Interested Article - Рай

«Изгнание Адама и Евы из рая». Гравюра Гюстава Доре
«Четыре сезона рая». Картина Николы Пуссена

Рай в религии обозначает место и/или состояние вечной совершенной жизни (бытия) ; место вечного счастья и наслаждений . Представления о рае в том или ином виде проистекают из мифологии древнейших культур мира и затем постепенно развиваются в различных видах политеистической религии, в зороастризме , иудаизме , христианстве , исламе .

В философских концепциях, таких как трансгуманизм , часто в художественной литературе, термин «рай» используется не в прямом смысле, не как место вечной жизни, а в переносном, как некое блаженное состояние в нынешней, земной жизни.

Понятия о рае формировались под влиянием религиозно-философских образов на протяжении всей истории человечества . Эти образы могут трактоваться как космогонические , так и эсхатологические или даже как те и другие сразу. Рай зачастую противопоставляется реальному миру со всеми его глобальными проблемами и невзгодами человеческой цивилизации: в раю есть только процветание и счастье, это земля удовлетворения без нужды, боли и конфликтов. Рай часто описывается как некое «высшее место» ( см. Небеса ), в отличие от занимающего промежуточное положение земного мира и «низшего» подземного/загробного мира , такого как, например, христианский ад [ источник не указан 547 дней ] .

В эсхатологическом контексте рай представляется обителью умерших, при жизни соблюдавших добродетели . Например, в древнеегипетских верованиях рай — Иару , тростниковые поля идеальных охотничьих и рыболовных угодий, где мёртвые живут вечно после божественного суда. В христианском и исламском понимании Небеса — это «райское облегчение», освобождение от «бремени земного существования». С другой стороны, в космогоническом контексте рай описывается как мир до того времени, как он был испорчен злом [ источник не указан 547 дней ] .

Тематика рая и ада всегда была весьма популярна в искусстве и литературе, особенно в эпоху Просвещения , одним из известных образцов литературных произведений того времени является поэма Джона Мильтона « Потерянный рай ». Впоследствии он написал и поэму « Возвращённый рай ».

Концепция рая подразумевает два понятия:

  1. Рай изначальный — первозданное состояние человека в Эдеме , утраченное вследствие грехопадения ;
  2. Рай — эсхатологическое состояние, достигнутое преодолением разделения на рай и ад в конце времён (в каббале — в конце эволюции): Царство небесное , Элизий , тиккун , фрашо-керети , мокша .

Мифология

В античной мифологии

См. Элизиум

В славянской мифологии

См. Ирий ( вырий )

В армянской мифологии

См. Драхт

В германо-скандинавской мифологии

См. Вальхалла

В египетской мифологии

Иару — рай Осириса , расположенный на западе, конечная цель души после смерти, достичь которой можно лишь после путешествия в солнечной ладье и после прохождения испытания в зале суда Осириса.

В грузинской мифологии

Зесхнели — обитель высших существ, делящаяся на семь небес, из которых седьмое и наивысшее — место пребывания Творца вселенной ( Гмерти ), его первых творений ( хвтисшвили ) и душ праведников.

В Ветхом Завете

При сотворении мира Бог поместил человека в земном раю:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке , и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс . Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [ Тигр ]: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Евфрат . И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.

Библейская энциклопедия архимандрита Никифора предполагает, что географически «… страна Едемская и Рай находились в местности лежащей близ рек Тигра и Евфрата ».

В раю Бог даёт человеку власть над всеми стихиями и живыми существами:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землёю,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым;

Также в раю первому человеку Адаму была сотворена помощница — жена Ева :

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Обитающие в нём первые люди: Адам и Ева имели непосредственное общение с Богом и согласно Библии были безгрешны вследствие чего должны были жить вечно, имея доступ к Дереву жизни ( Быт. ). В раю был только один запрет: нельзя было вкушать плодов от Древа познания добра и зла . За нарушение этого запрета Богом было предусмотрено наказание — смерть (Быт. 2:16, 17).

Грехопадение и его последствия

Вкусив плоды с дерева познания первые люди совершили грех, нарушив ясный запрет Бога ( Быт. ), в результате чего они утратили совершенство, потеряли хорошие отношения с Богом, вечную жизнь, были изгнаны из рая , стали болеть, стареть и умирать:

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Люди потеряли возможность непосредственного общения с Богом, вечную жизнь в совершенной природе, стали подвержены греху , болезням , страданиям и смерти, утратили доступ к Дереву жизни:

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

В христианстве

Рай обретённый

В христианстве раскрывается новый смысл рая как «Царства Небесного», уготованного от начала мира, утраченного из-за грехопадения людей и вновь открытого всем людям в результате победы Иисуса Христа над адом . Изначальное прошлое и конечное будущее соединяются в идее рая. На первоначальном, утерянном райском состоянии нельзя остаться — рай в конце мирового процесса есть несколько иной. Это рай после познания греха, страданий и испытаний, в которых раскрываются бесконечная милость Бога и немощь человека. Можно даже сказать, что это рай после ада, после опыта зла и свободного отвержения ада. Святые наследуют рай после земной смерти и воскресения в новом мироздании, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая непрестанную радость и блаженство .

Диалектика понятий о рае и свободе раскрыта Ф. М. Достоевским , ей он посвятил произведения « Сон смешного человека », «Сон Версилова» и «Легенда о Великом Инквизиторе». Достоевский здесь выражает мнение некоторых людей своего времени, полагавших, что в раю нет места человеческой свободе и что свобода якобы возможна в грехе и отпадении от Бога, хотя Православная церковь называет это рабством дьяволу . Литературный персонаж не может примириться ни с тем раем, который ещё не знает испытания свободы, не прошёл ещё через свободу, ни с тем раем, который после всех испытаний будет организован принудительно, без свободы человеческого духа. Для него приемлем только рай, прошедший через свободу, которого свобода возжелала. Принудительный рай в прошлом и принудительный рай в будущем был предметом ужаса Достоевского, был для него соблазном антихриста . Ибо Христос есть прежде всего свобода .

В Новом завете

Всё Евангелие утверждает, что рай там, где Иисус Христос ( Мф. , Мк. , Лк. ).

Господи! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать…

Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам!

Далее Новый завет даёт о рае следующие сведения:

  • в рай вступил распятый с Иисусом Христом « благоразумный разбойник » ( Лк. ), но библеист Хонг пишет об использовании запятой в данном стихе и влиянии места запятой на смысл стиха (того же мнения придерживаются и адвентисты седьмого дня).
  • «он был восхищен в рай» ( 2Кор. )
  • «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.» ( Отк. )
  • о нём Иисус Христос говорил апостолам: «в доме Отца Моего обителей много… иду приготовить место вам» ( Ин. ), а апостол замечал: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворённый, вечный» ( 2Кор. ). Исторические церкви считают, что данные стихи о рае, но слово «рай» в них не упоминается.

Царство Небесное

Ца́рство Небе́сное — обитель праведников, кающихся и искупленных (спасённых) грешников, воссоединённых с Богом для вечной жизни .

Небесный Иерусалим

Небесный Иерусалим — видение будущего рая, описанное в Откровении Иоанна Богослова : «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста для мужа своего. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов… Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет. Среди улицы его и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. И ничего не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Апок. 21:2;12;21;25; 22:2-5).

В богословском толковании

В понимании церкви небесный рай, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или «первое небо»; за ним, выше, есть ещё небеса ( Откр. ; ; ). Климент Римский говорит об апостоле Петре , что он по смерти « отошёл в место славы », о Павле — что он « по кончине отошёл в место святое ».

Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они « пребывают в подобающем месте у Господа ». Ириней Лионский замечает, что « преложенные (то есть умершие на земле праведники) преложены в рай, ибо рай приготовлен для людей праведных и духовных ».

Согласно Ефрему Сирину , все праведники водворяются в обществе радости, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Там они могут видеть « мысленное Солнце » (то есть Бога), светом которого озаряясь наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божиими. Но Афанасий Великий замечает:

«Вопрос, где находятся отшедшие души — вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас».

В учении Отцов Церкви души святых в небесных райских обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые ( Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся в небесном раю, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих ещё на земле.

Раздел богословия, рассматривающий вопросы восстановления рая в конце времён — Христианская эсхатология .

Рай и лоно Авраамово

Иларий Пиктавийский , Григорий Нисский и другие говорят о «лоне Авраамовом» в раю как о месте общения с ангелами и душами святых, где предвкушается вечное блаженство, которое наступит после всеобщего воскресения и страшного суда. При этом Ипполит и Тертуллиан отличают рай, или небо, как специальное место селения мучеников и пророков от лона Авраамова как селения праведников .

Образы в религиозной традиции

К наиболее древним сказаниям о рае относится мученичество святой Перпетуи (ум. в 203 году ). В нём рай небесный в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях рая ему приписываются характеристики всего прекрасного, что мог найти человек в природе.

Для христианского искусства рай с самого начала был одним из излюбленных предметов изображения, во фресках , на саркофагах , в мозаиках катакомб , равно как вообще в живописи.

В исламе

В исламской эсхатологии для обозначения рая также употребляются слова джа́ннат («сады») ан-на’им («благодать»), аль-фирдаус («рай») и другие. Согласно исламской догматике, после Судного дня верующие попадут в рай, а неверующие будут вечно пребывать в аду . В раю люди будут вечно наслаждаться благами, уготованными им Аллахом. Главной наградой для обитателей рая будет созерцание Господа . Аллах создал рай и ад до сотворения творений, и они не будут уничтожены . Рай охраняют ангелы во главе с ангелом, которого зовут Ридван .

Рай имеет огромные размеры и несколько уровней для различный категорий праведников . В нём будет ни холодно и ни жарко. Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса . В хадисах упоминается райское дерево Туба и множество других деревьев, стволы которых состоят из золота . В Коране упоминаются деревья «тальх» (акация), «увешанное плодами» , и «сидр» без обычных для них шипов . Венчает рай дерево « сидрат аль-мунтаха » (лотос крайнего предела) .

Коранический рай — это тенистые сады с многочисленными источниками, каналами и прудами . В раю имеются четыре сада (Адн , Фирдаус , Мава и Наем ) и четыре реки ( Сальсабиль , Тасмим , Маин и Каусар ). На самом верхнем уровне находится Фирдаус, выше которого уже начинается Арш — Трон Аллаха. Иногда различные названия рая трактуются как названия разных его частей . В райских реках текут вода, молоко, райское вино и мёд . Среди водоёмов особо выделяется Каусар, предназначенный специально для пророка Мухаммада и в который стекаются все райские реки .

В исламском предании имеются сведения о том, что все обитатели рая получат то, что невозможно себе представить и описать словами . Исламские богословы ( улемы ) считают, что описания в Коране и сунне рая и ада отражают лишь приблизительные представления на уровне человеческих понятий, а их истинная сущность непостижима и будет прояснена только после Божьего Суда. Все представления о загробной жизни принимаются мусульманами к сведению с оговоркой того, что истинная сущность всего этого известна только Аллаху .

Коранические образы райских наслаждений широко использовались в проповеднических целях ( дават ). В современных проповедях ислама конкретная образность рая переплетается с символическим толкованием, а выдвижение на первый план различных аспектов зависит от аудитории и задач. Антиисламская пропаганда использует те же образы в качестве доказательства «безнравственности» и «грубости» ислама .

В Коране также упоминается лицезрение Аллаха: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие» . Суннитские богословы (улемы) считают обязательным верить в то, что праведники увидят Аллаха в раю (без образа, без места и без направления). В сборниках хадисов аль-Бухари, Муслима, Абу Давуда и ат-Тирмизи приводятся хадисы, в котором говорится: «Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну, и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами» . Возможность лицезрения Аллаха будет вершиной райских благ .

В раю будут пребывать праведники в возрасте 33 лет, которые не будут испытывать никаких проблем и трудностей . Они не будут пустословить и грешить .

Кораническое описание рая породило несколько богословских проблем, среди которых вопрос о его сотворённости и времени творения. Согласно распространившемуся суннитскому представлению, рай сотворён и существует, но основная часть райских наслаждений будет дарована только после Судного дня . Конкретная чувственность коранических описаний рая часто смущала исламских богословов. Некоторые из них ставили вопрос о возможности их символического толкования и рассуждали о преобладании интеллектуальных и духовных наслаждений над телесными .

В основы суннитского вероубеждения вошло положение, что главным наслаждением праведников в раю будет «лицезрение Аллаха». В отличие от суннитов , мутазилиты отрицали всякую возможность созерцать Бога, однако большинство суннитов подчёркивают реальность созерцания Бога, не уточняя, говоря при этом, что Бог ни на кого, ни на что не похож и жители рая будут видеть его без образа и не в каком-либо направлении .

В индуизме и буддизме

В буддизме понятие рая отличается от нирваны — в раю находятся те, кто заслужил его в силу благой кармы. Но пребывание там не вечно — по мере исчерпания благой кармы существо может родиться в иных мирах. Нирвана не считается раем — это принципиально иное состояние блаженства и отрешённости, непривязанности, в которое «вступают» Будды. Согласно учению Будды рай может быть утерян (благая карма исчерпывает себя), в то время как нирвана (пали: ниббана) не может быть утрачена — постигший Учение Будды и пребывающий в нирване уже не может утерять её.

В индуизме понятие рая разнится в зависимости от той или иной формы индуизма. Так кришнаиты (вайшнавы) полагают, что праведные и преданные Кришне адепты будут находиться и наслаждаться общением с ним (с Кришной) на Кришналоке — (санскр. «Кришналока» — «мир Кришны».) Шиваиты считают, что именно Шива является Верховным Богом и соответственно они будут взяты в мир Шивы, где будут практиковать йогу и мистические совершенства (сиддхи). Свой подход к этим вопросам у тантриков (кула и др. школы) и индуистов иных направлений.

В философии

Рай в начале есть первоначальная цельность, не знающая отравы сознания, отравы различения и познания добра и зла. В этот рай нет возврата. И этот рай не знает свободы, которой мы так дорожим как высшим своим достоинством. Рай в конце предполагает, что человек уже прошёл через обострение и раздвоение сознания, через свободу, через различение и познание добра и зла. Этот рай означает новую цельность и полноту после раздвоения и раздроблённости.

В искусстве

Данте и Беатриче у последнего круга рая.
Чюрлёнис. Рай. 1909 г.

В поэзии Данте

  • 1 небо ( Луна ) — обитель соблюдающих долг.
  • 2 небо ( Меркурий ) — обитель реформаторов и невинно пострадавших.
  • 3 небо ( Венера ) — обитель влюблённых.
  • 4 небо ( Солнце ) — обитель мудрецов и великих учёных.
  • 5 небо ( Марс ) — обитель воителей за веру.
  • 6 небо ( Юпитер ) — обитель справедливых правителей.
  • 7 небо ( Сатурн ) — обитель богословов и монахов.
  • 8 небо (сфера звёзд) — обитель «торжествующих».
  • 9 небо ( Перводвигатель ) — кристальное небо.
  • 10 небо ( Эмпирей ) — Пламенеющая Роза и Лучезарная Река — обитель Божества.

Кинематограф

Другое

Примечания

  1. , с. 182.
  2. (англ.) . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 14 января 2021. 6 мая 2019 года.
  3. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
  6. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  7. / Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия : В 4 вып. / Труд и издание архим. Никифора. Вып. 1—4. — М., 1891—1892. — Т. 1. А — Е. — 1891. — II, 248, V с. — С. 209.
  8. Николай Бердяев . 3 октября 2010 года.
  9. Hong. J Understanding and Translating 'Today' in Luke 23.43 The Bible Translator Vol. 46, 1995, pp. 408—417.
  10. .
  11. аль-Кияма
  12. Шарху’ль-Акидадит-Тахавийя, с. 420—432
  13. аль-Хадид
  14. ат-Тирмизи «Джанна» 2, /2528/
  15. ат-Тирмизи, «Тафсир», «Вакиа», /3289/
  16. ат-Тирмизи «Джанна» 1, /2527/
  17. аль-Ваки‘а
  18. аль-Ваки‘а
  19. ан-Наджм
  20. Мухаммад , ар-Рахман
  21. ат-Тавба
  22. аль-Кахф
  23. ас-Саджда
  24. ас-Саффат
  25. аль-Бакара , Аль ‘Имран
  26. аль-Инсан
  27. аль-Мутаффифин
  28. аль-Ваки‘а
  29. аль-Кавсар
  30. , с. 59.
  31. .
  32. аль-Бухари, «Баду’ль-Хальк» 8
  33. , с. 60.
  34. аль-Бухари , «Мавакитус-Салат» 6, 26
  35. Муслим «Имам» 297, /181/
  36. ад-Духан

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Рай