров и принести им жертву в их храме . Подобно индусским братьям Ашвинам , Кастора и Полидевка почитали в качестве богов рассвета и сумерек . Во время летнего солнцестояния их было необходимо пригласить за праздничный стол . В их честь, в качестве благодарности за ту или иную победу, устраивали праздничные пиршества теоксении .

К братьям обращались за заступничеством моряки, принося им жертвоприношения на носу корабля, так как верили в их способности посылать попутные ветры, прекращать бури и спасать потерпевших кораблекрушение , которыми наградил братьев за их добродетели Посейдон . Знаком близости Кастора и Полидевка моряки считали феномен, который современному человеку известен под названием огней святого Эльма , разрядов в форме светящихся пучков на верхушках мачт . Связь братьев с морем привела к тому, что их именем называли корабли. В частности, согласно Деяниям святых апостолов , на «Диоскурах» плавал апостол Павел . Через эпоним античные герои Диоскуры попали в Новый Завет .

Спарта и Пелопоннес

Особым почитанием братья пользовались в своей предполагаемой родине — Спарте, где оберегали дом, в котором жили Кастор и Полидевк . В этом древнегреческом государстве их почитали в качестве защитников государства и покровителей гимнастики . Однако дань уважения им отдавали и рядом расположенные города и земли. Так, согласно Плутарху, аргивяне приписывали образование своего города Кастору и считали, что тот похоронен именно в их области . Спартанцы в свою очередь приписывали могилу Кастора своему краю, и даже соорудили на её предполагаемом месте святилище Диоскурам .

Сведения о почитании Диоскуров в Элладе содержатся у древнегреческого писателя и географа II века Павсания . На небольшом острове на западе Лаконии , где, согласно несохранившимся стихам Алкмана , родились Кастор и Полидевк, установили две медные статуи. Жители рядом расположенной Мессении считали, что в древности эта местность принадлежала им, в связи с чем приписывали легендарных братьев к своим соотечественникам .

В Спарте их символически изображали в виде двух балок соединённых между собою двумя брусьями. Этот специфичный атрибут спартанского культа Диоскуров называли «докана» ( др.-греч. δοκανα ) .

Диоскуриада
Герб, расположенного на месте античной Диоскуриады, Сухума содержит т. н. «шапки Диоскуров»

Выходцы из Милета , города, в котором культ братьев пользовался особой популярностью, в VI веке до н. э. основали на месте современного Сухума колонию, названную Диоскуриадой . Символом города стал атрибут Кастора и Поллукса шапка-пилос , изображаемый как на античных монетах, так и на средневековой керамике. Шапки Диоскуров стали составной частью гербов абхазской княжеской фамилии Чачба и самого Сухума .

Италия и Древний Рим

Рим. Фонтан Диоскуров .

На территорию Апеннинского полуострова культ Диоскуров попал из Греции очень рано. Так. посвящённая им, датированная VI веком до н. э., надпись найдена в Лавинии . У этрусков были свои герои — сыновья верховного бога Тинии Кастур и Пултукс . Их часто изображали в шлемах и лавровых венках . Согласно этрусским представлениям они помогали человеку в момент перехода от жизни к смерти . В период правления 3—5-х царей Рима Тулла Гостилия , Анка Марция и Тарквиния Приска соседние побеждённые города покорялись римскому народу по формуле «deditio», передавая не только землю и воду, но и всё «божественное и человеческое». Часть людей переселялись в Рим, куда и привносили свои культы. Для этого периода римской истории характерно резкое увеличение числа почитаемых в городе богов. Среди них были и братья Кастор и Поллукс . Ещё одной особенностью древнеримского общества было объединение его различных слоёв вокруг культа того или иного божества. Диоскуры пользовались наибольшим почитанием среди сословия всадников эквитов , а их культ всегда оставался аристократическим .

Одновременно произошла трансформация функции братьев. Если у греков Кастор и Полидевк являлись покровителями путешественников и мореплавателей, то римляне рассматривали их в первую очередь, как пример воинской доблести .

Их именем назвали две горы в Альпах Кастор и Поллукс . В народе были распространены слоговые аббревиатуры «Edepol», «Edep» или «Pol» (от «E deus Pollux») и «Ecas» («E Castores»). Они обозначали «Клянусь Поллуксом» или «Клянусь Касторами» и завершали торжественные обещания и заверения. В сохранившихся произведениях Плавта таковых насчитывают более 500 .

Храмы

Сохранившиеся колонны храма Диоскуров в Риме

В Древней Греции храмы Диоскурам находились повсеместно, как в родной местности братьев Спарте , так и в Аркадии , Афинах рядом с Акрополем — и других областях.

В Риме храм Диоскуров возвели и, согласно преданию, освятили 27 января 484 года до н. э. по заказу сына диктатора Авла Постумия в память о победе над Тарквинием Гордым в битве при Регилльском озере, где мифические братья пришли на помощь римскому народу. Здание поместили в самом центре города на форуме . Впоследствии его дважды перестраивали и обновляли в 117 году до н. э. при Луцие Цецилие Метелле Далматике , а также в I веке н. э. при императоре Тиберии . На сегодняшний день сохранилось три колонны из этого сооружения .

Диоскуры в трудах ранних христиан. Влияние на христианство

Спартанские мифологические персонажи, в отличие от древнеримских и египетских божеств, у Отцов Церкви не вызывали особо отрицательных эмоций. Христианская критика их щадила. Диоскуры не представляли угрозы новой религии. Им не было посвящено мистерий , их вид не соответствовал «зооморфным» демонам, аморальных мифологических фактов об их жизни в описаниях античных мифографов не было. Тертуллиан несколько раз упоминает братьев Кастора и Полидевка. Он указывает, что они должны быть «удалены с неба», а при перечислениях ложных действий демонов относит к таковым «ложные явления Диоскуров людям». Климент Александрийский приводит строки из Гомера, в которых Кастор и Поллукс представлены сыновьями Тиндарея, доказывая этим, что ничего божественного в них нет, а отнесение одного или двух братьев к сыновьям верховного бога выдумка .

Даже после того, как христианство утвердилось в качестве основной религии на территории Римской империи, культ Диоскуров продолжал существовать. Папа Римский Геласий I (492—496) писал о почитании людьми братьев Касторов. Сохранившиеся роспись на глиняной посуде, резные изображения, на которых двенадцать Апостолов, святого Петра и Лазаря изображают вместе с Диоскурами, свидетельствуют о поглощении их культа христианством. Братьев-близнецов заменяют христианские пары, такие как святые Пётр и Павел , в качестве покровителей путешественников, святые Косма и Дамиан и другие .

Образ в литературе, искусстве и философии

Сохранилось большое количество изображений Диоскуров на античных вазах, скульптурах, геммах и монетах. В европейской живописи ранее всего их стали рисовать в качестве персонажей круга Зодиака (например у Альбрехта Дюрера ). Итальянские живописцы периода Ренессанса разрабатывали сюжет «Леды и лебедя» ( Андреа дель Сарто , Леонардо да Винчи , Микеланджело и др.). Несколько позднее художники обратились к сюжетам, связанным с похищением Левкиппид и спасением Елены .

Миф о Диоскурах отображён в оперных либретто XVIII—XIX веков («Кастор и Поллукс» Жан-Филиппа Рамо , Джузеппе Сарти и др.) .

Из античных статуй сохранились две колоссальные фигуры Кастора и Поллукса, которые ранее находились перед термами Константина, а ныне составляют часть архитектурного ансамбля фонтана напротив президентского Квиринальского дворца .

К античным братьям героям обращались и поэты Нового времени . Так, у Генриха Гейне в стихотворении «Гроза» шкипер, терпящего кораблекрушение корабля, « руки с мольбою он к небу возносит: / „О, пощади нас, Кастор, воинственный всадник, / И ты, Полидевк, ратоборец кулачный! “». Достаточно оригинально и точно отобразил античные представления о Диоскурах британский политик и поэт Томас Бабингтон Маколей :

Они похожи, как один, Не отличить никак —
В доспехах белых, словно снег,
На белых скакунах.
Но никогда кузнец земной
Доспех тот не ковал,
И никогда воды простой
Конь храбрый не пивал.
И если братьев, идя в бой
Заметишь краем глаза,
То суждено тебе домой
Вернуться, хоть не сразу.
С триумфом и победою
Вернёшься как герой
С богатыми трофеями
И с целой головой.
А если братья-близнецы замечены в морях
Играют бликами они на пенистых волнах,
То никакие волны, бури, шторм
Твоему судну нипочём.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр при описании понятий чести и славы обращается к примерам античных братьев-героев. Согласно его утверждению: « Слава и честь — близнецы, но как из Диоскуров Поллукс был бессмертен, а Кастор — смертен, так и слава — бессмертная сестра смертной чести » .

Имена Кастор и Поллукс носят антагонисты (и братья) в фильме « Без лица» . Это едва ли не единственный случай в культуре, когда имена героев возникают в откровенно негативном контексте.

На монетах

Диоскуры на реверсе монеты государства Селевкидов Антиоха VI

Впервые изображения Диоскуров появились на древнегреческих монетах Мантинеи IV века до н. э. «Классические» Диоскуры в шапках-пилосах и звёздами над головами характерны для денег эпохи эллинизма. Братьев могли помещать на монете без пилосов со звёздами ( Триполи ), в полный рост ( Тарент ), на конях в венке или с пальмовой ветвью, в виде борцов, укротителей коней, с копьями в руках стоя в полный рост ( Сирос , тетрадрахмах Эвмена II ). Наиболее часто Диоскуры появляются в виде всадников с копьями наперевес на монетах, как греческих полисов, так и их колоний в Италии, Селевкидоы и Греко-Бактрийского царства .

К нестандартным изображениям связанным с Кастором и Поллуксом являются их атрибуты пилосы со звёздами на монетах Диоскуриады , а также Диоскуры со своей сестрой Еленой на деньгах сицилийской Тиндариды .

Серебряный сестерций с изображением Диоскуров на реверсе

В Риме изображение братьев-героев стало характерным для семунции , мелкой медной монеты номиналом в 1 24 асса . Диоскуров поместили на реверс первых серебряных римских монет — денария , квинария и сестерция , чеканенных после окончания Пирровой войны (280—275 годы до н. э.) . Их изображения стали характерными для всех серебряных римских монет вплоть до начала Второй Пунической войны в 218 году до н. э., когда их впервые заменила Диана . Эта богиня, как покровительница Латинского союза , больше подходила на роль символа борьбы римлян против захватчиков в этот крайне тяжёлый период их истории .

Впоследствии в Римской республике сложилась практика, когда чеканка монет находилась в ведении сената, который назначал монетариев, ответственных в свою очередь за технологический процесс выпуска и самостоятельно определявших изображения аверса и реверса. Диоскуров время от времени помещали на серебряные монеты, причём их могли изображать не только в виде всадников, но и стоя в полный рост, коронуемых богиней победы Викторией .

В императорскую эпоху изображения Диоскуров на монетах практически не встречаются. Известны всего три монетных типа с помещёнными на них Кастором и Поллуксом — ауреусы Тацита , Викторина и Констанция I Хлора .

См. также

Примечания

  1. Παυσανίας 3.13.1 // Описание Эллады (др.-греч.)
  2. . Древнегреческо-русский словарь Дворецкого . Classes.ru . Дата обращения: 17 ноября 2021. 16 ноября 2021 года.
  3. Гомер . Песнь третья // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 237
  4. Гомер . Песнь одиннадцатая // = Οδύσσεια / Пер. В. А. Жуковского . Строки 298—304
  5. , "Перечень женщин или Эои. Фрагмент 24", с. 101.
  6. , "155. Сыновья Юпитера".
  7. , "Мифологическая библиотека. Книга I. VIII (2)".
  8. , "Соперничество близнецов (b)", с. 159.
  9. , "Мифологическая библиотека. Книга III. X (7)".
  10. , "77. Леда".
  11. , "Диоскуры", с. 317.
  12. , "Описание Эллады. Книга III. Глава 16 (1)".
  13. , "Гриф о числе три. 10".
  14. , "Алексадра. 506—507".
  15. , "Dioscuri", p. 139—140.
  16. , "Книга II. 22", с. 69.
  17. , "Мифологическая библиотека. Книга II. IV (9)".
  18. , "Описание Эллады. Книга V. Глава 8 (4)".
  19. , "Соперничество близнецов (d)", с. 159.
  20. , "Историческая библиотека. Книга IV. LXIII (5)".
  21. , "Описание Эллады. Книга I. Глава 41 (5)".
  22. , "Описание Эллады. Книга VIII. Глава 45 (6)".
  23. , "Книга восьмая. 301—302".
  24. , "173. Кто пошёл на каледонского вепря".
  25. , "Аргонавтика. 146—149".
  26. , "14. Собравшиеся аргонавты".
  27. , "Мифологическая библиотека. Книга I. IX (16)".
  28. , "Аргонавтика. Песнь первая. 420—432", с. 57—59.
  29. , "Описание Эллады. Книга III. Глава 19 (7)".
  30. , "Мифологическая библиотека. Книга I. IX (20)".
  31. , "273. Кто устраивал первые игры, кончая Энеем, пятнадцатым".
  32. , "Историческая библиотека. Книга IV. XLIII (1—2)".
  33. , "Описание Эллады. Книга III. Глава 24 (7)".
  34. , "Описание Эллады. Книга I. Глава 18 (1)".
  35. , "Мифологическая библиотека. Книга III. XI (2)".
  36. , "80. Кастор".
  37. , "Соперничество близнецов (c)", с. 159.
  38. , "Соперничество близнецов (c-j)", с. 159—160.
  39. Эвгемеризм // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров А.М.. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Москва ; Санкт-Петербург: БСЭ, 2000. — 1452 с. — ISBN 5-85270-160-2 .
  40. , с. 116.
  41. , "О природе богов. Книга III. XXI. (53)".
  42. , "Описание Эллады. Книга III. Глава 26 (2—3)".
  43. , "Соперничество близнецов (l)", с. 160.
  44. , "Описание Эллады. Книга IV. Глава 27 (1)".
  45. , "Соперничество близнецов (o)", с. 160—161.
  46. , "Описание Эллады. Книга IV. Глава 16 (5, 9)".
  47. , "О дивинации. Книга I. 75".
  48. , "Соперничество близнецов (n)", с. 160.
  49. , "О природе богов. Книга II. II. (6)".
  50. , с. 85.
  51. , "§11. Диоскуриада", с. 67—71.
  52. , "Диоскуры".
  53. Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  54. , "Гомеровские гимны. XXXIII. К Диоскурам", с. 139.
  55. , "Елена. 1496—1511".
  56. , "Соперничество близнецов (m)", с. 160.
  57. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  58. Деян.
  59. , "Описание Эллады. Книга III. Глава 16 (2—3)".
  60. . Дата обращения: 10 апреля 2019. 10 апреля 2019 года.
  61. . Дата обращения: 10 апреля 2019. 2 января 2018 года.
  62. , "О братской любви I".
  63. Диоскуриада // Дебитор — Евкалипт. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 8).
  64. , p. 46.
  65. , p. 60.
  66. , p. 54.
  67. , с. 21.
  68. , с. 5, 12, 21.
  69. Ullman B. L. // Classical Weekly. — 1943. — Т. 37 , № 8 . — С. 87—89 .
  70. , "Описание Эллады. Книга III. Глава 20 (1)".
  71. , "Описание Эллады. Книга VIII. Глава 21 (4)".
  72. Roberts J. W. . — second edition. — London • New York, 1998. — P. 206. — ISBN 0-415-16777-9 .
  73. , Фасты. Книга I. 705—708.
  74. Stamper J. W. . — Cambridge University Press, 2005. — P. 143—146. — ISBN 0-521-81068-x .
  75. , с. 96—103.
  76. , "Dioskouroi", p. 633.
  77. .
  78. Балфинс Томас. // Всеобщая мифология. — Ногинск: Остеон-Пресс, 2015. — ISBN 978-5-85689-093-7 .
  79. Артур Шопенгауэр . Глава четвертая. О том, что представляет собою человек // Афоризмы житейской мудрости. — М. : АСТ, 2011. — 384 с. — ISBN 978-5-17-073354-5 .
  80. , "Dioskuren", S. 144—145.
  81. , с. 26.
  82. , с. 52.
  83. , с. 55.
  84. , "Dioscuri", p. 331—332.
  85. , с. 56.
  86. (англ.) . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 30 марта 2019. 14 апреля 2019 года.
  87. (англ.) . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 30 марта 2019. 14 апреля 2019 года.
  88. (англ.) . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 30 марта 2019. 14 апреля 2019 года.

Источники и литература

Источники

  • Авсоний . // Стихотворения / Издание подготовил М.Л. Гаспаров. Перевод и примечания М. Л. Гаспарова.. — М. : Наука, 1993. — (Литературные памятники).
  • / Составление и общая редакция А. А. Тахо-Годи. — Издательство Московского университета, 1988. — ISBN 5-211-00182-6 .
  • Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л. : Наука, 1972.
  • Аполлоний Родосский . / Перевод и примечания Г. Ф. Церетели. — Тбилиси: Мецниереба, 1964. — 1000 экз.
  • Валерий Флакк . Аргонавтика. Книга первая / под общей редакцией А. В. Подосинова. — М. : Импэто, 2013. — 104 с. — ISBN 978-5-7161-0252-1 .
  • Гесиод . Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н.Ярхо. Комментарии О.П.Цыбенко и В.Н.Ярхо. — М. : Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8 .
  • Гигин. Астрономия / перевод с латинского и комментарии А. И. Рубана. — СПб. : Алетейя, 1997. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-017-8 .
  • Гигин . / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя , 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0 .
  • Диодор Сицилийский . . — М. : Лабиринт, 2000. — 224 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-091-6 .
  • Еврипид . . — М. : Ладомир, 1999. — (Литературные памятники). — ISBN 5-86218-236-5 .
  • Ликофрон. // Вестник древней истории / Перевод с древнегреческого и комментарий И. Е. Сурикова. Вступительная статья А. В. Мосолкина.. — 2011. — № 1—2 .
  • Овидий . / Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского.. — М. : Художественная литература, 1977.
  • Овидий . Фасты . Книга I // Элегии и малые поэмы. — М. : Художественная литература , 1973.
  • Павсаний . / Перевод С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
  • Плутарх . // Plutarchs Moralia. — Cambridge, Massachusetts: Harvard University press, 1962. — Vol. 6. — P. 246—325. — (Loeb Classical library).
  • Цицерон . / Перевод с латинского (в т. ч. и стихов, кроме особо оговоренных случаев) и комментарии М. И. Рижского. Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи доктор философ. наук Г. Г. Майоров.. — М. : Наука, 1985.

Литература

Источник —

Same as Диоскуры