Interested Article - Маскарон

Маскаро́н ( фр. mascaron из итал. mascherone — большая маска) декоративный элемент в виде маски зверя, мифического существа, мифологического персонажа, в отличие от обычного понятия « маска », помещаемый на изделия декоративного и прикладного искусства — сосуды, тарели, антабы (дверные молотки, ручки) или иные изделия, в архитектуре — на замко́вые камни в архивольтах арок, наличниках или сандриках дверных и оконных проёмов. Маскароны, как и протомы , гермы , теламоны , украшают изделия классической мебели .

Как правило, маскароны представляют собой горельефное или скульптурное изображение. В средневековье такие изображения в виде устрашающих существ использовали в качестве водомётов — гаргулий . В архитектуре эпохи итальянского Возрождения маскароны чаще использовали для городских фонтанов . Такие маскароны могут иметь комический характер. Маскароны — распространённый мотив в искусстве французских художников школы Фонтенбло . Декоративные маскароны — неотъемлемая часть ренессансных гротесков , рисунков и орнаментальных гравюр фламандского барокко , немецких кляйнмайстеров , художников французского «большого стиля» Людовика XIV , стиля Регентства и рококо , композиций Ж. Лепотра , фантазий «беренад» — рисунков Жана Берена Старшего .

Один из самых знаменитых в популярной культуре маскаронов — так называемые « Уста истины » ( итал. Bocca della Verità ) — античная круглая мраморная плита с изображением маски Тритона (или Океана ), датируемая I веком н. э. и расположенная с XVII века в нартексе церкви Санта-Мария-ин-Козмедин в Риме . В Средние века с этим диском было связано поверье, что если лжец вставит руку в отверстие, выполненное в виде рта божества, то божество её откусит. Широкую известность эта легенда получила после выхода на экраны американской романтической комедии « Римские каникулы » (реж. Уильям Уайлер , 1953).

В России маскароны появились в архитектуре петровского барокко начала XVIII века, сохранялись на протяжении всего XVIII столетия и получили наибольшее распространение в архитектуре классицизма и неоренессанса XIX века. Позднее — в архитектуре неоклассического течения периода модерна .

Галерея

Примечания

  1. итальянский суффикс «-one» означает преувеличение
  2. Власов В. Г. Маскарон // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 368

Литература

Ссылки

  • / ADcity: Архитектурный журнал
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Маскарон