Interested Article - Византийские эмали

Византийская « Честного Креста », ок. 880 года
Icon of the Mother of God "Official", Byzantium, gold, enamel. 11th - 12th century.
Икона Божией Матери «Агиосоритисса». Византия, золото, эмаль. XI - XII век.

Византийские эмали — произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в Византийской империи в технике перегородчатой и выемчатой эмали . Изделия, созданные в Византии в данной технике, поражают удивительной тонкостью работы и чистотой оттенков смальты . Для византийцев перегородчатая эмаль имела особую ценность не только из-за золота самого изделия, но по причине того, что « смальта и металл прежде чем стать изображением, должны были пройти очистительное действие огня » . Изделия, выполненные в такой технике, вызывали восхищение и зависть у правителей соседних с Византией стран и являлись драгоценными подарками для них от византийских императоров (например, корона Мономаха и корона святого Иштвана ) .

История

Перегородчатая эмаль в Византии известна с VI века. Византийские историки описывают престол собора Святой Софии (VI век), указывая на его орнаменты в технике эмали . Также и многие двери собора были эмалированы. Расцветом искусства византийской эмали стал XI век (например, Пала д'Оро , корона Мономаха ). Изделия этого периода отличает наиболее тонкий слой эмали, чистота и прозрачность красок, а также особая шлифовка, которая придаёт блеск поверхности .

Техника эмали нашла в Византии себе обширное применение при изготовлении не только драгоценной церковной утвари — потиров , других священных сосудов , дарохранительниц , ковчежцев для мощей , окладов на богослужебные книги, небольших икон , крестов и прочего , — но и различных ювелирных изделий светского характера (известно о столовой посуде императора Юстиниана с эмалевыми изображениями его побед ). В Византии эмали употреблялись почти исключительно для украшения золотых вещей.

Из Византии искусство эмали распространилось, с одной стороны, в Грузию и Русь домонгольского периода , а с другой — в Западную Европу, где, начиная с XI века, это мастерство процветало особенно на Рейне (в Кёльне , Трире и других местах) и во Франции, в Лиможе . При этом на западе ювелиры отдали предпочтение более простой технологии выемчатой эмали. К периоду заката Византийской империи (XIV—XV века) эмали уже не отличались прозрачными и яркими красками .

Известные византийские эмали

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Тяжелов В. Н., Сопоцинский О. И. Искусство средних веков. — М. : Искусство, 1975. — С. 102. — (Малая история искусств).
  3. Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV—XV веков. — Л. , 1981. — С. 192.
  4. Байе Ш. Византийское искусство. — СПб. , 1888. — С. 90.
  5. Флёров А. В., Дёмина М. Т., Елизаров А. Н., Шеманов Ю. А. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. — М., 1986.
  6. Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV—XV веков. — Л. , 1981. — С. 196.
  7. Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV—XV веков. — Л. , 1981. — С. 130.
Источник —

Same as Византийские эмали